Почему музеи стали напоминать супермаркет

Среднего не дано

 
Мы живем во времена экстремальных величин. Либо все слишком маленькое – буквально «нано», «микро», «мини». Либо, наоборот, все предельно масштабное, мощное, рекордное – скорости, доходы, продажи... Как ни странно, к художественным достижениям это имеет непосредственное отношение.
 
Взгляните, какие выставки сейчас в топе всемирных новостей. Их рецепт очень прост: надо собрать как можно больше произведений художника, который за свою жизнь создал этих произведений буквально считанные единицы. Вот и получается, что любая выставка Леонардо да Винчи, Вермеера, Босха или Брейгеля сразу обречена на успех. Среди перечисленных старых мастеров нынче на слуху Брейгель – Художественный музей Вены только что открыл выставку, которую рекламируют как «проект века» и вообще must see сезона. Фокус, однако, в том, что в Австрии в сравнении с другими странами постоянно и так находится самый большой набор картин Брейгеля (у них великие «Охотники на снегу» и «Вавилонская башня»). Ты просто привозишь две-три работы из других хранилищ – и вот тебе уже сенсация на весь мир.

Про Леонардо и говорить нечего – одно его произведение прокормит целый музей и даже город. В буквальном смысле слова: стоило Лувру объявить, что он выставит вновь открытого и приобретенного за немыслимые миллионы «Спасителя» в своем восточном филиале, как продажи билетов в Абу-Даби подскочили в несколько раз. Правда, потом в Лувре все отыграли назад и до сих пор не могут договориться о показе. Зато польский Краков спокойно стрижет дивиденды: в тамошнем Музее Чарторыйских имеются два шедевра – «Дама с горностаем» да Винчи и «Пейзаж с добрым самаритянином» Рембрандта. Сейчас музей находится на реконструкции. Но власти города не растерялись и отправили Леонардо в один не слишком посещаемый музей, а Рембрандта – в другой. И в том и в другом случае переезд выдан за «выставку» (естественно, с отдельными билетами). Стоит ли объяснять, где в тихом Кракове скапливаются самые большие очереди?

Та же схема работает и с современным искусством. Берем, например, Пикассо. Казалось, этого плодовитого гражданина мало просто не бывает. Но вот в Париже решают показать его «розовый» и «голубой» периоды – то есть намеренно ограничивают себя временем, когда гениальный художник был чутким, внимательным, нежным и... страшно дорогим. Любая картина «голубо-розового» Пикассо весит под сотню миллионов долларов, и в музейных собраниях их наперечет. То, что парижский Музей д’Орсе смог договориться и привезти на выставку московскую «Девочку на шаре», уже предрешило успех дела. И таких привозов там немало. Совсем свежий пример: американский художник Баскиа был довольно плодовит. Его мрачные наркотические и языческие видения очень ценятся среди коллекционеров. Но есть одно обстоятельство, которое немедленно выводит его в фавориты музейного рынка: этот друг Уорхола прожил только 28 лет. В общем, и здесь дефицитный набор вещей, который создает ажиотаж в Фонде Луи Уитон, где проходит его выставка.

Что касается Москвы, здесь мода на единичные шедевры пока редкость. Как правило, мы берем количеством. Почти каждая выставка Третьяковки на Крымском валу – это десятки квадратных метров холста и масла – главное, чтобы имя художника было из хрестоматии. У нас, откровенно сказать, совсем немного вещей, которые выдержат эксклюзивный показ. Вот сейчас в той же Третьяковке проходит выставка Куинджи. И вновь большой набор картин. А если, допустим, привезли бы одну только «Лунную ночь на Днепре», был бы ажиотаж? Наверное, смотря как показать. Так или иначе, сейчас главное – редкость, единичность, трудность доставания, дороговизна. Музеи – и это ни для кого не секрет – давно превратились в огромные супермаркеты по принципу «на широкий вкус». Теперь они вновь хотят быть элитными бутиками.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.  

  • Нравится


Самое читаемое

  • Старейшему актеру исполнилось 97 лет

    Актер ЦАТРА, народный артист России Александр Петров в воскресенье, 24 марта, отмечает солидную дату. Патриарху сцены, единственному, работающему сейчас актеру-фронтовику исполнилось 97 лет. Служению театру предшествовало служение Родине: в начале Великой Отечественной войны Александр Алексеевич добровольцем ушел на фронт, участвовал в Сталинградской битве, освобождении Одессы, Праги, Вены, Будапешта, дошел до Германии и Югославии, награжден орденами и медалями. ...
  • Умер Анатолий Адоскин

    Один из старейших артистов Театра им. Моссовета, Народный артист России Анатолий Адоскин ушел из жизни 20 марта. Об этом сообщили в пресс-службе театра.   «Театр им. Моссовета с глубоким прискорбием сообщает, что 20 марта на 92-м году жизни скончался Народный артист России Анатолий Михайлович Адоскин», – говорится в сообщении на сайте театра. ...
  • Алексей Бартошевич: «Я был мхатовским ребенком»

    Для многих театроведов Алексей Бартошевич – ключевая фигура. Профессор ГИТИСа, один из крупнейших специалистов по творчеству Шекспира, автор научных трудов, Алексей Вадимович к тому же   представитель легендарной мхатовской семьи. ...
  • «Если это не модно, то это не МХАТ»

    В среду, 13 марта, художественный руководитель МХАТа им. Горького Эдуард Бояков провел встречу с труппой театра. Публикуем основные заявления, сделанные в ходе этой беседы. О премьерах «До конца 2019 года готовится около десяти премьер. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Современник» приглашает на выставку

    В среду, 20 марта, на Другой сцене «Современника» открылась интерактивная выставка «Театр начинается с палки». Вход на экспозицию бесплатный, предварительной регистрации не требуется. «Палка – первое, что предлагают студентам-сценографам экспериментального курса ГИТИСа (мастерская Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова), – пояснили в театре название выставки. ...
  • Музей МХАТ откроет выставку в «Михайловском»

    Выставка Музея МХАТ «Друзья мои, прекрасен наш союз!.. А. С. Пушкин и Московский художественный театр», приуроченная к Международному дню театра, откроется в музее-заповеднике «Михайловское» 31 марта. По информации пресс-службы Министерства культуры, выставочный проект будет посвящен постановкам театра по произведениям Пушкина. ...
  • В Бахрушинском музее расскажут о неизвестном Стравинском

    В Доме-музее Ермоловой (филиал Музея Бахрушина) 22 марта откроется выставка «Неизвестный Стравинский: история одного голоса». Экспозиция расскажет о жизни и творчестве оперного певца Федора Стравинского (отца композитора Игоря Стравинского). ...
  • Столичные театры едут в Подмосковье

    Проект «Подмосковная афиша московских театров. Памяти Олега Табакова» откроется 22 марта спектаклем МХТ им. Чехова на сцене города Зарайска, всего афиша представит 12 столичных постановок.   «В этом году для нас это одна из основных акций Года театра. ...
Читайте также