«Только искусство может примирить людей»

Театр Вахтангова выступил в Италии

 
Вечером в четверг, 29 ноября, Театр Вахтангова завершил в Милане гастроли в рамках фестиваля «Русские сезоны». В нынешнем году проект охватывает более 70 итальянских городов, в нем участвуют многие прославленные российские коллективы, в их числе Большой и Мариинский театры, Александринский театр, БСО им. Чайковского, а также ГМИИ им. Пушкина и Третьяковская галерея. Для итальянской публики вахтанговская труппа дважды сыграла спектакль Римаса Туминаса «Евгений Онегин». О том, как принимали гостей, читайте в материале «Театрала».

Милан встретил вахтанговцев неожиданно ясной погодой (по словам местных жителей, всю прошлую неделю шел дождь). По сравнению с другими точками на карте Италии здесь не самый приветливый климат: город находится в низине, в предгорье Альп, отчего нередки туманы, а безоблачная погода бывает только после ливня. А вот снег миланцы не видели уже давно: в последний раз он выпадал в 2005 году.

Милан называют самым неитальянским городом Италии: древних сооружений в его черте почти не сохранилось, город выполняет функцию делового и торгового центра. В то же время именно здесь, в трапезной церкви Санта-Мария-делле-Грацие, находится известнейшая фреска – «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, а в самом сердце Милана – легендарный оперный театр Ла Скала.

«Евгения Онегина» приняла сцена одного из ведущих театров Италии – «Пикколо ди Милано». Его основателя Джорджо Стрелера Римас Туминас считает одним из главных режиссеров своей жизни – наряду с Анатолием Эфросом. Именно от Стрелера пришла в постановки Туминаса снежная тема, теперь уже неразрывно связанная с его именем («Евгений Онегин», «Маскарад», «Минетти», «Ревизор», «Пристань»). 

– Помню, еще студентом после московского показа Стрелера я собрал немножко снега с авансцены – мне было интересно, из чего он сделан, – рассказал режиссер «Театралу» за кулисами.

«Евгений Онегин» – один из самых технологически насыщенных спектаклей вахтанговского репертуара. Тот же снег выдувается на сцену при помощи пяти мощных вентиляторов.

 Подготовка к показу начинается за сутки. Постановочная часть приезжает в театре уже спустя три часа после того, как самолет из Москвы приземлился в аэропорту Мальпенса. Костюмеры, гримеры, реквизиторы, сотрудники звукового, осветительного, машинно-декорационного цехов работают вместе с итальянскими коллегами.

Монтировщикам предстоит расстелить на планшете сцены восемь рулонов балетного линолеума (в спектакле множество танцевальных сцен, поэтому необходимо специальное покрытие), установить кулисы и падуги, закрепить на лебедках стальные качели… После этого настраивается свет.

В это время за кулисами кипит отдельная жизнь. Костюмеры планируют размещение артистов в гримерных, достают из кофров наряды, чистят, гладят, подшивают, развешивают… В «Евгении Онегине» 44 женских платья и 8 мужских пальто, а также пиджаки, рубашки, брюки, жилеты – всего 297 предметов, и кроме этого – 67 пар обуви.

Под реквизит отводится отдельное помещение. Здесь более двух сотен вещей: книги, перья, подсвечники, посуда, деревянные кадки, бутафорский виноград, плюшевый медведь, которого Татьяне подарят на именины…

Поскольку «Евгений Онегин» – один из самых часто гастролирующих спектаклей (успел побывать во Франции, Великобритании, США, Канаде, Китае), система доставки отработана до мелочей. Две фуры с декорациями отправляются из Москвы за десять дней до представления.

– Логистикой занимается транспортная компания, которая планирует выезд с запасом, чтобы все прибыло вовремя и не задержалось даже в случае пробки на таможне или поломки транспорта, – объясняет директор Театра Вахтангова Кирилл Крок.

Спектаклю предшествует всего одна часовая репетиция: прогоняют несколько сцен, в том числе уже ставший хрестоматийным танец Татьяны с медведем.

– Волнения сейчас, наверное, уже нет: мы достаточно давно играем этот спектакль, и он состоялся во всех смыслах, – говорит исполнитель роли Онегина Виктор Добронравов. – Но первые заграничные гастроли действительно были напряженными. Мы должны были сыграть пять спектаклей в Париже. Тогда, помнится, все были максимально собранны, переживали, как все пройдет. Потом была Америка, Канада, Англия… Так что сейчас мы, в общем-то, чувствуем себя уверенно.

Спектакль идет не первый год: казалось бы, все сложилось. Но Римас Туминас каждый день в поисках новой интонации, нового штриха. Сегодня вместе с Сергеем Маковецким тщательнее обычного работает над первой сценой – сон Онегина. «Кто жил и мыслил, тот не может / В душе не презирать людей…».

– Перед началом спектакля Римас Владимирович всегда приходит к артистам и задает некое направление, делится волнующими его вещами: о чем играть именно сегодня? Поэтому каждый его спектакль уникален, – поясняет Крок. – Он никогда не мучает артистов строгой дисциплиной – он их настраивает, говорит об общих ценностях.

На протяжении двух вечеров на сцене «Пикколо-театро» царит атмосфера крещенского холода. Сквозь вьюгу плетется в Москву заснеженный Татьянин возок. Билеты на оба показа закончились еще за две недели до приезда труппы. В день спектакля в зале невозможно найти свободное кресло. Зрители – преимущественно итальянцы. Но в шумной толпе то тут, то там слышится русская речь.

– Милан – замечательный город. Мне кажется, зрители здесь очень отзывчивые, живые: зал реагировал очень чутко, – говорит Рубен Симонов. – Хотя, конечно, в зарубежных поездках многое зависит от качества субтитров.

По ощущениям, сегодня было много русских. И, кажется, это те, которые живут здесь постоянно. Очень радостно, что они приходят. Я могу сказать, что для актера важен каждый новый зритель, где бы он ни был – во Франции, Израиле или Италии.

Я глубоко убежден, примирить народы может только искусство. Это великая вещь. Неслучайно, приезжая в любую страну, мы в первую очередь обращаемся к ее культурным ценностям. Хотелось бы, чтобы и «Евгений Онегин» стал такой культурной ценностью, которая помогала бы нам лучше понимать друг друга.

Чем вам запомнятся гастроли?

Виктор Добронравов: 

– Мне показалось, на этот раз действительно было много русских: люди реагировали на реплики сразу, не отрываясь на субтитры. На самом деле так бывает далеко не всегда. Например, когда мы показывали спектакль в Париже, публика была преимущественно французской, в Лондоне – пришло много англичан. Не могу сказать, что за границей мы играем исключительно для русских. Видимо, это особенность Милана. В то же время у меня не сложилось впечатления, что это эмигранты. Скорее туристы, которые приехали погостить, а заодно сходить в театр.

На самом деле зал всегда разный. В Прибалтике обычно слушают внимательно и тихо. Иногда эта тишина даже пугает. Но в финале, на поклонах, понимаешь, что все в порядке – просто у людей такая ментальность. В Грузии, напротив, реагируют очень бурно – и во время спектакля, и после, потому что люди там темпераментные. В Тбилиси нам оказали просто сумасшедший прием.

В театре я с детства, поэтому гастроли люблю. Пока был ребенком, поездки всегда были чем-то особенным, потому что в них я видел настоящую семью. Все-таки гастроли здорово сближают: поезда, самолеты, постоянное общение и совместные прогулки. Я все это воспринимаю как приключение, а не как работу. Все-таки мы не шахтеры.

Мы так много ездим, что ощущения несколько притупляются. А ведь, по сути, масштаб события огромен: мы играем в Театре Стрелера «Пикколо ди Милано» спектакль Театра Вахтангова по роману «Евгений Онегин» в режиссуре Римаса Туминаса – столько имен, столько звезд сошлось! Думаю, со временем мы поймем и оценим это по-настоящему.

Спектакль я очень люблю. В его основе потрясающий роман в стихах, который все мы читали в школе – и ничего не понимали. Когда есть возможность соприкоснуться с таким материалом в зрелом возрасте, да еще вместе с большим режиссером, с большими артистами, в театре с большой буквы, это дорогого стоит.

Алексей Гуськов:

– В этой поездке особенно то, что мы находимся в театре Джорджо Стрелера – в некой мифологеме театрального мира. Стрелер – режиссер с мировым именем, создавший необыкновенный театр. Такой истории нет ни у одного места. Поэтому ответственность даже выше, чем когда мы играли в том же Нью-Йорке или Неаполе.

Сегодня собралась очень внимательная публика. В спектакле есть фраза: «Она в семье своей родной / Казалась девочкой чужой…», по которой легко понять, сколько в зале русских. Русскоязычная публика реагирует на нее моментально, итальянцы – с небольшим запозданием, потому что им нужно прочесть субтитры. И вот сегодня, очевидно, большая часть зала – итальянцы.

Я знаю, что вчера спектакль прошел с большим успехом. Мои итальянские друзья, которые находились в зале, говорили о русской душе, о том, что история эта немножко тягучая и грустная, но когда понимаешь, с какой улыбкой она на самом деле сделана, ныряешь в этот мир, и он не отпускает тебя до конца спектакля.

Постановка «Евгений Онегин» – не традиционная. Здесь не нужно полностью смыкаться с персонажем, напротив, необходимо некое отстранении, потому что эмоции Пушкина гораздо красивее и глубже актерских. Скажу вам честно: каждый раз, когда готовлюсь к выходу, не могу постичь, как, из какой ткани сшит этот уникальный спектакль. Знаю только, что он сделан с огромной любовью. А ведь много пушкинского текста в него не вошло.

На самом деле сюжет Пушкина несложен: девушка написала письмо «модному тирану», и вот результат. Было бы еще понятно, если бы Онегин и Ленский полюбили Ольгу, и за нее один убил другого на дуэли. Но здесь нет даже любовного треугольника, есть только две параллельные истории. Произведение построено не по классическим канонам, но оторваться от него невозможно. Оно насыщено размышлениями о жизни, о природе человека и о природе любви. Здесь столько всяких «бы» – как в самой жизни. Поэтому, конечно, я люблю этот спектакль и счастлив, что участвую в нем.



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 


  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Канадский театр-цирк «7 пальцев» покажет в Москве новое шоу

    Всемирно известный канадский театр-цирк «7 пальцев» приедет с гастролями в Москву. 18 января в столичном Театре мюзикла труппа представит свою премьерную постановку «Пассажиры».  «Спектакль «Пассажиры» - это размышление о человеке, о важности и красоте отношений между людьми. ...
  • «Только искусство может примирить людей»

    Вечером в четверг, 29 ноября, Театр Вахтангова завершил в Милане гастроли в рамках фестиваля «Русские сезоны». В нынешнем году проект охватывает более 70 итальянских городов, в нем участвуют многие прославленные российские коллективы, в их числе Большой и Мариинский театры, Александринский театр, БСО им. ...
  • В Москве открывается юбилейный NET

    Фестиваль «Новый европейский театр», основанный 20 лет назад театральными критиками Мариной Давыдовой и Романом Должанским, открывает юбилейный смотр ретроспективой лучших спектаклей, показанных за всю историю фестиваля. ...
  • «Легко играть, когда зал тебя чувствует»

    В среду, 28 ноября, Театр Вахтангова сыграл в Милане первый спектакль в рамках проекта «Русские сезоны». Фестиваль, начавшийся в Японии в прошлом году и призванный представить русскую культуру в разных странах мира, на сей раз проходит в 74 итальянских городах. ...
Читайте также