«Не всё что делается, мне понятно…»

Юрий Грымов, художественный руководитель театра «Модерн»

 
2019 год станет в России Годом театра. Практика этих посвящений нравится не всем, скептики есть всегда. Мне приходится довольно много летать, и в самолетах я слышу, помимо привычных слов о погоде и температуре за бортом: «Этот год указом президента Российской Федерации объявлен Годом кино», например.
 
Я убежден, что от одного этого упоминания – пусть на борту самолета, казалось бы, в неподходящем месте, – уже есть польза. Когда вокруг будут говорить – «Год театра», «Год театра», кто-то да задумается: о Господи, а я-то последний раз в театр ходил уже лет десять тому назад, надо бы сходить; да и детей хорошо бы сводить. Вот – польза.

Правда, одними словами, конечно, ограничиваться нельзя. И, разумеется, кроме слов, делается много интересного и полезного. Правда, не все, что делается, мне понятно, не со всем я согласен. Например, принято решение о том, что в Год театра будут организованы посещения театров школьниками.

Совершенно правильное решение. Но для этого доброго дела почему-то отобраны спектакли, поставленные только по тем литературным произведениям, которые есть в обязательной школьной программе. И за рамки программы – ни-ни. Но так мы обкрадываем собственных детей, ограничиваем их культурный кругозор. В то время как все мы – и театральное сообщество, и Министерство культуры, и Департамент культуры правительства Москвы, и, конечно, все мы как родители заинтересованы в том, чтобы наши дети увидели как можно больше театральных постановок, чтобы они глубже погрузились в жизнь современного российского театра.

Тем более что нынешний российский театр фантастически разнообразен. Да, иногда спектакли поставлены по произведениям, которые не входят в школьную программу. Но разве это плохо? Пусть театр дополнит и расширит культурный кругозор школьников. Ну скажите: как можно изучать зарубежную литературу и при этом не познакомиться с тем же шекспировским «Юлием Цезарем»? А как же «Гамлет»? Сонеты Шекспира дети прочитают – хорошо. Но о том, что у великого поэта и драматурга, кроме любовной лирики, кроме хрестоматийных «Ромео и Джульетты», были еще и другие произведения, которые до сих пор способны перевернуть душу и сознание зрителя, наши дети могут просто не узнать!

Если мы хотим воспитать их думающими людьми, настоящими гражданами, мы должны показать им «Юлия Цезаря», мы должны ответить на вопрос – почему этот спектакль на протяжении более чем ста лет был запрещен, сначала в царской России, а потом в СССР. Эти ответы не будут для нас простыми, но их надо дать.

Год театра – это лишний повод обратиться к феномену советского и российского театра. Почему я говорю о феномене: потому что на фоне глубоких потрясений, которые пережила наша страна в конце прошлого века, театр смог сохранить себя, он живет и развивается – пусть небогато, но очень достойно. Это тем более заметно, если сравнивать его нынешнее состояние с состоянием российского кинематографа. Если задуматься: в одной только Москве – более сотни театров. Они существуют и в центре, и в спальных районах. Это уникальное завоевание. Да, это наследие советского прошлого, но за это наследие нам не то что не стыдно, – мы должны гордиться им. Этого нет ни в одной стране мира, нигде. Об этом надо говорить: гений нынешнего российского театра – в этом глубоком проникновении в жизнь больших городов, в великом разнообразии масштабов и форматов наших театральных площадок.

Театр сохранил дух новаторства, интерес к эксперименту. Это нужно стремиться сохранить всеми силами. Почему? Да потому что на смену веку кино, минувшему столетию, пришел XXI век – век живого представления, век театра и перфоманса. Театр – это то, что нельзя тиражировать и нельзя украсть. Ну не может быть пиратской копии любимовского «Гамлета» или захаровской «Поминальной молитвы» – и слава Богу! В наше время всеобщего и тотального копирования, римейков и сиквелов только театр дает зрителю возможность почувствовать что-то настоящее.

Жаль, правда, что в последнее время театр оказался субъектом пристального внимания, которое проявляется не с того ракурса, – с точки зрения скандала. Около-криминальные события – они, к сожалению, происходят в том числе и в театре, но не из них сплетается ткань нынешней театральной жизни! Очень хочется, чтобы в нашу жизнь вернулся профессиональный разговор о художественном, а не скандальном. Чтобы театральное сообщество объединялось вокруг творческих идей, а не по партийному признаку. Чтобы мы спорили друг с другом, руководствуясь единственным принципом: что лучше для театра.

Наш вклад, который мы в театре «Модерн» готовим к Году театра, – спектакль «Чем я не Чехов?» Если в христианстве есть свой Символ веры, то в российском театре есть свои символы, почти иконы, – это Михаил и Ольга Чеховы, это Книппер-Чехова и Станиславский. Эти выдающиеся личности несли в себе то, что составляло гордость отечественной театральной сцены, и в Год театра мы с глубочайшим интересом и трепетом обращаемся к их образам для того, чтобы напомнить себе самим и нашим зрителям: российский театр – возможно, главное культурное завоевание новейшего времени.

  • Нравится


Самое читаемое

  • В Мещанском суде Москвы рассматривают уголовное дело «Седьмой студии»

    В среду, 7 ноября, в Мещанском суде Москвы рассматривается уголовное дело «Седьмой студии». Корреспонденты «Театрала» передают с места событий.  Заседание было назначено на 9.30, фигуранты дела уже прибыли, но заседание еще не началось. ...
  • «Куда ни глянь, везде одна глупость»

    Для переезда в историческое здание на Чистых прудах «Современник» готовит премьеру спектакля «Дюма» по пьесе Ивана Охлобыстина. Этот материал предложил для постановки Михаил Ефремов, который сам при этом выступит режиссером. ...
  • Диана Вишнева провела открытый мастер-класс

    В воскресенье, 11 ноября, прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнева впервые в своей творческой карьере провела большой мастер-класс «Наследие классического балета» в студии Context Pro в Санкт-Петербурге.   «Диана Вишнева впервые проведет мастер-класс «Наследие классического танца» в формате открытой репетиции на примере одной из самых известных вариаций классического репертуара — Маши из балета «Щелкунчик» (третий акт) в постановке Василия Ивановича Вайнонена», — цитирует РИА сообщение пресс-службы студии. ...
  • Кирилл РАЗЛОГОВ: «Гибнет великий замысел»

    Киноцентр «Соловей» – один из самых престижных кинотеатров Москвы, имеющий культурную и историческую ценность, заявил в беседе с «Театралом» кинокритик Кирилл Разлогов. Ранее газета «Ведомости» сообщила о том, что знаменитый Киноцентр на Красной Пресне собираются перестроить в гостиницу. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Куда ни глянь, везде одна глупость»

    Для переезда в историческое здание на Чистых прудах «Современник» готовит премьеру спектакля «Дюма» по пьесе Ивана Охлобыстина. Этот материал предложил для постановки Михаил Ефремов, который сам при этом выступит режиссером. ...
  • «Не всё что делается, мне понятно…»

    2019 год станет в России Годом театра. Практика этих посвящений нравится не всем, скептики есть всегда. Мне приходится довольно много летать, и в самолетах я слышу, помимо привычных слов о погоде и температуре за бортом: «Этот год указом президента Российской Федерации объявлен Годом кино», например. ...
  • «Роли находят меня быстрее, чем я их»

    Вечером в субботу, 27 октября, в Театре Пушкина состоится премьера Анатолия Шульева «Гедда Габлер». Классический сюжет Генрика Ибсена рассказывает о дочери генерала, жизнь которой резко изменилась со смертью отца. ...
  • Мария Ревякина: «Мы продали 4500 билетов за короткий срок»

    От чего зависит успех театра? От громких премьер? От оригинальности художественной программы? От наличия в труппе звездных имен? От удобного местоположения? Можно перечислить и множество других слагаемых, но есть еще один немаловажный аспект: любой спектакль, как творческий продукт, должен найти своего потребителя. ...
Читайте также