Год театра открыт!

 
Торжественная церемония открытия Года театра состоялась в четверг, 13 декабря, в Российском театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле, первом русском профессиональном театре. Старт Году театра дал Владимир Путин. После президент провел встречу с театральными деятелями. В ней приняли участие гендиректор Большого театра Владимир Урин, председатель СТД Александр Калягин, генеральный директор премии «Золотая маска» Мария Ревякина, худрук Александринского театра Валерий Фокин, худрук театра Вахтангова Римас Туминас, худрук Театра сатиры Александр Ширвиндт, худрук Геликон-оперы Дмитрий Бертман и др. Расшифровка беседы опубликована на сайте Кремля. Приводим ее полностью. 

В.Путин: Уважаемые друзья! Коллеги!
Думаю, что всем нам особенно приятно встретиться сегодня именно здесь, в Ярославле, в колыбели нашего театрального дела. Здесь был создан первый профессиональный театр, как нам всем хорошо известно, для посещения именно широкой публикой.
Символично, что мы собрались именно здесь, в том числе в преддверии Года театра в нашей стране.
Хотел бы поздравить всех с этим событием. Театр у нас любят, ценят и по праву гордятся театром, нашими актёрами, драматургами, которые во все времена вносили существенный, заметный вклад, причём вклад высшей пробы в национальную и мировую культуру.
Театр соединил музыку, вокал, живопись, танец и стал, наверное, самым популярным, многогранным видом искусства, отличается уникальной способностью к постоянному развитию и обновлению. Даже в век интернета не утратил своей актуальности. Почему? Потому что он живой организм, откликается постоянно на злобу дня.
Хочу подчеркнуть значение того дела, которому вы служите. Знаю, что есть много вопросов по тому, как организовано это дело, тому, как идёт работа в этой сфере.
Мы только что с Александром Александровичем [Калягиным] говорили, у него есть свои соображения, свои оценки того, что происходит. Думаю, что мы в неформальной обстановке, непринуждённо об этом и поговорим.
В завершение хотел бы отметить, что влияние театра на общество, культуру в целом, безусловно, колоссально, огромно. И можно сказать прямо, это, с одной стороны, определяет большую заинтересованность государства в развитии и поддержке театрального искусства, а с другой – повышает ответственность самих деятелей театра за своё творчество.
Уверен, что вы и ваши коллеги активно готовились к Году театра. Давайте подумаем о том, как он должен быть организован, поговорим о том, что нужно сделать, для того чтобы это не было пустым звуком, для того чтобы это пошло на пользу обществу, стране и, конечно, театральному делу.
Пожалуй, на этом я бы завершил. Давайте просто неформально перейдём к работе, к обмену мнениями.
Пожалуйста, Александр Александрович.
А.Калягин: Владимир Владимирович, Вы встречаетесь с нами регулярно и с каждым из нас, имеете возможность так собирать такую прекрасную компанию выдающихся актеров и режиссеров. Спасибо Вам большое.
Я знаю, что Вы действительно не равнодушны и действительно откликаетесь на наши просьбы и на наши проблемы. Сегодня поделятся с Вами еще некоторыми проблемами, если я сразу предоставлю слово.
Хотел бы вначале поблагодарить, я это скажу на сцене, но я сейчас хочу поблагодарить. Благодаря Владимиру Владимировичу Путину мы открываем Год театра. Благодаря усилиям Ольги Юрьевны Голодец, благодаря Администрации Президента, благодаря Министерству культуры и, конечно, нашему Союзу театральных деятелей открываем Год театра. Спасибо Вам, Владимир Владимирович. Это почти эпохальное событие для всех нас.
Сейчас я предоставлю слово Валерию Владимировичу Фокину. Пожалуйста.
В.Фокин: Владимир Владимирович, перед тем, как коллеги остановятся на важных, острых наверняка вопросах, я просто хотел тоже Вас поблагодарить за [Театральную] олимпиаду. Год назад Вы дали благословение этому проекту, Вы дали ему старт.
И хотел поговорить о хорошем, потому что потом пойдут проблемы. А о хорошем – я имею в виду Олимпиаду. Потому что хочу Вас проинформировать, что это совершенно колоссальное событие. Мы надеемся, что оно пройдет очень эффектно, очень полезно и очень хорошо, потому что более 30 стран будет участвовать. Это театральный марафон, который откроется 15 июня в Петербурге, пройдет, и будет закрываться, я надеюсь, при Вашем участии, через год – в конце ноября уже 2019 года. То есть в течение нескольких месяцев будут активное выступление более 25 театров из 30 стран. Это лучшие коллективы Европы и мира.
Кроме этого, у нас программа, на Дальний Восток мы выезжаем, там гастролируем и вывозим. Встреча с японцами во Владивостоке, они приезжают из Токио, показывают мастер-классы, программа такая. И вывозим три иностранных коллектива в города регионов. То есть не только в Петербурге, но вывозим их в регионы. Будет еще и региональная программа. Это тоже очень важно.
У нас еще программа российских национальных театров. Пять-шесть национальных театров России: якуты, калмыки (вот сидит главный режиссер Борис Манджиев), и все будут к нам приезжать. Очень интересная программа – помимо образовательной программы, экспериментальные программы.
Но когда говорю о хорошем, хотел бы сказать, что меня, я честно признаюсь, несколько удивило, хотя я человек уже немолодой и меня трудно удивить. Дело в том, что многие коллективы и худруки вот этих иностранных коллективов, несмотря на трудности и сложности обстановки, в том числе международной, с огромным удовольствием хотят к нам приехать. Некоторые даже перенесли свои контракты на поздний срок, для того чтобы приехать. Это говорит о чем? Я думаю, это говорит о том, что авторитет театра, его школа, его традиции – это то, что их очень увлекает, то, что их держит, чем они интересуются. Это, я считаю, очень большой положительный знак.
Еще раз благодарю Вас. Мы уже начали рабочие визиты. Все пока идет нормально. Нам помогает и Правительство, и Ольга Юрьевна, и Владимир Ростиславович, и город, и Петербург, все там задействованы.
Ну а теперь, наверное, вопросы начнутся и проблемы.
Спасибо.
В.Путин: То, что к нам и к вам едут ваши коллеги, в том числе и из-за рубежа, нет ничего удивительного. Потому что в любой сфере и в любой отрасли, где мы являемся лидерами, к нам, несмотря ни на какие политические интриги, всегда едут и всегда с нами общаются и работают. Что касается техники и науки, например, ядерные исследования, все едут и с удовольствием с нами работают, потому что мы лидеры. Во всяком случае, одни из лидеров.
То же самое касается и театра. Театр зародился когда в целом? В 534 году до нашей эры. Но именно в нашей стране он приобрел такое качество и такой размах, которого нет нигде в мире. Нигде. И школ таких нет нигде. Само собой разумеется, и кинематограф развивается, и театр развивается. Но такой сети государственных театров нет вообще нигде в мире, это точно совершенно. Это абсолютно очевидный факт, медицинский, что называется. Это дает о себе знать, такой уровень государственной поддержки. Я уверен, что будут мысли как это лучше сделать, или мысль о том, как было бы лучше чего не делать со стороны государства. Мы сейчас поговорим об этом поподробнее. Но все-таки это факт. Такой сети театров нет нигде. А это, повторяю, дает о себе знать и отражается на качестве. Поэтому, конечно, едут. Я очень надеюсь, что и поедут.
И вторая в этой связи мысль о том, что все-таки искусство должно объединять, а не разъединять. Поэтому то, что хотя бы искусство нам удается сохранить вне политики – это очень хорошо, это очень радует. И надеюсь, что мероприятия, которые мы наметили, в том числе те, о которых Вы сказали, все эти соревновательные, но это условно, все соревновательные, тем не менее это очень хорошо. Это значит, что мы вполне можем достигнуть целей, которые перед собой ставим.
В.Фокин: Владимир Георгиевич продолжит. Тоже о хорошем.
В.Урин: Нет, о хорошем я говорить не буду, поскольку я директор. Постараюсь сосредоточиться на каких-то проблемах.
В.Путин: Владимир Георгиевич, мы с Вами совсем недавно встречались, но не при таком большом стечении народа и не под камеры, и Вы мне там уже о плохом говорили. Скажите что-нибудь о хорошем.
В.Урин: Хорошо, я скажу о хорошем. И может быть, все-таки о том, о чем, может быть, есть смысл подумать и о чем поразмышлять.
Я должен сказать, что у меня (как начался разговор) лет 50 назад это было, я был студентом, и Михаил Ильич Ромм – великий советский кинорежиссер – написал статью, в которой сообщил о том, что в связи с развитием кино и телевидения театр умрет. Развернулась колоссальная дискуссия, кто-то говорил, что он умрет, кто-то говорил, что нет, он не умрет никогда. Мы с вами сегодня в XXI веке, и отмечаем Год театра, поэтому, я думаю, что в данном случае, несмотря на то, что он был великим советским кинорежиссером, он был неправ.
А поговорить я хотел о двух вещах, о двух проблемах, с которыми мы сталкиваемся. Я, помимо того, что занимаюсь своей работой, еще и преподаю. И должен Вам сказать, что – сейчас Школа-студия Московского художественного театра, где я возглавляю кафедру продюсирования, только что прошла аккредитацию – количество бумаг, которые заполнялись для того, чтобы пройти эту аккредитацию, с точки зрения человека, который этим занимается, зашкаливает за все возможные варианты.
Дело в том, что мы занимаемся делом и профессией, которая передается из рук в руки. Есть Олег Павлович Табаков, который воспитал замечательных, потрясающих артистов в нашем российском театре, и все эти имена Вы прекрасно знаете, это люди, кому Олег Павлович своим даром артиста из рук в руки передавал это. Вне компетенций, вне стандартов, вне всех прочих вещей, которыми сейчас изобилует образование.
Я думаю, что меня коллеги в этом смысле поддержат. Только закончилась аккредитация, нас собрал ректор и сказал: «Из Министерства образования пришли новые стандарты».
С.Куценко: С 1 января.
В.Урин: Ничего не изменится в образовании, и все, кто преподавал, занимался и передавал свой опыт и свою профессию будущим, все равно будут это делать точно так же. Но опять количество необходимых бумаг… Причем составляются эти бумаги в Министерстве образования все-таки людьми, с моей точки зрения, не понимающими специфики театрального искусства.
Если это возможно, все-таким Министерство культуры Российской Федерации, где существуют специалисты, которые занимаются конкретно этими вопросами, можно ли все-таки, чтобы первым институтом, я не знаю, какие параметры должно курировать Министерство образования, но все-таки Министерство культуры вело эти вопросы, потому что оно все-таки понимает реальность специфики этого. Вот это первая проблема, о которой я хотел бы сказать.
И вторая проблема. Я думаю, что за этим столом не нужно говорить, я думаю, что все равно московские и петербургские театры находятся в особой ситуации. Чего греха таить, и финансируются федеральные театры, петербургские театры и так далее. Мы прекрасно понимаем, что сложилась такая бюджетная практика, что существует разделение на федеральные бюджет, на региональный и на муниципальный. И мы знаем, как муниципальные и федеральные, региональные бюджеты часто бывают не в состоянии финансировать в должной мере сегодня культуру, в том числе и театр.
Более того, я должен сказать, что в этом смысле Министерство культуры сегодня, и не только Министерство культуры, делает очень много. Возникает программа помощи малым городам России, причем достаточно серьезная программа, на которую выделяются очень серьезные средства. Возникает серьезное дополнительное финансирование для детских театров и театров кукол. Сегодня для российских городов появились гранты. Но все равно разница существует.
Я только что был в городе Екатеринбурге на «круглом столе» и встречался со своими коллегами. Они рассказывают, и мне даже стыдно говорить, о том, что имеем мы здесь, в Москве, и как они трудно живут. Они многие даже не получают средств на новые постановки.
Началась работа и над законом о культуре. Рабочая группа собралась. Мне кажется, что там есть одна из очень важных идей в концепции, что все-таки в вопросах финансирования культуры границы возможностей финансирования разных источников должны быть, мне кажется, очень серьезно продуманы и прописаны. Я понимаю необходимость построения бюджетной системы, но, еще раз повторяю, в слишком в неравных условиях живут в этом смысле театры.
Приведу один пример. Музыкальное искусство – дорогое искусство, музыкальный спектакль стоит невероятно дорого. Сегодня в мире развита такая форма, как копродукция. То есть когда собираются два-три театра и одновременно делают постановку. Она идет, предположим, в Большом театре, в Новосибирском театре, в Красноярском театре, и деньги они делят даже не поровну, а большую часть – в первый театр, меньшую часть – во второй и третий. Это серьезная помощь, в том числе, кстати, российским театрам. Сегодня это невозможно сделать по Бюджетному кодексу, поскольку понятие собственности четко разделено.
У нас был выпущен замечательный спектакль, и по ряду, к сожалению, объективных, субъективных причин он недолго прожил на сцене Большого театра. Замечательное, потрясающее оформление спектакля «Борис Годунов». Красноярский театр оперы и балета меня просит: «Владимир Юрьевич, отдайте оформление». Не могу. Особо ценное имущество и разные уровни бюджетов. Надо пройти такое количество инстанций для согласования с Министерством культуры, с Росимуществом, чтобы передать это в другую собственность, что ты зарекаешься, говоришь: «Нет, это достаточно сложно». Мы даем им, причем даем безвозмездно, приходит Счетная палата и говорит: «Почему безвозмездно? Вы должны брать аренду». Я говорю: «Не могу я с Красноярского театра оперы и балета брать аренду». «Должны». Я привел эти примеры только для того, чтобы, когда мы в дальнейшем будем делать закон, мы понимали, на что мы посягаем. Мы посягаем на определенную исключительность с точки зрения построения бюджетной системы. Даже в предварительном разговоре на рабочей группе у Антона Эдуардовича уже финансовая группа сказала: «Нет, это невозможно». Финансисты, я имею в виду Министерство финансов.
Я понимаю, на что им нужно. Но если мы говорим о том, что в этом смысле у искусства особая ситуация и необходимо сегодня думать. Я сейчас в данном случае не за себя, у нас, слава богу, все благополучно. Более того, мы еще должны понимать: российские театры сегодня по покупательной способности не могут делать билеты такими дорогими, какие делают в Москве и Санкт-Петербурге. Это вторая проблема, о которой я хотел сказать.
И третья проблема, о которой я хотел сказать. Ревякина, которая сидит напротив меня, Мария Евсеевна. Дело в том, что 27 лет назад, лежа на пляже в Ялте, мы придумали целой группой людей фестиваль «Золотая маска», и должен Вам сказать, что за эти годы любой фестиваль, особенно там, где есть награды, где есть призы, всегда вызывает споры: не тому дали и так далее. Но мне кажется, что сегодня, хотим мы того или нет, но это абсолютно очевидно, и, например, я этим горжусь, что мы 27 лет назад тогда этот фестиваль придумали. Когда я приехал к Михаилу Александровичу в Москву и рассказал ему (Ульянова я имею в виду), он всячески поддержал этот фестиваль. Он возник первый с московского, а потом он стал российский. Он сегодня реально объединяет Россию, он вызывает споры, он вызывает разные точки зрения. Но мне кажется, что сегодня этот фестиваль очень во многом, в том числе и благодаря тому, что мы сидим сегодня здесь, потому что Союз театральных деятелей сегодня, благодаря этому фестивалю, творчески состоятелен. Мы смотрим эти театры и так далее.
У меня есть две цифры, о которых я хочу сказать. В «Маске» участвовало за это время, за 25 лет его существования, более 400 театров, состоялось свыше 3700 показов фестиваля, и география «Золотой маски» объединила 138 российских городов. То есть это по-настоящему, причем такого фестиваля в мире прецедентов нет, чтобы это был фестиваль драматических театров, театров юного зрителя, театров кукол, театров оперы и балета и театров оперетты.
 
Источник: kremlin.ru


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • «Точки возврата не будет»

    В пятницу, 5 апреля, в Ярославль с рабочим визитом приехал художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин в сопровождении представителей Министерства культуры. Они приняли участие в общественных обсуждениях вопроса об объединении театров в Первый национальный и встретились с коллективом Волковского театра. ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
Читайте также


Читайте также

  • МХАТ им. Горького будет сотрудничать с Росгвардией

    МХАТ им. Горького планирует начать сотрудничество с Росгвардией. Об этом 21 апреля официально объявят художественный руководитель театра Эдуард Бояков и статс-секретарь - заместитель директора Росгвардии, генерал-полковник Сергей Захаркин. ...
  • Из трансляции «Золотой маски» вырезали часть речи Серебренникова

    Из трансляции XXV церемонии вручения премии «Золотой маски», которая проходила в ночь на 17 апреля на телеканале «Культура», была вырезана часть выступления Кирилла Серебренникова о задержанных номинантах. Как говорится на странице «Золотой маски» в Facebook, часть речи Серебренникова была вырезана про просьбе гендиректора фестиваля Марии Ревякиной. ...
  • Режиссер Ашот Джазоян представит свою новую книгу

    Во вторник, 23 апреля, в «Московском Доме Книги» на Новом Арбате в 18.00состоится презентация книги «Наброски графомана в стиле JAZZoяна». Автор книги публицист и документалист – Ашот Джазоян. Это сборник рассказов, путевых очерков, портретных и жанровых зарисовок. ...
  • «Вдруг видишь подлинного Горького»

    В Арт-кафе Вахтанговского театра состоялась презентация книг «Юрий Любимов в зеркале Вахтанговской сцены» – Эллы Михалевой и «Смотрите же, чтоб было посмешней». Максим Горький и Театр имени Евгения Вахтангова» – Виктора Борзенко. ...
Читайте также