Нетерпение сердца

В СТИ сыграли премьеру «Один день в Макондо»

 
Постановку по мотивам романа  Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества» Егор Перегудов осуществил почти полтора года назад с выпускниками курса Сергея Женовача в ГИТИСе. Тогда казалось, что студенческую постановку постигнет участь многих дипломных спектаклей – порадовав на выпуске, она останется счастливым воспоминанием.
 
Но, к счастью, руководитель СТИ Сергей Женовач принял волевое решение. И состоялось второе рождение спектакля, чьими полноправными соавторами стали Дамир Исмагилов, Александр Боровский, Григорий Гоберник. Потеряв в веселости, постановка обрела новые дыхание и объем.

Если кому-то захочется понять, что такое «художественный театр» в XXI веке, ему стоит сходить на «Один день в Макондо». Провести выходной (с 13.00 до 20.00) в атмосфере американского юга, погрузиться в быт и сказку города, созданного воображением и волей неистового патриарха Хосе Аркадио Буэндия, терпением и неутомимостью его жены Урсулы.  

Приснившийся великану и сновидцу Хосе Аркадио ПервомуМакондо обладает на сцене СТИ гипнотической достоверностью. Черные кирпичные стены, выстроенные Александром Боровским прорезаются неожиданными окнами и дверными проемами. Весь город залит живым изменчивым светом – сумерек, восходов, полудней. И – отдельным – волшебным светом инобытия. Дамир Исмагилов говорит, что для обычного спектакля перемен света требуется не больше сотни, а здесь перевалило за четыреста…

Омываемые световыми потоками жители Макондо кажутся персонажами старинных витражей. Правда, история города и основавшей его семьи Буэндия от святости далека.  История рода иначалась полузапретной страстью двоюродных брата и сестры, решивших пожениться. Родители пугают их рождением детей с поросячьими хвостиками. Так что несгибаемая крошка Урсула (Мария Корытова) прямо на свадьбу одевает «пояс невинности» и решительно отказывается снять, невзирая на насмешки соседей. Убив на дуэли поиздевавшегося над «девушкой-женой» односельчанина, Хосе Аркадио (Лев Коткин) решит: «Пусть хоть игуаны рождаются! Но больше из-за тебя здесь никто не умрет». Поросячих хвостиков у их детей не обнаружится. Но по наследству они передадут своему потомству вещь куда более разрушительную – нетерпение сердца.
Нетерпение сердца стало основой их собственного брака.

Нетерпение сердца погнало их из родного дома далеко-далеко. И привело к основанию Макондо – нового мира, нового Рая (с той поправкой, что новый Рай новые Адам и Ева создали после грехопадения).


Нетерпение сердца в их потомках будет менять историю страны, ее климат и течение времени. Это нетерпение одинокого сердца погонит их старшего сына Хосе Аркадио II (Дмитрий Матвеев) по морским просторам. И заставит младшего Аурелиано (Даниил Обухов) поднять три десятка восстаний и выстрелить себе в грудь в день, когда будет подписан унизительный договор.
Егору Перегудову удалось практически невозможное – создать на камерной сцене СТИ огромный мир, где «дольше века длится день, и не кончается объятье».

Сплетая музыку и акробатику, этюдные зарисовки и длинные мысли о судьбе и жизни, – Перегудов создает сценический эквивалент мифологического Макондо, где идет дождь из желтых цветов. А кусок льда смотрится самым большим в мире бриллиантом. Где любовь плавит кости и закручивает нервы в спираль. Где страсть заставляет кричать кошкой и ходить по потолку. Взлетать над городом и снова и снова с разбегу падать в объятья любимого.

Солнце живет в крови наследников Урсулы. Солнце опаляет всякого, кто приближается к дому Буэндиа. Как это сделал музыкант и танцор Пьетро Креспи-Александр Медведев. Влюбив в себя двух дочерей семейства, - он расплатится за это половодье вызванных сильных чувств жизнью.

Прощальный танец-уход итальянского музыканта станет чуть ли не самой эмоциональной сценой перенасыщенного всплесками чувств и эмоций постановки.

Жизнь и смерть живут в этом спектакле не просто бок о бок, а по-приятельски подмигивая друг другу. Умершие смотрят на живых с колосников. И желая показать сомнительный фокус, Хосе Аркадио II просит отвернуться умершую девочкой Ремедиос – Дарью Мурееву. Умирая человек тихо взбирается наверх, подсаживаемый руками остающимися и принимаемый в объятия ушедшими.

Поправляя свой длинный саван, не спеша поднимается в небеса девственная Амаранта – Екатерина Копылова. Взлетает наверх неистовая в желании Ребекка-Елизавета Кондакова. Пожимая руки убитому им соотечественнику и обнимая Мелькиадеса – Нодара Сирадзе, заходит на тот свет Хосе Аркадио.   Наконец, хлопотливо подставляет нужную лестницу пережившая внуков и правнуков Урсула. «Пра-пра-бабушка так усохла, что напоминала мумию»,  - вздохнет ее потомок. А на небесах начинается небесный пир в честь вновь прибывшей.

«Первый в роду будет привязан к дереву, последнего – съедят муравьи». Рефрен повторяется часто. И никак не понять: в какую минуту можно повернуть историю на другой путь? Как изменить ход событий? В финале первой части Егор Перегудов дает длинную сцену «перемотки»: события отматываются как кинолента, и снова упираются в сплетение рук и тел основоположников…

Жизнь человеческого духа движется орбитами, которые неподвластны участникам и наблюдателям. Проходя извилистыми тропинками любви и ненависти, боли и восторга, страданий и радости, – ты обретаешь возможность заглянуть в суть вещей и понять главное. Одиночество и нетерпение человеческого сердца создает этот мир, и оно же его разрушает.
 
 

Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончался актер Андрей Харитонов

    Известный актер театра и кино Андрей Харитонов скончался в воскресенье, 23 июня, на 60-м году жизни, похоронят актера в Киеве.   «Андрея сегодня не стало… Ушел из жизни всеми любимый, талантливый и необыкновенно красивый человек. ...
  • Театр кукол им. Образцова просит о помощи

    В редакцию «Театрала» поступило письмо от коллектива Театра кукол им. Образцова: - Дорогие друзья, 12 июня в 14.30, в День России, куклы Театра Образцова вместе с коллективом выходят на улицу. Под символом нашего театра, под знаменитыми часами мы собираемся записать театрализованное обращение на горячую линию президента. ...
  • «Это назначение грозит гибелью»

    В День России, 12 июня, коллектив Центрального театра кукол им. Образцова вышел на улицу, чтобы выразить своего рода протест против назначения заместителем директора ГЦТК Юрия Шерлинга, из-за которого, по, словам артистов, в театре сложилась «нездоровая обстановка», обусловленная «угрозами увольнения» и «обвинениями в некомпетентности». ...
  • Умер Франко Дзеффирелли

    Итальянский режиссер Франко Дзеффирелли ушел из жизни в возрасте 96 лет. Об этом сообщил мэр Флоренции Дарио Нарделла. «Я хотел, чтобы этот день никогда не наступил, – написал Нарделла в своем блоге в Twitter. – Франко Дзеффирели ушел сегодня утром». ...
Читайте также


Читайте также

  • «Положи меня, как печать на сердце твоё…»

    Мадам Роза и Момо – неожиданно интенсивный, пронзительный и глубокий дуэт Светланы Крючковой и восходящей театральной звезды – Ивана Федорука в новом спектакле Романа Мархолиа «Жизнь впереди» по роману Эмиля Ажара в БДТ им. ...
  • «Хотелось показать «изнанку» театра»

    На этот раз зрители попадают в театр не привычным способом – через главный вход со стороны Театральной площади, а через арку на Большой Дмитровке. Первое, что бросается в глаза при входе во двор – крошечная дощатая сцена. ...
  • БДТ готовит премьеру со Светланой Крючковой в главной роли

    Спектакль «Жизнь впереди» (по роману Ромена Гари) пополнит репертуар БДТ им. Товстоногова 19 июня. Постановка режиссера Романа Мархолиа станет очередной работой, в которой главную роль сыграет Светлана Крючкова (напомним, в ноябре 2015 году Мархолиа выпустил спектакль «Игрок» по Достоевскому, в котором народная артистка РФ играет Антониду Васильевну). ...
  • Театр post представит премьеру о музыке 70-х

    Театр post готовится представить премьеру «Два перстня» по новому тексту белорусского драматурга Павла Пряжко. Показ состоится 24 июня на площадке «Скороход» в Санкт-Петербурге, информирует сайт театра. Спектакль «Два перстня», составленный из песен советской эстрады 1970-х годов, станет своего рода приквелом другой постановки театра – «Диджей Павел», в котором звучат хиты 80-х. ...
Читайте также