Александр Калягин: «Как нам перестроить систему управления культурой»

 
На заседании рабочей группы по разработке федерального закона «О культуре», которое состоялось 21 ноября, председатель СТД РФ Александр Калягин изложил собственное видение вопроса. В распоряжении «Театрала» оказался доклад председателя. Публикуем его полностью.

Уважаемые Антон Эдуардович, Владимир Ильич, уважаемые коллеги, дорогие друзья!
Уверен, что нашей Рабочей группе удастся оправдать доверие Президента РФ и подготовить законопроект должного качества. Новый закон О культуре должен помочь нам избавиться от многих проблем, сковывающих сегодня культурную деятельность, он должен стать «охранной грамотой» Культуры!

Считаю, что предложенная Концепция нового закона позволит нам успешно подготовить законопроект. Она представляет тот новый взгляд на культуру и на роль государства в культуре, о необходимости которого я говорил неоднократно. Во многом она повторяет мой доклад 2007 года в Общественной палате "Культура и будущее России. Новый взгляд." Еще тогда я говорил, что «нам нужен этот новый взгляд на законотворческую деятельность в сфере культуры, потому что многие годы нас убеждают все время: вопросы культуры должны регулироваться общим законодательством. Но не получается». За прошедшие 11 лет проблемы законодательства о культуре только обострились, а абсурдность применения к культуре универсальных норм стала еще очевиднее. Думаю, что в предложенной Концепции удалось найти выход из порочного круга, по которому нас водят столько лет.

Во-первых, считаю, что в новом законе должна быть максимально учтена специфика культурной деятельности: особенности творческого труда; важность не только результата, но и самого процесса; право на эксперимент и творческую неудачу; уникальность культурной деятельности и пр.

Важнейший вопрос: как нам перестроить систему управления культурой. Ибо все попытки «подкрашивания фасада» обречены на неудачу. И важно уже сейчас, что называется, здесь, на берегу определиться, готовы ли мы на серьезную перестройку. Нам предстоит раскрыть тезис о разделении деятельности учреждений культуры на творческую и хозяйственную. При этом решение творческих вопросов должно быть максимально отодвинуто от чиновников. Так как введение новой организационно-правовой формы «учреждение культуры» займет немало времени, то считаю важным не прекращать работу по совершенствованию законодательства, в частности 44-ФЗ.

Не могу не сказать и о необходимости повышения роли творческих союзов. О делегировании государством регулированию современного художественного творчества и оценке его качества профессиональным сообществам и творческим общественным организациям» сказано еще в Основах государственной культурной политики. Президент тоже говорил об этом неоднократно. Но за четыре года в решении этого вопроса мы так и не продвинулись. Более того, идет скорее обратный процесс, когда творческие объединения отодвигаются от участия в принятии решений, причем решений прямо их касающихся.

Отмечу, что сегодня с одной стороны, отсутствуют механизмы передачи функций, с другой – не ясна готовность самих творческих союзов такие функции на себя принять. Нет и критериев, по которым эту готовность творческих союзов можно было бы определить.
Чтобы правильно оценивать результаты творчества нам необходимо развивать и совершенствовать экспертизу и критику. Это ключ к правильному пониманию творческих процессов. Нужны механизмы подготовки, отбора, а также определения их ответственности за свои рекомендации.

Ещё хочу заметить, что до меня постоянно доходят слухи об идеях сократить бюджетные учреждения культуры, перевести их на самоокупаемость, вытолкнуть в рынок. Кто выживет – тот и выживет. И эти бредовые идеи оказываются очень живучи. Но нам надо не сокращать театры и филармонии, а открывать новые. И не сокращать, а увеличивать вложения в культурное развитие, если мы в соответствии с новой концепцией культуры рассматриваем вложения в нее как инвестиции в человеческий капитал.

Из-за недостатка времени я затронул только малую толику проблем. Понимая все сложности предстоящей работы, СТД еще в прошлом году сформировал свою рабочую группу по закону О культуре. В программе Года театра мы тоже запланировали обсуждение законодательства о культуре. Объем этих работ можно будет и расширить, чтобы успеть подготовить наш законопроект в следующем году. Понятно, что и после завершения Года театра совершенствование законодательства не должно остановиться.

В заключении хочу ещё раз поблагодарить В.И. Толстого и его коллег за подготовку очень хорошей Концепции и пожелать всем нам успешной работы.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.  

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • «Точки возврата не будет»

    В пятницу, 5 апреля, в Ярославль с рабочим визитом приехал художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин в сопровождении представителей Министерства культуры. Они приняли участие в общественных обсуждениях вопроса об объединении театров в Первый национальный и встретились с коллективом Волковского театра. ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Музыкальном театре им. Станиславского артисты не пострадали

    Руководство Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко опровергло информацию о том, что 17 апреля в результате падения части декораций пострадало 20 человек. «В связи с распространением в СМИ информации о происшествии в театре 17 апреля дирекция Музыкального театра официально сообщает, что в результате падения части декораций серьезно никто не пострадал», - сообщается на сайте театра. ...
  • «Я наблюдал, как разрушают наш театр»

    В Союзе театральных деятелей состоялось совещание с участием председателя Александра Калягина и министра культуры Московской области Нармин Ширалиевой, на котором обсудили ситуацию в Мытищинском театре «ФЭСТ». ...
  • Директора Большого театра кукол отправили в СИЗО на два месяца

    Дзержинский районный суд Петербурга 19 апреля заключил под стражу директора Большого театра кукол Александра Калинина, обвиняемого в получении взятки. «В качестве меры пресечения избрано содержание под стражей сроком до 17 июня», - сообщили в объединенной пресс-службе судов Петербурга. ...
  • Директор театра кукол проведет ночь в СИЗО

    После проведенного обыска директора Санкт-Петербургского Большого театра кукол Александра Калинина отправили в СИЗО, в связи с подозрением в получении взятки. В отношении директора возбуждено уголовное дело. «Директора отправили в «большой дом», ночь он проведёт в СИЗО,- написала на свой странице в Facebook начальник отдела развития театра Наталья Сергеевская. ...
Читайте также