История одного эксперимента

Пьесу Тома Стоппарда «Проблема»» впервые поставили на российской сцене

 
В 2015 году пьесу Стоппарда «The Hard Problem» сыграли на сцене Национального театра Лондона. Четыре года спустя эту пьесу в переводе Аркадия Островского поставил на сцене РАМТа Алексей Бородин. Это третья постановка театра по пьесам английского классика – в 2007 году был поставлен «Берег утопии», в 2011 – «Rock`n`Roll».
 

Если искать жанровое определение «Проблемы» Тома Стоппарда, то правильнее всего отнести ее к редкой категории «производственной драмы». События в ней, правда, разворачиваются не на заводе или фабрике, а в научном институте. Но ведь по одному из распространенных определений: «наука – это производство новых смыслов».

Действие «Проблемы» разворачивается в среде института мозга, а герои пьесы заняты «производством смыслов», - пусть не всегда новых, - практически круглосуточно: на дружеских вечеринках, в минуты любви, в беседах с коллегами и даже тренерами по пилатесу.

Как соотносятся мозг и сознание? Может ли компьютер работать как человеческий мозг? По природе человек эгоист или альтруист? Нужна ли гипотеза существования Бога для объяснения феномена человеческого мышления? И т.д.
Из отечественных аналогов можно вспомнить Научно-Исследовательский Институт Чародейства и Волшебства из культового романа братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу».

К слову, решительно не понимаю почему театр до сих пор не взялся за этот роман, благо технические возможности сейчас позволяют воспроизвести не только русалок и говорящих котов, но и Змея Горыныча в натуральную величину. И прямо скажем, производственные проблемы НИИЧАВО куда увлекательнее, чем препирательства на тему: есть ли у человека душа и нужна ли она?

Зрители «Проблемы» сидят прямо на большой сцене РАМТ с двух сторон. По бокам примостился оркестр театра. Сценограф Станислав Бенедиктов выстроил шатер, где по застекленной части плывут облака и взрываются всполохи салюта. А в черные провалы светят звезды-прожектора (просто по Канту – «звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас»).

Хиллари-Ирина Таранник, спортивная молодая женщина с жесткими интонациями и вопрошающими глазами, наседает на своего оппонента-наставника Спайка-Петра Красилова: ты уверен, что в основе всего эгоизм? Даже в отношении матери к своему ребенку? Осанистый плейбой, хоть и обескураженный напором своей ученицы, согласно кивает головой: «в основе материнской любви лежит стремление женщины максимизировать выживаемость своих генов».

Впрочем, сам пророк эгоизма вполне самоотверженно делает все, чтобы его ученицу допустили до конкурсного собеседования в престижный институт изучения головного мозга, созданный мультимиллионером Джерри Коулом.


И именно там героиня Стоппарда вплотную займется задачей экспериментальных доказательств изначального альтруизма человеческой природы. Она искренне верит в главный тезис славного века Просвещения, провозгласившего, что «человек по природе добр». А вовсе не максимы «человек по природе бобр», как острили полвека назад студенты ГИТИСа, и в чем уверен и Спайк Спенсер, и многие ее сослуживцы. 

Для Хиллари вера в человеческую доброту тем более важна, что общество обошлось с ней довольно жестоко. В пятнадцать лет она родила дочь от случайного партнера. По английским законам в этом случае, если нет старшего опекуна, то ребенка отбирают и отдают на усыновление. У Хиллари же был только отец, не способный нести ответственность за новорожденную малышку. Так что с юной мамочкой и дочкой Кэти все было сделано по закону и вопреки человечности.

Этот важнейший нюанс сюжета очевиден английскому зрителю, а вот для российской публики было бы неплохо отчетливее проговорить то обстоятельство, что Хиллари не сама отказалась от дочки, а ее именно отобрали у матери сразу после родов. Тогда более понятны и мотивы, и накал страстей. 

Рана Хиллари так и не зажила. Вот уже 13 лет она молится на ночь о своей малышке Кэти. И упорно хочет доказать всем окружающим и себе в первую очередь, что человек по природе альтруистичен, а Бог существует.

В пределах истории собственной жизни ей это доказать удается, а вот в науке - увы.

Впрочем, для Тома Стоппарда, как для Алексея Бородина и нас, зрителей, эксперимент, который жизнь поставила над Хиллари, куда увлекательнее и убедительнее ее собственных научных изысканий. Человек шире и неожиданнее своих убеждений. И хотя коллеги по институту считают эгоизм – главной пружиной человеческой деятельности, в своем жизненном поведении буквально все следуют самым что ни на есть гуманистическим идеалам.

От новой сотрудницы Бо-Татьяны Матюховой, которая с первой встречи хочет сделать для Хиллари что-нибудь приятное. До хозяина института Джерри Коула.

Джерри Коул в исполнении Ильи Исаева становится самым многомерным и самым интересным участником «истории Хиллари». Он тратит огромные деньги на научные изыскания и хочет, чтобы теоретические исследования давали немедленный практический результат, помогая предсказывать колебания рынка. Однако исследовательская жилка заставляет его вкладываться и в проекты явно убыточные.

Самый близкий ему человек – приемная дочь Кэти-Полина Лашкевич. Но и общаясь с ней за завтраком (самая психологически точно выстроенная сцена в спектакля), он не выпускает из рук два мобильных телефона.

Эгоист или альтруист Джерри Коул? – пойди разбери! Человек сложнее любых определений.

Человеческие отношения внутри команды, проводящей научный эксперимент, оказывается фактором куда более значимым, чем любые измерительные матрицы.
Вместе с напарницей Бо Хиллари выпускает статью в престижном журнале, по поводу которой разражается жуткий скандал. И вот тут – в опровержение «теории эгоизма» Хиллари решает пожертвовать своей карьерой ради подруги, совершившей подлог в эксперименте из самых чистых побуждений.

На вопрос «зачем ты это делаешь?». «Зачем жертвуешь собой ради другого?» Героиня в начале спектакля отвечала «потому что я добрая». В финале она могла бы сказать: потому что я верю в этическое начало, заложенное в каждом человеке.

Не знаю верит ли сам Том Стоппард, что каждому воздастся по вере его. Но героиня «Проблемы» за свою веру получает самую лучшую из наград. Поиски потерянной Кэти приходят к неожиданной и вполне логичной развязке.  Deux ex machina (а какая производственная драма обходится без этого важнейшего компонента любого производства) развязывает все узелки, и открывает дверь надежде на счастливое будущее для убежденной альтруистки.  
 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
  • На «Золотой маске» назвали лучшие драматические спектакли

    В эти минуты на Исторической сцене Большого театра завершается XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Как передает корреспондент «Театрала», под занавес церемонии наградили лауреатов номинации «Лучший драматический спектакль». ...
  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Театре Вахтангова выходит премьера «Новая квартира»

    Премьера спектакля итальянского режиссера Джорджио Сангати по пьесе Карло Гольдони «Новая квартира» состоится 24 апреля на Новой сцене Театра Вахтангова. Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра.   «В этой пьесе нет места маскам и уличным сценам комедии дель арте: действие переместилось с площадей в квартиры венецианцев, – рассказал режиссер накануне премьеры, его слова цитирует пресс-служба. ...
  • «Каждый может сотворить чудо»

    В четверг вечером, 18 апреля, на сцене детской театральной студии «Маленькая Луна» (при «Театре Луны») состоялась премьера музыкального спектакля «Алые паруса». Режиссер и актриса «Театра Луны» Алена Захарова поставила нежную и романтическую историю о дружбе и первой любви. ...
  • Зрители «Сферы» увидят «Гиперболоид инженера Гарина»

    28 апреля 2019 года в 18. 00 на Основной сцене театра «Сфера» пройдет премьера спектакля «Гиперболоид инженера Гарина» в постановке режиссера Глеба Черепанова по одноименному роману Алексея Толстого. Художник-постановщик спектакля - Ольга Хлебникова. ...
  • Атлантида, которая никак не хочет затонуть

    Практически одновременно в РАМТе и в Губернском театре появились постановки, воскрешающие быт и атмосферу застойных 1970 – 1980-х годов. Сергей Безруков выпустил спектакль-караоке по повести Василия Шукшина «Энергичные люди» (отметив в премьерном интервью, что давнюю идею подстегнул и актуализировал 90-летний юбилей писателя). ...
Читайте также