Почему музеи стали напоминать супермаркет

Среднего не дано

 
Мы живем во времена экстремальных величин. Либо все слишком маленькое – буквально «нано», «микро», «мини». Либо, наоборот, все предельно масштабное, мощное, рекордное – скорости, доходы, продажи... Как ни странно, к художественным достижениям это имеет непосредственное отношение.
 
Взгляните, какие выставки сейчас в топе всемирных новостей. Их рецепт очень прост: надо собрать как можно больше произведений художника, который за свою жизнь создал этих произведений буквально считанные единицы. Вот и получается, что любая выставка Леонардо да Винчи, Вермеера, Босха или Брейгеля сразу обречена на успех. Среди перечисленных старых мастеров нынче на слуху Брейгель – Художественный музей Вены только что открыл выставку, которую рекламируют как «проект века» и вообще must see сезона. Фокус, однако, в том, что в Австрии в сравнении с другими странами постоянно и так находится самый большой набор картин Брейгеля (у них великие «Охотники на снегу» и «Вавилонская башня»). Ты просто привозишь две-три работы из других хранилищ – и вот тебе уже сенсация на весь мир.

Про Леонардо и говорить нечего – одно его произведение прокормит целый музей и даже город. В буквальном смысле слова: стоило Лувру объявить, что он выставит вновь открытого и приобретенного за немыслимые миллионы «Спасителя» в своем восточном филиале, как продажи билетов в Абу-Даби подскочили в несколько раз. Правда, потом в Лувре все отыграли назад и до сих пор не могут договориться о показе. Зато польский Краков спокойно стрижет дивиденды: в тамошнем Музее Чарторыйских имеются два шедевра – «Дама с горностаем» да Винчи и «Пейзаж с добрым самаритянином» Рембрандта. Сейчас музей находится на реконструкции. Но власти города не растерялись и отправили Леонардо в один не слишком посещаемый музей, а Рембрандта – в другой. И в том и в другом случае переезд выдан за «выставку» (естественно, с отдельными билетами). Стоит ли объяснять, где в тихом Кракове скапливаются самые большие очереди?

Та же схема работает и с современным искусством. Берем, например, Пикассо. Казалось, этого плодовитого гражданина мало просто не бывает. Но вот в Париже решают показать его «розовый» и «голубой» периоды – то есть намеренно ограничивают себя временем, когда гениальный художник был чутким, внимательным, нежным и... страшно дорогим. Любая картина «голубо-розового» Пикассо весит под сотню миллионов долларов, и в музейных собраниях их наперечет. То, что парижский Музей д’Орсе смог договориться и привезти на выставку московскую «Девочку на шаре», уже предрешило успех дела. И таких привозов там немало. Совсем свежий пример: американский художник Баскиа был довольно плодовит. Его мрачные наркотические и языческие видения очень ценятся среди коллекционеров. Но есть одно обстоятельство, которое немедленно выводит его в фавориты музейного рынка: этот друг Уорхола прожил только 28 лет. В общем, и здесь дефицитный набор вещей, который создает ажиотаж в Фонде Луи Уитон, где проходит его выставка.

Что касается Москвы, здесь мода на единичные шедевры пока редкость. Как правило, мы берем количеством. Почти каждая выставка Третьяковки на Крымском валу – это десятки квадратных метров холста и масла – главное, чтобы имя художника было из хрестоматии. У нас, откровенно сказать, совсем немного вещей, которые выдержат эксклюзивный показ. Вот сейчас в той же Третьяковке проходит выставка Куинджи. И вновь большой набор картин. А если, допустим, привезли бы одну только «Лунную ночь на Днепре», был бы ажиотаж? Наверное, смотря как показать. Так или иначе, сейчас главное – редкость, единичность, трудность доставания, дороговизна. Музеи – и это ни для кого не секрет – давно превратились в огромные супермаркеты по принципу «на широкий вкус». Теперь они вновь хотят быть элитными бутиками.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.  

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Выставка Церетели открывается в Лондоне

    Ретроспективная выставка «Больше, чем жизнь», посвященная творчеству Зураба Церетели и приуроченная к юбилею художника, открывается широкой публики в среду, 23 января, в Лондоне. В залах лондонской галереи Саатчи представлены около 100 картин, скульптур, книг с рисунками, эмалей, которые были созданы художником с российским и грузинским гражданствами на протяжении творческого пути. ...
  • В Москве открылась выставка о театре Воркутлага

     В Театральном музее им. Бахрушина открылась выставка «Сверхзадача-выжить». Экспозиция посвящена 75-летию Воркутинского театра, труппа которого состояла из заключенных Воркутлага. «Задача выставки состоит не только в том, чтобы отдать дань памяти театру и людям, невинно пострадавшим, погибшим, прошедшим круги ада, но и в том, чтобы исследовать сам феномен театра заключенных, высоты актерского мастерства и силы человеческого духа», - отметили в пресс-службе Бахрушинского музея. ...
  • В ГМИИ познакомят с искусством Лондонской школы

    В ГМИИ им. Пушкина готовится к открытию выставка «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа». На экспозиции представят более 80 живописных и графических работ британских художников из собрания Галереи Тейт. «У российского зрителя впервые появится возможность по-настоящему и глубоко познакомиться с таким важным явлением мировой истории искусства, как Лондонская школа», - сообщили «Театралу» в пресс-службе музея. ...
  • Коллекция Фаберже представлена в «Новом Иерусалиме»

    В Истре в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» до 24 марта 2019 года проходит выставка «Стиль Фаберже. Превосходство вне времени».   Музей «Новый Иерусалим» находится в уникальном историческом и географическом пространстве, которое называют Русской Палестиной. ...
Читайте также