«Мы официально не сказали ни слова о Кирилле Серебренникове»

Мило Рау высказался в защиту своего российского коллеги

 
В субботу, 17 ноября, в Александринском театре состоялось вручение независимой европейской премии «Театральная реальность» (учреждена в 1986 году как самая престижная награда Европы за достижения в искусстве). В России церемония проходила во второй раз (первый – в 2011 году), однако сопровождалась некоторыми казусами.
 
Дело в том, что на церемонию не смог приехать лауреат нынешнего года – швейцарский режиссер и драматург Мило Рау. По его словам, причиной того является постановка спектакля «Московские процессы», который в течение трех дней, в марте 2013 года, игрался в Сахаровском центре и вызвал общественный резонанс.
 
Напомним, что Рау реконструировал проходившие в России громкие судебные процессы, где в числе обвиняемых были организаторы выставки «Осторожно, религия!», организаторы выставки «Запретное искусство» и участницы группы Pussy Riot. Спектакль не только прерывался казаками, а также сотрудниками Федеральной миграционной службы, но и стал официальной причиной для запрета въезда режиссера в Россию.
 
В дирекцию премии он направил письмо, которое зачитал на церемонии председатель жюри Жорж Баню. Однако, по словам очевидцев, на русский язык это послание переводилось с многочисленными купюрами (не называлось, например, имя Кирилла Серебренникова, умалчивался ряд острых фактов, о которых говорит Мило Рау), что вызвало изумление многих участников вечера. По горячим следам критик Марина Давыдова, получив первоисточник, перевела письмо на русский язык и распространила в соцсетях. Мило Рау говорит буквально следующее:
 
«Дорогие коллеги, дорогое жюри!
Как вы знаете, я не смогу быть в Петербурге сегодня вечером. Я очень сожалею об этом, потому что я и моя команда бесконечно счастливы стать лауреатами этой премии. Тем не менее, я не удивлен, что мне так и не удалось получить российскую визу.
 
С того момента, как пять лет тому назад была сыграна премьера «Московских процессов», в которых мы бросали критический взгляд на проблему творческой свободы в России, нам заказан путь в эту страну – будь то «Манифеста» фестиваль «Золотая Маска» или какие-то иные события. В ходе получения визы всякий раз возникали проблемы: на сей раз, например, пригласительное письмо было объявлено неправильно составленным, потом выяснилось, что надо обращаться в другое посольство и так далее. Только вчера, в пятницу, я получил удивительное известие о том, что мне надлежит прийти в русское посольства в Антверпене через два часа: в тот момент я вообще не находился в Бельгии, а показ моего фильма «Трибунал в Конго» в рамках вручения «Европейской театральной премии» давно начался в Петербурге.
 
Но как бы это абсурдно ни звучало, тот факт, что я не с вами сейчас, не имеет большого значения. Это не более чем глупая формальность. И все мои переживания совсем уж теряют смысл в свете того факта, что режиссер Кирилл Серебренников, который получил тот же приз, что и я, год назад, в настоящее время находится под судом по совершенно нелепому обвинению. Как вы знаете, он не мог получить приз в 2017 году, потому что уже был под домашним арестом, и он под ним до сих пор, и никто не знает, как долго это будет продолжаться.
 
Таким образом, мы сейчас оказались в следующей ситуации: «Европейская театральная премия» приехала в Россию, а мы официально не сказали ни слова о Кирилле Серебренникове, которому угрожает 10-летнее заключение в самой России. Как мы можем устраивать праздник силы и свободы театра, как можем радоваться европейскому культурному обмену, и в то же время хранить молчание о том факте, что один из прошлогодних лауреатов является жертвой показательного процесса? Как может «Европейская театральная премия» и мы все, деятели театра, не выказать даже простейшую форму солидарности?
 
Я и мои коллеги получили этот приз, как гласит формулировка, «за страстный интерес к социо-политическим проблемам». Прекрасно сказано! Но если сказать конкретнее и проще, это означает: дело Серебренникова – это мое дело так же, как дело «Пусси Райот» или выставки «Запретное искусство» или «Осторожно, религия!» в Сахаровском центре, которые я и сделал темой моих «Московских процессов».
 
Я очень сожалею, что не могу быть с вами сейчас. Мне кажется неправильным и недостаточным просто послать вам это письмо. Но, к сожалению, это сейчас для меня единственная возможность высказаться и, быть может, это только часть абсурдной ситуации: даже протест сейчас возможен только по мейлу.
 
Мы выражаем нашу поддержку Кириллу Серебренникову – от имени этой премии и театра в целом! Я надеюсь, что процесс над Кириллом скоро закончится и он снова будет свободен. И, конечно, надеюсь, что мы скоро встретимся лично.
Большое спасибо!

Milo Rau, Cologne, 17th November 2018»


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.  

  • Нравится


Самое читаемое

  • Римас Туминас: «Все хотят счастья, а его нет»

    В эти дни в Китае продолжаются гастроли Театра им. Вахтангова со спектаклем Римаса Туминаса «Евгений Онегин». Позади семь спектаклей в Гуанчжоу и Шанхае. Недавно труппа переехала в Пекин, где с 16 по 19 мая «Евгений Онегин» пройдет еще четыре раза. ...
  • Прощай, Расстрига!

    Не стало Сергея Доренко. Ужасная и шокирующая весть пришла 9 мая, в самый разгар гуляний, когда, казалось, ничего плохого просто не могло случиться. Но случилось. Погиб Доренко. Поверить в это было невозможно. Верить не хотелось. ...
  • Принят закон, отменяющий театральные билеты

    С 1 июля театры начнут продавать билеты по новым правилам: вместо билета зрителю будет выдаваться кассовый чек. Об этом в понедельник, 29 апреля, сообщил на встрече «Директорской ложи» московских театров заместитель главы столичного Департамента культуры Леонид Ошарин. ...
  • «Никто не советовался ни со мной, ни с труппой»

    В театральном сообществе продолжается спор, вызванный внезапным назначением на должность директора Центрального театра кукол им. Образцова Владимира Бакулева, профессионального  спортсмена, теннисиста, экс-президента МФК «Норильский никель», возглавлявшего, правда, в 2012-2013 гг. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Смоленск может лишиться единственного театра»

    На базе Смоленского драматического театра им. Грибоедова планируют создать филиал Мариинского театра. Об этом заявил губернатор Алексей Островский на встрече с Валерием Гергиевым.  «Театрал» дозвонился директору театра Людмиле Судовской, но она отказалась что-либо комментировать по поводу данной инициативы. ...
  • Антон Яковлев прокомментировал конфликт с Самбурской

    Режиссер Антон Яковлев, автор премьерного спектакля «Макбет» в Театре на Малой Бронной, назвал заявление Настасьи Самбурской об уходе из театра «нелепой интригой». Напомним, вечером 7 мая актриса написала в своем Instagram о том, что больше не вернется в Театр на Малой Бронной, сославшись на непонимание со стороны дирекции и режиссера Антона Яковлева. ...
  • «Могли бы посоветоваться с театром»

    В театральном сообществе продолжается спор, вызванный внезапным назначением на должность директора Театра кукол им. Образцова Владимира Бакулева, профессионального спортсмена, теннисиста, экс-президента МФК «Норильский никель», возглавлявшего, правда, в 2012-2013 гг. ...
  • «Никто не советовался ни со мной, ни с труппой»

    В театральном сообществе продолжается спор, вызванный внезапным назначением на должность директора Центрального театра кукол им. Образцова Владимира Бакулева, профессионального  спортсмена, теннисиста, экс-президента МФК «Норильский никель», возглавлявшего, правда, в 2012-2013 гг. ...
Читайте также