Цвета Глобуса

 
Новосибирский молодежный театр «Глобус» отметил свое 75-летие. Во время юбилейной недели на большой и малых сценах театра показывали новые и лучшие спектакли театра. Традиция приглашать известных режиссеров страны, привитая бывшим директором «Глобуса», а теперь генеральным директором «Золотой маски» Марией Ревякиной, продолжена нынешним директором Татьяной Людмилиной.
Самые свежие премьеры дали пищу для размышлений – «Белая овца» Елены Невежиной, «Свадьба Кречинского» Марины Глуховской и первый сибирский мюзикл «НЭП» Елены Сибиркиной (либретто), Эдвальда Смирнова (хореография), Алексея Крикливого (режиссура) и Алексея Людмилина (руководство молодежным оркестром).

«Белая овца» Елены Невежиной (которая в программке и на афише настойчиво именуется Леной) – микс-фантасмагория из разных произведений Хармса (Невежина смело выступила и автором инсценировки). Лучше всего Хармс воплощен здесь в бедном клаустрофобическом быте силами московских художников-постановщиков Анастасии Глебовой и Владимира Мартиросова. Велосипеды и санки по стенам вместо ковров и обоев, персональные сидушки на гвоздях перед входом в клозет. Гулко хлопающие двери коммуналки, несколько одинаковых кастрюлек на плите: в них с наслаждением плюет СтаруХАрМс Ильи Панькова (первой громкой ролью которого стал Арлекин в «Двойном непостоянстве» Чернякова). Очевидно, что в амплуа комической старухи Паньков чувствует себя как рыба в воде, но на паре гэгов и силами одного актера Хармса не сыграть. Ясно, что Невежиной очень хотелось развернуть перед глазами невыносимые условия труда творческого человека в полицейско-кафкианском государстве. Даня Ювачев-Хармс собственной персоной живет в одной из комнат коммуналки, и все буквально ходят друг у друга по головам, но контекст времени, одновременно рвущегося в клочки и рождающего новые смыслы, вышел таким игрушечным и упрощенным, хоть плачь.

«Свадьба Кречинского» Марины Глуховской – роскошная интерьерная мелодрама, в которой режиссер, сценограф и художник по костюмам (Ольга Веревкина, Омск) соблюдают паритет. Спектакль выглядит богато, как высокобюджетный сериал. В гигантских темно-вишневых комодах с сотнями ячеек хранится в зависимости от мизансцены то наследство Лидочки, то судьба Кречинского – какой ящик откроет, так жизнь и вильнет. Анекдот о шулере, заложившем фальшивый бриллиант под крупную сумму, Сухово-Кобылин превратил в едкий памфлет о временах и нравах. А Глуховская увидела этот горький текст, написанный драматургом в тюрьме, через призму всепрощающей женской любви. Высшей точкой спектакля становится финальный поцелуй Лидочки (Ульяна Кирпиченко). Финал сопровождает романс в исполнении Людмилы Трошиной «Не обмани…». Сочно сыгранные первые (Артур Симонян-Кречинский) и вторые роли (Людмила Трошина – Анна Атуева, тетка Лидочки Муромской, Юрий Саломеин – Иван Расплюев) отсылают к оперетте, тем более что поют в спектакле много и с удовольствием.

«НЭП» – масштабная постановка первого сибирского мюзикла по «Педагогической поэме» Антона Макаренко, к которой театр шел более двух лет. Кажется, в спектакле заняты все силы театра: добрая половина труппы, вокальная и пластическая студии, молодежный оркестр, хор. На сцену выезжают и настоящий автомобиль, и почти настоящий паровоз… Результат – превосходный. Задорные стихи Елены Сибиркиной и заводные па Эдвальда Смирнова в исполнении ребят пользуются в городе таким спросом, что на «НЭП» в зал на 500 мест приносят еще 100 стульев, и все равно, говорят, мало. В отсутствие детского теле- и радиовещания это понятный ажиотаж – дети между собой лучше всего договорятся, взрослым надо только намекнуть, о чем будет разговор, – что и сделано в этом «НЭПе» по «Педагогической поэме». Детвора в зале верит жителям колонии Антона Макаренко в исполнении своих ровесников и друзей – и, по сути, это современный сюжет о беспризорных детях и надзирающем их государстве, только рассказанный легендарным педагогом Макаренко.

Что в первую очередь обращает на себя внимание в «Глобусе»? Налаженная творческая работа, техническая оснащенность обоих залов (новое световое оборудование, купленное для «НЭПа», – особая гордость театра), запись на спектакли за три месяца вперед, 100% заполняемость залов. И все это на фоне общих печальных разговоров о судьбах детского и молодежного театров. Конечно, «Глобусу» помогает местная власть – но не на день раньше и не на рубль больше, чем другим театрам. Просто здесь взяли за правило разумно распоряжаться имеющимся, улыбаться друг другу и каждому зрителю уже с порога. Так рождаются позитивные энергии, которые потом перетекают в спектакли.

Театральной реформы в «Глобусе» не боятся – к ней готовятся, как могут, в частности, ведут переговоры с губернатором о дотировании каждого билета. Строят новые планы – в новом сезоне будут ставить московские знаменитости Нина Чусова и Роман Козак.


  • Нравится


Самое читаемое

  • В Грузии устроили протест против гастролей театра «У Никитских ворот»

    В Кутаиси вечером в  субботу, 19 октября, около двух десятков членов неправительственной организации вышли на акцию протеста, стихийно устроенную перед знанием Театра им. Месхишвили. Участники акции показали администрации кутаисского театра и московской труппе «красные карточки», заявив тем самым, что для них неприемлемо нахождение российского театра в Кутаиси. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Ленком» готовит премьеру последнего спектакля Марка Захарова

    Творческая команда «Ленкома» продолжает работу над спектаклем «Капкан» по произведениям Владимира Сорокина, который не успел закончить Марк Захаров. Первоначально премьера намечалась на 2 декабря. Эту дату дирекция «Ленкома» решила не менять. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также


Читайте также

  • Евгения Князева ждут горняки

    Ведущий актер Вахтанговского театра Евгений Князев 28 октября выступит в Железногорске. На сцене Дворца культуры горняков народный артист РФ представит свой моноспектакль «Пиковая дама» по мотивам повести Пушкина. ...
  • Георгий Исаакян: «Эти спектакли пользуются фантастическим успехом»

    В рамках федеральной программы «Большие гастроли» Детский музыкальнй театр им. Наталии Сац представит в Марийском государственном театре оперы и балета оперетту-сказку «Белоснежка» на музыку Эдуарда Колмановского и мюзикл Игоря Якушенко «Волшебник изумрудного города», а после – в Чебоксарах «Волшебника изумрудного города». ...
  • Под черным пеплом

    В Москву привезли «Медею» из Internationaal Theater Amsterdam в постановке самого яркого и перспективного режиссера нового поколения — Саймона Стоуна.   Австралиец Саймон Стоун ворвался на мировой театральный Олимп семимильными прыжками, как его сородич кенгуру. ...
  • Някрошюс. Божественная трагедия

    Первым спектаклем Эймунтаса Някрошюса на профессиональной сцене была постановка в театре Каунаса по Саулюсу Шальтянису. Его последней работой на сцене театра Клайпеды также стала постановка по роману Саулюса Шальтяниса  «Сукины дети». ...
Читайте также