Юрий Бутусов: «Мы теряем человека»

 
На минувшей неделе в Лондоне с успехом прошли гастроли Московского драматического театра им. Пушкина. В крупнейшем театральном центре не только английской столицы, но и Европы, пушкинцы показали несколько своих лучших работ. В их числе – «Добрый человек из Сезуана», который в Лондоне сыграли трижды при полном аншлаге. Мы решили задать несколько вопросов по итогам гастролей режиссеру спектакля Юрию Бутусову
 
– Юрий Николаевич, ваш «Добрый человек из Сезуана» впервые побывал в Лондоне – городе, давно уже избалованному самыми громкими мировыми именами и постановками. Как вы готовились к этим гастролям, было ли волнение от предстоящего испытания, от встречи с новой и весьма привередливой публикой?
 
– Особого волнения не было, потому что любые гастроли – это всегда тревога, всегда новый зритель, новая сцена... Я не часто с ребятами летаю, но и без того хорошо знаю, что в любом большом городе – своя публика и своя атмосфера, причем не важно, зарубежные ли это гастроли или поездка по России. Да, это ответственно, хлопотно, тревожно, но в Театре им. Пушкина – прекрасный коллектив, очень достойные ребята, отличное руководство. Все службы здесь исключительно опытные, поэтому беспокоиться с ними не приходится.
 
Тревожно другое – любые гастроли, это всегда некая переоценка для театра, свежий взгляд режиссера, актеров на ставший привычным спектакль: живет ли он еще или его жизнь закончилась. Держится ли его форма или что-то надо подвинтить, подчистить, подправить... В таком смысле гастроли чрезвычайно важны. И в нынешней поездке все было ровно так, мы здесь очень многое сделали, много и довольно интересно репетировали, подправили ритмы – там довольно серьезные произошли со временем ритмические изменения в спектакле не в лучшую сторону, и, как мне думается, на удалось их поправить.
 
– Надо сказать, что спектакль, показанный в Лондоне, звучал совершенно по-иному, чем это было в Москве. Такое впечатление, что и в игре актеров, и даже в текстах песен, в строках перевода с немецкого, плакатно мерцающих над сценой, появились новые смыслы. Возникло гражданское, политическое звучание, которое раньше не столь отчетливо читалось...
 
– Мне кажется, что да, так и есть. Я, если честно, боялся, что по прошествии пяти лет эта тема могла подраствориться. Для меня теперь особенно важно, быть может, не столько разбираться что такое добро и что такое зло, сколько акцентировать тему помощи, внимания к человеку, понимания: человек – самое важное что есть на Земле. И то, что мы сегодня позволяем себе так легко раскидываться угрозами друг другу, не ценить того, что у нас есть – это чудовищно. Если это не остановить, то ни к чему хорошему оно не приведет. Мы теряем человека!
 
– Согласен, теряем человека. Теряем умы, которые вынуждены покидать страну, теряем стариков, которым все труднее выживать, оказавшись незаслуженно за чертой бедности...
 
– Какая-то жестокость невероятная, она очень часто прикрывается всевозможными красивыми словами, но я ощущаю повсеместно усилившуюся агрессию, жестокосердие, под которое подводится фундамент лжепатриотизма.
 
– Вероятно от того, что сегодня происходит в стране, в мире – в вашем спектакле зазвучали совершенно иные интонации, возникла особая глубина…
 
– Во-первых, прошло пять-шесть лет, мы все немного выросли, мы пережили очень большие и очень серьезные события в судьбе страны, в судьбе мира. Конечно, благодаря тому, что Россия великая страна в смысле культуры, что у нас театр существует как театр-дом – это имеет огромное значение для развития театров, для появления новых смыслов, для создания зон художественного развития, такого нравственного поля, которое во многом нас спасает. И Брехт, Шекспир, Пушкин – они существуют для того, чтобы нас спасти.
 
– Нет ли у вас планов, желания показать вашего Брехта в Германии? Примут ли его там столь же восторженно, как это произошло в Лондоне?
 
– У нас, насколько мне известно, шли какие-то переговоры о возможных гастролях в Германию. Но что-то не сложилось, и тему отложили. Надеюсь, когда-нибудь это свершится, и наш «Добрый человек из Сезуана» приедет в Берлин. А уж как там его примут – покажет время.

Читайте также:

ГАСТРОЛИ ТЕАТРА ИМ. ПУШКИНА ВОСХИТИЛИ ЛОНДОН


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.



  • Нравится


Самое читаемое

  • «Человек становится свободным, когда способен себя ограничить»

    В преддверии 99-го сезона, который открылся в Театре им. Вахтангова в пятницу, 6 сентября, художественный руководитель Римас ТУМИНАС объявил о предстоящих планах (подробнее см. материал «Театрала»). Однако его речь отличалась не только перечислением планов, но и злободневными рассуждениями, которые, возможно, разойдутся на цитаты. ...
  • «Звезда Театрала»-2019: шорт-лист объявлен!

    Первый этап голосования позади. За лето в каждой номинации Премии «Звезда Театрала» определились тройки лидеров и по традиции объявляется шорт-лист.   У читателей есть время до конца осени, чтобы зайти на страницу Премии и решить, чьи актерские и режиссерские работы в прошлом сезоне были лучшими. ...
  • Сергей Женовач: «Будем развивать собственную труппу»

    В понедельник, 2 сентября, премьерным спектаклем Сергея Женовача «Бег» в Московском Художественном театре открылся 122-й сезон. Накануне днем состоялся традиционный сбор труппы, на котором художественный руководитель рассказал о творческих планах, а после ответил на вопросы журналистов. ...
  • «Я хотел закрыть театр на три дня»

    Вечером, 6 сентября, Театр им. Вахтангова открывает 99-й сезон премьерой спектакля Юрия Бутусова «Пер Гюнт», для которого, по словам Римаса Туминаса, нужно будет сделать другую афишу. Сейчас там изображен молодой человек с заклеенным ртом и глазами. ...
Читайте также


Читайте также

  • Александр Ширвиндт: «Голосовать не будем…»

    В преддверии встречи с Александром Ширвиндтом редакция предложила читателям адресовать артисту свои вопросы. Наиболее интересные из них прозвучали во время интервью, полную версию которого можно будет прочитать в октябрьском номере «Театрала». ...
  • Раиса Этуш: «Очень скучаю по театру»

    Дочь народного артиста СССР Владимира Этуша нечасто бывает в Москве. Однако нынешний ее визит связан с тем, что 9 сентября исполняется пол года со дня смерти Владимира Абрамовича и в этот день на Новодевичьем кладбище будут открывать ему памятник. ...
  • «Тебя любят артисты и верят каждому твоему слову»

    В субботу, 7 сентября, свой 50-летний юбилей отмечает Кирилл Серебренников – режиссер, который, безусловно, стал родоначальником целого направления в современном театре. По случаю юбилея председатель СТД Александр Калягин направил ему поздравления. ...
  • «Человек становится свободным, когда способен себя ограничить»

    В преддверии 99-го сезона, который открылся в Театре им. Вахтангова в пятницу, 6 сентября, художественный руководитель Римас ТУМИНАС объявил о предстоящих планах (подробнее см. материал «Театрала»). Однако его речь отличалась не только перечислением планов, но и злободневными рассуждениями, которые, возможно, разойдутся на цитаты. ...
Читайте также