Зрители театра «Практика» поучаствовали в опросе

 
Билеты на новый спектакль Марины Брусникиной «Человек из Подольска Сережа очень тупой» не достать. Постановка стала экспериментом не только для творческой команды, но и для зрителей, которым предложили ответить на самые неудобные и болезненные вопросы. «Театрал» побывал на одном из премьерных показов. 

«Эксперимент» начался уже на входе в театр. 

– Уделите пару минут? – в фойе ко мне походит девушка с карандашом и пустым бланком социологического опроса.
Любой москвич, привыкший отбрыкиваться от вороха рекламных листовок и анкет, рефлекторно съеживается, тем более что за стандартными: «Как вас зовут?» и «Сколько вам лет?», следуют вопросы, которые не принято задавать даже в дружеской компании: «Вы много зарабатываете?», «В институт по блату поступили?», «А родину любите?».

На самом деле все эти вопросы каждый снова адресует самому себе по ходу спектакля. 

Две абсурдистские пьесы Дмитрия Данилова «Человек из Подольска» и «Сережа очень тупой» идут параллельно в двух залах. В антракте зрители меняются местами, чтобы досмотреть недостающий кусок. Как утверждают авторы, от перемены мест слагаемых смысл не меняется – однако финальный акцент все-таки звучит иначе. 

– Пьесы Дмитрия Данилова прекрасны своей неоднозначностью: они рождают огромное количество трактовок, поэтому каждый находит и считывает в них какую-то личную ситуацию, – рассказала «Театралу» Марина Брусникина. – Это тот самый случай, когда каждый зритель приносит в театр собственную акустику. Мне кажется, в каждой пьесе есть замечательно придуманный ход, который заставляет нас посмотреть на привычные вещи по-новому. Неожиданные, парадоксальные ситуации меняют наше представление о реальности, поэтому мы начинаем иначе смотреть на себя. 

Первая история разворачивается в полицейском участке, где по странному стечению обстоятельств оказывается некий человек из Подольска, задержанный неизвестно за что. Николай – обыкновенный парень. Ему около тридцати. Живет с мамой, работает редактором муниципальной газеты. Работу свою не любит, получает за нее копейки. В институт поступил по знакомству. Создал было рок-группу, однако на музыкальном поприще успехов так и не достиг. Николай живет на автомате – равнодушно и бессмысленно. В общем, как все. Не помнит даже цвет стен у себя в подъезде. Перспектив не видит. Родной город считает дырой (не Амстердам все-таки). Странно одно – за все это он угодил в участок. И здесь из него, похоже, собираются сделать человека. 

– Если в «Человеке из Подольска» есть некая внешняя сила, которая действует на героя, пытаясь его перестроить, то в «Сереже» никаких «внешних врагов» нет, – продолжает Марина Брусникина. – Проблема не в реальности, а в тебе лично – это ты не хочешь видеть, слышать и воспринимать жизнь. 

Герои истории про «очень тупого Сережу» тоже ведут совершенно непримечательную, размеренную жизнь. Сережа – программист, Маша – дизайнер интерьеров. По вечерам покупают бутылку вина в местном супермаркете. Общаются друг с другом, уткнувшись в телефоны. Всё так типично. Внезапно на пороге их однокомнатной квартиры появляются три загадочных курьера с посылкой, которую никто не ждал. И это событие ломает весь привычный распорядок. Вроде бы ничего ужасного не происходит: сотрудники службы доставки пьют чай, играют с хозяином в «города», поют казачьи песни, но рядовой горожанин, отвыкший от сердечных отношений, переживает жесточайший срыв шаблона: Сереже даже кажется, что сейчас его будут грабить или убивать. «Курьеры, которые приходят, сидят час, разговаривают, в «города» играют. Я вообще не понимаю, что это было? Кто это такие? Зачем это все?!», – вопрошает он.

– Значит так. Берешь сейчас этот пакет, только не разворачивай, я тебя умоляю. И выбрасываешь его где-нибудь подальше, – командует Маша, с опаской глядя на посылку, когда незваные гости наконец скрываются за дверью. 

– Ну подожди, давай, может, откроем? Там реально кто-то шевелится! Оно живое! – слабо протестует Сережа. 
Но все-таки сдается. 

Потому что «живое» здесь не нужно. То «живое», что по случайности забрело в их устоявшийся быт, они выкидывают с отвращением и ужасом. И возвращаются в уютный кокон – каждый в свой. 

– Герои Данилова – не исключительные, – считает Марина Брусникина. – Они похожи на всех нас, не желающих взглянуть на вещи с другой точки зрения, идущих на поводу у собственных страхов. В пьесе мощно звучит тема нашей закрытости: мы опасаемся любых контактов с миром в его непредсказуемости, любых нарушений нашего пространства. Мы предлагаем зрителями подумать над этим – работаем с ними перед началом спектакля и в антракте (играем в «города», проводим викторину на знание истории Москвы, учим гимн столицы). В конце люди видят результат этой работы.

В день премьеры в опросе поучаствовало 60 зрителей. 18 из них родились в Москве, Гимн столицы сумели вспомнить 8. 12 опрошенных заявили, что зарабатывают много, 48 – что зарабатывают мало, при этом любят свою работу только 22 человека (38 – не любят). Политической ситуацией в стране интересуются 15 человек (ходят на выборы). Не любят родину – 35. Хорошими людьми себя назвали 30 человек, столько же признались, что они так себе. Трое поступили в институт по блату, пятеро сидели в тюрьме. Цвет стен в подъезде припомнили 33 респондента.

– В спектакле нет ответов или готовых рецептов – он только ставит вопросы, – говорит к заключении режиссер. – Речь в нем идет о перестройке человека – такую же возможность мы попытались предложить и зрителям. Станешь ли ты меняться в ответ на жесткую, иррациональную ситуацию – или замкнешься? Возможно, в этом есть элемент насилия. Но как иначе заставить человека задуматься?



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 


  • Нравится


Самое читаемое

  • Балерина Светлана Исакова погибла в ДТП

    10 августа трагически оборвалась жизнь ведущей солистки балета Харьковского театра оперы и балета Светланы Исаковой. Артистка скончалась от полученных в автокатастрофе травм. В момент аварии Светлана ехала вместе с мужем в маршрутном такси из Борисполя в Харьков. ...
  • Forbes назвал десятку самых состоятельных театров России

    Эксперты экономического журнала Forbes опубликовали 6 августа результаты анализа, согласно которому они выявили десятку российских театров федерального подчинения, которые в 2018 году получили больше всего денег из бюджета. ...
  • Михаил Ефремов обратился к министру МВД

    Актер Михаил Ефремов записал видеообращение министру МВД Колокольцеву в стихах (автор текста Андрей Орлов (Орлуша). Напомним, 31 июля в Москве арестовали актера театра «Современник» за пародию на пьяного полицейского. ...
  • Соломон Тенсер: «Наш Гала-концерт состоится в столице мирового балета»

    30 июня на сцене концертного зала «Октябрьский» в Санкт-Петербурге состоится вечер в честь 25-летия знаменитого международного проекта Stars of the 21st Century. На протяжении многих лет Гала-концерты «Звезды XXI века» с участием лучших артистов балета со всего мира проходили в таких престижных залах, как «Линкольн-центр» (Нью-Йорк), Кремлевский дворец (Москва), Театр на Елисейских полях (Париж), Центр искусств (Торонто), Дворец Фестивалей (Канны), и всегда это становилось событием любого балетного сезона. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Северной столице немцы представят «Утопию»

    В рамках Театральной олимпиады 7, 8 и 14 сентября в Санкт-Петербурге состоится премьера нового променад-спектакля «Утополис Петербург» от всемирно известной немецкой театральной компании Rimini Protokoll. Ранее проект был представлен только жителям Манчестера под названием Utopolis Manchester. ...
  • Выходит в свет сентябрьский «Театрал»

    На страницах первого осеннего номера (см. подписка) вы прочтете: - какая роль стала для Елизаветы Боярской настоящим испытанием; - что думает Иван Вырыпаев о закулисном мире шоу-бизнеса; - почему в Год театра директора уходят со своих постов; - какие впечатления остались у Марка Розовского после работы в Авиньоне; - какой сюрприз готовит зрителям Дмитрий Крымов; - чем опасен театр: внучка Чарли Чаплина в спецпроекта «Театрала»; - когда в Москву привезут лучшие спектакли русскоязычных театров Европы и США; - почему классика всегда современна: колонка Дмитрия Трубочкина; - как на государственном уровне будет отмечаться столетие Театра им. ...
  • Нестрашный Вий

    В петербургском театре «Приют комедианта» 33-й сезон открылся премьерным спектаклем режиссера Василия Сенина «Вий».   Притча Гоголя «Вий» всегда ассоциировалась с ужасом, наваждением, жутью. Этакая страшилка, которая, однако, почему-то нужна людям и, прежде всего, детям, чтобы вновь и вновь переживать страх. ...
  • «Дети у власти» откроют сезон в Александринке

    В день открытия сезона, 3 сентября, на Новой сцене Александринского театра состоится премьера спектакля «Дети у власти» по пьесе французского поэта, драматурга Роже Витрака (1899 – 1952). Над постановкой работает Николай Рощин в соавторстве с Андреем Калининым и, по их замыслу,  это произведение – «искреннее признание театру в любви и верности». ...
Читайте также