Драма на высшем уровне

В Москве показали «Иранскую конференцию» Ивана Вырыпаева, поставленную им в Варшаве

 
Вообще в этой географии можно запутаться. Спектакль называется «Иранская конференция», но действие происходит в Копенгагене. Исполняют его польские актеры, но говорят по-английски. По словам режиссёра, это способ отстранения, помогающим актерам не играть в привычном смысле слова. А сам Иван Вырыпаев читает текст на русском в синхронном переводе. Получается такое мультикультурное действо вполне в духе европейского глобализма, чей дискурс критически иллюстрирует спектакль.
 
Зрители оказываются якобы на научной конференции, посвященной иранской проблеме, противостоянию Востока и Запада. Писатели, ученые, журналисты, богословы и правозащитники по очереди высказывают собственный взгляд на этот конфликт цивилизаций, порой довольно далеко отклоняясь от заявленной темы. На первый взгляд, кажется, что это должно быть ужасно скучно – полтора часа социальных и политических дискуссий. Но Иван Вырыпаев на то и профи, чтобы подцепить зрителя на крючок и без всякого увлекательного сюжета.
 
На протяжении своей драматургической карьеры он пробовал разные формы и приёмы, но всегда оставался мастером монолога, начиная со  знаменитого «Кислорода» и заканчивая «Иллюзиями», представляющими собой последовательные каминг-ауты четырех бывших любовников. Даже маскируясь под хмельной трёп в «Пьяных» или яростную супружескую ссору в «Солнечной линии», его пьесы всегда так или иначе стремились к проповеди, к прямому выражению авторской мысли. В «Иранской конференции» Вырыпаев решил вовсе отказаться от фабулы, и оказалось, что интеллектуальная драма может быть интересна и увлекательна и без этого фигового листка – не как столкновение характеров, а как битва чистых идей и мировоззрений.
 
Вырыпаев, конечно, блестяще владеет композицией и риторикой – выступлениям на этой конференции могли бы позавидовать любые политики. Хотя никто из них, конечно, не решился бы на такую степень откровенности, как персонажи пьесы. Высказываясь по острой общественной проблеме, каждый из них идёт от себя, от своего собственного опыта и каких-то глубоко личных инсайдов и приходит к осмыслению вечных вопросов – кто мы, ради чего живём, есть ли в нашем существовании хоть какой-то смысл кроме биологического продолжения рода.
 
В дискуссии, которая постепенно становится все более жаркой, намечаются две основные позиции: уверенных западников, последователей рационального гуманизма, которые заботятся о нарушении прав человека в тоталитарных исламских государствах, и тех, кто разочаровался в европейской цивилизации, но верит, что они, эти угнетаемые жители стран третьего мира, обладают каким-то сакральным знанием, недоступным нам. Последней выступающей становится поэтесса из Ирана с месседжем, что главное – это любовь, причем,
 не любовь к мужчине, а любовь как высшая ценность, божественная Любовь с большой буквы.
 
Собственно, ни к какому соглашению участники не приходят, да его и не может быть по определению, как не может быть решения конфликта между Востоком и Западом, которое, конечно, не сводится к простой формуле «Аллах или Coca-Cola», как пошутил один из ораторов. Но главный диалог тут происходит не между героями, а между сценой и залом, поскольку каждый зритель вынужден примерить на себя все эти точки зрения и выбрать свою сторону. Надо сказать, сделать это непросто, поскольку все актеры чрезвычайно убедительны, и кажется, что они не играют роли, а говорят от себя. Но всё же рассуждения о тайне в глазах жителей бедной перуанской деревни и бездуховности европейцев, озабоченных исключительно собственным комфортом, хороши до тех пор, пока на другой чаше весов не оказываются казни, пытки и физические расправы над инакомыслящими в «духовных» мусульманских странах. Язык фактов, лично для меня, оказывается сильнее любой риторики.        
 
Но все же опыт такой философской драмы для нашего театра очень полезен. У нас не принято прямо говорить со сцены о серьезных, сущностных вещах, зато об особом пути русского народа любят разглагольствовать политики всех мастей. И ироничный взгляд драматурга, критически подходящего к любой точке зрения и не оставляющего права последней истины ни за одной из них, может служить для публики хорошей профилактикой от идеологического засорения мозгов.
 
Кстати, в следующем году «Иранскую конференцию» выпускает Театр Наций в постановке Виктора Рыжакова.

Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • «Точки возврата не будет»

    В пятницу, 5 апреля, в Ярославль с рабочим визитом приехал художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин в сопровождении представителей Министерства культуры. Они приняли участие в общественных обсуждениях вопроса об объединении театров в Первый национальный и встретились с коллективом Волковского театра. ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
Читайте также


Читайте также

  • Художник, будь человеком!

    Этот спектакль был сыгран в рамках  16-го сказочного театрального фестиваля «Я-мал, привет!» в Новом Уренгое и стал одним из самых интересных событий этого форума.   Интересным с разных точек зрения. Во-первых, это работа с новым текстом для детского театра, вышедшим из лаборатории Натальи Скороход. ...
  • Театр на Васильевском запускает свой «LOFT»

    С 10 по 26 апреля в Санкт-Петербурге пройдет Международный фестиваль театров «LOFT» – фестиваль, который является правопреемником фестиваля «Всеволожская весна» (проводился до 2018 года). «Известно, что в современном прочтении одно из значений термина «лофт» – это открытое арт-пространство, для творческих людей лофт – это стиль без строгих рамок и границ, – пояснили «Театралу» в пресс-службе театра. ...
  • «Русские сезоны» - 2020 пройдут в Париже

    Международный культурный фестиваль «Русские сезоны» 2020 года пройдет во Франции с особым размахом. Об этом заявил министр культуры РФ Владимир Мединский во время рабочей встречи с Министром культуры Французской Республики Франком Ристером в Париже. ...
  • В Гаване открылся Центр сохранения наследия Хемингуэя

    В субботу, 30 марта, на окраине Гаваны открылся Центр реставрации и хранения работ и документов, оставленных на острове писателем Эрнестом Хемингуэем.   Мастерская по восстановлению документов, расположенная рядом с домом-музеем нобелевского лауреата, насчитывает несколько лабораторий и хранилищ с разным уровнем влажности и системами поддержания особого температурного режима. ...
Читайте также