Зрители театра «Практика» поучаствовали в опросе

 
Билеты на новый спектакль Марины Брусникиной «Человек из Подольска Сережа очень тупой» не достать. Постановка стала экспериментом не только для творческой команды, но и для зрителей, которым предложили ответить на самые неудобные и болезненные вопросы. «Театрал» побывал на одном из премьерных показов. 

«Эксперимент» начался уже на входе в театр. 

– Уделите пару минут? – в фойе ко мне походит девушка с карандашом и пустым бланком социологического опроса.
Любой москвич, привыкший отбрыкиваться от вороха рекламных листовок и анкет, рефлекторно съеживается, тем более что за стандартными: «Как вас зовут?» и «Сколько вам лет?», следуют вопросы, которые не принято задавать даже в дружеской компании: «Вы много зарабатываете?», «В институт по блату поступили?», «А родину любите?».

На самом деле все эти вопросы каждый снова адресует самому себе по ходу спектакля. 

Две абсурдистские пьесы Дмитрия Данилова «Человек из Подольска» и «Сережа очень тупой» идут параллельно в двух залах. В антракте зрители меняются местами, чтобы досмотреть недостающий кусок. Как утверждают авторы, от перемены мест слагаемых смысл не меняется – однако финальный акцент все-таки звучит иначе. 

– Пьесы Дмитрия Данилова прекрасны своей неоднозначностью: они рождают огромное количество трактовок, поэтому каждый находит и считывает в них какую-то личную ситуацию, – рассказала «Театралу» Марина Брусникина. – Это тот самый случай, когда каждый зритель приносит в театр собственную акустику. Мне кажется, в каждой пьесе есть замечательно придуманный ход, который заставляет нас посмотреть на привычные вещи по-новому. Неожиданные, парадоксальные ситуации меняют наше представление о реальности, поэтому мы начинаем иначе смотреть на себя. 

Первая история разворачивается в полицейском участке, где по странному стечению обстоятельств оказывается некий человек из Подольска, задержанный неизвестно за что. Николай – обыкновенный парень. Ему около тридцати. Живет с мамой, работает редактором муниципальной газеты. Работу свою не любит, получает за нее копейки. В институт поступил по знакомству. Создал было рок-группу, однако на музыкальном поприще успехов так и не достиг. Николай живет на автомате – равнодушно и бессмысленно. В общем, как все. Не помнит даже цвет стен у себя в подъезде. Перспектив не видит. Родной город считает дырой (не Амстердам все-таки). Странно одно – за все это он угодил в участок. И здесь из него, похоже, собираются сделать человека. 

– Если в «Человеке из Подольска» есть некая внешняя сила, которая действует на героя, пытаясь его перестроить, то в «Сереже» никаких «внешних врагов» нет, – продолжает Марина Брусникина. – Проблема не в реальности, а в тебе лично – это ты не хочешь видеть, слышать и воспринимать жизнь. 

Герои истории про «очень тупого Сережу» тоже ведут совершенно непримечательную, размеренную жизнь. Сережа – программист, Маша – дизайнер интерьеров. По вечерам покупают бутылку вина в местном супермаркете. Общаются друг с другом, уткнувшись в телефоны. Всё так типично. Внезапно на пороге их однокомнатной квартиры появляются три загадочных курьера с посылкой, которую никто не ждал. И это событие ломает весь привычный распорядок. Вроде бы ничего ужасного не происходит: сотрудники службы доставки пьют чай, играют с хозяином в «города», поют казачьи песни, но рядовой горожанин, отвыкший от сердечных отношений, переживает жесточайший срыв шаблона: Сереже даже кажется, что сейчас его будут грабить или убивать. «Курьеры, которые приходят, сидят час, разговаривают, в «города» играют. Я вообще не понимаю, что это было? Кто это такие? Зачем это все?!», – вопрошает он.

– Значит так. Берешь сейчас этот пакет, только не разворачивай, я тебя умоляю. И выбрасываешь его где-нибудь подальше, – командует Маша, с опаской глядя на посылку, когда незваные гости наконец скрываются за дверью. 

– Ну подожди, давай, может, откроем? Там реально кто-то шевелится! Оно живое! – слабо протестует Сережа. 
Но все-таки сдается. 

Потому что «живое» здесь не нужно. То «живое», что по случайности забрело в их устоявшийся быт, они выкидывают с отвращением и ужасом. И возвращаются в уютный кокон – каждый в свой. 

– Герои Данилова – не исключительные, – считает Марина Брусникина. – Они похожи на всех нас, не желающих взглянуть на вещи с другой точки зрения, идущих на поводу у собственных страхов. В пьесе мощно звучит тема нашей закрытости: мы опасаемся любых контактов с миром в его непредсказуемости, любых нарушений нашего пространства. Мы предлагаем зрителями подумать над этим – работаем с ними перед началом спектакля и в антракте (играем в «города», проводим викторину на знание истории Москвы, учим гимн столицы). В конце люди видят результат этой работы.

В день премьеры в опросе поучаствовало 60 зрителей. 18 из них родились в Москве, Гимн столицы сумели вспомнить 8. 12 опрошенных заявили, что зарабатывают много, 48 – что зарабатывают мало, при этом любят свою работу только 22 человека (38 – не любят). Политической ситуацией в стране интересуются 15 человек (ходят на выборы). Не любят родину – 35. Хорошими людьми себя назвали 30 человек, столько же признались, что они так себе. Трое поступили в институт по блату, пятеро сидели в тюрьме. Цвет стен в подъезде припомнили 33 респондента.

– В спектакле нет ответов или готовых рецептов – он только ставит вопросы, – говорит к заключении режиссер. – Речь в нем идет о перестройке человека – такую же возможность мы попытались предложить и зрителям. Станешь ли ты меняться в ответ на жесткую, иррациональную ситуацию – или замкнешься? Возможно, в этом есть элемент насилия. Но как иначе заставить человека задуматься?



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 


  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Домогаров и Большова стали английскими актерами

    Театральное агентство «Арт-Партнер XXI» на сцене театра им. Пушкина представило премьеру спектакля «Генри и Эллен» по пьесе современного американского драматурга Дона Нигро.  В центре повествования реальная история любви знаменитых британских актеров конца XIX – начала ХХ вв. ...
  • В «Театре.doc» покажут «28 дней»

    В «Театре.doc» представят пьесу Ольги Шиляевой «28 дней». Спектакль поставлен по принципу античной трагедии и посвящен взаимоотношениям женщины с обществом.  «Пьеса «28 дней» - серьезный вызов для театра и с точки зрения формы и содержания, - рассказал режиссер Юрий Муравицкий. ...
  • «Маяковка» посвятила акцию Леониду Хейфецу

    В честь лауреата «Золотой маски» Леонида Хейфеца (в этом году режиссер получит награду в самой почетной номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства») Театр им. Маяковского покажет на Основной сцене два его спектакля, идущие в камерных пространствах. ...
  • Февральский «Театрал» уже в продаже!

    На страницах заключительного зимнего номера (см. где купить и подписка) вы прочтете: - какую помощь Александр Калягин просит у депутатов; - в чем сходство театра и власти: мнение Дмитрия Быкова; - как Егор Перегудов нашел свой ключ к Маркесу; - что общего у Даниила Страхова с шекспировским Макбетом; - о чем мечтает Василий Лановой; - кто вдохновил Галину Волчек: «Современник» вернулся на Чистые пруды; - за что Валентин Гафт любит «пишущих артистов»; - как российские театры покоряли Лондон; - какие сюрпризы готовит для зрителей «Московская оперетта»: интервью с директором Владимиром Тартаковским; - что пожелали коллеги Ирине Муравьевой: актриса отмечает юбилей; - кому Александр Коршунов признателен за счастливое детство; - в чем Лика Рулла видит причины кризиса для русского мюзикла; - как Музей им. ...
Читайте также