Ленкомовский мистификатор

2 января сценографу Олегу Шейнцису исполнилось бы 70 лет

 
Четверть века он был главным художником «Ленкома». Вместе с Марком Захаровым выпускал «Жестокие игры», «Юнону и Авось», «Поминальную молитву», «Мудреца», «Чайку», «Мистификацию», «Безумный день, или Женитьбу Фигаро», «Плач палача», «Город миллионеров», «Шута Балакирева», «Ва-банк» и другие спектакли. Именно Шейнцис создал нынешний облик театра, стиль его спектаклей, сам логотип «Ленком».   
 
Художник не отрицал, что часто ошибался в параметрах сцены. Он любил масштабные конструкции. Но при этом знал цену каждой мелочи. Шейнцис придумал логотип Чеховского фестиваля и по-венециански изящную «Золотую маску». И первую партию он даже сделал собственноручно. Кстати, художник сам дважды получал «Маску» – за ленкомовскую «Чайку» и спектакль Большого театра «Любовь к трем апельсинам». Олег Шейнцис работал в Лондоне и Флоренции, Софии и Братиславе. Преподавал в Школе-студии МХАТ.
 
 
Иван Агапов:
– Помимо того, что Олег Аронович был соратником Марка Анатольевича и выпустил с ним практически все спектакли, это единственный человек в театре, которому дозволялось говорить с Захаровым на повышенных тонах. И худрук спокойно это воспринимал: пусть кричит, лишь бы делал всё так же талантливо. Все решения, которые предлагал Шейнцис, носили не только замечательный художественный и дизайнерский характер, но и отчасти определяли режиссерское решение. Грани его темперамента были воистину недосягаемы.

Однажды мы прилетели в Японию с «Чайкой» и три дня устанавливали декорации: на сцене из ценного дерева, в которую и гвоздя нельзя вбить. В итоге – всё установили, Олег Аронович взглядом опытного художника, которому позволено всё, посмотрел и сказал: «Нет. Теперь это надо двинуть на метр глубже». И группа умельцев-монтировщиков, говоря «ласковые» слова в адрес выдающегося художника, сделали за одну ночь то, что до этого делали три дня. Шейнцис как-то умудрялся вписывать свои декорации в залы и на две с половиной тысячи, и на 500 мест.

С присущим ему темпераментом Олег Аронович следил за «художественным» порядком в театре. Если без его ведома кто-то что-то отваживался покрасить в какой-то цвет, поднимался страшный крик, и тут же бежали бригады маляров, чтобы все это перекрасить в соответствии с замыслом Шейнциса. А еще помню, на гастролях в Израиле его спор с ассистенткой на художественно-производственные темы закончился тем, что Олег Аронович на полном ходу вышел из микроавтобуса. Бедного израильского водителя за это чуть не лишили прав, но Шейнцис не вписывался в дорожные правила Израиля, как и вообще в правила. Хотя в жизни это был милейший, тонкий человек, образованный и начитанный.
 
Наталия Щукина:
– Когда мы репетировали «Город миллионеров», Олег Аронович всё время бегал по сцене – что-то выносил, уносил, поправлял, ставил, кому-то за сцену мог что-то кричать. И вот на генеральной репетиции Олег Аронович, по обыкновению, бегает. Никто не обращает на него внимания и вдруг, Армен Борисович Джигарханян останавливает рабочий процесс и говорит: «А завтра на премьере Олег Аронович тоже будет так бегать? Я просто так к нему привык, что уже не смогу играть без его выходов на сцену».

Сложно, конечно, было в «придумках» Шейнциса существовать. Пока мы репетировали «Ва-банк» я об кареты разбила все локти и колени. Но это стоило того. Мы прекрасно понимали, ради чего такие неудобства. У Шейнциса декорации – не просто что-то красивое. Это всегда метафора, символ. Это всегда вплетено в ткань спектакля. Он – гений, конечно. Очень не хватает его.
 


Больше историй – в январском номере «Театрала» (уже в продаже)


  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончалась актриса Театра армии Ольга Вяликова

    Актриса ЦАТРА Ольга Вяликова скончалась в понедельник, 15 июля на 66-м году жизни. О скоропостижной утрате сообщила пресс-служба театра. «Ольга Петровна работала в нашем театре с 1980 года. С 1993 по 1995 гг. была занята в знаменитой постановке «Орестея» выдающегося немецкого режиссера Петера Штайна», - говорится в некрологе. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Инну Чурикову экстренно госпитализировали

    Народную артистку СССР Инну Чурикову госпитализировали вечером в четверг, 18 июля, в Институт им. Склифосовского. Актриса получила травму на сцене театра «Русская песня», где в этот вечер она играла антрепризный спектакль «Старая дева». ...
  • Ушла из жизни Джемма Осмоловская

    Актриса театра и кино Джемма Осмоловская скончалась в понедельник, 15 июля, после продолжительной болезни на 81-м году жизни. Об этом сообщает пресс-служба РАМТа, в котором актриса работала с 1964 года (была принята в труппу сразу по окончании Школы-студии МХАТ). ...
Читайте также


Читайте также

  • На ВДНХ прочтут пьесы современных авторов

    Совместный проект фестиваля драматургии «Любимовка» и фестиваля искусств «Вдохновение» стартует в пятницу вечером в Доме культуры ВДНХ. В течение трех вечеров – с 19 по 21 июля – зрители смогут послушать читки пьес современных авторов. ...
  • Такой у него дар: смешить не смеша

    Друзья и коллеги поздравляют артиста, художественного руководителя Театра сатиры. Александр Калягин, председатель СТД РФ: Дорогой Александр Анатольевич! Я счастлив со всем почтением и уважением поздравить Вас с юбилеем!   Я представляю, сколько слов восхищения и любви, мой дорогой друг, ты услышишь в этот день, сколько добрых пожеланий получишь. ...
  • Ирония Судьбы, или Профессия Ширвиндт

    Народный артист России, худрук Театра сатиры, не первый год подряд является и постоянным автором «Театрала», не переставая удивлять редакцию и читателей своими ироничными, полными остроумия и мудрости колонками. В преддверии знаменательной даты мы попросили сына артиста Михаила ШИРВИНДТА рассказать о малоизвестной стороне жизни юбиляра. ...
  • Юмористический гипноз

    Александр Ширвиндт… Вот написал я имя нашего автора-юбиляра и остановился. Как о нем рассказать? Иронизировать – невыгодно и бесполезно. Повторять известные истины – банально. Ставить себе в заслугу наше довольно продолжительное сотрудничество – цинично…   Что ни говори, а очерк об Александре Анатольевиче – задача такая же непростая, как и работа с ним в кадре или игра в спектакле. ...
Читайте также