«Русский театр – лучший пример импортозамещения»

Игорь Золотовицкий рассказал «Театралу» о планах Фонда Станиславского

 
В Москве объявили лауреатов премии Станиславского 2017-2018 театрального сезона. Престижная международная награда ежегодно присуждается Фондом Станиславского, президентом которого совсем недавно был назначен Игорь Золотовицкий. Корреспондент «Театрала» пообщался с новым руководителем и узнал о предстоящих планах в его работе.

– Игорь Яковлевич, в начале октября вы возглавили Фонд Станиславского. Это было трудное решение? Как будете все успевать?
– Да, действительно, у меня много должностей, но бывают такие предложения, от которых невозможно отказаться. Я провел всю жизнь рядом с именем Станиславского, и когда мне предложили возглавить его фонд, то было бы трусостью от этого отказываться. В разные годы фонд возглавляли Олег Ефремов, Олег Табаков, Марк Захаров… Для меня большая честь продолжать их великое дело.

– Что для вас значит Константин Станиславский и что о нем думают современные студенты?
Константин Сергеевич – великая загадка русского театрального гения. Эта личность продолжает волновать, заставляет стремиться к чему-то новому, надеяться на открытие чего-то неизвестного. Об этом можно говорить бесконечно, я лучше приведу пример, показывающий, что Константин Сергеевич не просто икона, а живое дело. Недавно мы предложили первокурсникам Школы-студии МХАТ прочитать книгу Станиславского «Работа актера над собой» и задать вопросы автору так, будто он находится в аудитории. Вы не представляете, какое в итоге получилось интересное занятие. Энтузиазм и вопросы студентов показали, что идеи Станиславского актуальны и живы до сих пор. Я считаю, что русский театр во главе со Станиславским – лучший пример импортозамещения, о котором сейчас так много говорят.

– Расскажите подробнее о работе фонда. Что-то планируете менять?
– Планов у нас громадье. Деятельность фонда не ограничивается только премией. Уже более 10 лет фонд проводит международный фестиваль «Сезон Станиславского», более 20 лет занимается сохранением и восстановлением бывшего имения Константина Станиславского «Любимовки», чтобы создать на его базе театральный центр. «Любимовка» и сейчас принимает гостей – здесь проводятся театральные лаборатории, мастер-классы. В 2017 году прошел летний фестиваль губернских театров.

Изменения в работе фонда пока не планируются. Все, что намечено до меня, будет продолжено. Главное сейчас найти единомышленников, которые могли бы нас поддержать. Необходимо дополнительное финансирование, чтобы фонд и его проекты могли развиваться.

– Фонд проводит премию Станиславского уже 23 года. За это время появилось множество других театральных наград, а после выхода Минкульта из «Золотой маски» стали говорить об учреждении еще одной национальной театральной премии. Не считаете ли это перебором?
– Конечно, нет. Ни одна премия не может быть объективной. Это разные люди, разные мнения. Искусство всегда субъективно, и это хорошо. Но почему-то люди эту субъективность порой выдают за негативное явление.

– Расскажите о лауреатах премии этого года. Как проходил отбор?
– У членов жюри не было особых разногласий по поводу лауреатов. Премия Станиславского поощряет творцов не за конкретные спектакли, а за просветительскую работу, за отношение к театру вообще.

Все наши лауреаты очень разношерстные. Это люди разных взглядов, разных поколений и даже разных профессий – актеры, театроведы, журналисты, педагоги и режиссеры. Но всех их объединяет одно – они очень талантливы.
Каждая фигура в какой–то степени культовая – Лия Ахеджакова, Марк Захаров, Александр Филиппенко, Деклан Доннеллан… Исключением здесь является только Егор Перегудов – молодой режиссер, но и он уже достаточно опытный. Это счастье, что в театральное искусство врывается молодая режиссура, им надо заявить о себе, но не всегда это легко сделать. У них есть право на ошибку, и этого не надо бояться. Мы поддерживаем это поколение в номинации «Перспектива». Премия Станиславского символизирует движение и развитие и при этом сохраняет дух патриархов русского театра.

– Молодые режиссеры часто интерпретируют классику достаточно вольным образом. Как вы относитесь к таким постановкам?
– Если трактовка талантливая, то мне плевать, как она сделана. Если я понимаю, про что это, если считываю для себя какие-то смыслы, если это сделано не ради осовременивания и не ради провокации, то в этом случае я выступаю за любой эксперимент. Мне главное, чтобы была понятна история, чтобы я переживал или радовался за героев. Уже во вторую очередь я смотрю, во что одеты актеры и какие на сцене декорации. Мне интересен посыл художника. Кто, как ни Станиславский был экспериментатором, и он был очень современным для своей эпохи. Конечно, все это субъективно, но если мы видим смысл, то это оправдано. Ком-то нравится одно, кому-то другое. Если вы заранее знаете, что вам не понравится спектакль – не ходите на него. Сбережете и нервы, и деньги.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончался актер Андрей Харитонов

    Известный актер театра и кино Андрей Харитонов скончался в воскресенье, 23 июня, на 60-м году жизни, похоронят актера в Киеве.   «Андрея сегодня не стало… Ушел из жизни всеми любимый, талантливый и необыкновенно красивый человек. ...
  • «Мы все сегодня осиротели»

    Актриса и режиссер, народная артистка России Алла Покровская скончалась во вторник, 25 июня, на 82-м году жизни после продолжительной болезни. Об этом сообщается на сайте МХТ им. Чехова. «Сегодня, 25 июня, ушла из жизни народная артистка России Алла Борисовна Покровская - выпускница Школы-студии МХАТ (легендарный «звездный» курс 1959 г. ...
  • «Это назначение грозит гибелью»

    В День России, 12 июня, коллектив Центрального театра кукол им. Образцова вышел на улицу, чтобы выразить своего рода протест против назначения заместителем директора ГЦТК Юрия Шерлинга, из-за которого, по, словам артистов, в театре сложилась «нездоровая обстановка», обусловленная «угрозами увольнения» и «обвинениями в некомпетентности». ...
  • Умер Франко Дзеффирелли

    Итальянский режиссер Франко Дзеффирелли ушел из жизни в возрасте 96 лет. Об этом сообщил мэр Флоренции Дарио Нарделла. «Я хотел, чтобы этот день никогда не наступил, – написал Нарделла в своем блоге в Twitter. – Франко Дзеффирели ушел сегодня утром». ...
Читайте также


Читайте также

  • Антон Шагин: «Чтобы не потеряться за лицедейством…»

    Весной вышла новая книга стихов актера Антона Шагина  - «Антоновки». В поэтической рубрике «Театрала» представлем стихи из этого сборника. – Я всегда пишу. Даже если я не пишу физически, то внутри всё равно идет работа. ...
  • Трагик и комедиант

    Народный артист России Сергей Степаненко 18 июня отмечает юбилей. Ведущего актера «Ленкома» поздравляют коллеги.   Александр Лазарев: – Для меня Серёга, Сергей Юрьевич Степанченко, он же Серёжка, он же Степан – невероятно близкий человек в театре и в жизни. ...
  • Франко Дзеффирелли: «Моду на страдание изобрели русские»

    Франко Дзеффирелли, скончавшийся в ночь на 15 июня в Италии на 96-м году жизни, в 2008 году дал интервью «Театралу». В память о маэстро напомним этот материал читателям. – Вы считаете себя большим художником? – Человек, который думает о себе «я большой художник» – кретин. ...
  • «Бутусов дает почувствовать себя свободным»

    С актрисой Московского драматического театра им. Пушкина Александрой Урсуляк мы встречаемся поздно вечером, после спектакля «Гедда Габлер», когда монтировщики сцены разбирают декорации. – Александра, вы только что отыграли спектакль, на который, судя по всему, приходит довольно разнообразная публика. ...
Читайте также