Правительство учредило новую театральную премию для детских спектаклей

Выдвигать кандидатов будут чиновники: мнение экспертов

 
В рамках проекта «Театр – детям» Правительство России учредило новую премию за лучшую театральную постановку по русской классике (постановление опубликовано на сайте кабмина 10 ноября). Претендовать на награду смогут «профессиональные репертуарные театры с постоянной труппой, имеющие в текущем репертуаре спектакли, ориентированные на детскую, подростковую или юношескую аудиторию». Выдвигать кандидатов будут органы государственной власти в регионах и на местах, а рассматривать заявки – специально созданная при Минкульте конкурсная комиссия (кто в нее войдет, в документе не уточняется). Мы попросили экспертов прокомментировать решение.
 
Павел Руднев, театральный критик, доцент ГИТИСа:
 
– Мне кажется сомнительной позиция, когда театры не могут выдвинуть себя на премию сами – эта задача возлагается на местных чиновников первого ранга и на некие мифические «органы самоуправления», при этом «реализующие государственную политику в области культуры». Никаких особых, специфических органов самоуправления в регионах, честно говоря, мне видеть не приходилось. К тому же трудно доказать, кто осуществляет госполитику, а кто нет. У нас бывало, что даже благотворительные организации, помогающие больным или маломобильным людям, признавались иностранными агентами.
 

Ситуация с чиновниками, которые могут выдвигать спектакли на премию, – это очень плохо, очень недальновидно. Практика наблюдения за жизнью регионального театра свидетельствует, что в большинстве случаев дождаться местную власть (даже министра культуры, уже не говоря о губернаторе) в театре невозможно. И если губернатор (такое иногда случается) театр любит, то любит он какой-нибудь один театр в своем субъекте федерации.

 

 Не редки случаи, когда театру до органов власти просто не достучаться, не докричаться, уж не то, чтобы попросить выдвинуть себя на государственную премию – дорожка во власть часто блокируется, она зачастую открыта не для всех. Негосударственный театральный сектор власть довольно часто вообще не считает культурой как таковой, не замечает происходящих там процессов.
 
Еще одно обстоятельство – не определены границы «русской классики». Виктор Розов и Александр Вампилов – это русская классика или нет? Или русская классика – это только общепризнанный XIX век? Будет ли признана «классической» литература Аркадия Гайдара или поэзия Михаила Кузмина?
 
Сама идея премии не кажется мне плохой. Плохой может быть только ее организация. А вообще-то, в таком институте нет ничего неполезного, напротив, есть еще и механизм материального поощрения театральных деятелей. Можно и фестиваль учредить, и звать иностранные постановки по русской классике в столицы. Но очень хотелось бы, чтобы премия курировалась бы эстетическими, художественными запросами, а не задачами чиновников.
 
Валерий Фокин, режиссер, худрук Александринского театра, председатель Гильдии театральных режиссеров:
 
– Чем больше премий, тем лучше. Пусть их будет хоть десятки. Дискутировать должны и профессионалы, и простые зрители. Кто-то оценивает объективно, кто-то ориентируется на свои личные вкусы. Это нормальный круговорот мнений.
 
Государство всегда будет наблюдать за нами, контролировать, что мы делаем. Так было во все времена и так будет. Что тут удивительного?
 

Наверное, правительство будет иметь свой взгляд на русскую классику, ну и что? Все равно конкуренция в итоге выявит лучшие театральные проекты.

 
Сергей Голомазов, режиссер, худрук Театра на Малой Бронной:
 

– Видимо, Третий закон Ньютона не обошел стороной и театральные премии. «Действию всегда есть равное и противоположное противодействие». Есть вот такая премия – а теперь будет другая. Наверное, в этом есть своя диалектическая логика. Главное, чтобы не было желания «утереть нос» «Золотой маске».

 
Есть ли здесь художественная логика, пока не понятно. Вероятно, об этом можно будет судить только после того, как станет известно, кто войдет в состав экспертного совета и будет оценивать качество спектаклей, поставленных по русской классике.

 
Кстати, сама формулировка «русская классика» вызывает вопросы. Как будет определяться это понятие? Ведь произведения Сорокина, наверное, тоже уже можно считать классикой.
 
С одной стороны, чем больше театральных премий, тем лучше. В то же время при теперешнем состоянии экономики надо быть экономным, а всякого рода премии – это, как правило, бюджетные расходы. Мне кажется, эти деньги лучше пустить на нужны людей, которым требуется реальная помощь. Малоимущих тьма. Значительно больше, чем театральных деятелей и премьер, тем более по русской классике.



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Умер Владимир Этуш

    Скончался Владимир Абрамович Этуш. В пятницу, 8 марта, актеру стало плохо. Скорая госпитализировала его в реанимационное отделение  одной из столичных клиник. Он был без сознания. Смерть наступила несколько часов спустя. ...
  • Евгений Князев: «Он должен был жить всегда»

    Утром в субботу, 9 марта, на 97-м году жизни не стало президента Щукинского театрального училища, народного артиста СССР Владимира Этуша. Накануне вечером он был госпитализирован в реанимационное отделение одной из московских клиник, однако спасти его жизнь не удалось. ...
  • Алексей Бартошевич: «Я был мхатовским ребенком»

    Для многих театроведов Алексей Бартошевич – ключевая фигура. Профессор ГИТИСа, один из крупнейших специалистов по творчеству Шекспира, автор научных трудов, Алексей Вадимович к тому же   представитель легендарной мхатовской семьи. ...
  • «Он для всех нас учитель с большой буквы»

    В субботу, 9 марта, не стало легендарного актера и педагога Владимира Этуша. Его ученики и коллеги скорбят о нем. Валерий Ушаков, актер театра им. Вахтангова: – Владимир Абрамович Этуш –  для всех нас учитель с большой буквы! Он хранил традиции актерской школы. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Госдуме обсудили закон «О культуре»

    В пятницу, 22 марта, на слушаниях в Госдуме в представленную ранее концепцию нового закона «О культуре» было предложено включить положение: не квалифицировать содержание «литературных и музыкальных произведений театральных постановок, произведений изобразительного искусств, визуальных искусств, экспозиций и выставок в музеях, произведений киноискусства, демонстрируемых в киноклубах и синематеках», как «публичные действия», предусмотренные частью 1 статьи 148 УК РФ. ...
  • Суд повторно допросил фигурантов «Седьмой студии»

    В Мещанском суде Москвы 21 марта прошло очередное заседание по делу «Седьмой студии», в ходе которого были повторно допрошены Кирилл Серебренников, Софья Апфельбаум и Алексей Малобродский. Как сообщает «Коммерсант», судья Ирина Аккуратова задала дополнительные вопросы о мероприятиях, проводимых на «Платформе» в 2011 году и сумм, потраченных на их постановки. ...
  • Спектакль «Театра.doc» проверят на экстремизм

    Сотрудники правоохранительных органов проверят на экстремизм спектакль «Театра.doc» «Кантград». Информация об этом появилась в среду на официальной странице театра в сети Facebook. «Вчера в [театральную студию] «Дети райка», где «Театр. ...
  • В суде прошло заседание по делу «Седьмой студии»

    В пятницу, 15 марта, в Мещанском районном суде Москвы состоялось очередное заседание по делу «Седьмой студии».   Напомним, режиссера Кирилла Серебренникова, экс-сотрудницу Минкульта Софью Апфельбаум, бывшего генпродюсера АНО «Седьмая студия» Алексея Малобродского и гендиректора организации Юрия Итина обвиняют в том, что они причастны к хищению средств, выделенных на проект «Платформа». ...
Читайте также