«Субсидируемые театры парят в высоких сферах»

 
В «Содружестве актеров Таганки» ставят новый спектакль по пьесе Валентина Красногорова «Любовь до потери памяти». В связи с предстоящей премьерой из Петербурга в московский театр приехал сам драматург. Он пообщался с актерами и режиссером и ответил на вопросы журналистов. «Театрал» публикует выдержки из этой беседы.

- Валентин Самуилович, какие темы вас больше всего волнуют в сегодняшней жизни?

- Меня интересует то, что было вчера, происходит сегодня и будет завтра. Меня интересуют проблемы, связанные с культурой в широком смысле слова. Это коммерциализация культуры, низкий уровень языка, а также культура взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Это очень важная социальная тема. Что бы ни говорили о политике, экономике и промышленности, пока нет счастья под каждой крышей – нет счастья нигде. И новый спектакль отчасти посвящен этой теме.

- Вы планируете посетить премьеру спектакля?

- Да. Но до выпуска премьеры еще полтора месяца, и я хотел бы посмотреть пару репетиций. Обычно я не вмешиваюсь в работу режиссера, но, как автор пьесы, могу найти что-то такое, что могло бы улучшить спектакль. Каждый драматург на репетиции своих спектаклей чему-то учится, а режиссер от встречи с автором получает новый опыт. Товстоногов писал, что режиссер, который все время ставит сам себя -  не обогащается, а тот, кто ставит разных авторов – расширяет свои творческие возможности, свой кругозор, открывает для себя что-то новое, обогащается. Это очень важно.

Одна из трагический тенденций современных театров – разрыв драматурга с режиссурой. Режиссеры всегда неохотно зовут драматургов на репетиции, ссылаясь на то, что труппа еще не готова, что артисты будут зажаты и так далее. До Станиславского вообще не было режиссеров. Был ведущий актер и драматург. Конечно, сейчас другой театр и без режиссера не обойтись, но функции драматурга на себя он брать не должен. Я понимаю, что театр – живой организм, иногда невозможно следовать тексту слово в слово. Но пока драматург жив, почему бы с ним не посоветоваться? Автор будет только благодарен.

- У вашей пьесы открытый конец. Чем она все-таки заканчивается?

- Считаю, что концовка должна быть открытая. Комедия не должна кончаться ни нравоучением, ни трагическим финалом. Она должна кончаться хорошо или открытым финалом, означающим, что история будет продолжаться.

- Что бы вы посоветовали артистам, занятым в этом спектакле?

- У меня есть правило: артистам ничего не советовать. Для этого существует режиссер. Я могу лишь пожелать актерам получать удовольствие от игры, не просто учить текст, а быть в своей роли, купаться в ней, импровизировать, не торопиться, почувствовать радость от того, что ты живешь на сцене. Очень рад, что театр «Содружество актеров Таганки» решил взяться за эту пьесу. Здесь трудятся замечательные артисты, которых я считаю продолжателями дела Любимова. Думаю, что у такой труппы получится очень хорошая работа.

- Пробовали ли вы сами ставить свои пьесы?

- Один раз в жизни. Это было при советской власти в подпольном театре. Потом участников посадили на 15 суток. Тот спектакль был хорош, о нем даже писала зарубежная пресса.

Свое иногда поставить хочется, но я понимаю, что не владею профессией. Я могу дать режиссеру очень хороший совет, потому что я знаю, что такое персонаж. Карел Чапек сказал, что критик – это человек, который говорит драматургу, как бы он написал пьесу, если бы умел это делать. Так вот, я принадлежу к таким советчикам. Я говорю режиссеру, как бы я поставил пьесу, если бы умел. То есть я чувствую персонажа, логику поведения, ситуацию, комизм, могу сказать, какую реплику надо подчеркнуть… А вот весь волшебный мир, который создает режиссер, это не моя профессия. Это первая причина. А вторая – это работа с людьми. Это тяжелая вещь, у меня бы нервов не хватило. Но работать с режиссером, когда я чувствую, что он единомышленник, и в чем-то ему подсказывать, не вмешиваясь, я бы хотел.

- Все ваши пьесы очень кинематографичны, что сейчас большая редкость…

- Многие считают, что драматург просто пишет текст, а потом приходит театр и ставит спектакль. На самом деле драматург пишет спектакль. Вот и я когда пишу - обязательно вижу сцену, пишу как бы свой вариант спектакля.

Что касается кино, то у меня есть киносценарии, и я не раз получал предложения, два-три фильма даже было поставлено, но лучше бы их не было. Киноиндустрия – это бизнес, а театр – творчество. Чтобы там добиться своего звучания, нужно быть невесть кем, иначе тебя сломают, сомнут, все выбросят и поставят по-своему. Потом в кино важна картинка, там текст имеет второстепенное значение, а драматургия – это литература.

- Как вы относитесь к осовремениванию классики?

- Плохо. Классика - это не то, что было написано двести лет назад, а то, что выражает эпоху. Эпоха выражается литературой, взглядами, нравами, языком, манерами, одеждой… Когда мы все это отбрасываем, то получается не классика, а грубый пересказ сюжета, пошлый и ненужный. Зачем лишать себя прошлого, своей истории, своей культуры? Я считаю, что это в корне неверно. Еще Брехт писал, что если вы хотите отразить свое время, то не надо переиначивать классику, ставьте современные пьесы. Я не понимаю, когда на даму, которая ходила в кринолинах, вдруг одевают джинсы и свитер и витиеватым языком объясняются ей в любви. Выглядит все это очень глупо.

У нас очень странная в театрах позиция, что современных пьес нет. Это такая мантра, которую повторяют все. Это проблема режиссеров.

- Почему так происходит?

- Есть два вида театральной деятельности – профессиональный государственные субсидируемые театры и антрепризы (частные театры). Первые парят в высоких сферах, потому что режиссер считает, что если он ставит Достоевского, то он уже как бы с ним наравне. А ставить Иванова, Сидорова и Петрова для него несерьезно. Не важно, что не придет зритель, не важно, что любит зритель - государственный театр все это не очень волнует. Вы знаете, что Большой театр получает в год 4,5 млрд рублей? Правда, он заслуживает того. Но и драмтеатры, получающие сотни миллионов в год – это нормально.

Антреприза ничего не получает. Кого она ставит? Современных авторов. Почему? Потому что они интересней современному зрителю. Театры, которые ставят классику, лишают зрителя возможности видеть не Наташу Ростову, а самих себя. Вот это очень важно. В чем успех любого спектакля? В том, что зритель отождествляет себя с тем, что он видит. Это может быть и Наташа Ростова, я не спорю, но может быть и Маша Иванова, которая живет и работает сегодня, испытывает сегодняшние проблемы и имеет сегодняшнюю психологию. Достаточно посмотреть рейтинги читателей на сайте электронной библиотеки Машкова (lib.ru), где у Чехова, к примеру, 5,2 балла, а у современных авторов – 7,8. Вы не думайте, что современный автор лучше, чем Чехов. Он просто ближе и поэтому интересней читателю.

Читайте также: «В «Содружестве актеров Таганки» готовят новый спектакль» 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Римас Туминас: «Все хотят счастья, а его нет»

    В эти дни в Китае продолжаются гастроли Театра им. Вахтангова со спектаклем Римаса Туминаса «Евгений Онегин». Позади семь спектаклей в Гуанчжоу и Шанхае. Недавно труппа переехала в Пекин, где с 16 по 19 мая «Евгений Онегин» пройдет еще четыре раза. ...
  • Прощай, Расстрига!

    Не стало Сергея Доренко. Ужасная и шокирующая весть пришла 9 мая, в самый разгар гуляний, когда, казалось, ничего плохого просто не могло случиться. Но случилось. Погиб Доренко. Поверить в это было невозможно. Верить не хотелось. ...
  • Умер создатель Концептуального театра Кирилл Ганин

    Создатель и режиссер московского Концептуального театра Кирилл Ганин скончался на 53-м году жизни. Об этом сообщили его коллеги в социальных сетях. «Прощание с Ганиным состоится в пятницу 24 мая в 11:00 на Николо-Архангельском кладбище. ...
  • «Смоленск может лишиться единственного театра»

    На базе Смоленского драматического театра им. Грибоедова планируют создать филиал Мариинского театра. Об этом заявил губернатор Алексей Островский на встрече с Валерием Гергиевым.  «Театрал» дозвонился директору театра Людмиле Судовской, но она отказалась что-либо комментировать по поводу данной инициативы. ...
Читайте также


Читайте также

  • Волковскому театру присвоят особый статус

    Президент Владимир Путин поддержал предложение присвоить Волковскому театру статус особо ценного объекта культурного наследия народов РФ. Об этом сообщил губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов на своей странице в Facebook. ...
  • Федеральным органам власти разрешат бесплатно арендовать исторические дома

    Госдума приняла в первом чтении законопроект, разрешающего органам федеральной власти на безвозмездной основе занимать дома, являющиеся объектами культурного наследия. Полное название документа, разработанного Минкультом РФ - «О внесении изменения в статью 52. ...
  • «Смоленск может лишиться единственного театра»

    На базе Смоленского драматического театра им. Грибоедова планируют создать филиал Мариинского театра. Об этом заявил губернатор Алексей Островский на встрече с Валерием Гергиевым.  «Театрал» дозвонился директору театра Людмиле Судовской, но она отказалась что-либо комментировать по поводу данной инициативы. ...
  • Антон Яковлев прокомментировал конфликт с Самбурской

    Режиссер Антон Яковлев, автор премьерного спектакля «Макбет» в Театре на Малой Бронной, назвал заявление Настасьи Самбурской об уходе из театра «нелепой интригой». Напомним, вечером 7 мая актриса написала в своем Instagram о том, что больше не вернется в Театр на Малой Бронной, сославшись на непонимание со стороны дирекции и режиссера Антона Яковлева. ...
Читайте также