Юрий Бутусов: «Мы теряем человека»

 
На минувшей неделе в Лондоне с успехом прошли гастроли Московского драматического театра им. Пушкина. В крупнейшем театральном центре не только английской столицы, но и Европы, пушкинцы показали несколько своих лучших работ. В их числе – «Добрый человек из Сезуана», который в Лондоне сыграли трижды при полном аншлаге. Мы решили задать несколько вопросов по итогам гастролей режиссеру спектакля Юрию Бутусову
 
– Юрий Николаевич, ваш «Добрый человек из Сезуана» впервые побывал в Лондоне – городе, давно уже избалованному самыми громкими мировыми именами и постановками. Как вы готовились к этим гастролям, было ли волнение от предстоящего испытания, от встречи с новой и весьма привередливой публикой?
 
– Особого волнения не было, потому что любые гастроли – это всегда тревога, всегда новый зритель, новая сцена... Я не часто с ребятами летаю, но и без того хорошо знаю, что в любом большом городе – своя публика и своя атмосфера, причем не важно, зарубежные ли это гастроли или поездка по России. Да, это ответственно, хлопотно, тревожно, но в Театре им. Пушкина – прекрасный коллектив, очень достойные ребята, отличное руководство. Все службы здесь исключительно опытные, поэтому беспокоиться с ними не приходится.
 
Тревожно другое – любые гастроли, это всегда некая переоценка для театра, свежий взгляд режиссера, актеров на ставший привычным спектакль: живет ли он еще или его жизнь закончилась. Держится ли его форма или что-то надо подвинтить, подчистить, подправить... В таком смысле гастроли чрезвычайно важны. И в нынешней поездке все было ровно так, мы здесь очень многое сделали, много и довольно интересно репетировали, подправили ритмы – там довольно серьезные произошли со временем ритмические изменения в спектакле не в лучшую сторону, и, как мне думается, на удалось их поправить.
 
– Надо сказать, что спектакль, показанный в Лондоне, звучал совершенно по-иному, чем это было в Москве. Такое впечатление, что и в игре актеров, и даже в текстах песен, в строках перевода с немецкого, плакатно мерцающих над сценой, появились новые смыслы. Возникло гражданское, политическое звучание, которое раньше не столь отчетливо читалось...
 
– Мне кажется, что да, так и есть. Я, если честно, боялся, что по прошествии пяти лет эта тема могла подраствориться. Для меня теперь особенно важно, быть может, не столько разбираться что такое добро и что такое зло, сколько акцентировать тему помощи, внимания к человеку, понимания: человек – самое важное что есть на Земле. И то, что мы сегодня позволяем себе так легко раскидываться угрозами друг другу, не ценить того, что у нас есть – это чудовищно. Если это не остановить, то ни к чему хорошему оно не приведет. Мы теряем человека!
 
– Согласен, теряем человека. Теряем умы, которые вынуждены покидать страну, теряем стариков, которым все труднее выживать, оказавшись незаслуженно за чертой бедности...
 
– Какая-то жестокость невероятная, она очень часто прикрывается всевозможными красивыми словами, но я ощущаю повсеместно усилившуюся агрессию, жестокосердие, под которое подводится фундамент лжепатриотизма.
 
– Вероятно от того, что сегодня происходит в стране, в мире – в вашем спектакле зазвучали совершенно иные интонации, возникла особая глубина…
 
– Во-первых, прошло пять-шесть лет, мы все немного выросли, мы пережили очень большие и очень серьезные события в судьбе страны, в судьбе мира. Конечно, благодаря тому, что Россия великая страна в смысле культуры, что у нас театр существует как театр-дом – это имеет огромное значение для развития театров, для появления новых смыслов, для создания зон художественного развития, такого нравственного поля, которое во многом нас спасает. И Брехт, Шекспир, Пушкин – они существуют для того, чтобы нас спасти.
 
– Нет ли у вас планов, желания показать вашего Брехта в Германии? Примут ли его там столь же восторженно, как это произошло в Лондоне?
 
– У нас, насколько мне известно, шли какие-то переговоры о возможных гастролях в Германию. Но что-то не сложилось, и тему отложили. Надеюсь, когда-нибудь это свершится, и наш «Добрый человек из Сезуана» приедет в Берлин. А уж как там его примут – покажет время.

Читайте также:

ГАСТРОЛИ ТЕАТРА ИМ. ПУШКИНА ВОСХИТИЛИ ЛОНДОН


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.



  • Нравится


Самое читаемое

  • Римас Туминас: «Все хотят счастья, а его нет»

    В эти дни в Китае продолжаются гастроли Театра им. Вахтангова со спектаклем Римаса Туминаса «Евгений Онегин». Позади семь спектаклей в Гуанчжоу и Шанхае. Недавно труппа переехала в Пекин, где с 16 по 19 мая «Евгений Онегин» пройдет еще четыре раза. ...
  • Умер создатель Концептуального театра Кирилл Ганин

    Создатель и режиссер московского Концептуального театра Кирилл Ганин скончался на 53-м году жизни. Об этом сообщили его коллеги в социальных сетях. «Прощание с Ганиным состоится в пятницу 24 мая в 11:00 на Николо-Архангельском кладбище. ...
  • «Смоленск может лишиться единственного театра»

    На базе Смоленского драматического театра им. Грибоедова планируют создать филиал Мариинского театра. Об этом заявил губернатор Алексей Островский на встрече с Валерием Гергиевым.  «Театрал» дозвонился директору театра Людмиле Судовской, но она отказалась что-либо комментировать по поводу данной инициативы. ...
  • Принят закон, отменяющий театральные билеты

    С 1 июля театры начнут продавать билеты по новым правилам: вместо билета зрителю будет выдаваться кассовый чек. Об этом в понедельник, 29 апреля, сообщил на встрече «Директорской ложи» московских театров заместитель главы столичного Департамента культуры Леонид Ошарин. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Счастье, что стены рушатся!»

    В Италии, на острове Искья состоялась восьмая ежегодная церемония вручения премии имени Иосифа Бродского, по традиции приуроченная ко дню рождения поэта. Лауреатами 2019 года стали ведущие актеры Театра им. Вахтангова Ирина Купченко и Василий Лановой, историк Сергей Никитин и главный редактор журнала «Театрал» Валерий Яков. ...
  • «В театре ты постоянно на вулкане»

    25 мая глава Союза театральных деятелей, художественный руководитель театра Et Cetera Александр Калягин отмечает день рождения. Александр Александрович не раз становился героем интервью «Театрала», по случаю праздника мы собрали самые яркие его высказывания о театре и творческой судьбе. ...
  • Алексей Бородин: «Нам очень не хватает самоиронии»

    РАМТ готовится к открытию пятой по счету площадки – Сцены во дворе. О ближайших проектах в новом театральном пространстве, а также об ожиданиях от Года театра и кадровых изменениях в коллективе, где с начала сезона появился главный режиссер, «Театралу» рассказал художественный руководитель Алексей БОРОДИН. ...
  • «Театр возникает, когда ты полон жизни…»

    В этот день (24 мая 2000 года) ушел из жизни один из выдающихся режиссеров ХХ века, основатель «Современника», реформатор сцены, художественный руководитель МХАТа (в 1970-2000 гг.) Олег ЕФРЕМОВ. В память о нем «Театрал» приводит несколько цитат из интервью режиссера разных лет. ...
Читайте также