«Золотая маска» для Чубайса

Новоселье «Школы современной пьесы» сопровождалось шутками и розыгрышами

 
«Заходите, заходите, сейчас начнется экскурсия!» - молодой актер «Школы современной пьесы» возле гардероба собирает небольшую группку гостей и ведет знакомить с закулисьем театра. Здесь еще пахнет краской, видны следы завершающегося ремонта, но уже в субботу, 26 января, «ШСП» сыграет спектакль «Подслушанное, подсмотренное, незаписанное».
 
А накануне, 25 января, коллектив помпезно, изобретательно отметил свое возвращение в историческое здание. Дату подобрали «со смыслом»: именно здесь до революции, в ресторане «Эрмитаж» у московского студенчества была традиция отмечать Татьянин день. И, как свидетельствует Гиляровский, на шубах студентов гардеробщики мелом записывали адрес – на тот случай, если студент напьется и не сможет объяснить извозчику дорогу.

«Этот район назывался Грачёвка или, в народе, от слова «драка» – Драчёвка, – поясняет наш экскурсовод, пока мы продираемся сквозь толпы гостей. – Обстановка была криминальной. Кабаки, ломбарды, дома терпимости, торговые склады… Но особый колорит придавала река Неглинка. Сейчас ее не видно, она спрятана под землю, а тогда с ней многое было связано – вплоть до того, что преступники сбрасывали туда оружие и прочие ненужные улики. Отсюда, кстати, и пошло выражение концы в воду».

За вечер истории об уникальном здании рассказывали не только экскурсоводы, но и ведущие (Татьяна Веденеева, Владимир Колганов) и, конечно же, сам Иосиф Райхельгауз, для которого дом на Трубной – больше чем Дом.

Вспоминали, шутили, пели. И всякий раз непременно подчеркивали, что история театра началась со спектакля «Пришел мужчина к женщине», в котором блистали Альберт Филозов и Любовь Полищук; что последнюю в своей жизни роль великая Мария Владимировна Миронова сыграла на этой сцене в спектакле «Уходил старик от старухи» (ее партнером был Михаил Глузский); что блистали здесь Людмила Гурченко, Алексей Петренко, Лев Дуров и многие другие актеры, не говоря уже о том, что каждый год 9 Мая здесь проходит фестиваль песен, начавшийся еще при участии Булата Окуджавы.

 27 марта театр отметит свое 30-летие (в этот день состоится исторический променад «На Трубе»). Возраст, конечно, совсем еще молодой, но для театра – целая история. И отголоски той истории шутливо обыграл Леонид Якубович в аукционе, на котором с молотка ушли туфли Любови Полищук из упомянутого уже спектакля (зрители купили их за 5 тыс. рублей), обгоревшие бутафорские деньги, спасенные при пожаре (приобретены за 10 тыс. рублей), шляпа Дон Кихота, в которой играл Альберт Филозов (20 тыс. рублей). Были, конечно, и другие лоты, но в числе прочего театр выставил на аукцион «Золотую маску» – одну из своих многочисленных наград (без именной гравировки).
«Иосиф, я затрудняюсь назвать стартовую цену этого лота, помоги», – сказал Леонид Якубович, обратившись к художественному руководителю театра. – «Три копейки».

Публика насторожилась: шутка? Иосиф Леонидович уточнил: «Без сдачи!»

«Итак, у кого есть три копейки без сдачи, – тот может прямо сейчас стать обладателем «Золотой маски» – подытожил Якубович.


Несколько человек заглянули в свои кошельки, но, разумеется, тщетно. Трех копеек ни у кого не нашлось. «А за 5 рублей?» – поинтересовалась элегантная дама в вечернем платье. – «Три копейки».

Повисла пауза. И тогда ведущий «Поля чудес» принял волевое решение: «Иосиф, кто после пожара первым оказал театру посильную помощь?» Вариантов было несколько – от друзей театра до мэра Москвы, но все же вспомнилось, что этим человеком являлся Анатолий Чубайс, председатель попечительского совета театра. В ту же секунду Леонид Аркадьевич вызвал на сцену Чубайса и наградил его «Золотой маской».

То, что театр подняли из руин, – факт, не требующий доказательств. Ровно пять лет назад (28 января 2014 года) пожар, случившийся из-за короткого замыкания, уничтожил интерьеры уникального здания. И несколько фотографий того пепелища выставили в фойе. Обгорелые стены, обрушившаяся лепнина, размытая пожарными брандспойтами краска и позолота, разрушенные потолки и сцена являли собой жуткое зрелище. И на каждом снимке было заметно, насколько старинный театр обветшал.

Как говорил в «Горе от ума» полковник Скалозуб о Москве: «По моему сужденью, // Пожар способствовал ей много к украшенью». Фраза, возможно, громкая, но, в самом деле, то, что десятилетиями ожидало ремонта и перепланировки (в театре были «глухие» помещения, многочисленные «пристройки» и теснота), вдруг оказалось расчищено и перестроено. Задышало свежестью. Здесь не осталось и следов масляной краски, густым зеленым слоем покрывавшей перила и ступени, роскошная лепнина вновь засверкала золотом, много мрамора, всюду светильники и хрустальные люстры, а главное стало просторно.

Помимо зала «Эрмитаж» (прежде в нем как раз и шли спектакли «ШСП»), открыли «Зимний сад»: теперь здесь еще одна площадка. Собственно, в день новоселья гости и сидели за столиками в этих двух залах, а артисты перемещались от эстрады к эстраде. (Главное блюдо этого вечера, разумеется, салат оливье, рецепт которого именно в этом ресторане в 1860-х годах разработал повар Люсьен Оливье.)

Были и другие площадки. В кафе читала свои «стихи-хи» Людмила Петрушевская, в атриуме показывал фокусы иллюзионист Сергей Солоницын, в Белом зале (том самом, где в 1880 году Достоевский повторил свою речь, подготовленную к открытию памятника Пушкину) пели Сергей Никитин, Тимур Шаов, Юрий Чернов и Владимир Качан. На рояле в фойе играли Максим Дунаевский и Юрий Розум и чувствовалось во всем, что это не просто звенья праздничного вечера, это – «театр вернулся в свой дом». Скоро здесь снова будет «как прежде». Во всяком случае, Иосиф Райхельгауз, который за вечер и ночь обошел, наверное, несколько десятков раз все залы и помещения, торжественно пообещал это гостям.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.
 
 

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Жанр оставляет большое поле для фантазии»

    На фото: режиссер Андрей Маник, актрисы Дарья Белоусова и Полина Рашкина В театре «Современник» состоялась читка новой пьесы Дмитрия Данилова «Что вы делали вчера вечером?». Текст представляет собой череду монологов случайных прохожих, отвечающих на этот каверзный вопрос. ...
  • Художественный театр вернет в репертуар пьесу, с которой начинал свою историю

    Фото с репетиции  Театрализованная читка пьесы Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович» пройдет на Основной сцене МХТ им. Чехова в день рождения Художественного театра 26 октября. Событие состоится в рамках нового цикла мхатовских вечеров «Память места», посвященного истории и традициям театра. ...
  • Спектакль Табакова «Два ангела, четыре человека» сыграют в 300-й раз

    Спектакль Олега Табакова по пьесе Виктора Шендеровича «Два ангела, четыре человека» 26 сентября сыграют в «Табакерке» в 300-й раз. Это история о том, как падший ангел, приняв образ человека по фамилии Стронциллов, приходит забрать душу Пашкина, но ведет себя, как мелкий аферист, требуя за симпатичное место на том свете московскую квартиру грешника. ...
  • «Как картина Пикассо»

    В рамках лектория «Прямая речь» писатель Дмитрий Быков расспросил режиссера Дмитрия Крымова о работе над постановкой «Борис» по драме Пушкина «Борис Годунов» (организатор проекта – продюсер Леонид Роберман). ...
Читайте также