Третьяковка не виновата?

Эксперты – о краже картины Куинджи

 
После кражи картины Куинджи Минкультуры готовит предложения по дисциплинарным взысканиям к ответственным лицам Третьяковской галереи. Но действительно ли в этой истории виноваты сотрудники музея? Как удалось грабителю так легко похитить картину? Как защищают произведения искусства на экспозициях за рубежом? С этими вопросами «Театрал» обратился с экспертам.

Сергей Соловьев, искусствовед:

«Во всей истории с кражей картины Куинджи есть ощущение абсолютной неадекватности человека, который это сделал. Он совершенно не отдавал себе отчет, насколько точно сейчас все фиксируется и быстро вычисляется. Да и сама работа не является настолько ценной, чтобы ради нее рисковать жизнью и свободой. Обычно кражи совершаются под определенного клиента, но в данном случае все было в духе черной комедии. Злоумышленник просто вошел в зал, повернул налево и взял первую картину, которая висела с краю. Вряд ли это был заказ.

Думаю, что Третьяковская галерея здесь не виновата. Такие дерзкие кражи как раз в порядке вещей, как, к примеру, было в музее Осло, когда грабители спокойно зашли, сняли картины Ван Гога и Матисса и уехали на катере. Самое главное здесь - эффект неожиданности и непредсказуемости. Музеи всегда выстраивают систему безопасности по своему сценарию кражи. Они думают, что ночью злоумышленники будут делать подкопы, буравить сцены, или вдруг спустится некий ниндзя и заберет ценный экспонат. Но на практике, как мы видим, все происходит иначе.

В целом в музеях сейчас наблюдаются две противоположные тенденции. С одной стороны, картины чуть ли не закупоривают в пуленепробиваемые капсулы и на десять метров ограждают к ним подход. С другой стороны, музеи всего мира понимают, что подобная дистанция недопустима. Контакт современного зрителя с произведением искусства должен быть более тесным, интимным. Посетитель не должен рассматривать картины, как украшения в ювелирном магазине. Они должны быть открытыми и доступными. Поэтому и систему сигнализации на выставках уже редко где применяют. Ты подошел к картине на метр ближе положенного - и начинается дикий рев сирены. Это только всех раздражает».


Алексей Лебедев, доктор искусствоведения, руководитель «Лаборатории музейного проектирования»:

«Ничего экстраординарного в этом событии нет. Кражи в музеях России совершаются примерно раз в два года, уже не говоря о музеях мира, где это происходит еще чаще. Да, музейная система охраны несовершенна, но ничего более совершенного для сохранности произведений искусства человечество пока не изобрело. Согласно статистике, из музеев крадут в десятки раз реже, чем, к примеру, из действующих церквей или из частных коллекций.

Проработав в Третьяковке около 20 лет, могу сказать, что туда нередко приезжали иностранные делегации, чтобы ознакомиться с музейной системой охраны, потому что в России она была и остается одной из лучших в мире. Но на сто процентов избежать подобных инцидентов невозможно. Как бы ни были совершенны системы, все в конечном итоге упирается в человеческий фактор, а людям свойственно ошибаться.

Многие недоумевают, почему картины на выставке Куинджи не были оснащены электронными датчиками. Тут важно понимать, что существует бюджет выставки и сроки, на которые произведения выдаются для экспозиции. Подобная система защиты (когда на каждое произведение ставится датчик) требует денег и времени. Здесь все связано с тем, что это именно временная выставка и, видимо, были ограничения либо по срокам, либо по финансированию. И тут вопросы уже не к музею, а к Министерству культуры. Надо повышать выставочные бюджеты, тогда на каждое произведение искусства можно будет поставить датчик, который при любом перемещении передаст сигнал на пульт охраны или приведет в действие сирену.

Есть гораздо более сложная проблема – вандализм, с которым недавно столкнулась Третьяковская галерея. Вот тут все намного серьезней, потому что никакие датчики от этого не защитят. Конечно, можно все закрыть бронированными стеклами, поставить загородки и не подпускать к картине ближе чем на три метра. Но тогда мы получим снижение качества посещения и принесем в жертву миллионы людей, которые хотят общаться с искусством. Очень сложно найти середину между этими двумя крайностями, поэтому все время приходится идти на риск.

Музей – общедоступное место. На входе не проверяют психическое здоровье посетителей. Вот и похитителя картины Куинджи отправили на психиатрическую экспертизу, которая, надеюсь, назовет нам точную причину его поступка, потому что продать эту работу он бы не смог».



Юрий Аввакумов, архитектор, художник, куратор:

«В приличных зарубежных музеях работы вешают на довольно простые крепления, которые представляют собой металлическую латунную плашку с тремя отверстиями. Два отверстия – для шурупов, которые вкручиваются в раму, а третье – для шурупа, с помощью которого картина жестко крепится к стене. И чтобы снять картину с такого крепления - понадобится шуруповерт. Те «костыли», на которых висела «Ай-Петри» в Третьяковке, удобны при монтаже. Картина быстро на них надевается и также быстро снимается. Поэтому данный способ вряд ли подходит для посещаемых экспозиций. Здесь можно говорить о низком профессионализме сотрудников, которые занимались монтажом и отвечали за безопасность. О недостатке профессионализма свидетельствуют и прозвучавшие в эти дни предложения об установке дорогостоящих электронных чипов на каждую картину. Это настолько школьный уровень, что даже смешно.

Конечно, каждая система защита имеет свои недостатки, но последний оплот – это музейный смотритель, и если он не может отличить сотрудника галереи от вора, о чем тут вообще можно говорить? Думаю, что институт бабушек-смотрительниц, который существует у нас с 30-х годов, давно пора менять. Надеюсь, эта история станет уроком для многих».


  • Нравится


Самое читаемое

  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
  • На «Золотой маске» назвали лучшие драматические спектакли

    В эти минуты на Исторической сцене Большого театра завершается XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Как передает корреспондент «Театрала», под занавес церемонии наградили лауреатов номинации «Лучший драматический спектакль». ...
Читайте также


Читайте также

  • «Важна поддержка театрального сообщества»

    В понедельник, 22 мая, будет подана апелляция на изменение меры пресечения директору Большого театра кукол  Александру Калинину. Театральные деятели высказались в поддержку директора  БТК, арестованного на прошлой неделе по подозрению в получении взятки. ...
  • Найдена пропавшая картина Левитана

    Картину «Летний пейзаж. Пашня» обнаружили в день обращения о ее хищении. Обстоятельства выясняются, об этом сообщает столичный главк МВД. С заявлением о пропаже картины Исаака Левитана в полицию обратился директор организации «Научно исследовательская независимая экспертиза имени П. ...
  • В Музыкальном театре им. Станиславского артисты не пострадали

    Руководство Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко опровергло информацию о том, что 17 апреля в результате падения части декораций пострадало 20 человек. «В связи с распространением в СМИ информации о происшествии в театре 17 апреля дирекция Музыкального театра официально сообщает, что в результате падения части декораций серьезно никто не пострадал», - сообщается на сайте театра. ...
  • «Я наблюдал, как разрушают наш театр»

    В начале апреля в Союзе театральных деятелей состоялось совещание с участием председателя Александра Калягина и министра культуры Московской области Нармин Ширалиевой, на котором обсудили ситуацию в Мытищинском театре «ФЭСТ». ...
Читайте также