Драма на высшем уровне

В Москве показали «Иранскую конференцию» Ивана Вырыпаева, поставленную им в Варшаве

 
Вообще в этой географии можно запутаться. Спектакль называется «Иранская конференция», но действие происходит в Копенгагене. Исполняют его польские актеры, но говорят по-английски. По словам режиссёра, это способ отстранения, помогающим актерам не играть в привычном смысле слова. А сам Иван Вырыпаев читает текст на русском в синхронном переводе. Получается такое мультикультурное действо вполне в духе европейского глобализма, чей дискурс критически иллюстрирует спектакль.
 
Зрители оказываются якобы на научной конференции, посвященной иранской проблеме, противостоянию Востока и Запада. Писатели, ученые, журналисты, богословы и правозащитники по очереди высказывают собственный взгляд на этот конфликт цивилизаций, порой довольно далеко отклоняясь от заявленной темы. На первый взгляд, кажется, что это должно быть ужасно скучно – полтора часа социальных и политических дискуссий. Но Иван Вырыпаев на то и профи, чтобы подцепить зрителя на крючок и без всякого увлекательного сюжета.
 
На протяжении своей драматургической карьеры он пробовал разные формы и приёмы, но всегда оставался мастером монолога, начиная со  знаменитого «Кислорода» и заканчивая «Иллюзиями», представляющими собой последовательные каминг-ауты четырех бывших любовников. Даже маскируясь под хмельной трёп в «Пьяных» или яростную супружескую ссору в «Солнечной линии», его пьесы всегда так или иначе стремились к проповеди, к прямому выражению авторской мысли. В «Иранской конференции» Вырыпаев решил вовсе отказаться от фабулы, и оказалось, что интеллектуальная драма может быть интересна и увлекательна и без этого фигового листка – не как столкновение характеров, а как битва чистых идей и мировоззрений.
 
Вырыпаев, конечно, блестяще владеет композицией и риторикой – выступлениям на этой конференции могли бы позавидовать любые политики. Хотя никто из них, конечно, не решился бы на такую степень откровенности, как персонажи пьесы. Высказываясь по острой общественной проблеме, каждый из них идёт от себя, от своего собственного опыта и каких-то глубоко личных инсайдов и приходит к осмыслению вечных вопросов – кто мы, ради чего живём, есть ли в нашем существовании хоть какой-то смысл кроме биологического продолжения рода.
 
В дискуссии, которая постепенно становится все более жаркой, намечаются две основные позиции: уверенных западников, последователей рационального гуманизма, которые заботятся о нарушении прав человека в тоталитарных исламских государствах, и тех, кто разочаровался в европейской цивилизации, но верит, что они, эти угнетаемые жители стран третьего мира, обладают каким-то сакральным знанием, недоступным нам. Последней выступающей становится поэтесса из Ирана с месседжем, что главное – это любовь, причем,
 не любовь к мужчине, а любовь как высшая ценность, божественная Любовь с большой буквы.
 
Собственно, ни к какому соглашению участники не приходят, да его и не может быть по определению, как не может быть решения конфликта между Востоком и Западом, которое, конечно, не сводится к простой формуле «Аллах или Coca-Cola», как пошутил один из ораторов. Но главный диалог тут происходит не между героями, а между сценой и залом, поскольку каждый зритель вынужден примерить на себя все эти точки зрения и выбрать свою сторону. Надо сказать, сделать это непросто, поскольку все актеры чрезвычайно убедительны, и кажется, что они не играют роли, а говорят от себя. Но всё же рассуждения о тайне в глазах жителей бедной перуанской деревни и бездуховности европейцев, озабоченных исключительно собственным комфортом, хороши до тех пор, пока на другой чаше весов не оказываются казни, пытки и физические расправы над инакомыслящими в «духовных» мусульманских странах. Язык фактов, лично для меня, оказывается сильнее любой риторики.        
 
Но все же опыт такой философской драмы для нашего театра очень полезен. У нас не принято прямо говорить со сцены о серьезных, сущностных вещах, зато об особом пути русского народа любят разглагольствовать политики всех мастей. И ироничный взгляд драматурга, критически подходящего к любой точке зрения и не оставляющего права последней истины ни за одной из них, может служить для публики хорошей профилактикой от идеологического засорения мозгов.
 
Кстати, в следующем году «Иранскую конференцию» выпускает Театр Наций в постановке Виктора Рыжакова.

Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 

  • Нравится


Самое читаемое

  • В Грузии устроили протест против гастролей театра «У Никитских ворот»

    В Кутаиси вечером в  субботу, 19 октября, около двух десятков членов неправительственной организации вышли на акцию протеста, стихийно устроенную перед знанием Театра им. Месхишвили. Участники акции показали администрации кутаисского театра и московской труппе «красные карточки», заявив тем самым, что для них неприемлемо нахождение российского театра в Кутаиси. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Ленком» готовит премьеру последнего спектакля Марка Захарова

    Творческая команда «Ленкома» продолжает работу над спектаклем «Капкан» по произведениям Владимира Сорокина, который не успел закончить Марк Захаров. Первоначально премьера намечалась на 2 декабря. Эту дату дирекция «Ленкома» решила не менять. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также


Читайте также

  • Евгения Князева ждут горняки

    Ведущий актер Вахтанговского театра Евгений Князев 28 октября выступит в Железногорске. На сцене Дворца культуры горняков народный артист РФ представит свой моноспектакль «Пиковая дама» по мотивам повести Пушкина. ...
  • Георгий Исаакян: «Эти спектакли пользуются фантастическим успехом»

    В рамках федеральной программы «Большие гастроли» Детский музыкальнй театр им. Наталии Сац представит в Марийском государственном театре оперы и балета оперетту-сказку «Белоснежка» на музыку Эдуарда Колмановского и мюзикл Игоря Якушенко «Волшебник изумрудного города», а после – в Чебоксарах «Волшебника изумрудного города». ...
  • Под черным пеплом

    В Москву привезли «Медею» из Internationaal Theater Amsterdam в постановке самого яркого и перспективного режиссера нового поколения — Саймона Стоуна.   Австралиец Саймон Стоун ворвался на мировой театральный Олимп семимильными прыжками, как его сородич кенгуру. ...
  • Някрошюс. Божественная трагедия

    Первым спектаклем Эймунтаса Някрошюса на профессиональной сцене была постановка в театре Каунаса по Саулюсу Шальтянису. Его последней работой на сцене театра Клайпеды также стала постановка по роману Саулюса Шальтяниса  «Сукины дети». ...
Читайте также