Оптимизм лицедея

13 декабря 110 лет со дня рождения Ростислава Плятта

 
«Никто не может лишить меня права существовать в оптимистическом ключе, – сказал однажды Ростислав Плятт. – Но если вы ощутите некоторую горечь, поймите ее правильно: я страстно не люблю штампы».
 
В самом деле, казалось, что любая роль, любая стилистика ему подвластна – от трагедии до фарса. От Скалозуба в «Горе от ума» до завхоза Бубенцова в фильме «Весна». И этот успех, понятно, не всегда давался легко. По случаю 110-летия выдающегося актера «Театрал» публикует монолог Михаила Козакова из архива редакции.
 
– В 1955 году мы с ним начали сниматься в картине «Убийство на улице Данте» Михаила Ромма. Конечно, о Плятте я знал и прежде. Я, еще будучи школьником, видел его в кино, в разных ролях, в моих любимых картинах, где он снимался: «Мечта» Михаила Ильича Ромма или снятый до войны фильм «Подкидыш». Я видел Плятта и на сцене. Он был для меня мэтр, большой артист старшего поколения и так далее, и так далее. Я не то чтобы робел перед ним, но вел себя достаточно тихо, как и положено нормальному человеку. Мы очень легко нашли контакт и в кадре, и, главное, за кадром.
 
Фильм снимали в Риге. И мы с Ростиславом Яновичем иногда ездили на Рижское взморье купаться, а потом вдвоем сидели в ресторанчике. И когда встал вопрос: «Ну, а что будем есть?» – он мне сказал: «Мишка, я всегда во всем мире заказываю одно блюдо, оно верное – бефстроганов». Я внял его советам, потому что действительно бефстроганов плохой не бывает.
 
Сидели, беседовали, немножко выпивали, купались. А жили мы в гостинице «Рига». Это лучшая гостиница была в центре, около оперного театра, там жила вся съемочная группа. И надо сказать, что тогда главную роль на этих съемках играла Элина Авраамовна Быстрицкая. Правда, позже она заболела и ее сменила Евгения Козырева. К тому же, Быстрицкая была слишком молода для того, чтобы играть мою мать. Мы как-то собрались в ее номере, и тут я обнаружил, что Ростислав Янович – жуткий хулиган. Ну, просто как мальчишка. Он сказал мне тихонечко: «Мишка, давай сыграем этюд на внимание. Один из нас будет отвлекать артистов разговорами, а другой тем временем берет вещи из номера Быстрицкой и выбрасывает в окно. Только вещи должны быть недорогие: всякие там зубные щетки, мыльницы и прочее. Интересно, они заметят или нет?» И мы проделали такой фокус, повыкидывали дешевые вещи из номера и ушли. Вечер кончился. Наутро в гостинице – шум: «Обворовали номер Быстрицкой. Кто воры?!»
 
Пришлось признаваться. Нас позвал Ромм к себе и сказал: «Товарищи, ну, Миша понятно – он мальчишка, но Ростислав Янович народный артист….» А сам не мог сдержать смеха. Быстрицкая какое-то время дулась на нас, но потом отошла, потому что все эти вещи стоили копейки и были возмещены.
 
Однажды я спросил у него: «Ростислав Янович, а вы любите Высоцкого?» Он говорит: «Мишка, я никогда его не слышал». – «Ну, не может быть, как же так, что бы вы не слышали Высоцкого?! Хотите послушать?» – «Конечно». – «Тогда я Володю приглашу к себе домой. Вы, он и я, втроем посидим. Я уверен, что вам Володя не откажет». И Володя пришел, чтобы попеть Плятту. Это было совершенно необыкновенно, как всегда. И Ростислав Янович (я просто наблюдал за его лицом, за восприятием) был не просто потрясен, как многие, кто слышал Высоцкого, а он был в восторге. Володя пел, и я получал огромное удовольствие как человек, который организовал такую вечеринку на троих.
 
Потом мы встретились на съемках картины «Вся королевская рать», которая для меня, пожалуй, дороже всех остальных картин, в которых я играл. Фильм снимали на «Беларусьтелефильме», я принимал участие в режиссуре. Распределением ролей занимались оператор Наум Ардашников, я и сценарист Александр Гуткович. Стали думать, кого приглашать на главные роли. Я понял, что лучшей кандидатуры на роль аристократа судьи Ирвина, чем Плятт, нет. И не ошибся. Плятт играл эту роль выдающимся образом. Теперь это абсолютно точно ясно – после того, как вышла американская версия этой картины, где играет артист Хопкинс. Плятт переиграл Хопкинса и своей высокой фигурой, и горбоносым носом, и врожденным аристократизмом, и длинными руками, и мягкостью, грустью, многоплановостью. Он играл совершенно точно, классно, интонационно. Там есть просто такие интонационные шедевры.
 
Вот такой он был. И очень серьезный, и очень глубокий актер, который переиграл много замечательных ролей. Я не слышал никогда, чтобы об этом человеке кто-нибудь сказал дурно. Светлая память ему и благодарность судьбе за то, что я с ним несколько раз встретился в работе и в жизни.
 
Запись: декабрь 2008 г.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончалась актриса Театра армии Ольга Вяликова

    Актриса ЦАТРА Ольга Вяликова скончалась в понедельник, 15 июля на 66-м году жизни. О скоропостижной утрате сообщила пресс-служба театра. «Ольга Петровна работала в нашем театре с 1980 года. С 1993 по 1995 гг. была занята в знаменитой постановке «Орестея» выдающегося немецкого режиссера Петера Штайна», - говорится в некрологе. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Пермская опера станет директорским театром

    Пермский театр оперы и балета им. Чайковского после ухода с должности художественного руководителя Теодора Курентзиса перейдет на новую – директорскую – модель управления, согласно которой генеральный директор будет не только руководить хозяйственной деятельностью, но и заниматься определением художественной стратегии театра. ...
  • Ушла из жизни Джемма Осмоловская

    Актриса театра и кино Джемма Осмоловская скончалась в понедельник, 15 июля, после продолжительной болезни на 81-м году жизни. Об этом сообщает пресс-служба РАМТа, в котором актриса работала с 1964 года (была принята в труппу сразу по окончании Школы-студии МХАТ). ...
Читайте также


Читайте также

  • Его голос звучит нам из космоса...

    18 июля выдающемуся поэту Евгению Евтушенко могло бы исполниться 87 лет. Но уже два года его нет с нами. Остались лишь стихи, фотографии, фильмы, воспоминания. И его голос, который звучит нам из космоса. С нами, с редакцией журнала «Театрал», он словно и не расставался. ...
  • Зураб Церетели подарил студентам ГИТИСа звезду

    В среду, 17 июля, Зураб Церетели подарил Российскому институту театрального искусства (ГИТИС) свою композицию «Монумент будущим звездам». Ее установили во дворе института в Малом Кисловском переулке. Скульптура выглядит как большая золотая звезда на темном фоне и выполнена в технике выколотки из меди. ...
  • Сергей Чонишвили: «Мы живём во власти стереотипов»

    Больше всего в театре Сергей ЧОНИШВИЛИ опасается однообразия и говорит, что ради интересного эксперимента согласится на любую работу. Главное, чтобы она сопровождалась творческим поиском и расширяла актерский диапазон… – Сергей, вы актер, который не перестает удивлять своей разноплановостью: столько у вас премьер и проектов… – На сцене, конечно, интереснее существовать, когда ты ставишь над собой эксперименты, хотя и не знаешь, каков будет результат – плюсовой или не плюсовой. ...
  • Валерий Градковский: «Когда людей объединяет творчество, интриги отступают»

    Весной Театр им. Ленсовета выбрал своим художественным руководителем актрису Ларису Луппиан, которая заняла этот пост после того, как в марте 2018 года труппу покинул режиссер Юрий Бутусов. Мы поговорили с директором Театра им. ...
Читайте также