Театральные деятели отреагировали на слова Медведева о сокращении театров

Бомба под сценой

 
Высказывание Дмитрия Медведева о том, что в России якобы «очень много государственных театров», вызвало широкий резонанс. Председателю правительства, сделавшему такое заявление во вторник, 12 февраля, на встрече с членами Совета Федерации, уже ответил глава СТД Александр Калягин (см. «Крайне прискорбно, что это заявление прозвучало в Год театра»). По словам Медведева, государству следует поддерживать «более востребованные театры», а в ряде случаев «идти на объединение отдельных коллективов».
 
Как все же обстоит дело с числом театров в регионах? Соответствует ли их количество потребностям зрителей? К чему приводят «объединения» коллективов? С этими вопросами «Театрал» обратился к экспертам.

Дмитрий Родионов, директор Государственного Центрального театрального музея им. Бахрушина:
– Прозвучавшая мысль не нова: в последние годы ее периодически озвучивают представители управленческих структур в сфере культуры. Грустно было услышать ее вновь. На мой взгляд, за ней стоит превратно понятая политика оптимизации и повышения эффективности учреждений культуры. Между тем, на последней встрече с деятелями театра в Ярославле президент подчеркнул, что оптимизацию не следует трактовать с количественной точки зрения – она заключается не в том, чтобы бездумно сливать и объединять коллективы.

Число театров в нашей стране необходимо не сокращать, а напротив, увеличивать. В этом смысле неплохо было бы вспомнить опыт Советского Союза, когда для областных и районных центов, столиц республик были установлены отдельные нормативы по числу театров. Сейчас нам нужно приблизиться хотя бы к этим стандартам.

Что касается поддержки «наиболее востребованных», то здесь возникает вопрос, что понимать под востребованностью. Сегодня тот или иной театр мало востребован, а завтра ситуация изменится. Каждый театр, включая ведущие коллективы страны, переживает циклы развития – периоды подъема и периоды застоя. Это нормальный творческий процесс. Он зависит не от экономики, а исключительно от творческой составляющей – личности режиссера, репертуарной политики.
 
Потом, некоторые театры просто не могут стать более востребованными, потому что работают в маленьких провинциальных городках с невысокой численностью населения и имеют предельные возможности заполняемости зала. Делать из них фабрику по потогонному производству спектаклей странно. Наоборот, такие театры следует особенно поддерживать, выделяя средства на гастроли, новые постановки, участие в фестивалях. Чтобы единое культурное пространство, о котором мы мечтаем, все-таки активно формировалось с помощью государства.
 
Олег Лоевский, театральный критик, замдиректора Екатеринбургского ТЮЗа:
– Ваш звонок застал меня в поселке Мотыгино Красноярского края. Численность населения здесь составляет 4 тыс. человек, чтобы попасть сюда зимой, нужно, чтобы три реки сковал лед. Но здесь есть свой театр. В субботу не играют – банный день. Зато в другие дни из этих четырех тысяч зрителей очень многие с удовольствием приходят на спектакли.

Наверное, если мерить этот театр критериями экономической «эффективности», то он вообще не должен существовать, потому что в силу объективных причин зарабатывает очень небольшие деньги. Но для местных зрителей это отдушина, встреча с чем-то живым и неведомым. К счастью, местные власти этот театр поддержали. А могли сказать что-нибудь про «эффективность» и «объединение».

Объединение – этап, через который мы проходили уже раз восемь. В конце концов, все-таки поняли, что объединить два коллектива – значит, погубить сразу оба. Что ж, поскольку мы любим наступать на одни и те же грабли, почему бы не сделать это снова?


Вообще, если бы была возможность, я бы задал премьер-министру несколько вопросов. Во-первых, из чего он исходит, говоря, что в России слишком много театров? Во-вторых, какой театр он считает востребованным? В-третьих, понимает ли премьер-министр, как устроено взаимодействие театра и зрителя? Пускай он откроет общественности тайну, на основе какой информации он сделал свои выводы. В конечном счете все это просто вопрос компетенции…

Павел Руднев, театральный критик:
– Этот клич может вылиться в закрытие театров в регионах, и особенно муниципальных театров в малых городах России. Местные чиновники и без Медведева постоянно пытаются сбросить такие театры с баланса и отдать их места под ТЦ. А между тем, зачастую эти театры – единственный очаг культуры или яркое пятно в скудной городской архитектуре.

Все без исключения случаи объединения театральных структур доказали свою несостоятельность, уже не говоря о том, что спровоцировали массу театральных конфликтов.

Говоря о востребованности, мы всякий раз будем упираться в вопросы, кто судьи и каковы критерии оценки эффективности, как измерить пользу того или иного театра. А об этом никто никогда не договорится.

И еще мне кажется, если уж вести разговор о сокращении количества гостеатров, то начинаться он должен с принятия хорошего закона, благодаря которому станет возможно сносное существование частных театров (кое-кто, например, южно-российские города, в этом смысле преуспел, но в большинстве регионов это остается сложностью).

На самом деле, в российском театре огромное количество проблем, требующих моментального вмешательства: актерские ставки в некоторых театрах провинции составляют 8-12 тысяч рублей; в региональных вузах практически отсутствуют режиссерские школы (они сосредоточены, в основном, в столицах, как и возможности образования для театральных техников и завпостов). Среди глобальных проблем и нищета любительских театров в глубинке, и абсолютное невнимание к национальным театрам, и постоянное сужение пространства для театральной прессы… Список можно продолжать очень долго. И все это не замечается и не решается десятилетиями. Власти категорически не слышат театральных людей и вместо того, чтобы прислушаться, придумывают искусственные проблемы.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Римас Туминас: «Все хотят счастья, а его нет»

    В эти дни в Китае продолжаются гастроли Театра им. Вахтангова со спектаклем Римаса Туминаса «Евгений Онегин». Позади семь спектаклей в Гуанчжоу и Шанхае. Недавно труппа переехала в Пекин, где с 16 по 19 мая «Евгений Онегин» пройдет еще четыре раза. ...
  • Умер создатель Концептуального театра Кирилл Ганин

    Создатель и режиссер московского Концептуального театра Кирилл Ганин скончался на 53-м году жизни. Об этом сообщили его коллеги в социальных сетях. «Прощание с Ганиным состоится в пятницу 24 мая в 11:00 на Николо-Архангельском кладбище. ...
  • «Смоленск может лишиться единственного театра»

    На базе Смоленского драматического театра им. Грибоедова планируют создать филиал Мариинского театра. Об этом заявил губернатор Алексей Островский на встрече с Валерием Гергиевым.  «Театрал» дозвонился директору театра Людмиле Судовской, но она отказалась что-либо комментировать по поводу данной инициативы. ...
  • Принят закон, отменяющий театральные билеты

    С 1 июля театры начнут продавать билеты по новым правилам: вместо билета зрителю будет выдаваться кассовый чек. Об этом в понедельник, 29 апреля, сообщил на встрече «Директорской ложи» московских театров заместитель главы столичного Департамента культуры Леонид Ошарин. ...
Читайте также


Читайте также

  • Волковскому театру присвоят особый статус

    Президент Владимир Путин поддержал предложение присвоить Волковскому театру статус особо ценного объекта культурного наследия народов РФ. Об этом сообщил губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов на своей странице в Facebook. ...
  • Федеральным органам власти разрешат бесплатно арендовать исторические дома

    Госдума приняла в первом чтении законопроект, разрешающего органам федеральной власти на безвозмездной основе занимать дома, являющиеся объектами культурного наследия. Полное название документа, разработанного Минкультом РФ - «О внесении изменения в статью 52. ...
  • «Смоленск может лишиться единственного театра»

    На базе Смоленского драматического театра им. Грибоедова планируют создать филиал Мариинского театра. Об этом заявил губернатор Алексей Островский на встрече с Валерием Гергиевым.  «Театрал» дозвонился директору театра Людмиле Судовской, но она отказалась что-либо комментировать по поводу данной инициативы. ...
  • Антон Яковлев прокомментировал конфликт с Самбурской

    Режиссер Антон Яковлев, автор премьерного спектакля «Макбет» в Театре на Малой Бронной, назвал заявление Настасьи Самбурской об уходе из театра «нелепой интригой». Напомним, вечером 7 мая актриса написала в своем Instagram о том, что больше не вернется в Театр на Малой Бронной, сославшись на непонимание со стороны дирекции и режиссера Антона Яковлева. ...
Читайте также