От него всегда ждали чуда

21 ноября Эймунтас Някрошюс отметил бы свое 66-летие

 
Известие о смерти Эймутнаса Някрошюса стало шоком и болью для нашей театральной Ойкумены. «Разве бог может умереть?» – повторялось и варьировалось в постах Фейсбука. Каждый вспоминал, как в первый раз соприкоснулся с его театром. Так верующие вспоминают как в первый раз соприкоснулся с чудом.

Я помню, как на сцене Псковского театра смотрела его «Маленькие трагедии». Как после спектакля сидела в автобусе и откуда-то издалека доносились голоса друзей. Понимала, что голоса нет, что выйти из круга спектакля и вернуться снова в фестивальную жизнь физически невозможно.

Когда в глазах Дона Анна и Дон Жуан, которые кидают друга зажженные спички – первые любовные искры.

Когда Моцарт крутит над головой струну, и ты слышишь вращение небесных сфер.
С тех пор не столько профессиональной, сколько жизненной необходимостью стало хотя бы раз в год посмотреть спектакль Някрошюса. Смотрела каждый столько раз, сколько удавалось. Эймунтас удивлялся: «Еще не надоел мой «Отелло»?»

Любимый театр?

Если только понимать любовь, какой писал ее Пастернак:

Как будто бы железом,
Обмокнутым в сурьму,
Тебя вели нарезом
По сердцу моему.
 
Он раздвигал сознание и заставлял душу болеть.

От других режиссеров ждут хороших спектаклей, ждут прекрасных спектаклей. От него – ждали чуда. И на меньшее не соглашались.

И это чудо возникало. Снова и снова.

Капала вода с ледяной люстры прямо на рубаху Гамлета и разъедала рубаху как кислота. Висела полоски ткани, как полоски кожи и звучало «Быть или не быть».

Из ледяного бруска Призрак доставал кинжал и отдавал его сыну (и до сих пор помню в руках ощущение ледяного железа, которого касался Гамлет. Воды Леты несли убитых Макбетом людей, и мы видели отражение плывущих тел в череде подвешенных зеркал.


Дездемона снова и снова кидалась в танце к Отелло, падала, отброшенная его рукой. Вставала и снова летела к нему через сцену (так побитый матерью ребенок кидается к маме же за утешением).

Тузенбах медленно ел перед дуэлью, вытирал мякишем хлеба тарелку, запускал ее волчком и… уходил.

Някрошюс не любил, когда его сценические образы назвали метафорами: какая метафора в том, что человек хочет хорошо поесть в последний раз?

Его космические образы всегда несли земную простую неотразимую правду.
Помню как говорили о его замысле «Божественной комедии», и Эймунтас сказал: «Вы женщина, вы должны знать что делала Беатриче, пока Данте шел к ней кругами ада? Ждала его, рвала себе сердце. Страдала вместе с ним! Ведь никто не знает, что легче: воевать самому или страдать и ждать, когда любимый в походе…»

В его «Божественной комедии» Беатриче шла за Данте по всем кругам ада. Нежно чертила ладонью овал лица, протяжно выдохнув: «Борода» (и впрямь оброс, скитаясь адскими пропастями). Эти двое тянулись друг к другу – и не могли коснуться: она ведь только тень, напрасно вздымающая руки… 

Някрошюс рассказывал о вещах самых простых и самых важных: о любви и смерти, о боли и выборе, о праведности и порче, об искушении и о вере. Выбирал в собеседники Гёте и Данте, Чехова и Достоевского, Пушкина и Донелайтиса, Шекспира и Автора Библии.

И всегда оказывался вровень своим великим визави.

С каждым годом он все сильнее напоминал обликом библейского Моисея, который знает путь к земле обетованной. Его театр становился все аскетичнее, мощнее и проще. Его впервые назвали гением, когда он поставил свой второй спектакль. Он не дожил до времени, когда начинается спуск и спад.

Трещины мира идут через сердце созидателей. Его сердце пропускало через себя страдания Отелло и Макбета, Сальери и Иова, Голодаря и Гамлета, царя Бориса и царя Соломона. Можно только удивляться, каким выносливым оно оказалось…
Не стало режиссера-демиурга. Ушел великий друг и учитель.

Ушел воздух из театральных легких. И где-то там, в высоте и пустоте звенит раскручивающаяся струна.

Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.  


  • Нравится


Самое читаемое

  • Римас Туминас: «Все хотят счастья, а его нет»

    В эти дни в Китае продолжаются гастроли Театра им. Вахтангова со спектаклем Римаса Туминаса «Евгений Онегин». Позади семь спектаклей в Гуанчжоу и Шанхае. Недавно труппа переехала в Пекин, где с 16 по 19 мая «Евгений Онегин» пройдет еще четыре раза. ...
  • Умер создатель Концептуального театра Кирилл Ганин

    Создатель и режиссер московского Концептуального театра Кирилл Ганин скончался на 53-м году жизни. Об этом сообщили его коллеги в социальных сетях. «Прощание с Ганиным состоится в пятницу 24 мая в 11:00 на Николо-Архангельском кладбище. ...
  • «Смоленск может лишиться единственного театра»

    На базе Смоленского драматического театра им. Грибоедова планируют создать филиал Мариинского театра. Об этом заявил губернатор Алексей Островский на встрече с Валерием Гергиевым.  «Театрал» дозвонился директору театра Людмиле Судовской, но она отказалась что-либо комментировать по поводу данной инициативы. ...
  • Принят закон, отменяющий театральные билеты

    С 1 июля театры начнут продавать билеты по новым правилам: вместо билета зрителю будет выдаваться кассовый чек. Об этом в понедельник, 29 апреля, сообщил на встрече «Директорской ложи» московских театров заместитель главы столичного Департамента культуры Леонид Ошарин. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Счастье, что стены рушатся!»

    В Италии, на острове Искья состоялась восьмая ежегодная церемония вручения премии имени Иосифа Бродского, по традиции приуроченная ко дню рождения поэта. Лауреатами 2019 года стали ведущие актеры Театра им. Вахтангова Ирина Купченко и Василий Лановой, историк Сергей Никитин и главный редактор журнала «Театрал» Валерий Яков. ...
  • «В театре ты постоянно на вулкане»

    25 мая глава Союза театральных деятелей, художественный руководитель театра Et Cetera Александр Калягин отмечает день рождения. Александр Александрович не раз становился героем интервью «Театрала», по случаю праздника мы собрали самые яркие его высказывания о театре и творческой судьбе. ...
  • Алексей Бородин: «Нам очень не хватает самоиронии»

    РАМТ готовится к открытию пятой по счету площадки – Сцены во дворе. О ближайших проектах в новом театральном пространстве, а также об ожиданиях от Года театра и кадровых изменениях в коллективе, где с начала сезона появился главный режиссер, «Театралу» рассказал художественный руководитель Алексей БОРОДИН. ...
  • «Театр возникает, когда ты полон жизни…»

    В этот день (24 мая 2000 года) ушел из жизни один из выдающихся режиссеров ХХ века, основатель «Современника», реформатор сцены, художественный руководитель МХАТа (в 1970-2000 гг.) Олег ЕФРЕМОВ. В память о нем «Театрал» приводит несколько цитат из интервью режиссера разных лет. ...
Читайте также