Людмила Максакова: «Жгучий брюнет с большими глазами»

 
Это интервью актриса Театра им. Вахтангова Людмила Максакова дала "Театралу" осенью 2016 года - накануне торжественной церемонии вручения премии "Звезда Театрала", где народному артисту СССР Владимиру Этушу было присвоено звание "Легенда сцены". В память о выдающемся артисте (Владимира Этуша не стало утром 9 марта) "Театрал" напоминает читателям слова Людмилы Васильевны. 
 
– Я училась на курсе у Владимира Абрамовича. Но для начала скажу о театральной Москве того времени.

Кажется, проще было полететь на Марс, чем поступить в Театральное училище имени Щукина, а уж тем более (по его окончании) – попасть в труппу Театра Вахтангова. Он, конечно, всегда был на особом положении, а в пятидесятые годы (на фоне всеобщей конъюнктуры и лакированности) заметно выделялся почерком актерской игры. Впрочем, это понятно сейчас. А тогда, в шестнадцать-то лет, я этого не осознавала. Мне даже совершенно неважно было, кто набирает курс и что там будет происходить.

Ну, а дома у нас царило оперное царство Большого театра. И хотя в нашей семье всегда дружили, например, со МХАТом, в тонкости и различия между драматическими театрами никто не вникал. А с Театром Вахтангова и вовсе контактов не было, несмотря на то, что Рубен Николаевич Симонов, ставил как-то в Большом театре «Кармен», и мама там пела заглавную партию.

Так вот, когда я поступила на курс к Этушу, дома живо заинтересовались, «к кому же Людочка поступила».
Я первым делом описала внешность Владимира Абрамовича, но никто ничего не понял. А потом вдруг слышу такой диалог мамы с Антониной Васильевной Неждановой:

– Так кто же все-таки Людочкин курс будет вести? – спрашивает Антонина Васильевна.
– Людмилочка говорит, что курс набрал жгучий брюнет, с большими черными глазами, с орлиным носом...
– О! Так это Женя Вахтангов! – восклицает Антонина Васильевна.
– Нет-нет, что вы, Антонина Васильевна. Вахтангов давно умер.
– Так... М-м-м... Черные глаза и орлиный нос... Так значит это Рубен Симонов!

Но и этот вариант мама снова отклонила:
– Нет-нет, Рубен Николаевич возглавляет театр, а это же – училище.
В общем, это сегодня мы все знаем, что Владимир Абрамович – легенда с рекордным стажем преподавания, а тогда мама с Антониной Васильевной еще довольно долго перебирали всех знакомых театральных брюнетов с черными глазами и орлиными носами, прежде чем выяснилось, что это Владимир Этуш.
Мы, конечно, знали, что он фронтовик, но о войне Владимир Абрамович никогда ничего не рассказывал, хотя он, конечно, очень многое испытал.

Люди воевавшие крайне редко и неохотно вспоминают о том страшном периоде. Вот и Этуш молчал. Мы только потом от третьих лиц косвенно узнавали, что на фронте наш Владимир Абрамович проявлял настоящее мужество. И, конечно, в силу этого он отличается совершенно отношением к миру, к людям, к жизни и к смерти. Владимир Абрамович, побывав на войне, где год засчитывается за десять, где смерть ходит рядом, уже принадлежал, если можно так сказать, к особой человеческой породе и подходил ко многому с этими мерками.

Не скажу, что стал он добрее и мягче: требовательным был чрезвычайно. Его всегда отличала внутренняя подтянутость, а нам и вовсе казалось, что он человек очень суровый. Только потом мы поняли, что это не суровость, а – как бы сказать? – школа жизни что ли.

Помимо творческих задач, главное, что он требовал от студентов, это дисциплина.
Однако с нашим курсом Владимиру Абрамовичу, что называется, «не свезло». Дело в том, что у нас подобралась настолько разношерстная и хулиганская компания, что мы так и остались первым и последним курсом, который набрал Этуш. После нас он решил за это дело больше не браться.

При этом мы, хулиганы, играли под его руководством в спектакле «Горячее сердце». И, что говорить, замечательный был спектакль…

Но когда мы стали его сдавать (а ректором училища тогда еще был Борис Евгеньевич Захава, непосредственный ученик Вахтангова), случилась такая история. Спектакль начинался с того, что дворник села метет улицу. И вот метет он минуту, две, три, пять, десять... И больше ничего не происходит. Вдруг раздается гневный голос Владимира Абрамовича:
– Занавес!

Оказалось, что наш замечательный Женя Крючков, может, для того чтобы приглушить волнение, перед спектаклем что-то глотнул. И, к сожалению, это сказалось не самым лучшим образом на судьбе постановки. Но все равно у нас были и другие хорошие дипломные спектакли. Один из них «Мещанин во дворянстве», который поставил большой друг Этуша Владимир Георгиевич Шлезингер. Журдена тогда играл Зиновий Высоковский. Вообще Этуш воспитал на нашем курсе довольно сильных и талантливых актеров, многих из которых, к сожалению, уже нет. Потом, кстати, «Мещанин во дворянстве» переехал в репертуар Театра Вахтангова, и в нем я продолжала играть служанку Николь, а господина Журдена играл уже сам Владимир Абрамович.

Что касается актерских работ Этуша, то в первые годы (так рассказывали) судьба не слишком ему улыбалась. Но потом случился спектакль «Два веронца», где ярко проявились комедийные черты его таланта. Этуш играл Лаунса, выходил на сцену с уморительной искусственной собачонкой, и, по общему мнению, эта роль была его большой удачей. Потом, когда он играл уже в «Западне» Золя роль Купо, тут проявлялась уже совсем другая, глубоко драматическая грань его таланта. Трагическая роль. Спектакль был очень интересный, я его помню, но все-таки чаще он играл комедийные или трагикомические роли.
С другой стороны, как говорил Петр Наумович Фоменко, «страданку» может сыграть любой, а вот дар комедийный – все-таки редкость.

Сегодня Этуш – всенародно любимый артист, хотя ведь снимался он не так уж и много. И, к сожалению, целый ряд картин с его участием не доехали до нынешнего дня. Зато с Гайдаем ему, безусловно, повезло. Режиссер его обессмертил и до сих пор эти комедии не потеряли ни грамма своей популярности.
Любовь зрителей к Этушу так велика, что когда мы играем в театре, например, спектакль «Пристань», зрители долго аплодируют одному только его появлению на сцене. И Владимиру Абрамовичу приходится ждать, когда зал утихнет, прежде чем начинать свою роль. Абсолютно то же самое происходит и в блестящем спектакле «Дядюшкин сон», и в «Окаемовых днях». Так было и в «Принцессе Турандот», когда Этуш играл там Бригеллу.

Думаю, в связи с возрастом и актерской мудростью появилась новая грань, когда актер ничего тебе не доказывает. Вместо этого возникает особого рода магнетизм, когда публика сама притягивается к актеру без усилий с его стороны. А это уже совсем другой эффект. Вот почему он – легенда. 

  • Нравится


Самое читаемое

  • В Грузии устроили протест против гастролей театра «У Никитских ворот»

    В Кутаиси вечером в  субботу, 19 октября, около двух десятков членов неправительственной организации вышли на акцию протеста, стихийно устроенную перед знанием Театра им. Месхишвили. Участники акции показали администрации кутаисского театра и московской труппе «красные карточки», заявив тем самым, что для них неприемлемо нахождение российского театра в Кутаиси. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Ленком» готовит премьеру последнего спектакля Марка Захарова

    Творческая команда «Ленкома» продолжает работу над спектаклем «Капкан» по произведениям Владимира Сорокина, который не успел закончить Марк Захаров. Первоначально премьера намечалась на 2 декабря. Эту дату дирекция «Ленкома» решила не менять. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также


Читайте также

  • Ушел из жизни продюсер МХТ Александр Попов

    Театральный продюсер и педагог, бывший завлит и замдиректора МХАТа и «Табакерки» Александр Попов скоропостижно скончался в Бостоне в возрасте 55 лет. Об этом сообщается на сайте МХТ им. Чехова. «В начале 2000-х, придя во МХАТ вместе с Олегом Павловичем Табаковым, он был заместителем директора театра, инициатором многих нововведений и начинаний первых лет «эпохи Табакова», - говорится в некрологе. ...
  • В Казани простились с актером, скончавшимся во время спектакля

    В воскресенье, 13 октября, состоялись похороны актера Казанского театра юного зрителя Арсения Курченкова, который умер на сцене во время спектакля «Бал.Бесы». «Десятого октября в Казани на 43-м году жизни скоропостижно скончался ведущий артист Казанского государственного театра юного зрителя, заслуженный артист Республики Татарстан, автор и исполнитель песен Арсений Сергеевич Курченков», — говорится на сайте ТЮЗа. ...
  • Ушла из жизни жена Папанова Надежда Каратаева

    Вечером в четверг, 10 октября, на 96-м году жизни скончалась заслуженная артистка России, ветеран Великой Отечественной войны Надежда Каратаева. Об этом сообщает пресс-служба Московского театра сатиры. Надежда Юрьевна служила в Театре сатиры с 1950 года, сыграв несколько десятков острохарактерных ролей, в числе которых – Серафима Иванова («Маленькие комедии большого дома»), Сметанкина («Таблетку под язык»), унтер-офицерская вдова («Ревизор»), Наталья Судакова («Гнездо глухаря»), Шанель («Восемь любящих женщин») и др. ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
Читайте также