Правительство учредило новую театральную премию для детских спектаклей

Выдвигать кандидатов будут чиновники: мнение экспертов

 
В рамках проекта «Театр – детям» Правительство России учредило новую премию за лучшую театральную постановку по русской классике (постановление опубликовано на сайте кабмина 10 ноября). Претендовать на награду смогут «профессиональные репертуарные театры с постоянной труппой, имеющие в текущем репертуаре спектакли, ориентированные на детскую, подростковую или юношескую аудиторию». Выдвигать кандидатов будут органы государственной власти в регионах и на местах, а рассматривать заявки – специально созданная при Минкульте конкурсная комиссия (кто в нее войдет, в документе не уточняется). Мы попросили экспертов прокомментировать решение.
 
Павел Руднев, театральный критик, доцент ГИТИСа:
 
– Мне кажется сомнительной позиция, когда театры не могут выдвинуть себя на премию сами – эта задача возлагается на местных чиновников первого ранга и на некие мифические «органы самоуправления», при этом «реализующие государственную политику в области культуры». Никаких особых, специфических органов самоуправления в регионах, честно говоря, мне видеть не приходилось. К тому же трудно доказать, кто осуществляет госполитику, а кто нет. У нас бывало, что даже благотворительные организации, помогающие больным или маломобильным людям, признавались иностранными агентами.
 

Ситуация с чиновниками, которые могут выдвигать спектакли на премию, – это очень плохо, очень недальновидно. Практика наблюдения за жизнью регионального театра свидетельствует, что в большинстве случаев дождаться местную власть (даже министра культуры, уже не говоря о губернаторе) в театре невозможно. И если губернатор (такое иногда случается) театр любит, то любит он какой-нибудь один театр в своем субъекте федерации.

 

 Не редки случаи, когда театру до органов власти просто не достучаться, не докричаться, уж не то, чтобы попросить выдвинуть себя на государственную премию – дорожка во власть часто блокируется, она зачастую открыта не для всех. Негосударственный театральный сектор власть довольно часто вообще не считает культурой как таковой, не замечает происходящих там процессов.
 
Еще одно обстоятельство – не определены границы «русской классики». Виктор Розов и Александр Вампилов – это русская классика или нет? Или русская классика – это только общепризнанный XIX век? Будет ли признана «классической» литература Аркадия Гайдара или поэзия Михаила Кузмина?
 
Сама идея премии не кажется мне плохой. Плохой может быть только ее организация. А вообще-то, в таком институте нет ничего неполезного, напротив, есть еще и механизм материального поощрения театральных деятелей. Можно и фестиваль учредить, и звать иностранные постановки по русской классике в столицы. Но очень хотелось бы, чтобы премия курировалась бы эстетическими, художественными запросами, а не задачами чиновников.
 
Валерий Фокин, режиссер, худрук Александринского театра, председатель Гильдии театральных режиссеров:
 
– Чем больше премий, тем лучше. Пусть их будет хоть десятки. Дискутировать должны и профессионалы, и простые зрители. Кто-то оценивает объективно, кто-то ориентируется на свои личные вкусы. Это нормальный круговорот мнений.
 
Государство всегда будет наблюдать за нами, контролировать, что мы делаем. Так было во все времена и так будет. Что тут удивительного?
 

Наверное, правительство будет иметь свой взгляд на русскую классику, ну и что? Все равно конкуренция в итоге выявит лучшие театральные проекты.

 
Сергей Голомазов, режиссер, худрук Театра на Малой Бронной:
 

– Видимо, Третий закон Ньютона не обошел стороной и театральные премии. «Действию всегда есть равное и противоположное противодействие». Есть вот такая премия – а теперь будет другая. Наверное, в этом есть своя диалектическая логика. Главное, чтобы не было желания «утереть нос» «Золотой маске».

 
Есть ли здесь художественная логика, пока не понятно. Вероятно, об этом можно будет судить только после того, как станет известно, кто войдет в состав экспертного совета и будет оценивать качество спектаклей, поставленных по русской классике.

 
Кстати, сама формулировка «русская классика» вызывает вопросы. Как будет определяться это понятие? Ведь произведения Сорокина, наверное, тоже уже можно считать классикой.
 
С одной стороны, чем больше театральных премий, тем лучше. В то же время при теперешнем состоянии экономики надо быть экономным, а всякого рода премии – это, как правило, бюджетные расходы. Мне кажется, эти деньги лучше пустить на нужны людей, которым требуется реальная помощь. Малоимущих тьма. Значительно больше, чем театральных деятелей и премьер, тем более по русской классике.



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончалась актриса Театра армии Ольга Вяликова

    Актриса ЦАТРА Ольга Вяликова скончалась в понедельник, 15 июля на 66-м году жизни. О скоропостижной утрате сообщила пресс-служба театра. «Ольга Петровна работала в нашем театре с 1980 года. С 1993 по 1995 гг. была занята в знаменитой постановке «Орестея» выдающегося немецкого режиссера Петера Штайна», - говорится в некрологе. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Пермская опера станет директорским театром

    Пермский театр оперы и балета им. Чайковского после ухода с должности художественного руководителя Теодора Курентзиса перейдет на новую – директорскую – модель управления, согласно которой генеральный директор будет не только руководить хозяйственной деятельностью, но и заниматься определением художественной стратегии театра. ...
  • Ушла из жизни Джемма Осмоловская

    Актриса театра и кино Джемма Осмоловская скончалась в понедельник, 15 июля, после продолжительной болезни на 81-м году жизни. Об этом сообщает пресс-служба РАМТа, в котором актриса работала с 1964 года (была принята в труппу сразу по окончании Школы-студии МХАТ). ...
Читайте также


Читайте также

  • Минкульт Чечни усилит контроль над артистами

    Во вторник, 16 июля, Министерство культуры Чеченской республики заявило, что будет выявлять артистов, чьи видеозаписи выступлений публикуются в интернете, а репертуар при этом не согласован с властями. По мнению главы министерства Хож-Бауди Дааева, в Сети возросло количество роликов, которые вредят имиджу чеченского народа. ...
  • Театр «Геликон-опера» объявил о редкой вакансии

    Московский музыкальный театр «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана 16 сентября проведет конкурс, цель которого – отобрать артистов оркестра в группу труб. Как сообщается на официально сайте театра, заявки для участия в конкурсе принимаются до 12 сентября по электронной почте tatatisha@mail. ...
  • Масляева вернулась в театр «У Никитских ворот»

    Экс-бухгалтера «Седьмой студии» Нину Масляеву, обвиняемую в хищении бюджетных средств, отпустили из-под домашнего ареста под подписку о невыезде. По словам ее адвоката Юрия Ефименкова, Масляева уже вышла на работу в театр «У Никитских ворот», где работала незадолго до своего ареста. ...
  • Жители Челябинска могут стать актерами Камерного театра

    Челябинский Камерный театр готовит спектакль по киносценарию Леонида Филатова «Сукины дети». Для этой постановки театр проведет кастинг и соберет новый коллектив. Главное условие для артистов – отсутствие театрального образования, поэтому принять участие в конкурсе сможет любой житель Челябинска. ...
Читайте также