Ленкомовский мистификатор

2 января сценографу Олегу Шейнцису исполнилось бы 70 лет

 
Четверть века он был главным художником «Ленкома». Вместе с Марком Захаровым выпускал «Жестокие игры», «Юнону и Авось», «Поминальную молитву», «Мудреца», «Чайку», «Мистификацию», «Безумный день, или Женитьбу Фигаро», «Плач палача», «Город миллионеров», «Шута Балакирева», «Ва-банк» и другие спектакли. Именно Шейнцис создал нынешний облик театра, стиль его спектаклей, сам логотип «Ленком».   
 
Художник не отрицал, что часто ошибался в параметрах сцены. Он любил масштабные конструкции. Но при этом знал цену каждой мелочи. Шейнцис придумал логотип Чеховского фестиваля и по-венециански изящную «Золотую маску». И первую партию он даже сделал собственноручно. Кстати, художник сам дважды получал «Маску» – за ленкомовскую «Чайку» и спектакль Большого театра «Любовь к трем апельсинам». Олег Шейнцис работал в Лондоне и Флоренции, Софии и Братиславе. Преподавал в Школе-студии МХАТ.
 
 
Иван Агапов:
– Помимо того, что Олег Аронович был соратником Марка Анатольевича и выпустил с ним практически все спектакли, это единственный человек в театре, которому дозволялось говорить с Захаровым на повышенных тонах. И худрук спокойно это воспринимал: пусть кричит, лишь бы делал всё так же талантливо. Все решения, которые предлагал Шейнцис, носили не только замечательный художественный и дизайнерский характер, но и отчасти определяли режиссерское решение. Грани его темперамента были воистину недосягаемы.

Однажды мы прилетели в Японию с «Чайкой» и три дня устанавливали декорации: на сцене из ценного дерева, в которую и гвоздя нельзя вбить. В итоге – всё установили, Олег Аронович взглядом опытного художника, которому позволено всё, посмотрел и сказал: «Нет. Теперь это надо двинуть на метр глубже». И группа умельцев-монтировщиков, говоря «ласковые» слова в адрес выдающегося художника, сделали за одну ночь то, что до этого делали три дня. Шейнцис как-то умудрялся вписывать свои декорации в залы и на две с половиной тысячи, и на 500 мест.

С присущим ему темпераментом Олег Аронович следил за «художественным» порядком в театре. Если без его ведома кто-то что-то отваживался покрасить в какой-то цвет, поднимался страшный крик, и тут же бежали бригады маляров, чтобы все это перекрасить в соответствии с замыслом Шейнциса. А еще помню, на гастролях в Израиле его спор с ассистенткой на художественно-производственные темы закончился тем, что Олег Аронович на полном ходу вышел из микроавтобуса. Бедного израильского водителя за это чуть не лишили прав, но Шейнцис не вписывался в дорожные правила Израиля, как и вообще в правила. Хотя в жизни это был милейший, тонкий человек, образованный и начитанный.
 
Наталия Щукина:
– Когда мы репетировали «Город миллионеров», Олег Аронович всё время бегал по сцене – что-то выносил, уносил, поправлял, ставил, кому-то за сцену мог что-то кричать. И вот на генеральной репетиции Олег Аронович, по обыкновению, бегает. Никто не обращает на него внимания и вдруг, Армен Борисович Джигарханян останавливает рабочий процесс и говорит: «А завтра на премьере Олег Аронович тоже будет так бегать? Я просто так к нему привык, что уже не смогу играть без его выходов на сцену».

Сложно, конечно, было в «придумках» Шейнциса существовать. Пока мы репетировали «Ва-банк» я об кареты разбила все локти и колени. Но это стоило того. Мы прекрасно понимали, ради чего такие неудобства. У Шейнциса декорации – не просто что-то красивое. Это всегда метафора, символ. Это всегда вплетено в ткань спектакля. Он – гений, конечно. Очень не хватает его.
 


Больше историй – в январском номере «Театрала» (уже в продаже)


  • Нравится


Самое читаемое

  • Римас Туминас: «Все хотят счастья, а его нет»

    В эти дни в Китае продолжаются гастроли Театра им. Вахтангова со спектаклем Римаса Туминаса «Евгений Онегин». Позади семь спектаклей в Гуанчжоу и Шанхае. Недавно труппа переехала в Пекин, где с 16 по 19 мая «Евгений Онегин» пройдет еще четыре раза. ...
  • Прощай, Расстрига!

    Не стало Сергея Доренко. Ужасная и шокирующая весть пришла 9 мая, в самый разгар гуляний, когда, казалось, ничего плохого просто не могло случиться. Но случилось. Погиб Доренко. Поверить в это было невозможно. Верить не хотелось. ...
  • Принят закон, отменяющий театральные билеты

    С 1 июля театры начнут продавать билеты по новым правилам: вместо билета зрителю будет выдаваться кассовый чек. Об этом в понедельник, 29 апреля, сообщил на встрече «Директорской ложи» московских театров заместитель главы столичного Департамента культуры Леонид Ошарин. ...
  • «Никто не советовался ни со мной, ни с труппой»

    В театральном сообществе продолжается спор, вызванный внезапным назначением на должность директора Центрального театра кукол им. Образцова Владимира Бакулева, профессионального  спортсмена, теннисиста, экс-президента МФК «Норильский никель», возглавлявшего, правда, в 2012-2013 гг. ...
Читайте также


Читайте также

  • Ирина Купченко: «Всё дело в характере зрителя»

    В воскресенье, 19 мая, в Пекине завершилось большое гастрольное турне Театра им. Вахтангова. За три недели пребывания в Китае (Гуанчжоу, Шанхай, Пекин) вахтанговцы 11 раз сыграли спектакль Римаса Туминаса «Евгений Онегин». ...
  • «Прошло столько лет, а проблемы остались»

    В нынешнем сезоне театр «Содружество актеров Таганки» выпустил премьеру «Спасти Хлестакова?» в постановке Марии Федосовой. Корреспондент «Театрала» пообщался с исполнителем одной из главных ролей – Андреем КАЙКОВЫМ. ...
  • Римас Туминас: «Все хотят счастья, а его нет»

    В эти дни в Китае продолжаются гастроли Театра им. Вахтангова со спектаклем Римаса Туминаса «Евгений Онегин». Позади семь спектаклей в Гуанчжоу и Шанхае. Недавно труппа переехала в Пекин, где с 16 по 19 мая «Евгений Онегин» пройдет еще четыре раза. ...
  • Александр Калягин поздравил Льва Додина с юбилеем

    Дорогой Лев Абрамович! В твой юбилей хочется тебе сказать слова, совершенно особенные – переполняют чувства, и только восторженные, мыслей много, но все не сформулировать.   Ты совершенно уникальный Мастер – это аксиома, звучит почти банально, ведь это скажет каждый, кто хоть однажды видел твой спектакль, имел счастье работать с тобой, слушать тебя, внимать и учиться у тебя. ...
Читайте также