Ленкомовский мистификатор

2 января сценографу Олегу Шейнцису исполнилось бы 70 лет

 
Четверть века он был главным художником «Ленкома». Вместе с Марком Захаровым выпускал «Жестокие игры», «Юнону и Авось», «Поминальную молитву», «Мудреца», «Чайку», «Мистификацию», «Безумный день, или Женитьбу Фигаро», «Плач палача», «Город миллионеров», «Шута Балакирева», «Ва-банк» и другие спектакли. Именно Шейнцис создал нынешний облик театра, стиль его спектаклей, сам логотип «Ленком».   
 
Художник не отрицал, что часто ошибался в параметрах сцены. Он любил масштабные конструкции. Но при этом знал цену каждой мелочи. Шейнцис придумал логотип Чеховского фестиваля и по-венециански изящную «Золотую маску». И первую партию он даже сделал собственноручно. Кстати, художник сам дважды получал «Маску» – за ленкомовскую «Чайку» и спектакль Большого театра «Любовь к трем апельсинам». Олег Шейнцис работал в Лондоне и Флоренции, Софии и Братиславе. Преподавал в Школе-студии МХАТ.
 
 
Иван Агапов:
– Помимо того, что Олег Аронович был соратником Марка Анатольевича и выпустил с ним практически все спектакли, это единственный человек в театре, которому дозволялось говорить с Захаровым на повышенных тонах. И худрук спокойно это воспринимал: пусть кричит, лишь бы делал всё так же талантливо. Все решения, которые предлагал Шейнцис, носили не только замечательный художественный и дизайнерский характер, но и отчасти определяли режиссерское решение. Грани его темперамента были воистину недосягаемы.

Однажды мы прилетели в Японию с «Чайкой» и три дня устанавливали декорации: на сцене из ценного дерева, в которую и гвоздя нельзя вбить. В итоге – всё установили, Олег Аронович взглядом опытного художника, которому позволено всё, посмотрел и сказал: «Нет. Теперь это надо двинуть на метр глубже». И группа умельцев-монтировщиков, говоря «ласковые» слова в адрес выдающегося художника, сделали за одну ночь то, что до этого делали три дня. Шейнцис как-то умудрялся вписывать свои декорации в залы и на две с половиной тысячи, и на 500 мест.

С присущим ему темпераментом Олег Аронович следил за «художественным» порядком в театре. Если без его ведома кто-то что-то отваживался покрасить в какой-то цвет, поднимался страшный крик, и тут же бежали бригады маляров, чтобы все это перекрасить в соответствии с замыслом Шейнциса. А еще помню, на гастролях в Израиле его спор с ассистенткой на художественно-производственные темы закончился тем, что Олег Аронович на полном ходу вышел из микроавтобуса. Бедного израильского водителя за это чуть не лишили прав, но Шейнцис не вписывался в дорожные правила Израиля, как и вообще в правила. Хотя в жизни это был милейший, тонкий человек, образованный и начитанный.
 
Наталия Щукина:
– Когда мы репетировали «Город миллионеров», Олег Аронович всё время бегал по сцене – что-то выносил, уносил, поправлял, ставил, кому-то за сцену мог что-то кричать. И вот на генеральной репетиции Олег Аронович, по обыкновению, бегает. Никто не обращает на него внимания и вдруг, Армен Борисович Джигарханян останавливает рабочий процесс и говорит: «А завтра на премьере Олег Аронович тоже будет так бегать? Я просто так к нему привык, что уже не смогу играть без его выходов на сцену».

Сложно, конечно, было в «придумках» Шейнциса существовать. Пока мы репетировали «Ва-банк» я об кареты разбила все локти и колени. Но это стоило того. Мы прекрасно понимали, ради чего такие неудобства. У Шейнциса декорации – не просто что-то красивое. Это всегда метафора, символ. Это всегда вплетено в ткань спектакля. Он – гений, конечно. Очень не хватает его.
 


Больше историй – в январском номере «Театрала» (уже в продаже)


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Звезда Театрала»-2019: шорт-лист объявлен!

    Первый этап голосования позади. За лето в каждой номинации Премии «Звезда Театрала» определились тройки лидеров и по традиции объявляется шорт-лист.   У читателей есть время до конца осени, чтобы зайти на страницу Премии и решить, чьи актерские и режиссерские работы в прошлом сезоне были лучшими. ...
  • «Человек становится свободным, когда способен себя ограничить»

    В преддверии 99-го сезона, который открылся в Театре им. Вахтангова в пятницу, 6 сентября, художественный руководитель Римас ТУМИНАС объявил о предстоящих планах (подробнее см. материал «Театрала»). Однако его речь отличалась не только перечислением планов, но и злободневными рассуждениями, которые, возможно, разойдутся на цитаты. ...
  • Павла Устинова освободили из-под ареста

    Мосгорсуд отпустил из-под ареста актера Павла Устинова, приговоренного ранее к 3,5 годам колонии за применение насилия в отношении сотрудника Росгвардии на несогласованной акции 3 августа в Москве. Об этом сообщает телеканал «Дождь». ...
  • «Мы не должны молчать»

    В понедельник, 16 сентября, актера Павла Устинова, выпускника Высшей школы сценических искусств Константина Райкина приговорили к 3,5 годам лишения свободы по части 2 ст. 318 УК РФ. Суд признал его виновным в применении насилия к представителю власти: по версии следствия, 3 августа на несанкционированной акции на Пушкинской площади Устинов оказал сопротивление сотрудникам Росгвардии при задержании и вывихнул плечевой сустав одному из росгвардейцев. ...
Читайте также


Читайте также

  • Дмитрий Крымов: «Нам надо смутное сделать ясным»

    В начале октября в Музее Москвы состоится премьера спектакля «Борис» по пушкинскому «Борису Годунову». Режиссер Дмитрий Крымов и продюсер Леонид Роберман пригласили в свой проект Тимофея Трибунцева, Паулину Андрееву, Михаила Филиппова, Викторию Исакову, Марию Смольникову. ...
  • «Все его картины – это точное попадание в десятку»

    17 сентября кинорежиссер Владимир Меньшов отмечает 80-летие. Свой первый фильм «Розыгрыш» он снял в 37 лет. За второй «Москва слезам не верит» был удостоен премии «Оскар». Он рискнул пригласить сыграть в комедии Юрского и Тенякову, Алентову и Чурикову. ...
  • Олег Леушин: «Без премьер мы начинаем задыхаться»

    Театральный сезон начинается, как правило, с премьер. Этой традиции придерживается и «Театр на Юго-Западе». Свой 43 сезон они открывают комедией Кена Людвига «Примадонны», которую на шутливый манер и с подтекстом переименовали в «ПрямоДонны». ...
  • Александр Ширвиндт: «Голосовать не будем…»

    В преддверии встречи с Александром Ширвиндтом редакция предложила читателям адресовать артисту свои вопросы. Наиболее интересные из них прозвучали во время интервью, полную версию которого можно будет прочитать в октябрьском номере «Театрала». ...
Читайте также