Одним Сережей меньше

МХТ им. Чехова завершил зимний блок показов спектакля Дмитрия Крымова

 
Дмитрий Крымов обожает всевозможные шутки с названиями своих спектаклей. Чеховские «Три сестры» у него назвались «Оноре де Бальзак. Записки о Бердичеве», а «Вишневый сад» – «Торгами». И уже никто не удивляется, что спектакль по «Анне Карениной» коротко озаглавлен «Сережей». И что заглавного героя играет не актер, а кукла в натуральную величину, сделанная Виктором Платоновым.
 
Ведь театр Крымова начинался как театр художника, театр куклы и объекта, где актеры играли вспомогательную роль. Удивительно другое – как режиссеру, привыкшему работать со своей командой учеников, в собственном (теперь уже бывшем) театре, удается транспонировать свой уникальный художественный язык на другую, большую и академическую сцену без потерь, и обратить в свою веру артистов совершенно другой школы. Однако, «Серёжа» – уже вторая после блистательной «Му-му» в Театре Наций постановка «на стороне» и вторая удача, доказывающая, что свободный дух дышит там, где захочет. 
 
От текста Толстого здесь, конечно, остались рожки да ножки. Крымов вообще редко обращается к букве литературного источника, предпочитая верность его духу. Слова давно потеряли смысл, превратились в мусор, шелуху. Анна (Мария Смольникова) бесконечно болтает всякую ерунду с единственной целью – заглушить тишину, страшную пустоту жизни, которую ей нечем заполнить, несмотря на наличие семьи, мужа и сына, которому она везт из Москвы модный дрон. При этом актриса успевает иронизировать по поводу постановки: «О, у меня же тут есть толстовская реплика» – «Здоров ли Серёжа»? Или вспоминает, как на этой самой сцене роль Анны Карениной исполняла легендарная Алла Тарасова, и по-хозяйски просит перевесить занавес с «Чайкой». От того архаичного старого театра в спектакле осталась суфлерская будка, обитатель которой тщетно пытается вернуть представление в нормальное классическое русло. Но нормально у Крымова не бывает никогда. Его метод – это парад аттракционов, где все стреляет, взрывается и несется кувырком.  
 
Тем не менее, «Сережа» – это очень тонкий, нежный и грустный спектакль. Здесь, как обычно у Крымова, много эксцентрики и публика часто смеется над ужимками и прыжками главной героини, похожей на клоунессу. Смольникова, недавно уморительно игравшая капризную девочку-подростка в «Му-Му», словно передала Карениной часть её детской непосредственности. В этой Анне тоже есть что-то трогательное и наивное. Женщина-ребенок, женщина-недоразумение, женщина-катастрофа, у которой все валится из рук и все разбивается вдребезги, в том числе собственная судьба и жизнь близких. «Вечно она во что-нибудь вляпается», – ворчит муж. И в любовь свою она именно что вляпывается, врезается, посреди вокзальной сутолоки и суеты, под лязг сцеплений и буферов, заваленная грудой чемоданов. Сначала она пытается не признавать её, не выпускать наружу. Но новое счастливое чувство сыплется из карманов, из шляпки, из туфелек блестящим конфетти.
 
И Вронский тут (Виктор Хориняк) – такой же ребенок, совсем не плейбой и не военный, большой неловкий мальчик в очках, чем-то похожий на её сына Серёжу. Чтобы произвести впечатление на даму сердца, он не выступает на скачках, а устраивает из вещей гигантские пирамиды и ходит между ними на руках – ну чистое ребячество. Такими же акробатическими упражнениями выглядят и их любовные экзерсисы, мало похожие на проявление страсти.
 
Еще одна несомненная удача спектакля – это Каренин в исполнении Анатолия Белого. Таким мы этого актера ещё не видели. Каренин здесь единственный взрослый. Он понимает Анну с полуслова, нянчится с ней, как с ребенком, хлопочет по хозяйству в домашнем фартуке, вытачивает из дерева игрушки и вкручивает разбитые женой лампочки. Милый, уютный муж, но при этом исполненный внутреннего достоинства и благородства. Даже огромные ветвистые рога с колокольчиками он умудряется носить с изяществом. Злые дети делают ему больно, но он продолжает шутить, глотая слезы. Он же старший, он сильный. И только в последней жуткой сцене, прижигая себе руку утюгом, обугленный от горя, Каренин идет вразнос и крушит все вокруг. Дом полная чаша за минуты превращается в руины. От неосторожного поступка рушится, рассыпается жизнь.
 
Помните эпиграф к роману Толстого – «мне отмщение, и аз воздам»? У Крымова возмездие к Анне приходит не в виде паровоза. Её Серёжа, ставший вдруг живым мальчиком, уходит из-под рук, буквально проваливается под землю, как в каком-то страшном сне. И тут Мария Смольникова превращается в героиню романа Гроссмана «Жизнь и судьба», потерявшую сына на фронте. Не уберегла, недоглядела, недолюбила. Её жжет то же чувство вины, что и Анну, видевшую в сыне лишь куклу, объект забот и предмет воспитания. Окруженный няньками и гувернерами, он не видел материнской ласки, не был защищен её любовью.
 
Крымов закачивает спектакль вопросами Льва Рубинштейна: «Кто помнит, куда шел тот поезд в романе? А другой поезд? А кто переписывался первыми буквами слов? Что там такое было с сенокосом? А с охотой? И зачем всё это было, в конце концов?». Так режиссер заранее остужает пыл поборников классики, возмущенных смелой трактовкой романа, но плохо помнящих, что там происходило на самом деле. И заодно констатирует, что вопросов в нашей жизни все равно больше, чем ответов. И зачем все это было, мы не узнаем никогда.    


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончалась актриса Театра армии Ольга Вяликова

    Актриса ЦАТРА Ольга Вяликова скончалась в понедельник, 15 июля на 66-м году жизни. О скоропостижной утрате сообщила пресс-служба театра. «Ольга Петровна работала в нашем театре с 1980 года. С 1993 по 1995 гг. была занята в знаменитой постановке «Орестея» выдающегося немецкого режиссера Петера Штайна», - говорится в некрологе. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Ушла из жизни Джемма Осмоловская

    Актриса театра и кино Джемма Осмоловская скончалась в понедельник, 15 июля, после продолжительной болезни на 81-м году жизни. Об этом сообщает пресс-служба РАМТа, в котором актриса работала с 1964 года (была принята в труппу сразу по окончании Школы-студии МХАТ). ...
  • Кирилл Крок: «Ситуация для российских театров чудовищная»

    Круглый стол, состоявшийся 8 сентября в Большом театре, был посвящен опыту Дирекции императорских театров – точнее, тем лучшим его достижениям, которые можно применить и сегодня. При этом некоторые участники дискуссии коснулись и острых проблем нынешнего дня. ...
Читайте также


Читайте также

  • Лев Додин исследует Флобера

    Под занавес 74-го сезона Малый драматический театр – Театр Европы представит премьеру «Кровь книги. Флобер». Постановка, посвященная Гюставу Флоберу и его роману «Мадам Бовари», выйдет на Камерной сцене 20 июля. ...
  • Ноктюрн, ковер, медведь и дети

    «Манюня» – это книга, ставшая визитной карточкой писательницы Наринэ Абгарян. Историю дружбы двух школьниц в маленьком армянском городке советских времен инсценировала и поставила на сцене РАМТа Рузанна Мовсесян, премьера состоялась в дни фестиваля «Черешневый лес». ...
  • Александринский театр поставит пьесу французского сюрреалиста

    Первой премьерой нового 264-го сезона в Александринском театре станет постановка Николая Рощина и Андрея Калинина «Дети у власти» по пьесе французского драматурга и поэта Роже Витрака «Виктор, или Дети у власти». ...
  • Мариинский театр назвал первую премьеру сезона

    Первой премьерой сезона 2019-2020 в Мариинском театре станет опера «Пеллеас и Мелизанда» Клода Дебюсси. Премьерные показы пройдут 24 и 28 октября в Концертном зале Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. ...
Читайте также