«Не всё что делается, мне понятно…»

Юрий Грымов, художественный руководитель театра «Модерн»

 
2019 год станет в России Годом театра. Практика этих посвящений нравится не всем, скептики есть всегда. Мне приходится довольно много летать, и в самолетах я слышу, помимо привычных слов о погоде и температуре за бортом: «Этот год указом президента Российской Федерации объявлен Годом кино», например.
 
Я убежден, что от одного этого упоминания – пусть на борту самолета, казалось бы, в неподходящем месте, – уже есть польза. Когда вокруг будут говорить – «Год театра», «Год театра», кто-то да задумается: о Господи, а я-то последний раз в театр ходил уже лет десять тому назад, надо бы сходить; да и детей хорошо бы сводить. Вот – польза.

Правда, одними словами, конечно, ограничиваться нельзя. И, разумеется, кроме слов, делается много интересного и полезного. Правда, не все, что делается, мне понятно, не со всем я согласен. Например, принято решение о том, что в Год театра будут организованы посещения театров школьниками.

Совершенно правильное решение. Но для этого доброго дела почему-то отобраны спектакли, поставленные только по тем литературным произведениям, которые есть в обязательной школьной программе. И за рамки программы – ни-ни. Но так мы обкрадываем собственных детей, ограничиваем их культурный кругозор. В то время как все мы – и театральное сообщество, и Министерство культуры, и Департамент культуры правительства Москвы, и, конечно, все мы как родители заинтересованы в том, чтобы наши дети увидели как можно больше театральных постановок, чтобы они глубже погрузились в жизнь современного российского театра.

Тем более что нынешний российский театр фантастически разнообразен. Да, иногда спектакли поставлены по произведениям, которые не входят в школьную программу. Но разве это плохо? Пусть театр дополнит и расширит культурный кругозор школьников. Ну скажите: как можно изучать зарубежную литературу и при этом не познакомиться с тем же шекспировским «Юлием Цезарем»? А как же «Гамлет»? Сонеты Шекспира дети прочитают – хорошо. Но о том, что у великого поэта и драматурга, кроме любовной лирики, кроме хрестоматийных «Ромео и Джульетты», были еще и другие произведения, которые до сих пор способны перевернуть душу и сознание зрителя, наши дети могут просто не узнать!

Если мы хотим воспитать их думающими людьми, настоящими гражданами, мы должны показать им «Юлия Цезаря», мы должны ответить на вопрос – почему этот спектакль на протяжении более чем ста лет был запрещен, сначала в царской России, а потом в СССР. Эти ответы не будут для нас простыми, но их надо дать.

Год театра – это лишний повод обратиться к феномену советского и российского театра. Почему я говорю о феномене: потому что на фоне глубоких потрясений, которые пережила наша страна в конце прошлого века, театр смог сохранить себя, он живет и развивается – пусть небогато, но очень достойно. Это тем более заметно, если сравнивать его нынешнее состояние с состоянием российского кинематографа. Если задуматься: в одной только Москве – более сотни театров. Они существуют и в центре, и в спальных районах. Это уникальное завоевание. Да, это наследие советского прошлого, но за это наследие нам не то что не стыдно, – мы должны гордиться им. Этого нет ни в одной стране мира, нигде. Об этом надо говорить: гений нынешнего российского театра – в этом глубоком проникновении в жизнь больших городов, в великом разнообразии масштабов и форматов наших театральных площадок.

Театр сохранил дух новаторства, интерес к эксперименту. Это нужно стремиться сохранить всеми силами. Почему? Да потому что на смену веку кино, минувшему столетию, пришел XXI век – век живого представления, век театра и перфоманса. Театр – это то, что нельзя тиражировать и нельзя украсть. Ну не может быть пиратской копии любимовского «Гамлета» или захаровской «Поминальной молитвы» – и слава Богу! В наше время всеобщего и тотального копирования, римейков и сиквелов только театр дает зрителю возможность почувствовать что-то настоящее.

Жаль, правда, что в последнее время театр оказался субъектом пристального внимания, которое проявляется не с того ракурса, – с точки зрения скандала. Около-криминальные события – они, к сожалению, происходят в том числе и в театре, но не из них сплетается ткань нынешней театральной жизни! Очень хочется, чтобы в нашу жизнь вернулся профессиональный разговор о художественном, а не скандальном. Чтобы театральное сообщество объединялось вокруг творческих идей, а не по партийному признаку. Чтобы мы спорили друг с другом, руководствуясь единственным принципом: что лучше для театра.

Наш вклад, который мы в театре «Модерн» готовим к Году театра, – спектакль «Чем я не Чехов?» Если в христианстве есть свой Символ веры, то в российском театре есть свои символы, почти иконы, – это Михаил и Ольга Чеховы, это Книппер-Чехова и Станиславский. Эти выдающиеся личности несли в себе то, что составляло гордость отечественной театральной сцены, и в Год театра мы с глубочайшим интересом и трепетом обращаемся к их образам для того, чтобы напомнить себе самим и нашим зрителям: российский театр – возможно, главное культурное завоевание новейшего времени.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Пермская опера станет директорским театром

    Пермский театр оперы и балета им. Чайковского после ухода с должности художественного руководителя Теодора Курентзиса перейдет на новую – директорскую – модель управления, согласно которой генеральный директор будет не только руководить хозяйственной деятельностью, но и заниматься определением художественной стратегии театра. ...
  • Скончалась актриса Театра армии Ольга Вяликова

    Актриса ЦАТРА Ольга Вяликова скончалась в понедельник, 15 июля на 66-м году жизни. О скоропостижной утрате сообщила пресс-служба театра. «Ольга Петровна работала в нашем театре с 1980 года. С 1993 по 1995 гг. была занята в знаменитой постановке «Орестея» выдающегося немецкого режиссера Петера Штайна», - говорится в некрологе. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Ушла из жизни Джемма Осмоловская

    Актриса театра и кино Джемма Осмоловская скончалась в понедельник, 15 июля, после продолжительной болезни на 81-м году жизни. Об этом сообщает пресс-служба РАМТа, в котором актриса работала с 1964 года (была принята в труппу сразу по окончании Школы-студии МХАТ). ...
Читайте также


Читайте также

  • Сергей Чонишвили: «Мы живём во власти стереотипов»

    Больше всего в театре Сергей ЧОНИШВИЛИ опасается однообразия и говорит, что ради интересного эксперимента согласится на любую работу. Главное, чтобы она сопровождалась творческим поиском и расширяла актерский диапазон… – Сергей, вы актер, который не перестает удивлять своей разноплановостью: столько у вас премьер и проектов… – На сцене, конечно, интереснее существовать, когда ты ставишь над собой эксперименты, хотя и не знаешь, каков будет результат – плюсовой или не плюсовой. ...
  • Валерий Градковский: «Когда людей объединяет творчество, интриги отступают»

    Весной Театр им. Ленсовета выбрал своим художественным руководителем актрису Ларису Луппиан, которая заняла этот пост после того, как в марте 2018 года труппу покинул режиссер Юрий Бутусов. Мы поговорили с директором Театра им. ...
  • «Социальный театр»: искусство учиться языку собеседника

    «Театрал» предложил доктору искусствоведения Дмитрию ТРУБОЧКИНУ авторскую рубрику, в которой профессор выступал бы с актуальными размышлениями о современном театре. Тематика этих колонок будет предельно широкой, продолжение – в следующих номерах. ...
  • Рубен Симонов: «Стихи – это тоже музыка»

    Немногие знают, что представитель знаменитой династии Рубен Симонов не только актер Театра им. Вахтангова, но и автор стихов, эпиграмм к спектаклю «Принцесса Турандот» (редакция 1991 года), стихотворных либретто, текстов к театральным капустникам. ...
Читайте также