Радость и печаль

 
Всероссийский фестиваль «Старейшие театры России в Калуге» проходил во второй раз. Два года назад директор Калужского областного драматического театра Александр Кривовичев и главный режиссер Александр Плетнев уже принимали гостей из разных городов России. Тогда же было принято решение сделать фестиваль регулярным, раз в два года. И вот новая встреча состоялась. В ней была радость. Но была и печаль.
Открывал фестиваль спектаклем «Корсиканка» И.Губача (режиссер В.Константинов) Малый театр, покоривший зрителей блистательным актерским дуэтом Е.Глушенко и В.Баринова. Подобное начало свидетельствовало о том, что, несмотря на свою «молодость», калужский фестиваль успел завоевать достаточно серьезную репутацию – и отбором театров, и добротной организацией.

Но, как каждый фестиваль, был неровным и этот. Рядом с отточенным по режиссерской мысли и актерскому ансамблю «Генрихом 1У» Л.Пиранделло из Ульяновска (режиссер Ю.Копылов), заражающими безудержным весельем и абсолютно фарсовой стихией «Кьоджинскими перепалками» Ярославского театра им.Ф.Волкова (постановка И.Раймонта), показали и спектакли во многом огорчающие – «Последняя жертва» А.Н.Островского (постановка А.Слюсаренко) Белгородского драматического театра им.М.С.Щепкина, «Америка России подарила пароход» Н.Коляды (режиссер А.Баранников) Калужской драмы, «Женитьба Фигаро» Бомарше (режиссер С.Морозов) Костромского театра.

Особенно важными оказались два показа: Калужского и Владимирского театров, где подрастает своя молодежь. В Калуге на базе театра работает курс РАТИ под руководством Д.Ливнева, во Владимире в колледже искусств народный артист РФ Н.Горохов воспитывает новое поколение… Заразительная энергия студентов дает свои плоды. Не случайно специального диплома жюри был удостоен внеконкурсный пластический спектакль «Мужчина и женщина» (режиссер А.Беляйкин), сыгранный владимирскими студентами.

В спектакле А.Плетнева «Завтра была война» на сцене предстают все поколения сегодняшнего Калужского театра. Признанные мастера, молодые, но успевшие уже завоевать своего зрителя артисты, и студенты, сыгравшие свои очень серьезные главные роли: Е.Лапина, Г.Стадникова, Д.Чинилин… Подобное соседство артистов разных поколений ни на миг не порождает мысль об ученичестве, недостаточной профессиональности молодых, скорее, наоборот: им есть, за кем тянуться, и они делают это по-настоящему хорошо. «Завтра была война» стал спектаклем-лауреатом Гран-при фестиваля, и надо было видеть, с каким невероятным воодушевлением встретил это объявление зрительный зал. Спектакль глубоко волнует и заставляет задуматься о серьезных вопросах воспитания, о нашем прошлом и о нашем будущем.

Атмосфера на фестивале была радостной и приподнятой, но случилось горе, которое, не нарушив ход фестиваля, оставило свой отпечаток в каждом из тех, кто был в этот день в зале и на сцене. Через сорок минут после начала спектакля «Очень простая история любви» М.Ладо Тульского драматического театра (режиссер А.Попов) он был прерван смертью Михаила Матвеева, одного из ведущих артистов труппы. Он умер на сцене, на глазах потрясенного зрительного зала, так и не успевшего понять, что же произошло, и все усилия немедленно прибывших в театр врачей заставить сердце вновь биться ни к чему не привели. Мы все читали, слышали, знали, что так случается порой, но для тех, кто увидел это своими глазами, эти мгновения, наверное, навсегда останутся в памяти знаком безграничной преданности своей профессии. Но таков уж театр, где все существует рядом и нераздельно, как, впрочем, и в жизни, которая, несмотря ни на что, продолжается…

Жюри объявило свои решения. Кроме уже названных наградам, был удостоен блистательный актерский дуэт Н.Пахоменко и Н.Черныша в спектакле белгородцев «Последняя жертва». Исполнительницами лучших женских ролей были признаны Е.Соколова («Америка России подарила пароход», Калуга), И.Сидорова («Кьоджинские перепалки», Ярославль) и А.Заварихина («Женитьба Фигаро»). Лучшей мужской ролью стал Васильков Н.Горохова («Бешеные деньги» Владимирского театра). А Б.Александров из Ульяновска получил диплом за выдающееся актерское исполнение.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Германии стартовали гастроли Вахтанговского театра

    Накануне вечером, 16 октября, в Германии начались гастроли Театра им. Вахтангова. Труппа представляет постановку Римаса Туминаса «Дядя Ваня» в трех городах страны в рамках программы международного культурного проекта «Русские сезоны». ...
  • Почти весь Някрошюс

    На осенних фестивалях есть шанс увидеть несколько спектаклей Эймунтаса Някрошюса, уход которого год назад стал потрясением для всего театрального мира. «Сукины дети»: литовский дух Клайпедский драматический театр (Литва) Постановка литовского романа «Сукины дети» возвращает в 18 век, когда маленькая Литва была частью Пруссии, и соединяет историческое прошлое с отголосками древних языческих мифов. ...
  • Театр наций продолжает гастроли в Лондоне

    В рамках своего первого гастрольного тура в Лондон Театр наций представил британской публике одну из знаковых постановок репертуара – работу всемирного известного режиссера Алвиса Херманиса «Рассказы Шукшина». ...
  • Et Cetera везет «Ревизора» в Берлин

    Гастроли Et Cetera под руководством Александра Калягина пройдут 12 и 13 октября в Театре на Потсдамской площади. Зрители увидят спектакль «Ревизор. Версия» в постановке Роберта Стуруа. Спектакли будут показаны в рамках программы международного культурного проекта «Русские сезоны» в Германии. ...
Читайте также