Юрий Бутусов: «Мы теряем человека»

 
На минувшей неделе в Лондоне с успехом прошли гастроли Московского драматического театра им. Пушкина. В крупнейшем театральном центре не только английской столицы, но и Европы, пушкинцы показали несколько своих лучших работ. В их числе – «Добрый человек из Сезуана», который в Лондоне сыграли трижды при полном аншлаге. Мы решили задать несколько вопросов по итогам гастролей режиссеру спектакля Юрию Бутусову
 
– Юрий Николаевич, ваш «Добрый человек из Сезуана» впервые побывал в Лондоне – городе, давно уже избалованному самыми громкими мировыми именами и постановками. Как вы готовились к этим гастролям, было ли волнение от предстоящего испытания, от встречи с новой и весьма привередливой публикой?
 
– Особого волнения не было, потому что любые гастроли – это всегда тревога, всегда новый зритель, новая сцена... Я не часто с ребятами летаю, но и без того хорошо знаю, что в любом большом городе – своя публика и своя атмосфера, причем не важно, зарубежные ли это гастроли или поездка по России. Да, это ответственно, хлопотно, тревожно, но в Театре им. Пушкина – прекрасный коллектив, очень достойные ребята, отличное руководство. Все службы здесь исключительно опытные, поэтому беспокоиться с ними не приходится.
 
Тревожно другое – любые гастроли, это всегда некая переоценка для театра, свежий взгляд режиссера, актеров на ставший привычным спектакль: живет ли он еще или его жизнь закончилась. Держится ли его форма или что-то надо подвинтить, подчистить, подправить... В таком смысле гастроли чрезвычайно важны. И в нынешней поездке все было ровно так, мы здесь очень многое сделали, много и довольно интересно репетировали, подправили ритмы – там довольно серьезные произошли со временем ритмические изменения в спектакле не в лучшую сторону, и, как мне думается, на удалось их поправить.
 
– Надо сказать, что спектакль, показанный в Лондоне, звучал совершенно по-иному, чем это было в Москве. Такое впечатление, что и в игре актеров, и даже в текстах песен, в строках перевода с немецкого, плакатно мерцающих над сценой, появились новые смыслы. Возникло гражданское, политическое звучание, которое раньше не столь отчетливо читалось...
 
– Мне кажется, что да, так и есть. Я, если честно, боялся, что по прошествии пяти лет эта тема могла подраствориться. Для меня теперь особенно важно, быть может, не столько разбираться что такое добро и что такое зло, сколько акцентировать тему помощи, внимания к человеку, понимания: человек – самое важное что есть на Земле. И то, что мы сегодня позволяем себе так легко раскидываться угрозами друг другу, не ценить того, что у нас есть – это чудовищно. Если это не остановить, то ни к чему хорошему оно не приведет. Мы теряем человека!
 
– Согласен, теряем человека. Теряем умы, которые вынуждены покидать страну, теряем стариков, которым все труднее выживать, оказавшись незаслуженно за чертой бедности...
 
– Какая-то жестокость невероятная, она очень часто прикрывается всевозможными красивыми словами, но я ощущаю повсеместно усилившуюся агрессию, жестокосердие, под которое подводится фундамент лжепатриотизма.
 
– Вероятно от того, что сегодня происходит в стране, в мире – в вашем спектакле зазвучали совершенно иные интонации, возникла особая глубина…
 
– Во-первых, прошло пять-шесть лет, мы все немного выросли, мы пережили очень большие и очень серьезные события в судьбе страны, в судьбе мира. Конечно, благодаря тому, что Россия великая страна в смысле культуры, что у нас театр существует как театр-дом – это имеет огромное значение для развития театров, для появления новых смыслов, для создания зон художественного развития, такого нравственного поля, которое во многом нас спасает. И Брехт, Шекспир, Пушкин – они существуют для того, чтобы нас спасти.
 
– Нет ли у вас планов, желания показать вашего Брехта в Германии? Примут ли его там столь же восторженно, как это произошло в Лондоне?
 
– У нас, насколько мне известно, шли какие-то переговоры о возможных гастролях в Германию. Но что-то не сложилось, и тему отложили. Надеюсь, когда-нибудь это свершится, и наш «Добрый человек из Сезуана» приедет в Берлин. А уж как там его примут – покажет время.

Читайте также:

ГАСТРОЛИ ТЕАТРА ИМ. ПУШКИНА ВОСХИТИЛИ ЛОНДОН


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.



  • Нравится


Самое читаемое

  • Умер Владимир Этуш

    Скончался Владимир Абрамович Этуш. В пятницу, 8 марта, актеру стало плохо. Скорая госпитализировала его в реанимационное отделение  одной из столичных клиник. Он был без сознания. Смерть наступила несколько часов спустя. ...
  • Евгений Князев: «Он должен был жить всегда»

    Утром в субботу, 9 марта, на 97-м году жизни не стало президента Щукинского театрального училища, народного артиста СССР Владимира Этуша. Накануне вечером он был госпитализирован в реанимационное отделение одной из московских клиник, однако спасти его жизнь не удалось. ...
  • Алексей Бартошевич: «Я был мхатовским ребенком»

    Для многих театроведов Алексей Бартошевич – ключевая фигура. Профессор ГИТИСа, один из крупнейших специалистов по творчеству Шекспира, автор научных трудов, Алексей Вадимович к тому же   представитель легендарной мхатовской семьи. ...
  • «Он для всех нас учитель с большой буквы»

    В субботу, 9 марта, не стало легендарного актера и педагога Владимира Этуша. Его ученики и коллеги скорбят о нем. Валерий Ушаков, актер театра им. Вахтангова: – Владимир Абрамович Этуш –  для всех нас учитель с большой буквы! Он хранил традиции актерской школы. ...
Читайте также


Читайте также

  • Дмитрий Родионов: «Мы открываем новые пространства»

    В этом году ГЦТМ им. Бахрушина отмечает 125-летие. На нынешний день это главный и самый масштабный театральный музей в стране, в нем хранятся материалы по истории российского театра «от Ромула до наших дней». В преддверии юбилея «Театрал» побеседовал с генеральным директором музея Дмитрием РОДИОНОВЫМ. ...
  • Актёр народа

    Владимир Этуш не ушел в печальную вечность. Вопреки некрологам, официальному прощанию и торжественным проводам под последние овации он все равно остался с нами. В сердце. В памяти. В душе... У каждого – свой. И каждый с ним по-своему не прощается. ...
  • Сергей Юрский: «Всё начнется потом»

    Читателям полюбилась рубрика «Поэт в России – больше, чем поэт», которую основал в нашем журнале Евгений Евтушенко. В прошлом номере редакция «Театрала» решила возобновить эту рубрику, чувствуя, как не хватает сегодня поэтических страниц: они делали наш журнал особенным. ...
  • Лука де Фуско: «Я влюблен в русский театр»

    Объявленный в России Год театра начался с череды премьер. И среди них – спектакль Театра им. Вахтангова «Суббота, воскресенье, понедельник» по пьесе итальянского классика Эдуардо де Филиппо в постановке Луки де Фуско. ...
Читайте также