От него всегда ждали чуда

21 ноября Эймунтас Някрошюс отметил бы свое 66-летие

 
Известие о смерти Эймутнаса Някрошюса стало шоком и болью для нашей театральной Ойкумены. «Разве бог может умереть?» – повторялось и варьировалось в постах Фейсбука. Каждый вспоминал, как в первый раз соприкоснулся с его театром. Так верующие вспоминают как в первый раз соприкоснулся с чудом.

Я помню, как на сцене Псковского театра смотрела его «Маленькие трагедии». Как после спектакля сидела в автобусе и откуда-то издалека доносились голоса друзей. Понимала, что голоса нет, что выйти из круга спектакля и вернуться снова в фестивальную жизнь физически невозможно.

Когда в глазах Дона Анна и Дон Жуан, которые кидают друга зажженные спички – первые любовные искры.

Когда Моцарт крутит над головой струну, и ты слышишь вращение небесных сфер.
С тех пор не столько профессиональной, сколько жизненной необходимостью стало хотя бы раз в год посмотреть спектакль Някрошюса. Смотрела каждый столько раз, сколько удавалось. Эймунтас удивлялся: «Еще не надоел мой «Отелло»?»

Любимый театр?

Если только понимать любовь, какой писал ее Пастернак:

Как будто бы железом,
Обмокнутым в сурьму,
Тебя вели нарезом
По сердцу моему.
 
Он раздвигал сознание и заставлял душу болеть.

От других режиссеров ждут хороших спектаклей, ждут прекрасных спектаклей. От него – ждали чуда. И на меньшее не соглашались.

И это чудо возникало. Снова и снова.

Капала вода с ледяной люстры прямо на рубаху Гамлета и разъедала рубаху как кислота. Висела полоски ткани, как полоски кожи и звучало «Быть или не быть».

Из ледяного бруска Призрак доставал кинжал и отдавал его сыну (и до сих пор помню в руках ощущение ледяного железа, которого касался Гамлет. Воды Леты несли убитых Макбетом людей, и мы видели отражение плывущих тел в череде подвешенных зеркал.


Дездемона снова и снова кидалась в танце к Отелло, падала, отброшенная его рукой. Вставала и снова летела к нему через сцену (так побитый матерью ребенок кидается к маме же за утешением).

Тузенбах медленно ел перед дуэлью, вытирал мякишем хлеба тарелку, запускал ее волчком и… уходил.

Някрошюс не любил, когда его сценические образы назвали метафорами: какая метафора в том, что человек хочет хорошо поесть в последний раз?

Его космические образы всегда несли земную простую неотразимую правду.
Помню как говорили о его замысле «Божественной комедии», и Эймунтас сказал: «Вы женщина, вы должны знать что делала Беатриче, пока Данте шел к ней кругами ада? Ждала его, рвала себе сердце. Страдала вместе с ним! Ведь никто не знает, что легче: воевать самому или страдать и ждать, когда любимый в походе…»

В его «Божественной комедии» Беатриче шла за Данте по всем кругам ада. Нежно чертила ладонью овал лица, протяжно выдохнув: «Борода» (и впрямь оброс, скитаясь адскими пропастями). Эти двое тянулись друг к другу – и не могли коснуться: она ведь только тень, напрасно вздымающая руки… 

Някрошюс рассказывал о вещах самых простых и самых важных: о любви и смерти, о боли и выборе, о праведности и порче, об искушении и о вере. Выбирал в собеседники Гёте и Данте, Чехова и Достоевского, Пушкина и Донелайтиса, Шекспира и Автора Библии.

И всегда оказывался вровень своим великим визави.

С каждым годом он все сильнее напоминал обликом библейского Моисея, который знает путь к земле обетованной. Его театр становился все аскетичнее, мощнее и проще. Его впервые назвали гением, когда он поставил свой второй спектакль. Он не дожил до времени, когда начинается спуск и спад.

Трещины мира идут через сердце созидателей. Его сердце пропускало через себя страдания Отелло и Макбета, Сальери и Иова, Голодаря и Гамлета, царя Бориса и царя Соломона. Можно только удивляться, каким выносливым оно оказалось…
Не стало режиссера-демиурга. Ушел великий друг и учитель.

Ушел воздух из театральных легких. И где-то там, в высоте и пустоте звенит раскручивающаяся струна.

Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.  


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Крайне прискорбно, что это заявление прозвучало в Год театра»

    Встревоженный неожиданным заявлением Дмитрия Медведева о том, что в России слишком много государственных театров, председатель СТД Александр Калягин обратился с письмом к Валентине Матвиенко. «Театрал» публикует текст этого письма полностью: «Уважаемая, дорогая Валентина Ивановна! Вчера состоялась встреча Председателя Правительства РФ Д. ...
  • Театральные деятели отреагировали на слова Медведева о сокращении театров

    Высказывание Дмитрия Медведева о том, что в России якобы «очень много государственных театров», вызвало широкий резонанс. Председателю правительства, сделавшему такое заявление во вторник, 12 февраля, на встрече с членами Совета Федерации, уже ответил глава СТД Александр Калягин (см. ...
  • Сергей Юрский: «Всё начнётся потом»

    В февральском номере «Театрала» редакция возобновила рубрику «Поэт в России – больше, чем поэт...», которую основал в нашем журнале Евгений Евтушенко. Но теперь мы решили публиковать стихи и прозу театральных деятелей – актеров и режиссеров. ...
  • Василия Ланового не пустили на рейс «Победы»

    Василия Ланового не пустили на рейс авиакомпании «Победа». Актер собирался лететь на гастроли в Ростов-на-Дону. Как рассказал Лановой телеканалу «Москва 24», при прохождении регистрации выяснилось, что его гастрольный кофр не проходит по размерам, разрешенным для провоза ручной клади в данной авиакомпании, и нужно оплатить дополнительную пошлину. ...
Читайте также


Читайте также

  • Александр Калягин наградит Римаса Туминаса

    Лауреатом личной премии председателя СТД Александра Калягина в нынешнем году стал художественный руководитель Театра им. Вахтангова Римас Туминас. Об этом в понедельник, 18 февраля, «Театралу» сообщили в пресс-службе СТД. ...
  • «Мы учились у Мастера»

    Великий БДТ отмечает свой 100-летний юбилей! Театр, у истоков которого стоял великий Александр Блок, театр, в истории которого было много других имен выдающихся артистов, режиссеров, художников, и никто из них не исчез бесследно, а запечатлен в летописи театра навсегда. ...
  • Игорь Гордин: «Стараюсь во всем найти юмор»

    В МТЮЗе у Камы Гинкаса Игорь Гордин играет самые сложные роли в спектаклях по Достоевскому, Олби, Аную. Но вторым домом для него стал Театр Наций, где актер репетирует сейчас уже четвертый спектакль. В «Иранской конференции» Ивана Вырыпаева в постановке Виктора Рыжакова ему предстоит сыграть в поистине звездной компании. ...
  • Андрей Могучий: «100 лет для театра – не так уж и много»

    Сегодня нашему театру исполняется 100 лет. Для театра это не так уж и много. Есть и постарше. БДТ — молодой театр. Созданный революцией Коммунальный Большой Драматический театр, так его назвали тогда, был театром, провозгласившим приверженность высоким идеалам искусства, театром, созданным для нового зрителя. ...
Читайте также