Постпенсионный взгляд на предпенсионную реформу

Авторская колонка Александра Ширвиндта в «Театрале»

 
Поэт когда-то воскликнул: «Времена не выбирают, в них живут и умирают!» Умирать стали очень дисциплинированно, с жизнью сложнее.
 
Ряды редеют. Что сделаешь – возраст. Прежде вечная проблема бренного людишкинского существования скрашивалась песенной бодростью типа «пока я ходить умею» или «возьмемся за руки друзья». Сегодня эти лозунги не срабатывают, разве что десяти московским худрукам, которым перевалило за восемьдесят, зацепиться друг за друга и нетвердой походкой, поддерживая равновесие, куда-нибудь двинуться. Хотя направление не понятно, ибо, как тоже когда-то пели, «коммунизм это молодость мира и его возводить молодым».

Значит в коммунизм нам тоже уже поздно. Ностальгия нашего поколения по светлой идее, азарте и искренности превратилась в тлен. Опять расхожее: «о покойниках либо хорошо, либо ничего». Если «ничего», всё равно подразумевается, что ушедший был либо ничем, либо дерьмом. И вообще, если следовать этому тезису, то куда девать Валентина Катаева с его «Святым колодцем» и «Алмазным венцом», за которые он попал в завистливые злопыхатели и антисемиты, или Юрия Нагибина с убийственными зарисовками коллег и жен.

Предпенсионный возраст, который государство предлагает нежно холить и лелеять, в театральной сфере зашкаливает. Растет раздражение и растерянность, а спидометр существования безжалостно накручивает на счетчик «жизненного пробега».

Я по возрасту влип в трагическую миссию, превратившись в бюро ритуальных услуг на общественных началах. Спидометр потерь моего поколения зашкаливает со страшной силой, а подложить магнит под счетчик (как в былые времена поступали таксисты, чтобы копейки бежали медленнее) – под «счетчик жизни» – не получается. Бесконечные телепередачи, газеты, журналы бешенной скороговоркой соболезнуют родным, коллективу и Родине об очередной значимой потере. Некогда пролить искреннюю слезу, слишком много действительно важных событий в мире, чтобы остановиться на единичной утрате. Даже минута молчания приобретает сегодня принудительный, условно-протокольный ритуал вынужденной задержки существования.

Уходит поколение, отборочно классифицируемое в легенды, и винить здесь некого кроме боженьки.


В Спарте пятидесятилетних стариков со слезами и воплями сбрасывали со скалы, чтоб не болтались под ногами грядущих граждан. Пока были живы Зельдин и Кобзон, казалось, что обойдется, и победа будет за нами. Но, увы, и эти колоссы духа и воли не смогли победить нормативов существования. В советское время сбрасывание со скалы заменяли торжественно-коллективными проводами на пенсию. Уходящим говорили сладкие слова, дарили помесь букета с венком, хрустальную вазочку или жостовский поднос и худенький конвертик конвертируемой валюты. Так же торжественно вручали пожизненный пропуск на родное производство, который охранник отнимал при выходе «виновника» с собрания.

Сегодня законодательно пуганули работодателей штрафами в триста тысяч рублей за попытку травли предпенсионного гражданина. Правда, не расшифровали, кому пойдут эти деньги. Жертве гонений или, как обычно, государству.

Нынешнее действующее поколение, как правило, не затрудняется изучать предыдущее. Но, лелея эфемерную надежду, что ведомственный журнал «Театрал», собирая внутрицеховых читателей, может быть и заинтересует подписчиков в контексте моего рассуждения взглянуть на имена великих мхатовцев, проводивших мою матушку на пенсию своим посланием.
 
Фамилии на письме: Ливанов, Зуева, Качалов, Свободин, Блинников, Прудкин, Яншин, Петкер, Станицин, Кольцов, Попова, Кторов, Еланская, Леонидов, Андровская.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 
 

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Крайне прискорбно, что это заявление прозвучало в Год театра»

    Встревоженный неожиданным заявлением Дмитрия Медведева о том, что в России слишком много государственных театров, председатель СТД Александр Калягин обратился с письмом к Валентине Матвиенко. «Театрал» публикует текст этого письма полностью: «Уважаемая, дорогая Валентина Ивановна! Вчера состоялась встреча Председателя Правительства РФ Д. ...
  • Театральные деятели отреагировали на слова Медведева о сокращении театров

    Высказывание Дмитрия Медведева о том, что в России якобы «очень много государственных театров», вызвало широкий резонанс. Председателю правительства, сделавшему такое заявление во вторник, 12 февраля, на встрече с членами Совета Федерации, уже ответил глава СТД Александр Калягин (см. ...
  • Сергей Юрский: «Всё начнётся потом»

    В февральском номере «Театрала» редакция возобновила рубрику «Поэт в России – больше, чем поэт...», которую основал в нашем журнале Евгений Евтушенко. Но теперь мы решили публиковать стихи и прозу театральных деятелей – актеров и режиссеров. ...
  • Василия Ланового не пустили на рейс «Победы»

    Василия Ланового не пустили на рейс авиакомпании «Победа». Актер собирался лететь на гастроли в Ростов-на-Дону. Как рассказал Лановой телеканалу «Москва 24», при прохождении регистрации выяснилось, что его гастрольный кофр не проходит по размерам, разрешенным для провоза ручной клади в данной авиакомпании, и нужно оплатить дополнительную пошлину. ...
Читайте также


Читайте также

  • Александр Калягин наградит Римаса Туминаса

    Лауреатом личной премии председателя СТД Александра Калягина в нынешнем году стал художественный руководитель Театра им. Вахтангова Римас Туминас. Об этом в понедельник, 18 февраля, «Театралу» сообщили в пресс-службе СТД. ...
  • «Мы учились у Мастера»

    Великий БДТ отмечает свой 100-летний юбилей! Театр, у истоков которого стоял великий Александр Блок, театр, в истории которого было много других имен выдающихся артистов, режиссеров, художников, и никто из них не исчез бесследно, а запечатлен в летописи театра навсегда. ...
  • Игорь Гордин: «Стараюсь во всем найти юмор»

    В МТЮЗе у Камы Гинкаса Игорь Гордин играет самые сложные роли в спектаклях по Достоевскому, Олби, Аную. Но вторым домом для него стал Театр Наций, где актер репетирует сейчас уже четвертый спектакль. В «Иранской конференции» Ивана Вырыпаева в постановке Виктора Рыжакова ему предстоит сыграть в поистине звездной компании. ...
  • Андрей Могучий: «100 лет для театра – не так уж и много»

    Сегодня нашему театру исполняется 100 лет. Для театра это не так уж и много. Есть и постарше. БДТ — молодой театр. Созданный революцией Коммунальный Большой Драматический театр, так его назвали тогда, был театром, провозгласившим приверженность высоким идеалам искусства, театром, созданным для нового зрителя. ...
Читайте также