«В городе, где я вырос, не было театра»

Памяти Эймунтаса Някрошюса

 
В Вильнюсе за день до своего 66-летия скоропостижно скончался основатель театра «Мено Фортас» Эймунтас Някрошюс. Режиссер не раз становился гостем «Театрала». Напомним несколько фрагментов из его интервью.

О судьбе
…Мне действительно повезло. Как-то все совпало. Как, бывает, выигрываешь в лотерее. Случайно пришел в эту профессию. И оказалось – судьба.

В городе, где я вырос, не было театра. Первый раз я попал туда старшеклассником. На сцене горел маленький костер (до сих пор его помню), крутились колеса, развевались занавески. Я хотел быть инженером, тогда все хотели быть инженерами. Был расцвет химической отрасли. Такие заводы строили! И я решил поступить в Политехнический, но получил двойку по литературе.

Мне посоветовали поехать в Вильнюс и с моими проходными баллами и довольно хорошим аттестатом попробовать пройти в другой вуз, где меньше конкурс. Моя старшая сестра училась в Вильнюсе на юридическом. И она отвела меня в Консерваторию, потому что там еще продолжался прием абитуриентов. Думаю, комиссии понравился мой аттестат. Меня приняли на актерский факультет. Так что, трудно даже объяснить, насколько все это было случайно. Какая-то цепочка случайных событий. Или, иначе сказать, судьба.

Потом стало ясно, что актером мне не бывать, застенчивость не преодолеть. Но я уже придумывал какие-то этюды для однокурсников, фантазия работала. И меня отправили в Москву. Так оказался в ГИТИСе, в мастерской Гончарова.

После института меня забрали в армию. Я уже был женат, был ребенок. Пришли, постучали. И взяли в армию. Я служил в очень дурных внутренних войсках: конвой охраны. Охраняли зоны, охраняли этапы. Армия была сильной школой унижений. Но я ее прошел.
 
О профессии 
…Азарт уходит, и доказывать уже ничего не хочется. Поначалу боишься сделать следующий спектакль хуже предыдущего, разочаровать. Потом понимаешь, что надо жить днем сегодняшним, не загадывая вперед. Надо ценить эту повседневную жизнь.

У меня нет никакого списка и никаких планов. Все получается достаточно спонтанно. Хороший знакомый перевел «Фауста» на литовский. Подарил мне книгу с красивым переплетом. Так и возник «Фауст»…


…Дома лежат целые груды тетрадей размером с хорошие тома – мои записи к спектаклям. К «Гамлету» – целый том. Приходишь с репетиции и тут же начинаешь думать о завтрашнем дне. 

Исписываешь листы бумаги, потом перечитываешь, понимаешь, что все не годится – и начинаешь снова что-то изобретать, пока не появляется что-то, похожее на идею. Театр – искусство физиологическое. И с возрастом в нем работать труднее. Раньше идеи сыпались как молнии, какой-то ворох находок. Теперь все делать сложнее…

…Обо мне как о губителе артистов говорят до сих пор, особенно в Литве. Но ведь это чушь. Хороший артист раскроется и помимо режиссера, если ему есть что раскрывать. А если режиссер ему мешает, он в какой-то момент просто взорвется и уйдет. Плохого артиста можно режиссерски закрыть, но работать с ним неинтересно. 

О кризисе режиссерского театра
Я не очень люблю само это понятие «режиссерский театр». Да, последний век действительно был веком режиссеров. тут никуда не денешься. Но нам всем при этом надо помнить, что режиссура – профессия вторичная, производная. И поэтому надо быть скромнее. Фундамент всего – литература, которая мне вообще кажется главным из искусств. Кто-то считает таковым музыку…
Может быть. Но для меня основа – литература.

Всю жизнь завидовал людям, которые умеют писать книжки, сочинять истории… Гете, Данте, Шекспир, – огромный мир, и театр только его часть и его производная… Что же касается полезности мастер-классов. Наверное, надо спрашивать не меня, а молодых режиссеров: что они им дают? Мне мастер-классы очень полезны. Чужие молодые глаза, которые смотрят на твои репетиции, на твою работу, – они заставляют как-то подтянуться, посмотреть на себя со стороны, что-то переформулировать, что-то сформулировать впервые… Я много провожу мастер-классов в Европе, и рад российскому опыту. Благодарен Фонду Станиславского за это предложение. А тут еще сказали, что в Любимовке со времен Станиславского никто и никогда не репетировал… Мы – первые. Это здорово.

О пьесах
Почему-то стало скучно с пьесами… Может быть, потому что очень хорошо себе представляю, как их ставить, какие приемы использовать. А как ставить «Божественную комедию» – не знаю. И от этого возникает азарт. Ведь я всегда старался и стараюсь делать в профессии только то, что мне самому интересно. Это такой эгоизм, наверное. Но у меня так. Я и молодым советую – не думать о том, как и что получится, как это оценят. А работать для себя.
 
О зрителях
…Очень приятно, когда слышишь умные аплодисменты в зале. Не на реплику или трюк. А на режиссерский ход, на какую-то мысль, на нечто новое и только найденное. Я всегда ценил балетную публику, которая замечает тонкости исполнения, а не просто следит за сюжетом.

Наверное, плохо, когда ты не интересен другим. Но страшнее, когда ты неинтересен самому себе… Что касается публики… У меня было, когда однажды на «Гамлете» в зале было 20 человек… Неприятно. Но это надо перетерпеть. А потом были тысячные залы... Конечно, каждый сам выбирает, что ему важнее. Но, мне кажется, с самых первых шагов в профессии надо научиться верить себе, настаивать на собственном видении, а не «прогибаться» перед публикой или начальством. По молодости я был очень категоричным. Помню, когда только начинал, то решил заменить в роли заслуженного актера, потому что он мне не подходил. Это был большой скандал. Сейчас понимаю, что меня могли уволить из театра, куда я только что пришел, и идти мне бы было некуда (в Вильнюсе тогда всего было три театра, и кто бы взял скандалиста-дебютанта)… Но я стоял на своем. Видимо, мне повезло с театральным начальством, оно приняло мою сторону. Умение стоять на своем – одно из важнейших качеств в нашей профессии.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.  

  • Нравится


Самое читаемое

  • Римас Туминас: «Все хотят счастья, а его нет»

    В эти дни в Китае продолжаются гастроли Театра им. Вахтангова со спектаклем Римаса Туминаса «Евгений Онегин». Позади семь спектаклей в Гуанчжоу и Шанхае. Недавно труппа переехала в Пекин, где с 16 по 19 мая «Евгений Онегин» пройдет еще четыре раза. ...
  • Умер создатель Концептуального театра Кирилл Ганин

    Создатель и режиссер московского Концептуального театра Кирилл Ганин скончался на 53-м году жизни. Об этом сообщили его коллеги в социальных сетях. «Прощание с Ганиным состоится в пятницу 24 мая в 11:00 на Николо-Архангельском кладбище. ...
  • «Смоленск может лишиться единственного театра»

    На базе Смоленского драматического театра им. Грибоедова планируют создать филиал Мариинского театра. Об этом заявил губернатор Алексей Островский на встрече с Валерием Гергиевым.  «Театрал» дозвонился директору театра Людмиле Судовской, но она отказалась что-либо комментировать по поводу данной инициативы. ...
  • Принят закон, отменяющий театральные билеты

    С 1 июля театры начнут продавать билеты по новым правилам: вместо билета зрителю будет выдаваться кассовый чек. Об этом в понедельник, 29 апреля, сообщил на встрече «Директорской ложи» московских театров заместитель главы столичного Департамента культуры Леонид Ошарин. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Счастье, что стены рушатся!»

    В Италии, на острове Искья состоялась восьмая ежегодная церемония вручения премии имени Иосифа Бродского, по традиции приуроченная ко дню рождения поэта. Лауреатами 2019 года стали ведущие актеры Театра им. Вахтангова Ирина Купченко и Василий Лановой, историк Сергей Никитин и главный редактор журнала «Театрал» Валерий Яков. ...
  • «В театре ты постоянно на вулкане»

    25 мая глава Союза театральных деятелей, художественный руководитель театра Et Cetera Александр Калягин отмечает день рождения. Александр Александрович не раз становился героем интервью «Театрала», по случаю праздника мы собрали самые яркие его высказывания о театре и творческой судьбе. ...
  • Алексей Бородин: «Нам очень не хватает самоиронии»

    РАМТ готовится к открытию пятой по счету площадки – Сцены во дворе. О ближайших проектах в новом театральном пространстве, а также об ожиданиях от Года театра и кадровых изменениях в коллективе, где с начала сезона появился главный режиссер, «Театралу» рассказал художественный руководитель Алексей БОРОДИН. ...
  • «Театр возникает, когда ты полон жизни…»

    В этот день (24 мая 2000 года) ушел из жизни один из выдающихся режиссеров ХХ века, основатель «Современника», реформатор сцены, художественный руководитель МХАТа (в 1970-2000 гг.) Олег ЕФРЕМОВ. В память о нем «Театрал» приводит несколько цитат из интервью режиссера разных лет. ...
Читайте также