Людмила Максакова: «Жгучий брюнет с большими глазами»

 
Это интервью актриса Театра им. Вахтангова Людмила Максакова дала "Театралу" осенью 2016 года - накануне торжественной церемонии вручения премии "Звезда Театрала", где народному артисту СССР Владимиру Этушу было присвоено звание "Легенда сцены". В память о выдающемся артисте (Владимира Этуша не стало утром 9 марта) "Театрал" напоминает читателям слова Людмилы Васильевны. 
 
– Я училась на курсе у Владимира Абрамовича. Но для начала скажу о театральной Москве того времени.

Кажется, проще было полететь на Марс, чем поступить в Театральное училище имени Щукина, а уж тем более (по его окончании) – попасть в труппу Театра Вахтангова. Он, конечно, всегда был на особом положении, а в пятидесятые годы (на фоне всеобщей конъюнктуры и лакированности) заметно выделялся почерком актерской игры. Впрочем, это понятно сейчас. А тогда, в шестнадцать-то лет, я этого не осознавала. Мне даже совершенно неважно было, кто набирает курс и что там будет происходить.

Ну, а дома у нас царило оперное царство Большого театра. И хотя в нашей семье всегда дружили, например, со МХАТом, в тонкости и различия между драматическими театрами никто не вникал. А с Театром Вахтангова и вовсе контактов не было, несмотря на то, что Рубен Николаевич Симонов, ставил как-то в Большом театре «Кармен», и мама там пела заглавную партию.

Так вот, когда я поступила на курс к Этушу, дома живо заинтересовались, «к кому же Людочка поступила».
Я первым делом описала внешность Владимира Абрамовича, но никто ничего не понял. А потом вдруг слышу такой диалог мамы с Антониной Васильевной Неждановой:

– Так кто же все-таки Людочкин курс будет вести? – спрашивает Антонина Васильевна.
– Людмилочка говорит, что курс набрал жгучий брюнет, с большими черными глазами, с орлиным носом...
– О! Так это Женя Вахтангов! – восклицает Антонина Васильевна.
– Нет-нет, что вы, Антонина Васильевна. Вахтангов давно умер.
– Так... М-м-м... Черные глаза и орлиный нос... Так значит это Рубен Симонов!

Но и этот вариант мама снова отклонила:
– Нет-нет, Рубен Николаевич возглавляет театр, а это же – училище.
В общем, это сегодня мы все знаем, что Владимир Абрамович – легенда с рекордным стажем преподавания, а тогда мама с Антониной Васильевной еще довольно долго перебирали всех знакомых театральных брюнетов с черными глазами и орлиными носами, прежде чем выяснилось, что это Владимир Этуш.
Мы, конечно, знали, что он фронтовик, но о войне Владимир Абрамович никогда ничего не рассказывал, хотя он, конечно, очень многое испытал.

Люди воевавшие крайне редко и неохотно вспоминают о том страшном периоде. Вот и Этуш молчал. Мы только потом от третьих лиц косвенно узнавали, что на фронте наш Владимир Абрамович проявлял настоящее мужество. И, конечно, в силу этого он отличается совершенно отношением к миру, к людям, к жизни и к смерти. Владимир Абрамович, побывав на войне, где год засчитывается за десять, где смерть ходит рядом, уже принадлежал, если можно так сказать, к особой человеческой породе и подходил ко многому с этими мерками.

Не скажу, что стал он добрее и мягче: требовательным был чрезвычайно. Его всегда отличала внутренняя подтянутость, а нам и вовсе казалось, что он человек очень суровый. Только потом мы поняли, что это не суровость, а – как бы сказать? – школа жизни что ли.

Помимо творческих задач, главное, что он требовал от студентов, это дисциплина.
Однако с нашим курсом Владимиру Абрамовичу, что называется, «не свезло». Дело в том, что у нас подобралась настолько разношерстная и хулиганская компания, что мы так и остались первым и последним курсом, который набрал Этуш. После нас он решил за это дело больше не браться.

При этом мы, хулиганы, играли под его руководством в спектакле «Горячее сердце». И, что говорить, замечательный был спектакль…

Но когда мы стали его сдавать (а ректором училища тогда еще был Борис Евгеньевич Захава, непосредственный ученик Вахтангова), случилась такая история. Спектакль начинался с того, что дворник села метет улицу. И вот метет он минуту, две, три, пять, десять... И больше ничего не происходит. Вдруг раздается гневный голос Владимира Абрамовича:
– Занавес!

Оказалось, что наш замечательный Женя Крючков, может, для того чтобы приглушить волнение, перед спектаклем что-то глотнул. И, к сожалению, это сказалось не самым лучшим образом на судьбе постановки. Но все равно у нас были и другие хорошие дипломные спектакли. Один из них «Мещанин во дворянстве», который поставил большой друг Этуша Владимир Георгиевич Шлезингер. Журдена тогда играл Зиновий Высоковский. Вообще Этуш воспитал на нашем курсе довольно сильных и талантливых актеров, многих из которых, к сожалению, уже нет. Потом, кстати, «Мещанин во дворянстве» переехал в репертуар Театра Вахтангова, и в нем я продолжала играть служанку Николь, а господина Журдена играл уже сам Владимир Абрамович.

Что касается актерских работ Этуша, то в первые годы (так рассказывали) судьба не слишком ему улыбалась. Но потом случился спектакль «Два веронца», где ярко проявились комедийные черты его таланта. Этуш играл Лаунса, выходил на сцену с уморительной искусственной собачонкой, и, по общему мнению, эта роль была его большой удачей. Потом, когда он играл уже в «Западне» Золя роль Купо, тут проявлялась уже совсем другая, глубоко драматическая грань его таланта. Трагическая роль. Спектакль был очень интересный, я его помню, но все-таки чаще он играл комедийные или трагикомические роли.
С другой стороны, как говорил Петр Наумович Фоменко, «страданку» может сыграть любой, а вот дар комедийный – все-таки редкость.

Сегодня Этуш – всенародно любимый артист, хотя ведь снимался он не так уж и много. И, к сожалению, целый ряд картин с его участием не доехали до нынешнего дня. Зато с Гайдаем ему, безусловно, повезло. Режиссер его обессмертил и до сих пор эти комедии не потеряли ни грамма своей популярности.
Любовь зрителей к Этушу так велика, что когда мы играем в театре, например, спектакль «Пристань», зрители долго аплодируют одному только его появлению на сцене. И Владимиру Абрамовичу приходится ждать, когда зал утихнет, прежде чем начинать свою роль. Абсолютно то же самое происходит и в блестящем спектакле «Дядюшкин сон», и в «Окаемовых днях». Так было и в «Принцессе Турандот», когда Этуш играл там Бригеллу.

Думаю, в связи с возрастом и актерской мудростью появилась новая грань, когда актер ничего тебе не доказывает. Вместо этого возникает особого рода магнетизм, когда публика сама притягивается к актеру без усилий с его стороны. А это уже совсем другой эффект. Вот почему он – легенда. 

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • «Точки возврата не будет»

    В пятницу, 5 апреля, в Ярославль с рабочим визитом приехал художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин в сопровождении представителей Министерства культуры. Они приняли участие в общественных обсуждениях вопроса об объединении театров в Первый национальный и встретились с коллективом Волковского театра. ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
Читайте также


Читайте также

  • Не стало Галины Кмит

    Фотограф, заслуженный деятель искусств РФ Галина Кмит умерла на 88-м году жизни. Об этом сообщила  внучка Кмит Ася Дубровская. Галина Кмит родилась 16 декабря 1931 года в Одессе. Ее отец - украинский писатель, сценарист и журналист Василий Радыш. ...
  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • Умерла актриса Джорджия Энджел

    Американская актриса Джорджия Энджел ушла из жизни в возрасте 70 лет. Широкому зрителю она известна по комедийным сериалам «Шоу Мэри Тайлер Мур» и «Все любят Рэймонда». По данным телеканала Fox News, Энджел скончалась в Принстоне в минувшую пятницу, однако об этом стало известно только сейчас. ...
  • «Новоселье отмечали капустником»

    «А если я по дому загрущу, на Чистых я фиалку отыщу и вспомню о Москве», – с такой поправкой песня Геннадия Шпаликова звучит со сцены «Современника» в музыкальном вечере «Шагает солнце по бульварам», посвященном основателям театра. ...
Читайте также