«Куда ни глянь, везде одна глупость»

10 ноября Михаилу Ефремову исполняется 55 лет

 
Для переезда в историческое здание на Чистых прудах «Современник» готовит премьеру спектакля «Дюма» по пьесе Ивана Охлобыстина. Этот материал предложил для постановки Михаил Ефремов, который сам при этом выступит режиссером.
 
– Михаил Олегович, хочется для начала поздравить вас предстоящим юбилеем и отметить странный феномен, все знакомые люди, узнавая о том, что я собираюсь брать у вас интервью, непременно расплываются в улыбке. Как вы можете объяснить это явление?
– Спасибо за поздравление. А если отвечать на ваш вопрос, наступает длинная пауза. Слушайте, а ведь я не могу на него ответить. Это не ко мне, конечно, вопрос. Очень приятно и лестно то, что вы говорите. Но я не думаю, что прям уж так все ваши знакомые улыбаются. Огромное количество людей вовсе не улыбаются при упоминании обо мне, а совсем наоборот. Людей вообще очень много, и они все разные, и думать, что для всех ты такое пирожное или червонец, по-моему, ошибочно.

– Давайте поговорим о «Современнике». Вы туда вернулись после долгого расставания или, наконец, оказались дома?
– Я никогда не уходил из «Современника». Я был здесь всегда. Просто некоторое время поработал во МХАТе, возвращения как такового и не было. Галина Борисовна предложила одну роль, потом другую, а теперь в моих планах – поставить спектакль.

– Насколько я знаю, речь идет о пьесе Ивана Охлобыстина «Дюма»…
– Да, этим произведением будет открываться обновленная сцена на Чистых прудах.

– А почему Охлобыстин?
– Иван Иванович обладает редким даром, умением оказываться в нужное время в нужном месте. Потому что столетие МХАТа… Я помню, Юрский говорил, что МХАТ открылся Толстым «Царем Федором Иоанновичем», а закрылся Охлобыстиным. Это не совсем точно, но близко к реальности, столетие театра закрывалось «Максимилианом Столпником» Охлобыстина. И вот теперь спектаклем по его пьесе открывается «Современник» после реконструкции. Иван Иванович не писал пьесы двадцать один год, у него были духовные искания. И вот наконец он это сделал.

– А что так взволновало Ивана Ивановича, если после столь долгой паузы он вновь обратился к драматургии?
– Сюжетная линия строится на рассказе про районный театр, где ставится Дюма.

Кстати, нас тоже всегда называли «Харатьян и три мушкетёра». Началось с того, что в какой-то газете вышла статья под таким названием и оно к нам приклеилось. Три мушкетёра – это Гарик Сукачёв, Ванька Охлобыстин и я. И там было написано, как мы выпиваем и плохо себя ведём. Ничего общего с нашими настоящими образами эти персонажи не имеют.

– Почему вы решили поработать как режиссер?
– Я не ставил пьес десять лет. Можно и поставить разочек.

– Что вам ближе, актёрство или режиссура?
– Раньше, где-то лет десять назад, я думал, что в режиссуре я отдыхаю от актёрства и наоборот. Мне очень нравится работа режиссера. Очень. Когда я чувствую, что это моя пьеса и моя тема, приходит понимание, что мне это необходимо сделать. Слава богу, что есть Галина Борисовна и есть «Современник». Если бы этого не произошло – не знаю, что было бы, вообще не понимаю, как бы я жил.

– Среди ваших работ есть чиновник Скворцов в «Амстердаме» и деспотичный Макс в «Не становись чужим». Кто из них вам ближе?
– «Амстердам» играется чаще, и это такая веселая история. А вот с Пинтером мы ещё до конца не разобрались. Мы вчера играли, и ощущение, что пьеса стала более органичной на сцене. К счастью, мы почти избавились сильных нарочитых переживаний. Моя дочь Анна-Мария написала отзыв: «Алё, вы что, не понимаете, что вы играете англичан? Вы пересмотрите «Дживса и Вустера».

Она, в принципе, права. Есть в русском театре такая штука, тем более когда спектакль только-только выпустился, то там, конечно, пердячего пара много. И вот сейчас мы начинаем потихоньку уходить от него, и что-то даже получается.

– Что такое русский пердячий пар?
– Это сверхэмоциональность. Истерика.

– А в панковской «Анархии» это есть?
– Нет. В «Анархии» такого нет… В «Анархии» как раз всё абсолютно логично и реалистично. Я там абсолютно такой, какой я есть. В нашей стране панк малореален, потому что наша страна сама по себе панк. И панк в панке – это масло масляное.

– Абсурда в нашей жизни хватает. Это вы часто так остроумно демонстрируете в проекте «Гражданин поэт». А что он вам дает, кроме материальной составляющей?
– Действительно, в нашей стране глупость не прекращается, а растет. Сложно выбирать темы, потому что куда ни глянь, везде она – глупость. Но это не моя проблема, это Орлов (поэт. – «Т») с Васильевым (продюсер. – «Т») пускай решают, что актуальнее и в какой момент.

– В этой истории вы актер или соавтор?
– Я могу, конечно, им какие-то замечания сделать, но они меня называют, к сожалению, «интершум», потому что, по их мнению, все мои предложения бессмысленны.

– В связи с причастностью к такому проекту, можно ли вас считать оппозиционером?
– Я оппозиционер, но назвать «Гражданин поэт» оппозиционным проектом неверно. Это обычная сатира, мы никого ни к чему не призываем, мы просто пытаемся привлечь внимание к каким-то несусветным глупостям нашей жизни. Вот, например, сейчас про этих двух пацанов: «Тра-ля-ля, тра-ля ля, отчепыжим Скрипаля». Мы начинали шутить, когда еще не так было понятно, что у нас всё настолько маразматически запущено. Сколько уже прошло? Лет семь.

Полную версию интервью читайте в ноябрьском номере журнала «Театрал».
 


Редакция «Театрала» сердечно поздравляет актера с юбилеем! Желаем побольше поводов для радости, успеха, новых ролей и, конечно, никогда не останавливаться на достигнутом!



Режиссёрские работы в театре
1996 «Злодейка, или Крик дельфина» И. Охлобыстина (МХАТ им. Чехова, совместно с Гариком Сукачёвым)
1998 «Максимилиан Столпник» И. Охлобыстина (МХАТ им. Чехова)
2008 «Шарманка» А. Платонова («Современник»)
2018 «Дюма» И. Охлобыстина («Современник»)



Роли текущего репертуара
Билли. «Анархия» М. Пэкера 5 ноября
Скворцов. «Амстердам» А. Галина 8, 27, 28 ноября
Макс. «Не становись чужим» Г. Пинтера 3 ноября



Справка
Михаил ЕФРЕМОВ
Родился: 10 ноября 1963 года в Москве в семье актера Олега Ефремова и актрисы «Современника» Аллы Покровской. В 1976 году впервые вышел на театральную сцену в спектакле МХАТа «Уходя, оглянись!» В 1978 году дебютировал в кино в фильме «Когда я стану великаном».
Образование: в 1987 году окончил Школу-студию МХАТ (курс Владимира Богомолова).
Карьера: с 1987 по 1991 год был режиссером и художественным руководителем театра-студии «Современник-2». С 1991 по 1999 год работал во МХАТе им. Чехова. Фильмография актера насчитывает сотни работ. Среди них «Благородный разбойник Владимир Дубровский» (1989), «Виват, гардемарины!» (1991), «Королева Марго» (1996), «Чехов и К» (1998), «Каменская» (2000), «Антикиллер» (2002), «Диверсант» (2004), «Жесть» (2006), «День выбров» (2007), «Книга мастеров» (2009), «Кошечка» (2009) и др.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 


  • Нравится


Самое читаемое

  • Римас Туминас: «Все хотят счастья, а его нет»

    В эти дни в Китае продолжаются гастроли Театра им. Вахтангова со спектаклем Римаса Туминаса «Евгений Онегин». Позади семь спектаклей в Гуанчжоу и Шанхае. Недавно труппа переехала в Пекин, где с 16 по 19 мая «Евгений Онегин» пройдет еще четыре раза. ...
  • Умер создатель Концептуального театра Кирилл Ганин

    Создатель и режиссер московского Концептуального театра Кирилл Ганин скончался на 53-м году жизни. Об этом сообщили его коллеги в социальных сетях. «Прощание с Ганиным состоится в пятницу 24 мая в 11:00 на Николо-Архангельском кладбище. ...
  • «Смоленск может лишиться единственного театра»

    На базе Смоленского драматического театра им. Грибоедова планируют создать филиал Мариинского театра. Об этом заявил губернатор Алексей Островский на встрече с Валерием Гергиевым.  «Театрал» дозвонился директору театра Людмиле Судовской, но она отказалась что-либо комментировать по поводу данной инициативы. ...
  • Принят закон, отменяющий театральные билеты

    С 1 июля театры начнут продавать билеты по новым правилам: вместо билета зрителю будет выдаваться кассовый чек. Об этом в понедельник, 29 апреля, сообщил на встрече «Директорской ложи» московских театров заместитель главы столичного Департамента культуры Леонид Ошарин. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Счастье, что стены рушатся!»

    В Италии, на острове Искья состоялась восьмая ежегодная церемония вручения премии имени Иосифа Бродского, по традиции приуроченная ко дню рождения поэта. Лауреатами 2019 года стали ведущие актеры Театра им. Вахтангова Ирина Купченко и Василий Лановой, историк Сергей Никитин и главный редактор журнала «Театрал» Валерий Яков. ...
  • «В театре ты постоянно на вулкане»

    25 мая глава Союза театральных деятелей, художественный руководитель театра Et Cetera Александр Калягин отмечает день рождения. Александр Александрович не раз становился героем интервью «Театрала», по случаю праздника мы собрали самые яркие его высказывания о театре и творческой судьбе. ...
  • Алексей Бородин: «Нам очень не хватает самоиронии»

    РАМТ готовится к открытию пятой по счету площадки – Сцены во дворе. О ближайших проектах в новом театральном пространстве, а также об ожиданиях от Года театра и кадровых изменениях в коллективе, где с начала сезона появился главный режиссер, «Театралу» рассказал художественный руководитель Алексей БОРОДИН. ...
  • «Театр возникает, когда ты полон жизни…»

    В этот день (24 мая 2000 года) ушел из жизни один из выдающихся режиссеров ХХ века, основатель «Современника», реформатор сцены, художественный руководитель МХАТа (в 1970-2000 гг.) Олег ЕФРЕМОВ. В память о нем «Театрал» приводит несколько цитат из интервью режиссера разных лет. ...
Читайте также