«Его часто обвиняли в мелкотемье»

10 февраля сто лет со дня рождения Александра Володина.

 
Александр Володин был «своим» автором для многих театров. Спектакли по его пьесам – золотая страница в истории «Современника», БДТ, ленинградского «Ленкома», Театра Табакова и многих других коллективов, а основатель Молодежного театра на Фонтанке Владимир Малыщицкий чаще других режиссеров обращался к творчеству драматурга, поставив рекордные 15 спектаклей по его произведениям.
 
Поэтому сейчас, к столетнему юбилею Александра Моисеевича, корреспондент «Театрала» пообщался с участниками спектаклей «Диалоги» и «Четыре песни в непогоду», поставленные Владимиром Малыщицким в Молодежном театре почти 40 лет назад.
 
"Диалоги". Молодежный театр на Фонтанке

Нина Усатова:
Моя встреча с Александром Моисеевичем произошла в начале 80-х, в Молодежном театре на Фонтанке, где состоялся мой творческий дебют, где я познавала профессию.

Никогда не забуду, как в конце 200-го спектакля «Диалоги» зрители попросили Володина почитать стихи. И он их читал… два часа, а мы так и сидели на своем станочке под зеленым абажуром – его герои и зрители… У него были очень теплые, дружеские отношения с театром, и сейчас при воспоминаниях об этом сердце съеживается…

Наталия Дмитриева:
Александр Володин как-то раз был на спектакле «Своя семья, или Замужняя невеста». К этой постановке поэт Виктор Большаков написал песни, две из которых исполняла я: одна была шуточная про мужей, другая – лирическая, она завершала спектакль.
 
На следующий день после спектакля мне звонят из театра: оказалось, что Александр Моисеевич попросил поделиться с ним текстом последнего романса. Я, конечно же, исполнила просьбу, ему передали текст… Как вдруг – снова звонок, уже мне.  По телефону – Александр Володин. У нас тогда состоялся смешной разговор, он говорит: «Я все прочитал. И я не понимаю», – надо добавить, что я тогда опешила, ведь это же он специально взял мой номер в театре. – «Я не понимаю, почему так воздействует».
В тот момент я настолько растерялась, что объяснить ему, почему так воздействует романс, не смогла. Мы ведь часто порой лишь задним умом понимаем, что надо было сказать...

Елена Соловьева:
Александр Моисеевич был очень контактным человеком, простым и не воображающим себя большим и недоступным писателем. Во время репетиций он воспринимал и принимал актерские импровизации, говоря: «Лена, Лена! Как ты сказала? Дай, я запишу скорей! Вот так и оставим, так и будем говорить, как ты сейчас сказала». Наверное поэтому в его произведениях всегда много уточнений, и каждый вариант отличается от предыдущего, потому что он свободно и смело менял свои тексты. 

В советское время Володина часто упрекали в мелкотемье, в том, что его произведения написаны не про героизм, а про то, что испытывает каждый: любовь, смущение, неуверенность, проблемы бытовые, конфликты во взаимоотношениях. Мелкая тема – она ведь и есть самая крупная, потому что близка каждому. Это и объединяло Александра Моисеевича с Молодежным театром.
 
Валерий Кухарешин: 
В Молодежный театр Александр Моисеевич приходил очень часто и участвовал в репетициях. Приходил не по тому, что хотел помочь советом, для этого в театре есть режиссер. Ему было интересно наблюдать за молодыми актерами и помогать им. Помню случай, когда актриса не могла проговорить текст со сцены, не ложился он у нее, и он тут же переписывал и давал ей новый. Он готов был идти навстречу. 

Евгений Клубов:
Владимир Афанасьевич Малыщицкий дружил со всеми писателями-фронтовиками. Володин, Быков, Кондратьев – авторы, которых Владимир Афанасьевич понимал, и они его понимали. 
 
Поскольку Малыщицкий был моим педагогом, мы встретились с Володиным еще в «Студио» при ЛИИЖТе. Молодежный театр, который открылся в 1979 году, существовал по своим законам. После спектакля у нас была традиция собираться вместе, на этих же встречах бывал и Александр Моисеевич. Он часто читал нам свои пьесы и стихи. 

Помню день, когда состоялась читка пьесы «Две стрелы» – острой, социальной фантастики. Она нам всем очень понравилась, но, как и многие спектакли, за выход которых Владимир Афанасьевич в буквальном смысле боролся, он не увидел сцены. 

Зато зрители Молодежного театра смогли посмотреть володинские «Диалоги» и «Четыре песни в непогоду». На репетициях этих спектаклей Володин присутствовал лично, но он не вмешивался, лишь потом делился своим мнением с режиссером. У Малыщицкого с Володиным сложился отличный тандем, к которому, кстати, еще присоединился прекрасный композитор Владимир Дашкевич. «Четыре песни в непогоду» сопровождались музыкой Дашкевича к песне «Вот опять окно» на стихи Марины Цветаевой… 

Олег Попков:
В Молодежном театре Малыщицкого часто так бывало, что спектакль перерастал в стихотворный монолог Александра Моисеевича Володина. Он читал нам свои стихи, мы же, молодые артисты, с восхищением слушали. Читая, он был чрезвычайно эмоционален, но это была не актерская эмоциональность, а человеческая. Вообще, он производил впечатление человека негромкого. Несмотря на то, что его знали и в Петербурге, и в Москве, его играли по всему Союзу, казалось, что триумфа своего он не ощущал. Он приходил к нам тихим человеком с печальными глазами.

Одно из его авторских и человеческих качеств проявлялось во время репетиций, когда он вдруг говорил: «Я понял. Это я виноват. Я не то написал. Мне надо переписать все заново и будет так, как надо».

Однажды артист и режиссер Игорь Овадис, уехавший в Канаду, обратился ко мне с просьбой – попросить у Володина разрешение поставить «Дульсинею Табосскую» за границей.

Я позвонил Володину, рассказал о своем товарище и пообещал приехать с видеокассетой, где записаны работы Овадиса. Одно оставалось – найти в Ленинграде видеомагнитофон. И я начал всеми силами его искать, как вдруг звонок от Володина: «Олег, знаете, не ищите этот видеомагнитофон, приезжайте просто так».  Мы встретились, и – я навсегда это запомнил – он спрашивает:
– Олег, а вот этот ваш друг, он хороший человек?
– Хороший, – отвечаю я.
– Ну и пусть ставит.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
  • В Москве откроют мемориальную доску Юрию Яковлеву

    В четверг, 25 апреля, в день рождения народного артиста СССР Юрия Яковлева, на стене дома, где он жил с 1980 года, состоится торжественное открытие мемориальной доски. Об этом «Театралу» сообщила пресс-атташе Театра им. ...
  • На «Золотой маске» назвали лучшие драматические спектакли

    В эти минуты на Исторической сцене Большого театра завершается XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Как передает корреспондент «Театрала», под занавес церемонии наградили лауреатов номинации «Лучший драматический спектакль». ...
Читайте также


Читайте также

  • Элина Быстрицкая: «Я понимала, что мое место на фронте – рядом с отцом»

    Элина Быстрицкая не только Народная артистка СССР, лауреат премии «Звезда Театрала» в номинации «Легенда сцены», она ко всему же – участница Великой Отечественной войны.  В память об актрисе, скончавшейся утром 26 апреля, публикуем интервью из архива "Театрала". ...
  • «Мы много играли вместе...»

    Народная артистка СССР Элина Быстрицкая в пятницу, 26 апреля, скончалась на 92-м году жизни.  В последние несколько лет Элина Авраамовна не играла в спектаклях, но любовь друзей и коллег к ней не меркла. Василий Бочкарёв, актёр Малого театра:  – В 1962году Леонид Варпаховский ставил спектакль «Маскарад», в котором Элина Авраамовна играла баронессу Штраль. ...
  • «Иногда две строчки открывают мир»

    Крылатая фраза «Поэт в России – больше, чем поэт…» Евтушенко более десяти лет назад стала названием литературно-поэтической рубрики, которую неизменно вел в нашей редакции сам Евгений Александрович. После ухода Евтушенко мы решили закрыть его авторскую рубрику. ...
  • «На выбор профессии повлияла атмосфера в семье»

    В рубрике «Дети закулисья» мы представляем актера, главного режиссер театра «Сфера», Александра Коршунова, продолжателя известной актерской династии – сына актрисы Екатерины Еланской, создавшей театр «Сфера», и звезды Малого театра Виктора Коршунова, внука легендарных мхатовцев Клавдии Еланской и Ильи Судакова. ...
Читайте также