«Куда ни глянь, везде одна глупость»

10 ноября Михаилу Ефремову исполняется 55 лет

 
Для переезда в историческое здание на Чистых прудах «Современник» готовит премьеру спектакля «Дюма» по пьесе Ивана Охлобыстина. Этот материал предложил для постановки Михаил Ефремов, который сам при этом выступит режиссером.
 
– Михаил Олегович, хочется для начала поздравить вас предстоящим юбилеем и отметить странный феномен, все знакомые люди, узнавая о том, что я собираюсь брать у вас интервью, непременно расплываются в улыбке. Как вы можете объяснить это явление?
– Спасибо за поздравление. А если отвечать на ваш вопрос, наступает длинная пауза. Слушайте, а ведь я не могу на него ответить. Это не ко мне, конечно, вопрос. Очень приятно и лестно то, что вы говорите. Но я не думаю, что прям уж так все ваши знакомые улыбаются. Огромное количество людей вовсе не улыбаются при упоминании обо мне, а совсем наоборот. Людей вообще очень много, и они все разные, и думать, что для всех ты такое пирожное или червонец, по-моему, ошибочно.

– Давайте поговорим о «Современнике». Вы туда вернулись после долгого расставания или, наконец, оказались дома?
– Я никогда не уходил из «Современника». Я был здесь всегда. Просто некоторое время поработал во МХАТе, возвращения как такового и не было. Галина Борисовна предложила одну роль, потом другую, а теперь в моих планах – поставить спектакль.

– Насколько я знаю, речь идет о пьесе Ивана Охлобыстина «Дюма»…
– Да, этим произведением будет открываться обновленная сцена на Чистых прудах.

– А почему Охлобыстин?
– Иван Иванович обладает редким даром, умением оказываться в нужное время в нужном месте. Потому что столетие МХАТа… Я помню, Юрский говорил, что МХАТ открылся Толстым «Царем Федором Иоанновичем», а закрылся Охлобыстиным. Это не совсем точно, но близко к реальности, столетие театра закрывалось «Максимилианом Столпником» Охлобыстина. И вот теперь спектаклем по его пьесе открывается «Современник» после реконструкции. Иван Иванович не писал пьесы двадцать один год, у него были духовные искания. И вот наконец он это сделал.

– А что так взволновало Ивана Ивановича, если после столь долгой паузы он вновь обратился к драматургии?
– Сюжетная линия строится на рассказе про районный театр, где ставится Дюма.

Кстати, нас тоже всегда называли «Харатьян и три мушкетёра». Началось с того, что в какой-то газете вышла статья под таким названием и оно к нам приклеилось. Три мушкетёра – это Гарик Сукачёв, Ванька Охлобыстин и я. И там было написано, как мы выпиваем и плохо себя ведём. Ничего общего с нашими настоящими образами эти персонажи не имеют.

– Почему вы решили поработать как режиссер?
– Я не ставил пьес десять лет. Можно и поставить разочек.

– Что вам ближе, актёрство или режиссура?
– Раньше, где-то лет десять назад, я думал, что в режиссуре я отдыхаю от актёрства и наоборот. Мне очень нравится работа режиссера. Очень. Когда я чувствую, что это моя пьеса и моя тема, приходит понимание, что мне это необходимо сделать. Слава богу, что есть Галина Борисовна и есть «Современник». Если бы этого не произошло – не знаю, что было бы, вообще не понимаю, как бы я жил.

– Среди ваших работ есть чиновник Скворцов в «Амстердаме» и деспотичный Макс в «Не становись чужим». Кто из них вам ближе?
– «Амстердам» играется чаще, и это такая веселая история. А вот с Пинтером мы ещё до конца не разобрались. Мы вчера играли, и ощущение, что пьеса стала более органичной на сцене. К счастью, мы почти избавились сильных нарочитых переживаний. Моя дочь Анна-Мария написала отзыв: «Алё, вы что, не понимаете, что вы играете англичан? Вы пересмотрите «Дживса и Вустера».

Она, в принципе, права. Есть в русском театре такая штука, тем более когда спектакль только-только выпустился, то там, конечно, пердячего пара много. И вот сейчас мы начинаем потихоньку уходить от него, и что-то даже получается.

– Что такое русский пердячий пар?
– Это сверхэмоциональность. Истерика.

– А в панковской «Анархии» это есть?
– Нет. В «Анархии» такого нет… В «Анархии» как раз всё абсолютно логично и реалистично. Я там абсолютно такой, какой я есть. В нашей стране панк малореален, потому что наша страна сама по себе панк. И панк в панке – это масло масляное.

– Абсурда в нашей жизни хватает. Это вы часто так остроумно демонстрируете в проекте «Гражданин поэт». А что он вам дает, кроме материальной составляющей?
– Действительно, в нашей стране глупость не прекращается, а растет. Сложно выбирать темы, потому что куда ни глянь, везде она – глупость. Но это не моя проблема, это Орлов (поэт. – «Т») с Васильевым (продюсер. – «Т») пускай решают, что актуальнее и в какой момент.

– В этой истории вы актер или соавтор?
– Я могу, конечно, им какие-то замечания сделать, но они меня называют, к сожалению, «интершум», потому что, по их мнению, все мои предложения бессмысленны.

– В связи с причастностью к такому проекту, можно ли вас считать оппозиционером?
– Я оппозиционер, но назвать «Гражданин поэт» оппозиционным проектом неверно. Это обычная сатира, мы никого ни к чему не призываем, мы просто пытаемся привлечь внимание к каким-то несусветным глупостям нашей жизни. Вот, например, сейчас про этих двух пацанов: «Тра-ля-ля, тра-ля ля, отчепыжим Скрипаля». Мы начинали шутить, когда еще не так было понятно, что у нас всё настолько маразматически запущено. Сколько уже прошло? Лет семь.

Полную версию интервью читайте в ноябрьском номере журнала «Театрал».
 


Редакция «Театрала» сердечно поздравляет актера с юбилеем! Желаем побольше поводов для радости, успеха, новых ролей и, конечно, никогда не останавливаться на достигнутом!



Режиссёрские работы в театре
1996 «Злодейка, или Крик дельфина» И. Охлобыстина (МХАТ им. Чехова, совместно с Гариком Сукачёвым)
1998 «Максимилиан Столпник» И. Охлобыстина (МХАТ им. Чехова)
2008 «Шарманка» А. Платонова («Современник»)
2018 «Дюма» И. Охлобыстина («Современник»)



Роли текущего репертуара
Билли. «Анархия» М. Пэкера 5 ноября
Скворцов. «Амстердам» А. Галина 8, 27, 28 ноября
Макс. «Не становись чужим» Г. Пинтера 3 ноября



Справка
Михаил ЕФРЕМОВ
Родился: 10 ноября 1963 года в Москве в семье актера Олега Ефремова и актрисы «Современника» Аллы Покровской. В 1976 году впервые вышел на театральную сцену в спектакле МХАТа «Уходя, оглянись!» В 1978 году дебютировал в кино в фильме «Когда я стану великаном».
Образование: в 1987 году окончил Школу-студию МХАТ (курс Владимира Богомолова).
Карьера: с 1987 по 1991 год был режиссером и художественным руководителем театра-студии «Современник-2». С 1991 по 1999 год работал во МХАТе им. Чехова. Фильмография актера насчитывает сотни работ. Среди них «Благородный разбойник Владимир Дубровский» (1989), «Виват, гардемарины!» (1991), «Королева Марго» (1996), «Чехов и К» (1998), «Каменская» (2000), «Антикиллер» (2002), «Диверсант» (2004), «Жесть» (2006), «День выбров» (2007), «Книга мастеров» (2009), «Кошечка» (2009) и др.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 


  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Елена Санаева: «Родителям я давала шороху»

    Перед спектаклем «Подслушанное, подсмотренное, незаписанное» за кулисами «Школы современной пьесы» звенели детские голоса. Двое сыновей актрисы Екатерины Директоренко играли с дочкой Светланы Кузяниной, пока обе мамы готовились к выходу на сцену. ...
  • Алексей Франдетти: «Хочу создавать другую реальность»

    Кажется, совсем недавно в Большом театре состоялась премьера «Кандид», а режиссер Алексей Франдетти уже с головой окунулся в новый проект: в Театре наций начались репетиции «Стиляг». В его жизни всё по графику: планы расписаны на два года вперед. ...
  • Римас Туминас: «Никогда не считай себя первым»

    Вечером в пятницу труппа Театра Вахтангова вернулась из Милана, где в рамках проекта «Русские сезоны» представила спектакль «Евгений Онегин». Постановку сыграли дважды (28 и 29 ноября) на сцене театра «Пикколо ди Милано» Джорджо Стрелера. ...
  • Постпенсионный взгляд на предпенсионную реформу

    Поэт когда-то воскликнул: «Времена не выбирают, в них живут и умирают!» Умирать стали очень дисциплинированно, с жизнью сложнее.   Ряды редеют. Что сделаешь – возраст. Прежде вечная проблема бренного людишкинского существования скрашивалась песенной бодростью типа «пока я ходить умею» или «возьмемся за руки друзья». ...
Читайте также