«Его часто обвиняли в мелкотемье»

10 февраля сто лет со дня рождения Александра Володина.

 
Александр Володин был «своим» автором для многих театров. Спектакли по его пьесам – золотая страница в истории «Современника», БДТ, ленинградского «Ленкома», Театра Табакова и многих других коллективов, а основатель Молодежного театра на Фонтанке Владимир Малыщицкий чаще других режиссеров обращался к творчеству драматурга, поставив рекордные 15 спектаклей по его произведениям.
 
Поэтому сейчас, к столетнему юбилею Александра Моисеевича, корреспондент «Театрала» пообщался с участниками спектаклей «Диалоги» и «Четыре песни в непогоду», поставленные Владимиром Малыщицким в Молодежном театре почти 40 лет назад.
 
"Диалоги". Молодежный театр на ФонтанкеНина Усатова:
Моя встреча с Александром Моисеевичем произошла в начале 80-х, в Молодежном театре на Фонтанке, где состоялся мой творческий дебют, где я познавала профессию.

Никогда не забуду, как в конце 200-го спектакля «Диалоги» зрители попросили Володина почитать стихи. И он их читал… два часа, а мы так и сидели на своем станочке под зеленым абажуром – его герои и зрители… У него были очень теплые, дружеские отношения с театром, и сейчас при воспоминаниях об этом сердце съеживается…

Наталия Дмитриева:
Александр Володин как-то раз был на спектакле «Своя семья, или Замужняя невеста». К этой постановке поэт Виктор Большаков написал песни, две из которых исполняла я: одна была шуточная про мужей, другая – лирическая, она завершала спектакль.
 
На следующий день после спектакля мне звонят из театра: оказалось, что Александр Моисеевич попросил поделиться с ним текстом последнего романса. Я, конечно же, исполнила просьбу, ему передали текст… Как вдруг – снова звонок, уже мне.  По телефону – Александр Володин. У нас тогда состоялся смешной разговор, он говорит: «Я все прочитал. И я не понимаю», – надо добавить, что я тогда опешила, ведь это же он специально взял мой номер в театре. – «Я не понимаю, почему так воздействует».
В тот момент я настолько растерялась, что объяснить ему, почему так воздействует романс, не смогла. Мы ведь часто порой лишь задним умом понимаем, что надо было сказать...

Елена Соловьева:
Александр Моисеевич был очень контактным человеком, простым и не воображающим себя большим и недоступным писателем. Во время репетиций он воспринимал и принимал актерские импровизации, говоря: «Лена, Лена! Как ты сказала? Дай, я запишу скорей! Вот так и оставим, так и будем говорить, как ты сейчас сказала». Наверное поэтому в его произведениях всегда много уточнений, и каждый вариант отличается от предыдущего, потому что он свободно и смело менял свои тексты. 

В советское время Володина часто упрекали в мелкотемье, в том, что его произведения написаны не про героизм, а про то, что испытывает каждый: любовь, смущение, неуверенность, проблемы бытовые, конфликты во взаимоотношениях. Мелкая тема – она ведь и есть самая крупная, потому что близка каждому. Это и объединяло Александра Моисеевича с Молодежным театром.
 
Валерий Кухарешин: 
В Молодежный театр Александр Моисеевич приходил очень часто и участвовал в репетициях. Приходил не по тому, что хотел помочь советом, для этого в театре есть режиссер. Ему было интересно наблюдать за молодыми актерами и помогать им. Помню случай, когда актриса не могла проговорить текст со сцены, не ложился он у нее, и он тут же переписывал и давал ей новый. Он готов был идти навстречу. 

Евгений Клубов:
Владимир Афанасьевич Малыщицкий дружил со всеми писателями-фронтовиками. Володин, Быков, Кондратьев – авторы, которых Владимир Афанасьевич понимал, и они его понимали. 
 
Поскольку Малыщицкий был моим педагогом, мы встретились с Володиным еще в «Студио» при ЛИИЖТе. Молодежный театр, который открылся в 1979 году, существовал по своим законам. После спектакля у нас была традиция собираться вместе, на этих же встречах бывал и Александр Моисеевич. Он часто читал нам свои пьесы и стихи. 

Помню день, когда состоялась читка пьесы «Две стрелы» – острой, социальной фантастики. Она нам всем очень понравилась, но, как и многие спектакли, за выход которых Владимир Афанасьевич в буквальном смысле боролся, он не увидел сцены. 

Зато зрители Молодежного театра смогли посмотреть володинские «Диалоги» и «Четыре песни в непогоду». На репетициях этих спектаклей Володин присутствовал лично, но он не вмешивался, лишь потом делился своим мнением с режиссером. У Малыщицкого с Володиным сложился отличный тандем, к которому, кстати, еще присоединился прекрасный композитор Владимир Дашкевич. «Четыре песни в непогоду» сопровождались музыкой Дашкевича к песне «Вот опять окно» на стихи Марины Цветаевой… 

Олег Попков:
В Молодежном театре Малыщицкого часто так бывало, что спектакль перерастал в стихотворный монолог Александра Моисеевича Володина. Он читал нам свои стихи, мы же, молодые артисты, с восхищением слушали. Читая, он был чрезвычайно эмоционален, но это была не актерская эмоциональность, а человеческая. Вообще, он производил впечатление человека негромкого. Несмотря на то, что его знали и в Петербурге, и в Москве, его играли по всему Союзу, казалось, что триумфа своего он не ощущал. Он приходил к нам тихим человеком с печальными глазами.

Одно из его авторских и человеческих качеств проявлялось во время репетиций, когда он вдруг говорил: «Я понял. Это я виноват. Я не то написал. Мне надо переписать все заново и будет так, как надо».

Однажды артист и режиссер Игорь Овадис, уехавший в Канаду, обратился ко мне с просьбой – попросить у Володина разрешение поставить «Дульсинею Табосскую» за границей.

Я позвонил Володину, рассказал о своем товарище и пообещал приехать с видеокассетой, где записаны работы Овадиса. Одно оставалось – найти в Ленинграде видеомагнитофон. И я начал всеми силами его искать, как вдруг звонок от Володина: «Олег, знаете, не ищите этот видеомагнитофон, приезжайте просто так».  Мы встретились, и – я навсегда это запомнил – он спрашивает:
– Олег, а вот этот ваш друг, он хороший человек?
– Хороший, – отвечаю я.
– Ну и пусть ставит.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Крайне прискорбно, что это заявление прозвучало в Год театра»

    Встревоженный неожиданным заявлением Дмитрия Медведева о том, что в России слишком много государственных театров, председатель СТД Александр Калягин обратился с письмом к Валентине Матвиенко. «Театрал» публикует текст этого письма полностью: «Уважаемая, дорогая Валентина Ивановна! Вчера состоялась встреча Председателя Правительства РФ Д. ...
  • Театральные деятели отреагировали на слова Медведева о сокращении театров

    Высказывание Дмитрия Медведева о том, что в России якобы «очень много государственных театров», вызвало широкий резонанс. Председателю правительства, сделавшему такое заявление во вторник, 12 февраля, на встрече с членами Совета Федерации, уже ответил глава СТД Александр Калягин (см. ...
  • Сергей Юрский: «Всё начнётся потом»

    В февральском номере «Театрала» редакция возобновила рубрику «Поэт в России – больше, чем поэт...», которую основал в нашем журнале Евгений Евтушенко. Но теперь мы решили публиковать стихи и прозу театральных деятелей – актеров и режиссеров. ...
  • Василия Ланового не пустили на рейс «Победы»

    Василия Ланового не пустили на рейс авиакомпании «Победа». Актер собирался лететь на гастроли в Ростов-на-Дону. Как рассказал Лановой телеканалу «Москва 24», при прохождении регистрации выяснилось, что его гастрольный кофр не проходит по размерам, разрешенным для провоза ручной клади в данной авиакомпании, и нужно оплатить дополнительную пошлину. ...
Читайте также


Читайте также

  • Игорь Гордин: «Стараюсь во всем найти юмор»

    В МТЮЗе у Камы Гинкаса Игорь Гордин играет самые сложные роли в спектаклях по Достоевскому, Олби, Аную. Но вторым домом для него стал Театр Наций, где актер репетирует сейчас уже четвертый спектакль. В «Иранской конференции» Ивана Вырыпаева в постановке Виктора Рыжакова ему предстоит сыграть в поистине звездной компании. ...
  • Андрей Могучий: «100 лет для театра – не так уж и много»

    Сегодня нашему театру исполняется 100 лет. Для театра это не так уж и много. Есть и постарше. БДТ — молодой театр. Созданный революцией Коммунальный Большой Драматический театр, так его назвали тогда, был театром, провозгласившим приверженность высоким идеалам искусства, театром, созданным для нового зрителя. ...
  • Юрий Бутусов: «Мы теряем человека»

    На минувшей неделе в Лондоне с успехом прошли гастроли Московского драматического театра им. Пушкина. В крупнейшем театральном центре не только английской столицы, но и Европы, пушкинцы показали несколько своих лучших работ. ...
  • Александр Домогаров: «Быть артистом – это больно»

    В конце января театральное агентство «Арт-Партнер XXI» Леонида Робермана представило публике премьеру  –театральную рапсодию «Генри и Эллен» по пьесе современного драматурга Дона Нигро. Одну из главных ролей в спектакле исполняет Александр ДОМОГАРОВ. ...
Читайте также