«Библейский сюжет нашей жизни»

В Москве открылась выставка работ Лидии Шульгиной

 
В четверг, 18 октября, в галерее «Открытый клуб» состоялось открытие выставки произведений Лидии Шульгиной (1957—2000) «Заветы на ветоши». В последние годы своей жизни художница работала над библейскими сюжетами. Выставка продлится до 30  октября.
 
«Лидия Шульгина – уникальный художник и уникальная личность во всех ее проявлениях, - сказал на открытии выставки художник Феликс Бух. - Ей не хватало времени, и жизни в конце концов не хватило… Она хотела сказать еще очень многое. Сейчас часто говорят о том, кто такие актуальные современные художники. Вот перед нами работы самого актуального художника, который менял всё - стиль, подход, материал, которым работал. Она вышла на создание больших объектов и в то же время ее творчество касается самого глубокого и сокровенного в жизни каждого – библейского сюжета нашей жизни».
 
«Современное искусство — пёстрый карнавал, участники которого силятся придерживаться установленных ими правил: каждый натягивает маску и под ней скрывает своё лицо и свою проблему, - писала сама художница. - Каждый день, жадно приступая к работе, я тоже надеюсь сотворить себе такую маску. Натяну её на своё лицо, и никому не удастся увидеть мои тревоги и страхи. Никому не удастся услышать заглушаемый маской крик: «Авва, Отче, пронеси чашу сию мимо меня». Пытаюсь натянуть маску.  И тут же спохватываюсь: нет у меня времени участвовать в этом карнавале. И я срываю бездарный парик и остаюсь нагой. Даже перед зрителями. Я позволяю наблюдать за собой и не стыжусь, ибо мой зритель прекрасно знает, что для меня страдание и труд во имя нового — тема не банальная»
 
«Лидия Шульгина была выдающимся художником, и она должна стать известна не только узкому кругу профессионалов, но и всей стране, - уверена искусствовед Вера Калмыкова. - Ее неповторимость в том, что она никогда не «присваивала себе тему». Безусловно высочайший профессионализм требовал величайшего труда, но она всегда остается на благородной дистанции между тем, что она изображает и тем, как она это делает, в этом ее уникальность. И именно это определяет место, которое она занимает в искусстве второй половины ХХ века».
 
Начинала Лидия Шульгина как книжный график, иллюстрируя детскую литературу. Увидев однажды, невозможно забыть ее удивительных трогательных персонажей — героев сказок Сергея Козлова, Бориса Заходера, Ирины Пивоваровой. «Мне не нравится, когда иллюстрации отводится скучная роль растолковывать текст. Поэтому всегда стараюсь нарисовать полную картину мира, предлагаемого автором, в котором герои смогут жить самостоятельной жизнью, создавая новые ситуации. Про себя я называю это параллельной сказкой», — говорила Лидия.

Но ее путь шел дальше и глубже, от книг — к Книге книг: «Было бы дерзостью сказать, что я работаю над темами из Библии или пытаюсь ее иллюстрировать. Я просто читаю Книгу, и сегодняшние события кажутся мне ее продолжением».

На этом пути она обращается к живописи. «Она не отступила ни от одного из принятых на себя обязательств, — пишет художник Николай Эстис, — не растоптала ни одного канона, лишь усложняла свое художественное кредо, ощущая стиль и форму не как ломку и разрушение, а как прививку различных плодов к одному и тому же дереву. Творчество Лидии Шульгиной от начала до конца интенсивно и культурно созидательно. Это возвращение временного вечному».

Последней на этом пути оказалась скульптура. Но не статичная, холодная, «мраморная», а легкая, воздушная, бумажная… Однако впечатляющая зрителя, внутренней силой и драматизмом сродни античному Лаокоону. Лидия Шульгина открыла для этой работы свою особую технику, когда старая газетная бумага, смоченная в водоэмульсионной краске, едва тронутая цветом становилась материалом для монументальных произведений на тему, так мощно зазвучавшую в ее творчестве. Невозможно сказать об этом лучше Льва Аннинского: «В каком материале воплощать невоплотимое? Она возвращается к бумаге. К той бумаге, которая смятыми клочьями валяется под ногами, как бренный прах, не выдержавший напряжения. Этот материал надо вернуть в жизнь во всей его эфемерности. Поднять из-под ног. Вернуть хрупкость и твердость. Насытить белизной чистоты. Вот она — техника финала: старые газеты, погруженные в ведро с белилами. Из этих клочьев и клочков вылепливаются фигуры. И застывают, храня вещество несуществования. Никакого каркаса — все легкое. Чистым духом держится».

В одном из последних своих писем Лидия Шульгина писала: «Вот и живешь на разломе, на стыке — наций, культур, желаний, устремлений... И видишь, что у Времени нет начала и поступательности в движении. Слово, прозвучав, отразило всю нашу жизнь и напророчило ее же. И опять каждый, выброшенный в мир, начинает свой путь с выбора — не покориться, нарушить запреты и заповеди. И опять грозный Судья ломает и крушит нескладные фигурки. И нет конца...»

Последние годы Лидия Шульгина жила в Германии, и в декабре этого года в мастерской, где она работала и где хранятся произведения, созданные ею  в этот период, откроется мемориальное пространство. 
 
В этом году режиссером Игорем Морозовым был снят фильм, посвященный творчеству Лидии Шульгиной «И тогда неминуемо приходит один из нас». Как рассказала продюсер картины Ирина Калинина, этот фильм вошел в конкурсную программу XV Международного благотворительного фестиваля «Ангел лучезарный», который проходит в Москве с 1 по 7 ноября. Показ картины состоится 5 ноября в 11 часов в кинотеатре «Октябрь».


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Человек становится свободным, когда способен себя ограничить»

    В преддверии 99-го сезона, который открылся в Театре им. Вахтангова в пятницу, 6 сентября, художественный руководитель Римас ТУМИНАС объявил о предстоящих планах (подробнее см. материал «Театрала»). Однако его речь отличалась не только перечислением планов, но и злободневными рассуждениями, которые, возможно, разойдутся на цитаты. ...
  • «Звезда Театрала»-2019: шорт-лист объявлен!

    Первый этап голосования позади. За лето в каждой номинации Премии «Звезда Театрала» определились тройки лидеров и по традиции объявляется шорт-лист.   У читателей есть время до конца осени, чтобы зайти на страницу Премии и решить, чьи актерские и режиссерские работы в прошлом сезоне были лучшими. ...
  • «Мы не должны молчать»

    В понедельник, 16 сентября, актера Павла Устинова, выпускника Высшей школы сценических искусств Константина Райкина приговорили к 3,5 годам лишения свободы по части 2 ст. 318 УК РФ. Суд признал его виновным в применении насилия к представителю власти: по версии следствия, 3 августа на несанкционированной акции на Пушкинской площади Устинов оказал сопротивление сотрудникам Росгвардии при задержании и вывихнул плечевой сустав одному из росгвардейцев. ...
  • «Я хотел закрыть театр на три дня»

    Вечером, 6 сентября, Театр им. Вахтангова открывает 99-й сезон премьерой спектакля Юрия Бутусова «Пер Гюнт», для которого, по словам Римаса Туминаса, нужно будет сделать другую афишу. Сейчас там изображен молодой человек с заклеенным ртом и глазами. ...
Читайте также


Читайте также

  • Третьяковка открыла продажу билетов на выставку Поленова

    Василий Поленов, Ранний снег. 1891. Государственная Третьяковская галерея Третьяковская галерея открыла в четверг, 13 сентября, предварительную продажу билетов на выставку Василия Поленова, которая будет проходить на Крымском Валу с 17 октября по 26 января. ...
  • Музей Рерихов приглашает на бесплатные экскурсии

    Музей Рерихов на ВДНХ (филиал Музея Востока) запускает бесплатные экскурсии по экспозиции. Посетителям расскажут о картинах Николая Рериха, а также о скульптурах из коллекции его семьи. «Еженедельно по средам в 17.00 посетители смогут присоединиться к экскурсии, узнать редкие факты о произведениях и жизни художника и получить ответы на интересующие вопросы. ...
  • Музей Москвы расскажет о себе

    7 сентября в новом пространстве первого корпуса Провиантских складов откроется бесплатная экспозиция «Музей Москвы. Точка отсчёта» — подробный рассказ о становлении музея и его роли в жизни столицы.   Название проекта «Точка отсчёта» содержит несколько смыслов. ...
  • Музей современного искусства посвятит выставку Дмитрию Брусникину

    С 22 октября по 17 ноября в Московском музее современного искусства (ММОМА) состоится масштабная выставка «Человек размером с дом» в память об актёре и режиссере театра и кино, художественном руководителе Театра «Практика» Дмитрии Брусникине, об этом сообщила пресс-служба музея. ...
Читайте также