«Русский театр – лучший пример импортозамещения»

Игорь Золотовицкий рассказал «Театралу» о планах Фонда Станиславского

 
В Москве объявили лауреатов премии Станиславского 2017-2018 театрального сезона. Престижная международная награда ежегодно присуждается Фондом Станиславского, президентом которого совсем недавно был назначен Игорь Золотовицкий. Корреспондент «Театрала» пообщался с новым руководителем и узнал о предстоящих планах в его работе.

– Игорь Яковлевич, в начале октября вы возглавили Фонд Станиславского. Это было трудное решение? Как будете все успевать?
– Да, действительно, у меня много должностей, но бывают такие предложения, от которых невозможно отказаться. Я провел всю жизнь рядом с именем Станиславского, и когда мне предложили возглавить его фонд, то было бы трусостью от этого отказываться. В разные годы фонд возглавляли Олег Ефремов, Олег Табаков, Марк Захаров… Для меня большая честь продолжать их великое дело.

– Что для вас значит Константин Станиславский и что о нем думают современные студенты?
Константин Сергеевич – великая загадка русского театрального гения. Эта личность продолжает волновать, заставляет стремиться к чему-то новому, надеяться на открытие чего-то неизвестного. Об этом можно говорить бесконечно, я лучше приведу пример, показывающий, что Константин Сергеевич не просто икона, а живое дело. Недавно мы предложили первокурсникам Школы-студии МХАТ прочитать книгу Станиславского «Работа актера над собой» и задать вопросы автору так, будто он находится в аудитории. Вы не представляете, какое в итоге получилось интересное занятие. Энтузиазм и вопросы студентов показали, что идеи Станиславского актуальны и живы до сих пор. Я считаю, что русский театр во главе со Станиславским – лучший пример импортозамещения, о котором сейчас так много говорят.

– Расскажите подробнее о работе фонда. Что-то планируете менять?
– Планов у нас громадье. Деятельность фонда не ограничивается только премией. Уже более 10 лет фонд проводит международный фестиваль «Сезон Станиславского», более 20 лет занимается сохранением и восстановлением бывшего имения Константина Станиславского «Любимовки», чтобы создать на его базе театральный центр. «Любимовка» и сейчас принимает гостей – здесь проводятся театральные лаборатории, мастер-классы. В 2017 году прошел летний фестиваль губернских театров.

Изменения в работе фонда пока не планируются. Все, что намечено до меня, будет продолжено. Главное сейчас найти единомышленников, которые могли бы нас поддержать. Необходимо дополнительное финансирование, чтобы фонд и его проекты могли развиваться.

– Фонд проводит премию Станиславского уже 23 года. За это время появилось множество других театральных наград, а после выхода Минкульта из «Золотой маски» стали говорить об учреждении еще одной национальной театральной премии. Не считаете ли это перебором?
– Конечно, нет. Ни одна премия не может быть объективной. Это разные люди, разные мнения. Искусство всегда субъективно, и это хорошо. Но почему-то люди эту субъективность порой выдают за негативное явление.

– Расскажите о лауреатах премии этого года. Как проходил отбор?
– У членов жюри не было особых разногласий по поводу лауреатов. Премия Станиславского поощряет творцов не за конкретные спектакли, а за просветительскую работу, за отношение к театру вообще.

Все наши лауреаты очень разношерстные. Это люди разных взглядов, разных поколений и даже разных профессий – актеры, театроведы, журналисты, педагоги и режиссеры. Но всех их объединяет одно – они очень талантливы.
Каждая фигура в какой–то степени культовая – Лия Ахеджакова, Марк Захаров, Александр Филиппенко, Деклан Доннеллан… Исключением здесь является только Егор Перегудов – молодой режиссер, но и он уже достаточно опытный. Это счастье, что в театральное искусство врывается молодая режиссура, им надо заявить о себе, но не всегда это легко сделать. У них есть право на ошибку, и этого не надо бояться. Мы поддерживаем это поколение в номинации «Перспектива». Премия Станиславского символизирует движение и развитие и при этом сохраняет дух патриархов русского театра.

– Молодые режиссеры часто интерпретируют классику достаточно вольным образом. Как вы относитесь к таким постановкам?
– Если трактовка талантливая, то мне плевать, как она сделана. Если я понимаю, про что это, если считываю для себя какие-то смыслы, если это сделано не ради осовременивания и не ради провокации, то в этом случае я выступаю за любой эксперимент. Мне главное, чтобы была понятна история, чтобы я переживал или радовался за героев. Уже во вторую очередь я смотрю, во что одеты актеры и какие на сцене декорации. Мне интересен посыл художника. Кто, как ни Станиславский был экспериментатором, и он был очень современным для своей эпохи. Конечно, все это субъективно, но если мы видим смысл, то это оправдано. Ком-то нравится одно, кому-то другое. Если вы заранее знаете, что вам не понравится спектакль – не ходите на него. Сбережете и нервы, и деньги.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Умер Владимир Этуш

    Скончался Владимир Абрамович Этуш. В пятницу, 8 марта, актеру стало плохо. Скорая госпитализировала его в реанимационное отделение  одной из столичных клиник. Он был без сознания. Смерть наступила несколько часов спустя. ...
  • Евгений Князев: «Он должен был жить всегда»

    Утром в субботу, 9 марта, на 97-м году жизни не стало президента Щукинского театрального училища, народного артиста СССР Владимира Этуша. Накануне вечером он был госпитализирован в реанимационное отделение одной из московских клиник, однако спасти его жизнь не удалось. ...
  • Алексей Бартошевич: «Я был мхатовским ребенком»

    Для многих театроведов Алексей Бартошевич – ключевая фигура. Профессор ГИТИСа, один из крупнейших специалистов по творчеству Шекспира, автор научных трудов, Алексей Вадимович к тому же   представитель легендарной мхатовской семьи. ...
  • «Он для всех нас учитель с большой буквы»

    В субботу, 9 марта, не стало легендарного актера и педагога Владимира Этуша. Его ученики и коллеги скорбят о нем. Валерий Ушаков, актер театра им. Вахтангова: – Владимир Абрамович Этуш –  для всех нас учитель с большой буквы! Он хранил традиции актерской школы. ...
Читайте также


Читайте также

  • Актёр народа

    Владимир Этуш не ушел в печальную вечность. Вопреки некрологам, официальному прощанию и торжественным проводам под последние овации он все равно остался с нами. В сердце. В памяти. В душе... У каждого – свой. И каждый с ним по-своему не прощается. ...
  • Сергей Юрский: «Всё начнется потом»

    Читателям полюбилась рубрика «Поэт в России – больше, чем поэт», которую основал в нашем журнале Евгений Евтушенко. В прошлом номере редакция «Театрала» решила возобновить эту рубрику, чувствуя, как не хватает сегодня поэтических страниц: они делали наш журнал особенным. ...
  • Лука де Фуско: «Я влюблен в русский театр»

    Объявленный в России Год театра начался с череды премьер. И среди них – спектакль Театра им. Вахтангова «Суббота, воскресенье, понедельник» по пьесе итальянского классика Эдуардо де Филиппо в постановке Луки де Фуско. ...
  • Марк Розовский: «Правда нашей истории – в этих песнях»

    Театр «У Никитских ворот» отметил юбилей спектакля «Песни нашей коммуналки» - нестареющего хита Марка Розовского.   – Марк Григорьевич, почему, на ваш взгляд, на протяжении стольких лет спектакль собирает аншлаги? – Прежде всего, это пласт нашей неофициальной культуры. ...
Читайте также