Лицам до 16-ти разрешается

Три спектакля для подростков

 
Осень — время урожая, вот и лаборатория «Золотой Маски» по современной литературе для подростков начала приносить плоды. За этот месяц в Москве вышли сразу три премьеры, выросшие из лабораторных эскизов: «Мучные младенцы» Натальи Пахомовой в Московском театре кукол, «Дети ворона» Екатерины Корабельник в Центре Мейерхольда и «Считалка» Жени Беркович в Боярских палатах.

И все они не только используют современные постановочные форматы, но и поднимают серьезные темы, которых раньше в детском театре старались не касаться.
 
  
В крафтовом царстве, в школьном государстве
«Мучные младенцы» Натальи Пахомовой сразу удивляют приемом: на всех исполнителях тут надеты картонные коробки, у одних — только на голову, у других – во весь рост. Ну а что такое современная школа, как не царство картонноголовых, роботообразных существ, произносящих шаблонные фразы казенным языком? Даже так называемая «проектная деятельность» тут превращается в довольно странный и унылый эксперимент по уходу за «мучными младенцами»: каждый ученик получает по кульку с мукой, за которым должен следить и ухаживать, как за ребенком. Но для главного героя эта детская игра в дочки-матери становится катализатором для внутренних изменений. Трудный подросток, хулиган и верзила Саймон, примеряя на себя роль родителя, неожиданно обнаруживает сентиментальные чувства и пытается понять собственного отца, бросившего их с матерью много лет назад.
 
Повесть Энн Файн в инсценировке сильно сокращена, и путь Саймона от отрицания и гнева к прощению выглядит немного рваным и не очень убедительным в финале. Да и актерам, лишенным привычных средств выразительности, трудно доносить эмоции персонажей. Впрочем, главный герой иногда открывает лицо во время откровенных разговоров с матерью – она тоже большую часть времени носит маску из папье-маше и говорит ненатуральным кукольным голосом. Но и с коробкой на голове молодой актер Александр Шадрин умудряется пробить картон и раскачать зал своей энергетикой. За этим артистом, перешедшим в МТК из Пермского театра кукол, вообще стоит следить.
 
Но самое интересное, что публика тоже становятся участницей действия. Спектакль играют в фойе второго этажа, на 40 зрителей – стандартный школьный класс. Вас могут попросить прочитать сочинение или принять участие в голосовании. И каждому зрителю тоже выдают картонную коробку. Надевать её или нет, решать вам, свобода выбора – важный принцип партиципаторного театра. Быть вовлеченным гораздо интереснее, чем просто наблюдателем. Но для этого надо преодолеть свою робость, боязнь показаться смешным. С другой стороны, коробка на голове, как любая маска или аватарка в соцсетях – залог твоей анонимности и неуязвимости. Вопрос, который задает подростку спектакль –  готов ли ты её снять и поговорить начистоту?
 
Ты не вейся, черный ворон
 
Рассказывать детям правду о советской истории, репрессиях, лагерях, войне, сегодня решится только ненормальный. Не потому что это кем-то запрещено, а потому что такое нынче «не носится» и не продается. Так что, цикл «Ленинградских сказок» Юлии Яковлевой – это почти подвиг издательства «Самокат». А спектакль «Дети ворона», принятый в репертуар Центром Мейерхольда, – поступок из серии «безумству храбрых поем мы песню». И тем не менее, билеты на декабрь уже раскуплены, а значит, это кому-нибудь нужно. 
 
Возможно, дело в том, что режиссеру Екатерине Корабельник удалось найти нужный баланс между мифом и реальностью, документом и жанром фэнтези, популярным у подростков. Ведь герои книги – дети, они все еще верят в сказки. Когда им говорят, что родителей увез черный воронок, они представляют себе Черного ворона – страшного антропоморфного персонажа с огромным клювом – и отправляются его искать. Это двоемирие в спектакле отлично передает сценография Михаила Заиканова. С одной стороны, скудный вещный быт питерской коммуналки, а другой – причудливый мир заэкранья, созданный с помощью театра теней и компьютерной анимации.
 
Реальность и фантастика здесь так плотно переплелись, что и не поймешь – где явь, а где сон, действительно ли дети врагов народа стали невидимками или это метафора их положения в обществе, и была ли та страшная фабрика, где обычных мальчиков и девочек превращали в Октябрин и Владленов, безликих, послушных «детей ворона». Но финальный аккорд заставляет очнуться: да, была, существовала. Действие заканчивается реальным письмом девочки, выросшей в такой колонии, к своей маме – разлученной с детьми на много лет и ставшей для них совершенно чужой.
 
Постановка смотрится как увлекательное приключение, и тем не менее, оставляет ощущение исторической достоверности. Во многом это заслуга прекрасных актеров –  Екатерины Дубакиной, совсем юного Михаила Бочарова (ученика колледжа Олега Табакова), Маргариты Шиловой и других. Единственное «но» – спектаклю явно тесно в Черной комнате ЦИМа, у него широкое эпическое дыхание и он заслуживает другой, более просторной площадки, которая, надеемся, в скором времени появится.
 
Эники-беники-да, кто уйдет навсегда
 
«Считалка» Тамты Мелашвили – еще более страшное, обжигающее высказывание о детях войны, поскольку тут события не прикрыты вымышленным, игровым слоем, да и происходили они совсем недавно, на нашей памяти. Речь идет о грузино-абхазском конфликте 90-х годов, но местом действия могла стать любая из горячих точек постсоветского пространства. Две 13-летние девочки живут фактически на линии огня. Им хочется дружить, любить, слушать музыку и танцевать, а приходится добывать еду, ухаживать за стариками и хоронить мертвых – больше некому.
 
В спектакле Жени Беркович все роли исполняют актрисы – в этом мире нет места мужчинам, остались лишь женщины, дети да старики. Часть персонажей играют большие ростовые куклы – страшные гротескные маски иссушенных войной людей (сильная работа художника Ксении Сорокиной). Когда они оживают и начинают двигаться, становится по-настоящему жутко. По контрасту с этими образами близкой смерти еще более живыми, витальными, настоящими выглядят героини Елены Маховой и Наташи Горбас – девочки-подростки, угловатые и неловкие, резкие и дерзкие, дурашливые, смешные и мечтающие быстрее повзрослеть. Одной из них повзрослеть не придется. 
 
Книга Тамты Мелашивили написана сплошным речевым потоком, без знаков препинания. Структура спектакля, напротив, очень разнообразна. Иногда это рассказ от первого лица, иногда — разыгранные сценки и диалоги, колоритный кавказский акцент тут сменяется современным рэпом, в грузинское многоголосье вплетаются хиты Мадонны и A-ha. А еще шуршание бумаги, капли воды, плеск ручья – единая звуковая партитура превращает постановку в музыкальное произведение с кольцевой композицией.
 
Женя Беркович грамотно использовала пространство Боярских палат, приглашая зрителей переходить из одного сводчатого зала в другой. Действие начинается возле инсталляции с бутафорскими закусками, по которым ползают мухи – выразительная сцена покинутого, мертвого застолья. И заканчивается здесь же – но уже на поминках с настоящей грузинской чачей. Зрители и актеры выпивают вместе, в молчании. И в этот момент театр перестает быть игрой и становится актом памяти о тех, кто ушел навсегда. 


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.  

  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончалась актриса Театра армии Ольга Вяликова

    Актриса ЦАТРА Ольга Вяликова скончалась в понедельник, 15 июля на 66-м году жизни. О скоропостижной утрате сообщила пресс-служба театра. «Ольга Петровна работала в нашем театре с 1980 года. С 1993 по 1995 гг. была занята в знаменитой постановке «Орестея» выдающегося немецкого режиссера Петера Штайна», - говорится в некрологе. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Пермская опера станет директорским театром

    Пермский театр оперы и балета им. Чайковского после ухода с должности художественного руководителя Теодора Курентзиса перейдет на новую – директорскую – модель управления, согласно которой генеральный директор будет не только руководить хозяйственной деятельностью, но и заниматься определением художественной стратегии театра. ...
  • Ушла из жизни Джемма Осмоловская

    Актриса театра и кино Джемма Осмоловская скончалась в понедельник, 15 июля, после продолжительной болезни на 81-м году жизни. Об этом сообщает пресс-служба РАМТа, в котором актриса работала с 1964 года (была принята в труппу сразу по окончании Школы-студии МХАТ). ...
Читайте также


Читайте также

  • Лев Додин исследует Флобера

    Под занавес 74-го сезона Малый драматический театр – Театр Европы представит премьеру «Кровь книги. Флобер». Постановка, посвященная Гюставу Флоберу и его роману «Мадам Бовари», выйдет на Камерной сцене 20 июля. ...
  • Ноктюрн, ковер, медведь и дети

    «Манюня» – это книга, ставшая визитной карточкой писательницы Наринэ Абгарян. Историю дружбы двух школьниц в маленьком армянском городке советских времен инсценировала и поставила на сцене РАМТа Рузанна Мовсесян, премьера состоялась в дни фестиваля «Черешневый лес». ...
  • Александринский театр поставит пьесу французского сюрреалиста

    Первой премьерой нового 264-го сезона в Александринском театре станет постановка Николая Рощина и Андрея Калинина «Дети у власти» по пьесе французского драматурга и поэта Роже Витрака «Виктор, или Дети у власти». ...
  • Мариинский театр назвал первую премьеру сезона

    Первой премьерой сезона 2019-2020 в Мариинском театре станет опера «Пеллеас и Мелизанда» Клода Дебюсси. Премьерные показы пройдут 24 и 28 октября в Концертном зале Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. ...
Читайте также