«Русский театр – лучший пример импортозамещения»

Игорь Золотовицкий рассказал «Театралу» о планах Фонда Станиславского

 
В Москве объявили лауреатов премии Станиславского 2017-2018 театрального сезона. Престижная международная награда ежегодно присуждается Фондом Станиславского, президентом которого совсем недавно был назначен Игорь Золотовицкий. Корреспондент «Театрала» пообщался с новым руководителем и узнал о предстоящих планах в его работе.

– Игорь Яковлевич, в начале октября вы возглавили Фонд Станиславского. Это было трудное решение? Как будете все успевать?
– Да, действительно, у меня много должностей, но бывают такие предложения, от которых невозможно отказаться. Я провел всю жизнь рядом с именем Станиславского, и когда мне предложили возглавить его фонд, то было бы трусостью от этого отказываться. В разные годы фонд возглавляли Олег Ефремов, Олег Табаков, Марк Захаров… Для меня большая честь продолжать их великое дело.

– Что для вас значит Константин Станиславский и что о нем думают современные студенты?
Константин Сергеевич – великая загадка русского театрального гения. Эта личность продолжает волновать, заставляет стремиться к чему-то новому, надеяться на открытие чего-то неизвестного. Об этом можно говорить бесконечно, я лучше приведу пример, показывающий, что Константин Сергеевич не просто икона, а живое дело. Недавно мы предложили первокурсникам Школы-студии МХАТ прочитать книгу Станиславского «Работа актера над собой» и задать вопросы автору так, будто он находится в аудитории. Вы не представляете, какое в итоге получилось интересное занятие. Энтузиазм и вопросы студентов показали, что идеи Станиславского актуальны и живы до сих пор. Я считаю, что русский театр во главе со Станиславским – лучший пример импортозамещения, о котором сейчас так много говорят.

– Расскажите подробнее о работе фонда. Что-то планируете менять?
– Планов у нас громадье. Деятельность фонда не ограничивается только премией. Уже более 10 лет фонд проводит международный фестиваль «Сезон Станиславского», более 20 лет занимается сохранением и восстановлением бывшего имения Константина Станиславского «Любимовки», чтобы создать на его базе театральный центр. «Любимовка» и сейчас принимает гостей – здесь проводятся театральные лаборатории, мастер-классы. В 2017 году прошел летний фестиваль губернских театров.

Изменения в работе фонда пока не планируются. Все, что намечено до меня, будет продолжено. Главное сейчас найти единомышленников, которые могли бы нас поддержать. Необходимо дополнительное финансирование, чтобы фонд и его проекты могли развиваться.

– Фонд проводит премию Станиславского уже 23 года. За это время появилось множество других театральных наград, а после выхода Минкульта из «Золотой маски» стали говорить об учреждении еще одной национальной театральной премии. Не считаете ли это перебором?
– Конечно, нет. Ни одна премия не может быть объективной. Это разные люди, разные мнения. Искусство всегда субъективно, и это хорошо. Но почему-то люди эту субъективность порой выдают за негативное явление.

– Расскажите о лауреатах премии этого года. Как проходил отбор?
– У членов жюри не было особых разногласий по поводу лауреатов. Премия Станиславского поощряет творцов не за конкретные спектакли, а за просветительскую работу, за отношение к театру вообще.

Все наши лауреаты очень разношерстные. Это люди разных взглядов, разных поколений и даже разных профессий – актеры, театроведы, журналисты, педагоги и режиссеры. Но всех их объединяет одно – они очень талантливы.
Каждая фигура в какой–то степени культовая – Лия Ахеджакова, Марк Захаров, Александр Филиппенко, Деклан Доннеллан… Исключением здесь является только Егор Перегудов – молодой режиссер, но и он уже достаточно опытный. Это счастье, что в театральное искусство врывается молодая режиссура, им надо заявить о себе, но не всегда это легко сделать. У них есть право на ошибку, и этого не надо бояться. Мы поддерживаем это поколение в номинации «Перспектива». Премия Станиславского символизирует движение и развитие и при этом сохраняет дух патриархов русского театра.

– Молодые режиссеры часто интерпретируют классику достаточно вольным образом. Как вы относитесь к таким постановкам?
– Если трактовка талантливая, то мне плевать, как она сделана. Если я понимаю, про что это, если считываю для себя какие-то смыслы, если это сделано не ради осовременивания и не ради провокации, то в этом случае я выступаю за любой эксперимент. Мне главное, чтобы была понятна история, чтобы я переживал или радовался за героев. Уже во вторую очередь я смотрю, во что одеты актеры и какие на сцене декорации. Мне интересен посыл художника. Кто, как ни Станиславский был экспериментатором, и он был очень современным для своей эпохи. Конечно, все это субъективно, но если мы видим смысл, то это оправдано. Ком-то нравится одно, кому-то другое. Если вы заранее знаете, что вам не понравится спектакль – не ходите на него. Сбережете и нервы, и деньги.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 

  • Нравится


Самое читаемое

  • В Мещанском суде Москвы рассматривают уголовное дело «Седьмой студии»

    В среду, 7 ноября, в Мещанском суде Москвы рассматривается уголовное дело «Седьмой студии». Корреспонденты «Театрала» передают с места событий.  Заседание было назначено на 9.30, фигуранты дела уже прибыли, но заседание еще не началось. ...
  • «Куда ни глянь, везде одна глупость»

    Для переезда в историческое здание на Чистых прудах «Современник» готовит премьеру спектакля «Дюма» по пьесе Ивана Охлобыстина. Этот материал предложил для постановки Михаил Ефремов, который сам при этом выступит режиссером. ...
  • Диана Вишнева провела открытый мастер-класс

    В воскресенье, 11 ноября, прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнева впервые в своей творческой карьере провела большой мастер-класс «Наследие классического балета» в студии Context Pro в Санкт-Петербурге.   «Диана Вишнева впервые проведет мастер-класс «Наследие классического танца» в формате открытой репетиции на примере одной из самых известных вариаций классического репертуара — Маши из балета «Щелкунчик» (третий акт) в постановке Василия Ивановича Вайнонена», — цитирует РИА сообщение пресс-службы студии. ...
  • Кирилл РАЗЛОГОВ: «Гибнет великий замысел»

    Киноцентр «Соловей» – один из самых престижных кинотеатров Москвы, имеющий культурную и историческую ценность, заявил в беседе с «Театралом» кинокритик Кирилл Разлогов. Ранее газета «Ведомости» сообщила о том, что знаменитый Киноцентр на Красной Пресне собираются перестроить в гостиницу. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Куда ни глянь, везде одна глупость»

    Для переезда в историческое здание на Чистых прудах «Современник» готовит премьеру спектакля «Дюма» по пьесе Ивана Охлобыстина. Этот материал предложил для постановки Михаил Ефремов, который сам при этом выступит режиссером. ...
  • «Не всё что делается, мне понятно…»

    2019 год станет в России Годом театра. Практика этих посвящений нравится не всем, скептики есть всегда. Мне приходится довольно много летать, и в самолетах я слышу, помимо привычных слов о погоде и температуре за бортом: «Этот год указом президента Российской Федерации объявлен Годом кино», например. ...
  • «Роли находят меня быстрее, чем я их»

    Вечером в субботу, 27 октября, в Театре Пушкина состоится премьера Анатолия Шульева «Гедда Габлер». Классический сюжет Генрика Ибсена рассказывает о дочери генерала, жизнь которой резко изменилась со смертью отца. ...
  • Мария Ревякина: «Мы продали 4500 билетов за короткий срок»

    От чего зависит успех театра? От громких премьер? От оригинальности художественной программы? От наличия в труппе звездных имен? От удобного местоположения? Можно перечислить и множество других слагаемых, но есть еще один немаловажный аспект: любой спектакль, как творческий продукт, должен найти своего потребителя. ...
Читайте также