Ленкомовский мистификатор

2 января сценографу Олегу Шейнцису исполнилось бы 70 лет

 
Четверть века он был главным художником «Ленкома». Вместе с Марком Захаровым выпускал «Жестокие игры», «Юнону и Авось», «Поминальную молитву», «Мудреца», «Чайку», «Мистификацию», «Безумный день, или Женитьбу Фигаро», «Плач палача», «Город миллионеров», «Шута Балакирева», «Ва-банк» и другие спектакли. Именно Шейнцис создал нынешний облик театра, стиль его спектаклей, сам логотип «Ленком».   
 
Художник не отрицал, что часто ошибался в параметрах сцены. Он любил масштабные конструкции. Но при этом знал цену каждой мелочи. Шейнцис придумал логотип Чеховского фестиваля и по-венециански изящную «Золотую маску». И первую партию он даже сделал собственноручно. Кстати, художник сам дважды получал «Маску» – за ленкомовскую «Чайку» и спектакль Большого театра «Любовь к трем апельсинам». Олег Шейнцис работал в Лондоне и Флоренции, Софии и Братиславе. Преподавал в Школе-студии МХАТ.
 
 
Иван Агапов:
– Помимо того, что Олег Аронович был соратником Марка Анатольевича и выпустил с ним практически все спектакли, это единственный человек в театре, которому дозволялось говорить с Захаровым на повышенных тонах. И худрук спокойно это воспринимал: пусть кричит, лишь бы делал всё так же талантливо. Все решения, которые предлагал Шейнцис, носили не только замечательный художественный и дизайнерский характер, но и отчасти определяли режиссерское решение. Грани его темперамента были воистину недосягаемы.

Однажды мы прилетели в Японию с «Чайкой» и три дня устанавливали декорации: на сцене из ценного дерева, в которую и гвоздя нельзя вбить. В итоге – всё установили, Олег Аронович взглядом опытного художника, которому позволено всё, посмотрел и сказал: «Нет. Теперь это надо двинуть на метр глубже». И группа умельцев-монтировщиков, говоря «ласковые» слова в адрес выдающегося художника, сделали за одну ночь то, что до этого делали три дня. Шейнцис как-то умудрялся вписывать свои декорации в залы и на две с половиной тысячи, и на 500 мест.

С присущим ему темпераментом Олег Аронович следил за «художественным» порядком в театре. Если без его ведома кто-то что-то отваживался покрасить в какой-то цвет, поднимался страшный крик, и тут же бежали бригады маляров, чтобы все это перекрасить в соответствии с замыслом Шейнциса. А еще помню, на гастролях в Израиле его спор с ассистенткой на художественно-производственные темы закончился тем, что Олег Аронович на полном ходу вышел из микроавтобуса. Бедного израильского водителя за это чуть не лишили прав, но Шейнцис не вписывался в дорожные правила Израиля, как и вообще в правила. Хотя в жизни это был милейший, тонкий человек, образованный и начитанный.
 
Наталия Щукина:
– Когда мы репетировали «Город миллионеров», Олег Аронович всё время бегал по сцене – что-то выносил, уносил, поправлял, ставил, кому-то за сцену мог что-то кричать. И вот на генеральной репетиции Олег Аронович, по обыкновению, бегает. Никто не обращает на него внимания и вдруг, Армен Борисович Джигарханян останавливает рабочий процесс и говорит: «А завтра на премьере Олег Аронович тоже будет так бегать? Я просто так к нему привык, что уже не смогу играть без его выходов на сцену».

Сложно, конечно, было в «придумках» Шейнциса существовать. Пока мы репетировали «Ва-банк» я об кареты разбила все локти и колени. Но это стоило того. Мы прекрасно понимали, ради чего такие неудобства. У Шейнциса декорации – не просто что-то красивое. Это всегда метафора, символ. Это всегда вплетено в ткань спектакля. Он – гений, конечно. Очень не хватает его.
 


Больше историй – в январском номере «Театрала» (уже в продаже)


  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Родион Нахапетов: «Снимая фильм, создаешь целый мир»

    В понедельник, 21 января, актеру и режиссеру Родиону Нахапетову исполняется 75 лет. Сейчас он живет в США, но время от времени бывает в России. В один из прошлых приездов в Москву наш корреспондент побеседовал с артистом о жизни и творчестве. ...
  • Александр Калягин: «Театрал» всем помогает!

    Журнал «Театрал»  отмечает свой 15-й день рождения. И с радостью поздравляю всех талантливых и отважных людей, которые столько лет издают этот замечательный журнал.   15 лет назад в первом номере журнала я написал: «Очень надеюсь, что новое театральное издание будет интересно всем, кто работает в театре, и всем, кому театр небезразличен – нашим зрителям, настоящим и потенциальным. ...
  • Римас Туминас: «Однажды мама меня спасла»

    20 января художественному руководителю Театра им. Вахтангова Римасу Туминсу исполняется 67 лет. В интервью и в своей биографической книге Римас Владимирович не раз говорил, что с годами отчетливо понял: первой скрипкой в оркестре жизни для него всегда была его мама. ...
  • Александр Калягин: «Вы очень красивый человек!»

    Многоуважаемый, дорогой, любимый Василий Семенович! Я счастлив поздравить Вас с юбилеем! Я не знаю, какие подобрать слова, чтобы в полной мере выразить свое почтение, восхищение, любовь и другие добрые чувства, которые я к Вам испытываю. ...
Читайте также