«Русский театр – лучший пример импортозамещения»

Игорь Золотовицкий рассказал «Театралу» о планах Фонда Станиславского

 
В Москве объявили лауреатов премии Станиславского 2017-2018 театрального сезона. Престижная международная награда ежегодно присуждается Фондом Станиславского, президентом которого совсем недавно был назначен Игорь Золотовицкий. Корреспондент «Театрала» пообщался с новым руководителем и узнал о предстоящих планах в его работе.

– Игорь Яковлевич, в начале октября вы возглавили Фонд Станиславского. Это было трудное решение? Как будете все успевать?
– Да, действительно, у меня много должностей, но бывают такие предложения, от которых невозможно отказаться. Я провел всю жизнь рядом с именем Станиславского, и когда мне предложили возглавить его фонд, то было бы трусостью от этого отказываться. В разные годы фонд возглавляли Олег Ефремов, Олег Табаков, Марк Захаров… Для меня большая честь продолжать их великое дело.

– Что для вас значит Константин Станиславский и что о нем думают современные студенты?
Константин Сергеевич – великая загадка русского театрального гения. Эта личность продолжает волновать, заставляет стремиться к чему-то новому, надеяться на открытие чего-то неизвестного. Об этом можно говорить бесконечно, я лучше приведу пример, показывающий, что Константин Сергеевич не просто икона, а живое дело. Недавно мы предложили первокурсникам Школы-студии МХАТ прочитать книгу Станиславского «Работа актера над собой» и задать вопросы автору так, будто он находится в аудитории. Вы не представляете, какое в итоге получилось интересное занятие. Энтузиазм и вопросы студентов показали, что идеи Станиславского актуальны и живы до сих пор. Я считаю, что русский театр во главе со Станиславским – лучший пример импортозамещения, о котором сейчас так много говорят.

– Расскажите подробнее о работе фонда. Что-то планируете менять?
– Планов у нас громадье. Деятельность фонда не ограничивается только премией. Уже более 10 лет фонд проводит международный фестиваль «Сезон Станиславского», более 20 лет занимается сохранением и восстановлением бывшего имения Константина Станиславского «Любимовки», чтобы создать на его базе театральный центр. «Любимовка» и сейчас принимает гостей – здесь проводятся театральные лаборатории, мастер-классы. В 2017 году прошел летний фестиваль губернских театров.

Изменения в работе фонда пока не планируются. Все, что намечено до меня, будет продолжено. Главное сейчас найти единомышленников, которые могли бы нас поддержать. Необходимо дополнительное финансирование, чтобы фонд и его проекты могли развиваться.

– Фонд проводит премию Станиславского уже 23 года. За это время появилось множество других театральных наград, а после выхода Минкульта из «Золотой маски» стали говорить об учреждении еще одной национальной театральной премии. Не считаете ли это перебором?
– Конечно, нет. Ни одна премия не может быть объективной. Это разные люди, разные мнения. Искусство всегда субъективно, и это хорошо. Но почему-то люди эту субъективность порой выдают за негативное явление.

– Расскажите о лауреатах премии этого года. Как проходил отбор?
– У членов жюри не было особых разногласий по поводу лауреатов. Премия Станиславского поощряет творцов не за конкретные спектакли, а за просветительскую работу, за отношение к театру вообще.

Все наши лауреаты очень разношерстные. Это люди разных взглядов, разных поколений и даже разных профессий – актеры, театроведы, журналисты, педагоги и режиссеры. Но всех их объединяет одно – они очень талантливы.
Каждая фигура в какой–то степени культовая – Лия Ахеджакова, Марк Захаров, Александр Филиппенко, Деклан Доннеллан… Исключением здесь является только Егор Перегудов – молодой режиссер, но и он уже достаточно опытный. Это счастье, что в театральное искусство врывается молодая режиссура, им надо заявить о себе, но не всегда это легко сделать. У них есть право на ошибку, и этого не надо бояться. Мы поддерживаем это поколение в номинации «Перспектива». Премия Станиславского символизирует движение и развитие и при этом сохраняет дух патриархов русского театра.

– Молодые режиссеры часто интерпретируют классику достаточно вольным образом. Как вы относитесь к таким постановкам?
– Если трактовка талантливая, то мне плевать, как она сделана. Если я понимаю, про что это, если считываю для себя какие-то смыслы, если это сделано не ради осовременивания и не ради провокации, то в этом случае я выступаю за любой эксперимент. Мне главное, чтобы была понятна история, чтобы я переживал или радовался за героев. Уже во вторую очередь я смотрю, во что одеты актеры и какие на сцене декорации. Мне интересен посыл художника. Кто, как ни Станиславский был экспериментатором, и он был очень современным для своей эпохи. Конечно, все это субъективно, но если мы видим смысл, то это оправдано. Ком-то нравится одно, кому-то другое. Если вы заранее знаете, что вам не понравится спектакль – не ходите на него. Сбережете и нервы, и деньги.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 

  • Нравится


Самое читаемое

  • В МХТ пройдут бесплатные лекции по истории театра

    МХТ им. Чехова в наступившем году представит цикл лекций по истории Художественного театра. Посетить лекции можно бесплатно, по предварительной записи. Как сообщается на сайте МХТ, перед широкой аудиторией выступят московские и санкт-петербургские театроведы. ...
  • Маргарита Терехова нуждается в помощи

    Семья Маргариты Тереховой на сайте Союза кинематографистов опубликовала просьбу о сборе средств для помощи актрисе. «Уважаемые коллеги, зрители и все, кто знают и ценят творчество народной артистки России Маргариты Тереховой. ...
  • В театре «Сфера» бесплатно покажут кино

    В понедельник, 21 января, в театре «Сфера» пройдет премьерный показ фильма Игоря Калядина «Молога. Между огнем и водой». Документальная лента расскажет о трагедии затопленных в советское время сел и городов. Вход на мероприятие свободный, по предварительной записи на сайте театра. ...
  • БДТ едет на гастроли в Москву

    Сразу несколько спектаклей текущего репертуара БДТ им. Товстоногова представит в российской столице с 19 по 29 января.   В программе – премьера Константина Богомолова «Слава» и спектакли художественного руководителя театра Андрея Могучего, вышедшие относительно недавно и завоевавшие громкий успех. ...
Читайте также


Читайте также

  • Александр Калягин: «Театрал» всем помогает!

    Журнал «Театрал»  отмечает свой 15-й день рождения. И с радостью поздравляю всех талантливых и отважных людей, которые столько лет издают этот замечательный журнал.   15 лет назад в первом номере журнала я написал: «Очень надеюсь, что новое театральное издание будет интересно всем, кто работает в театре, и всем, кому театр небезразличен – нашим зрителям, настоящим и потенциальным. ...
  • Римас Туминас: «Однажды мама меня спасла»

    20 января художественному руководителю Театра им. Вахтангова Римасу Туминсу исполняется 67 лет. В интервью и в своей биографической книге Римас Владимирович не раз говорил, что с годами отчетливо понял: первой скрипкой в оркестре жизни для него всегда была его мама. ...
  • Александр Калягин: «Вы очень красивый человек!»

    Многоуважаемый, дорогой, любимый Василий Семенович! Я счастлив поздравить Вас с юбилеем! Я не знаю, какие подобрать слова, чтобы в полной мере выразить свое почтение, восхищение, любовь и другие добрые чувства, которые я к Вам испытываю. ...
  • Василий Лановой: «Самолюбование убивает актеров»

    В преддверии своего юбилея (16 января народному артисту СССР исполнилось 85 лет) Василий Лановой дал интервью «Театралу». Полную версию читайте в свежем номере журнала (в продажу поступит через несколько дней). – Василий Семенович, в юбилей принято подводить итоги. ...
Читайте также