Одним Сережей меньше

МХТ им. Чехова завершил зимний блок показов спектакля Дмитрия Крымова

 
Дмитрий Крымов обожает всевозможные шутки с названиями своих спектаклей. Чеховские «Три сестры» у него назвались «Оноре де Бальзак. Записки о Бердичеве», а «Вишневый сад» – «Торгами». И уже никто не удивляется, что спектакль по «Анне Карениной» коротко озаглавлен «Сережей». И что заглавного героя играет не актер, а кукла в натуральную величину, сделанная Виктором Платоновым.
 
Ведь театр Крымова начинался как театр художника, театр куклы и объекта, где актеры играли вспомогательную роль. Удивительно другое – как режиссеру, привыкшему работать со своей командой учеников, в собственном (теперь уже бывшем) театре, удается транспонировать свой уникальный художественный язык на другую, большую и академическую сцену без потерь, и обратить в свою веру артистов совершенно другой школы. Однако, «Серёжа» – уже вторая после блистательной «Му-му» в Театре Наций постановка «на стороне» и вторая удача, доказывающая, что свободный дух дышит там, где захочет. 
 
От текста Толстого здесь, конечно, остались рожки да ножки. Крымов вообще редко обращается к букве литературного источника, предпочитая верность его духу. Слова давно потеряли смысл, превратились в мусор, шелуху. Анна (Мария Смольникова) бесконечно болтает всякую ерунду с единственной целью – заглушить тишину, страшную пустоту жизни, которую ей нечем заполнить, несмотря на наличие семьи, мужа и сына, которому она везт из Москвы модный дрон. При этом актриса успевает иронизировать по поводу постановки: «О, у меня же тут есть толстовская реплика» – «Здоров ли Серёжа»? Или вспоминает, как на этой самой сцене роль Анны Карениной исполняла легендарная Алла Тарасова, и по-хозяйски просит перевесить занавес с «Чайкой». От того архаичного старого театра в спектакле осталась суфлерская будка, обитатель которой тщетно пытается вернуть представление в нормальное классическое русло. Но нормально у Крымова не бывает никогда. Его метод – это парад аттракционов, где все стреляет, взрывается и несется кувырком.  
 
Тем не менее, «Сережа» – это очень тонкий, нежный и грустный спектакль. Здесь, как обычно у Крымова, много эксцентрики и публика часто смеется над ужимками и прыжками главной героини, похожей на клоунессу. Смольникова, недавно уморительно игравшая капризную девочку-подростка в «Му-Му», словно передала Карениной часть её детской непосредственности. В этой Анне тоже есть что-то трогательное и наивное. Женщина-ребенок, женщина-недоразумение, женщина-катастрофа, у которой все валится из рук и все разбивается вдребезги, в том числе собственная судьба и жизнь близких. «Вечно она во что-нибудь вляпается», – ворчит муж. И в любовь свою она именно что вляпывается, врезается, посреди вокзальной сутолоки и суеты, под лязг сцеплений и буферов, заваленная грудой чемоданов. Сначала она пытается не признавать её, не выпускать наружу. Но новое счастливое чувство сыплется из карманов, из шляпки, из туфелек блестящим конфетти.
 
И Вронский тут (Виктор Хориняк) – такой же ребенок, совсем не плейбой и не военный, большой неловкий мальчик в очках, чем-то похожий на её сына Серёжу. Чтобы произвести впечатление на даму сердца, он не выступает на скачках, а устраивает из вещей гигантские пирамиды и ходит между ними на руках – ну чистое ребячество. Такими же акробатическими упражнениями выглядят и их любовные экзерсисы, мало похожие на проявление страсти.
 
Еще одна несомненная удача спектакля – это Каренин в исполнении Анатолия Белого. Таким мы этого актера ещё не видели. Каренин здесь единственный взрослый. Он понимает Анну с полуслова, нянчится с ней, как с ребенком, хлопочет по хозяйству в домашнем фартуке, вытачивает из дерева игрушки и вкручивает разбитые женой лампочки. Милый, уютный муж, но при этом исполненный внутреннего достоинства и благородства. Даже огромные ветвистые рога с колокольчиками он умудряется носить с изяществом. Злые дети делают ему больно, но он продолжает шутить, глотая слезы. Он же старший, он сильный. И только в последней жуткой сцене, прижигая себе руку утюгом, обугленный от горя, Каренин идет вразнос и крушит все вокруг. Дом полная чаша за минуты превращается в руины. От неосторожного поступка рушится, рассыпается жизнь.
 
Помните эпиграф к роману Толстого – «мне отмщение, и аз воздам»? У Крымова возмездие к Анне приходит не в виде паровоза. Её Серёжа, ставший вдруг живым мальчиком, уходит из-под рук, буквально проваливается под землю, как в каком-то страшном сне. И тут Мария Смольникова превращается в героиню романа Гроссмана «Жизнь и судьба», потерявшую сына на фронте. Не уберегла, недоглядела, недолюбила. Её жжет то же чувство вины, что и Анну, видевшую в сыне лишь куклу, объект забот и предмет воспитания. Окруженный няньками и гувернерами, он не видел материнской ласки, не был защищен её любовью.
 
Крымов закачивает спектакль вопросами Льва Рубинштейна: «Кто помнит, куда шел тот поезд в романе? А другой поезд? А кто переписывался первыми буквами слов? Что там такое было с сенокосом? А с охотой? И зачем всё это было, в конце концов?». Так режиссер заранее остужает пыл поборников классики, возмущенных смелой трактовкой романа, но плохо помнящих, что там происходило на самом деле. И заодно констатирует, что вопросов в нашей жизни все равно больше, чем ответов. И зачем все это было, мы не узнаем никогда.    


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «Это станет сенсацией в театральном мире»

    19 февраля в зале правления Центробанка России состоялось первое заседание Оргкомитета по празднованию 100-летия Театра Вахтангова (Оргкомитет образован распоряжением Правительства РФ от 5 февраля 2020 года как исполнение Указа Президента от 2 августа 2019 года), – говорит Кирилл Крок. ...
  • Третьяковка приглашает в русскую сказку

    В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась интерактивная выставка-путешествие «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». На экспозиции представлено более 70 произведений – живопись, графика, скульптура, инсталляция и видеоарт. ...
  • Министр культуры встретилась с директорами театров

    17 февраля состоялось первое в этом году заседание в Директорской ложе театров Москвы. Впервые ее гостем стала новый министр культуры РФ Ольга Любимова.  Мероприятие по традиции началось в неформальной обстановке. За полчаса до открытия официальной части начали собираться постоянные участники заседаний и почётные гости – генеральный консул Италии Франческо Форте и чрезвычайный полномочный посол Индонезии в России Вахида Суприяди. ...
  • Умер режиссер Георгий Шенгелая

    Народный артист Грузии, кинорежиссер Георгий Шенгелая умер в возрасте 82 лет. Об этом сообщили в «Национальном центре кинематографии Грузии».   «Да, я подтверждаю, что он [Шенгелая] умер. О других деталях случившегося не смогу сказать. ...
Читайте также


Читайте также

  • Сергей Безруков: «Пьеса Чапека «Мать» особенно актуальна сейчас»

    На малой сцене Московского Губернского театра 4 и 5 марта состоится премьера спектакля «Сердце матери» по пьесе Карела Чапека «Мать».   Драма «Мать» стала итогом творчества писателя. Карел Чапек написал свою пьесу в 1938 году, когда Чехия, как и вся Европа, была в отчаянном положении: она боролась и с внутренними, и с внешними проблемами, набирал силу третий рейх. ...
  • Театр Вахтангова расскажет о Людмиле Гурченко

    Премьерные показы спектакля «Люся. Признание в любви» состоятся 6 и 7 марта на Новой сцене Театра им. Вахтангова, информирует в среду пресс-служба Вахтанговского театра. Спектакль режиссера Александра Нестерова будет посвящен Людмиле Гурченко. ...
  • Марк Розовский посвятит спектакль памяти Олега Табакова

    Художественный руководитель театра «У Никитских ворот» Марк Розовский вновь обратился к знаменитой пьесе «Амадей» британского драматурга Питера Шеффера.   Впервые спектакль по этой пьесе Розовский поставил в 1983 году на сцене Художественного театра по приглашению Олега Ефремова. ...
  • В Театре Виктюка поставят Гумилева

    Одну из главных пьес Серебряного века ставит художественный руководитель театра Роман Виктюк. Главные роли исполнит звёздный состав театра: Дмитрий Бозин, Людмила Погорелова, Анна Подсвирова, Дмитрий Жойдик. Работая над новой постановкой, Виктюк вновь обращается к эпохе, которая представляет для режиссера наибольший интерес и отвечает эстетике его авторского поиска, к Серебряному веку. ...
Читайте также