Третьяковка не виновата?

Эксперты – о краже картины Куинджи

 
После кражи картины Куинджи Минкультуры готовит предложения по дисциплинарным взысканиям к ответственным лицам Третьяковской галереи. Но действительно ли в этой истории виноваты сотрудники музея? Как удалось грабителю так легко похитить картину? Как защищают произведения искусства на экспозициях за рубежом? С этими вопросами «Театрал» обратился с экспертам.

Сергей Соловьев, искусствовед:

«Во всей истории с кражей картины Куинджи есть ощущение абсолютной неадекватности человека, который это сделал. Он совершенно не отдавал себе отчет, насколько точно сейчас все фиксируется и быстро вычисляется. Да и сама работа не является настолько ценной, чтобы ради нее рисковать жизнью и свободой. Обычно кражи совершаются под определенного клиента, но в данном случае все было в духе черной комедии. Злоумышленник просто вошел в зал, повернул налево и взял первую картину, которая висела с краю. Вряд ли это был заказ.

Думаю, что Третьяковская галерея здесь не виновата. Такие дерзкие кражи как раз в порядке вещей, как, к примеру, было в музее Осло, когда грабители спокойно зашли, сняли картины Ван Гога и Матисса и уехали на катере. Самое главное здесь - эффект неожиданности и непредсказуемости. Музеи всегда выстраивают систему безопасности по своему сценарию кражи. Они думают, что ночью злоумышленники будут делать подкопы, буравить сцены, или вдруг спустится некий ниндзя и заберет ценный экспонат. Но на практике, как мы видим, все происходит иначе.

В целом в музеях сейчас наблюдаются две противоположные тенденции. С одной стороны, картины чуть ли не закупоривают в пуленепробиваемые капсулы и на десять метров ограждают к ним подход. С другой стороны, музеи всего мира понимают, что подобная дистанция недопустима. Контакт современного зрителя с произведением искусства должен быть более тесным, интимным. Посетитель не должен рассматривать картины, как украшения в ювелирном магазине. Они должны быть открытыми и доступными. Поэтому и систему сигнализации на выставках уже редко где применяют. Ты подошел к картине на метр ближе положенного - и начинается дикий рев сирены. Это только всех раздражает».


Алексей Лебедев, доктор искусствоведения, руководитель «Лаборатории музейного проектирования»:

«Ничего экстраординарного в этом событии нет. Кражи в музеях России совершаются примерно раз в два года, уже не говоря о музеях мира, где это происходит еще чаще. Да, музейная система охраны несовершенна, но ничего более совершенного для сохранности произведений искусства человечество пока не изобрело. Согласно статистике, из музеев крадут в десятки раз реже, чем, к примеру, из действующих церквей или из частных коллекций.

Проработав в Третьяковке около 20 лет, могу сказать, что туда нередко приезжали иностранные делегации, чтобы ознакомиться с музейной системой охраны, потому что в России она была и остается одной из лучших в мире. Но на сто процентов избежать подобных инцидентов невозможно. Как бы ни были совершенны системы, все в конечном итоге упирается в человеческий фактор, а людям свойственно ошибаться.

Многие недоумевают, почему картины на выставке Куинджи не были оснащены электронными датчиками. Тут важно понимать, что существует бюджет выставки и сроки, на которые произведения выдаются для экспозиции. Подобная система защиты (когда на каждое произведение ставится датчик) требует денег и времени. Здесь все связано с тем, что это именно временная выставка и, видимо, были ограничения либо по срокам, либо по финансированию. И тут вопросы уже не к музею, а к Министерству культуры. Надо повышать выставочные бюджеты, тогда на каждое произведение искусства можно будет поставить датчик, который при любом перемещении передаст сигнал на пульт охраны или приведет в действие сирену.

Есть гораздо более сложная проблема – вандализм, с которым недавно столкнулась Третьяковская галерея. Вот тут все намного серьезней, потому что никакие датчики от этого не защитят. Конечно, можно все закрыть бронированными стеклами, поставить загородки и не подпускать к картине ближе чем на три метра. Но тогда мы получим снижение качества посещения и принесем в жертву миллионы людей, которые хотят общаться с искусством. Очень сложно найти середину между этими двумя крайностями, поэтому все время приходится идти на риск.

Музей – общедоступное место. На входе не проверяют психическое здоровье посетителей. Вот и похитителя картины Куинджи отправили на психиатрическую экспертизу, которая, надеюсь, назовет нам точную причину его поступка, потому что продать эту работу он бы не смог».



Юрий Аввакумов, архитектор, художник, куратор:

«В приличных зарубежных музеях работы вешают на довольно простые крепления, которые представляют собой металлическую латунную плашку с тремя отверстиями. Два отверстия – для шурупов, которые вкручиваются в раму, а третье – для шурупа, с помощью которого картина жестко крепится к стене. И чтобы снять картину с такого крепления - понадобится шуруповерт. Те «костыли», на которых висела «Ай-Петри» в Третьяковке, удобны при монтаже. Картина быстро на них надевается и также быстро снимается. Поэтому данный способ вряд ли подходит для посещаемых экспозиций. Здесь можно говорить о низком профессионализме сотрудников, которые занимались монтажом и отвечали за безопасность. О недостатке профессионализма свидетельствуют и прозвучавшие в эти дни предложения об установке дорогостоящих электронных чипов на каждую картину. Это настолько школьный уровень, что даже смешно.

Конечно, каждая система защита имеет свои недостатки, но последний оплот – это музейный смотритель, и если он не может отличить сотрудника галереи от вора, о чем тут вообще можно говорить? Думаю, что институт бабушек-смотрительниц, который существует у нас с 30-х годов, давно пора менять. Надеюсь, эта история станет уроком для многих».


  • Нравится


Самое читаемое

  • Театр кукол им. Образцова просит о помощи

    В редакцию «Театрала» поступило письмо от коллектива Театра кукол им. Образцова: - Дорогие друзья, 12 июня в 14.30, в День России, куклы Театра Образцова вместе с коллективом выходят на улицу. Под символом нашего театра, под знаменитыми часами мы собираемся записать театрализованное обращение на горячую линию президента. ...
  • Умер актер Александр Кузнецов

    Актер театра и кино, театральный педагог Александр Кузнецов скончался в четверг, 6 июня, на 60-м году жизни после продолжительной болезни. Широкому зрителю он известен по главной роли в фильме «Джек Восьмеркин – "Американец"». ...
  • «Это назначение грозит гибелью»

    В День России, 12 июня, коллектив Центрального театра кукол им. Образцова вышел на улицу, чтобы выразить своего рода протест против назначения заместителем директора ГЦТК Юрия Шерлинга, из-за которого, по, словам артистов, в театре сложилась «нездоровая обстановка», обусловленная «угрозами увольнения» и «обвинениями в некомпетентности». ...
  • Умер Франко Дзеффирелли

    Итальянский режиссер Франко Дзеффирелли ушел из жизни в возрасте 96 лет. Об этом сообщил мэр Флоренции Дарио Нарделла. «Я хотел, чтобы этот день никогда не наступил, – написал Нарделла в своем блоге в Twitter. – Франко Дзеффирели ушел сегодня утром». ...
Читайте также


Читайте также

  • «ФЭСТ» просит защиты у президента

    Администрация Мытищ отказалась удовлетворить просьбу театра «ФЭСТ» в изменении устава. В ответ художественный руководитель «ФЭСТа» Игорь Шаповалов записал видеообращение к президенту страны, которое появилось в социальных сетях театра 15 июня. ...
  • Юрий Шерлинг уволен из Театра им. Образцова

    Заместитель директора Театра кукол им. Образцова Юрий Шерлинг был уволен днем в пятницу, 14 июня. Приказ о его увольнении подписал директор театра Владимир Бакулев.   «Я рассмотрел обращение коллектива и, разобравшись по существу высказанных претензий к первому заму, прекратил действие трудового договора с Юрием Борисовичем Шерлингом», – цитирует РИА слова директора театра. ...
  • Закрывается Санкт-Петербургский Городской театр

    Санкт-Петербургский Городской театр объявил о предстоящем закрытии. На странице театра в  Facebook представители учреждения написали, что последний день работы - 31 декабря этого года. Из обращения коллектива ясно, что проблемы в финансировании. ...
  • «Это назначение грозит гибелью»

    В День России, 12 июня, коллектив Центрального театра кукол им. Образцова вышел на улицу, чтобы выразить своего рода протест против назначения заместителем директора ГЦТК Юрия Шерлинга, из-за которого, по, словам артистов, в театре сложилась «нездоровая обстановка», обусловленная «угрозами увольнения» и «обвинениями в некомпетентности». ...
Читайте также