Мария Ревякина: «Мы продали 4500 билетов за короткий срок»

 
От чего зависит успех театра? От громких премьер? От оригинальности художественной программы? От наличия в труппе звездных имен? От удобного местоположения? Можно перечислить и множество других слагаемых, но есть еще один немаловажный аспект: любой спектакль, как творческий продукт, должен найти своего потребителя. И продать на него билеты – задача не самая легкая. Директор Театра Наций Мария Ревякина рассказала о некоторых секретах продвижения. Ее выступление на Форуме театральных менеджеров (проходил в Санкт-Петербурге) собрало множество слушателей. «Театрал» записал основные тезисы.
 
Руководители театров каждый день думают о продажах билетов. Можно ставить спектакли самые разные – сложные – для того, чтобы зритель менялся, чтобы менялось его мировоззрение, можно ставить спектакли, которые могут привлечь новую аудиторию.

О работе с новой аудиторией я расскажу вам на примере «Синей синей птицы» – спектакля, премьера которого состоялась в прошлом году. У нас была задача: продать 4500 билетов на премьерный блок показов. И сделать это за два месяца. Это достаточно короткий период. Спектакль выпускался в ноябре, с последующими показами в декабре.

Что мы для этого сделали? Мы поставили для себя задачу привлечь семейную аудиторию. Несмотря на то, что название напоминает нам о классической пьесе Метерлинка, это совершенно другой спектакль, авторское произведение, сценарием которого занимались режиссер и художник.


Насколько вы знаете, если взрослым нравится спектакль, то он опосредованно нравится и детям. И наоборот, дети, если им нравится спектакль, будут тащить за собой взрослых. У нас достаточно высокие цены на билеты. В партере – 4 тысячи рублей верхняя цена, что многим не по карману.

Мы привлекли портал «Мел». Это 4 млн посетителей ежемесячно. В основном, этот портал специализируется на образовании и воспитании. Мы разместили там анонсы и редакционные материалы, и сделали акцент на том, что это яркое и зрелищное шоу. Плюс ко всему мы внедрили бэкстейдж. Я всем это советую, потому что, когда готовится спектакль, потенциальных зрителей привлекает то, что скрыто от глаз. Если вы будете размещать фотографии бэкстейджа (фотографии репетиций, костюмов, закулисные интервью с актерами), это всегда привлечет внимание. Мы через этот портал объявили, что первые зрители, которые выкупят билеты, получат право пройти и сфотографироваться за сценой с артистами. И кроме того, мы использовали рекламные баннеры.

Также мы обратились в «Сноб». Там есть авторские колонки, которые пользуются колоссальной популярностью. И авторы не писали о нашем спектакле, а рассказывали о том, как говорить с детьми о смерти, о вере в чудеса, о деньгах. В конце колонок читателям предлагался поход на спектакль, как повод поговорить с детьми на серьезные и важные темы. Эти колонки прочитали порядка 15 тыс. человек. Тысяча человек нажали на кнопку «купить билет». Это нативная реклама, то есть неявная реклама, а максимально похожая на контент, который предлагает читателям сама редакция.

Мы работали и с социальными сетями, сайтом, рассылкой, полиграфией и блогерами. Например, в Телеграмме есть такой канал «Мама- рго». Ведет его многодетная мама, она рассказывает о детях, о том, как воспитывать, куда их водить и т.д. У нее 5 тыс. подписчиков. Мы пригласили ее со всей семьей, и она рассказала о походе в своем канале. Таким образом о нас также узнала новая семейная аудитория. Кроме того, важно позиционирование, то есть какой месседж вы хотите передать зрителям. В данном случае мы сообщали, что «Синяя синяя птица» – это авторская сказка для детей всех возрастов, яркое зрелищное действо и разговор о вечных ценностях.

Визуально мы использовали вместе с художниками-дизайнерами и маркетологами образы, которые многим близки и понятны. Это диснеевские истории (в расчете на детскую публику) и барон Мюнхгаузен (в расчете на взрослых). А именно: главная героиня спектакля – девочка, которая, как видно на афише, летит на пушечном ядре.


У нас очень хороший отдел маркетинга и рекламы, который делает анализ эффективности. В итоге, мы продали все билеты.
 
* * *
Должна вам сказать, что кроме нативной рекламы мы очень много работаем с контекстной рекламой, привлекая для этого специальное агентство. Что такое контекстная реклама? Например, вы заходите в интернет и пишете: «Рассказы Шукшина, купить билет». Далее появляется целый ряд предложений. Это и есть контекстная реклама. То есть та информация, которую ищет пользователь, чтобы попасть на спектакль. Или вбиваете фамилию актера и появляется информация, в каких спектаклях Театра Наций он играет.

Есть еще один вид рекламы, это таргетированная реклама, то есть рассчитанная на определенную аудиторию. Для этого требуется проводить анализ своей зрительской аудитории, изучать поведение подписчиков в вашей рассылке, опираться на них.

Иными словами, эти два вида рекламы мы запускаем через агентство. В сентябре нынешнего года, потратив 150 тыс. рублей рекламного бюджета, мы продали билетов на 2 млн. рублей. То есть имеет смысл вкладываться в такую рекламу. При этом вы также можете совершенно спокойно анализировать, как протекает этот процесс, выделять в нем закономерности и тенденции. Напрямую через рекламные баннеры у нас купили билетов на 1,3 млн рублей. А еще на 900 тыс. рублей зрители купили билеты благодаря так называемой «отложенной покупке».
То есть человек зашел на сайт, посмотрел и ушел. Потом мы видим, что через какое-то время он снова зашел и купил. Видимо, искал, может быть, другую цену, может быть, советовался с друзьями, может быть, читал отзывы о спектакле. Но главное, что в итоге совершил покупку. Так что, этот вид рекламы – высокоэффективный по сравнению с классическими медийными форматами.

Кроме того, порядка 70 тыс. человек в месяц заходит на сайт Театра Наций, поэтому сайт должен регулярно обновляться, быть актуальным. Сейчас у нас порядка 50% билетов продаются онлайн. Но мы планируем довести онлайн-продажи до 70%. В любой точке мира вы можете купить билет на спектакль или фестиваль, приехать и посмотреть.

* * *
Большое внимание мы уделяем позиционированию спектаклей. Дмитрий Крымов выпускал у нас «Му-Му» (это не совсем по Тургеневу и не совсем про собачку), и для грамотного распространения информации о постановке мы привлекли редакцию ТАСС и сделали спецпроект. Или, например, есть у нас спектакль «Живые картины» – история о том, как в годы войны спасали ценности Эрмитажа. Мы договорились с Эрмитажем, сделали кросс-посты в социальных сетях. И хотя это спектакль Малой сцены (с продажей билетов нет никаких проблем), все равно очень важно правильно о нем рассказать.

Что еще делает Театр Наций? Естественно, мы следим за тем, какое количество подписчиков у нас в Инстаграме, в Фейсбуке. В Фейсбуке мы на пятом месте после Большого театра, «Практики», «Гоголь-центра» и «Мастерской Фоменко». В Инстаграме мы на шестом месте.

Важное значение имеет база зрительских данных. Мы агитируем публику оставлять о себе информацию и таким образом можем осуществлять обратную связь, информировать о премьерах и т.д. Что касается наружной рекламы, то деньги на это мы почти не тратим. Она очень дорогая, а эффективность оценить сложно.


Во главе Театра Наций стоит художественный руководитель Евгений Миронов. Он формирует репертуар вместе со своим заместителем Романом Должанским. Естественно, мы втроем участвуем в обсуждении этих процессов и стараемся, чтобы у нас было представлено творчество режиссеров мирового уровня, таких как Робер Лепаж, Томас Остермайер, Роберт Уилсон, который поставил «Сказки Пушкина». Надеюсь, скоро у нас начнется новый проект с Лепажем. Алвис Херманис выпустил в Театре Наций «Рассказы Шукшина», и они уже много лет идут с беспрерывным аншлагом.

Хорошую подпитку дает Фестиваль театров малых городов, который ежегодно проходит в глубинке. Спектакль-лауреат приезжает в Москву, а целый ряд молодых режиссеров за минувшие годы получили предложение поставить спектакли на нашей сцене. Фестивалю уже больше десяти лет и за эти годы он дал очень многое для развития искусства в малых городах России. К тому же, нашей миссией является проведение в регионах режиссерских лабораторий, в результате чего в провинциальных театрах появляются порой очень интересные и неожиданные постановки по современным пьесам. Помимо режиссеров на лабораторию приезжают педагоги по речи и пластике, поскольку образовательный сегмент в этом процессе тоже играет важную роль.

Казалось бы, малые города – это так далеко. Лесосибирск, Кудымкар, Прокопьевск, Шарыпово, Минусинск, Глазов, Мотыгино, Серов, Альметьевск, Лысьва, Балаково... Но каждый вечер на сценах этих театров загорается свет рампы, и происходит чудо. Причем в последние годы творчество целого ряда таких коллективов стало попадать в поле зрения экспертов «Золотой маски», за счет чего география национальной театральной премии значительно расширилась. И произошло это, подчеркну, именно благодаря тем росткам, который заложил Фестиваль театров малых городов, Театр Наций.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Умер Владимир Этуш

    Скончался Владимир Абрамович Этуш. В пятницу, 8 марта, актеру стало плохо. Скорая госпитализировала его в реанимационное отделение  одной из столичных клиник. Он был без сознания. Смерть наступила несколько часов спустя. ...
  • Евгений Князев: «Он должен был жить всегда»

    Утром в субботу, 9 марта, на 97-м году жизни не стало президента Щукинского театрального училища, народного артиста СССР Владимира Этуша. Накануне вечером он был госпитализирован в реанимационное отделение одной из московских клиник, однако спасти его жизнь не удалось. ...
  • Алексей Бартошевич: «Я был мхатовским ребенком»

    Для многих театроведов Алексей Бартошевич – ключевая фигура. Профессор ГИТИСа, один из крупнейших специалистов по творчеству Шекспира, автор научных трудов, Алексей Вадимович к тому же   представитель легендарной мхатовской семьи. ...
  • «Он для всех нас учитель с большой буквы»

    В субботу, 9 марта, не стало легендарного актера и педагога Владимира Этуша. Его ученики и коллеги скорбят о нем. Валерий Ушаков, актер театра им. Вахтангова: – Владимир Абрамович Этуш –  для всех нас учитель с большой буквы! Он хранил традиции актерской школы. ...
Читайте также


Читайте также

  • Актёр народа

    Владимир Этуш не ушел в печальную вечность. Вопреки некрологам, официальному прощанию и торжественным проводам под последние овации он все равно остался с нами. В сердце. В памяти. В душе... У каждого – свой. И каждый с ним по-своему не прощается. ...
  • Сергей Юрский: «Всё начнется потом»

    Читателям полюбилась рубрика «Поэт в России – больше, чем поэт», которую основал в нашем журнале Евгений Евтушенко. В прошлом номере редакция «Театрала» решила возобновить эту рубрику, чувствуя, как не хватает сегодня поэтических страниц: они делали наш журнал особенным. ...
  • Лука де Фуско: «Я влюблен в русский театр»

    Объявленный в России Год театра начался с череды премьер. И среди них – спектакль Театра им. Вахтангова «Суббота, воскресенье, понедельник» по пьесе итальянского классика Эдуардо де Филиппо в постановке Луки де Фуско. ...
  • Марк Розовский: «Правда нашей истории – в этих песнях»

    Театр «У Никитских ворот» отметил юбилей спектакля «Песни нашей коммуналки» - нестареющего хита Марка Розовского.   – Марк Григорьевич, почему, на ваш взгляд, на протяжении стольких лет спектакль собирает аншлаги? – Прежде всего, это пласт нашей неофициальной культуры. ...
Читайте также