«Библейский сюжет нашей жизни»

В Москве открылась выставка работ Лидии Шульгиной

 
В четверг, 18 октября, в галерее «Открытый клуб» состоялось открытие выставки произведений Лидии Шульгиной (1957—2000) «Заветы на ветоши». В последние годы своей жизни художница работала над библейскими сюжетами. Выставка продлится до 30  октября.
 
«Лидия Шульгина – уникальный художник и уникальная личность во всех ее проявлениях, - сказал на открытии выставки художник Феликс Бух. - Ей не хватало времени, и жизни в конце концов не хватило… Она хотела сказать еще очень многое. Сейчас часто говорят о том, кто такие актуальные современные художники. Вот перед нами работы самого актуального художника, который менял всё - стиль, подход, материал, которым работал. Она вышла на создание больших объектов и в то же время ее творчество касается самого глубокого и сокровенного в жизни каждого – библейского сюжета нашей жизни».
 
«Современное искусство — пёстрый карнавал, участники которого силятся придерживаться установленных ими правил: каждый натягивает маску и под ней скрывает своё лицо и свою проблему, - писала сама художница. - Каждый день, жадно приступая к работе, я тоже надеюсь сотворить себе такую маску. Натяну её на своё лицо, и никому не удастся увидеть мои тревоги и страхи. Никому не удастся услышать заглушаемый маской крик: «Авва, Отче, пронеси чашу сию мимо меня». Пытаюсь натянуть маску.  И тут же спохватываюсь: нет у меня времени участвовать в этом карнавале. И я срываю бездарный парик и остаюсь нагой. Даже перед зрителями. Я позволяю наблюдать за собой и не стыжусь, ибо мой зритель прекрасно знает, что для меня страдание и труд во имя нового — тема не банальная»
 
«Лидия Шульгина была выдающимся художником, и она должна стать известна не только узкому кругу профессионалов, но и всей стране, - уверена искусствовед Вера Калмыкова. - Ее неповторимость в том, что она никогда не «присваивала себе тему». Безусловно высочайший профессионализм требовал величайшего труда, но она всегда остается на благородной дистанции между тем, что она изображает и тем, как она это делает, в этом ее уникальность. И именно это определяет место, которое она занимает в искусстве второй половины ХХ века».
 
Начинала Лидия Шульгина как книжный график, иллюстрируя детскую литературу. Увидев однажды, невозможно забыть ее удивительных трогательных персонажей — героев сказок Сергея Козлова, Бориса Заходера, Ирины Пивоваровой. «Мне не нравится, когда иллюстрации отводится скучная роль растолковывать текст. Поэтому всегда стараюсь нарисовать полную картину мира, предлагаемого автором, в котором герои смогут жить самостоятельной жизнью, создавая новые ситуации. Про себя я называю это параллельной сказкой», — говорила Лидия.

Но ее путь шел дальше и глубже, от книг — к Книге книг: «Было бы дерзостью сказать, что я работаю над темами из Библии или пытаюсь ее иллюстрировать. Я просто читаю Книгу, и сегодняшние события кажутся мне ее продолжением».

На этом пути она обращается к живописи. «Она не отступила ни от одного из принятых на себя обязательств, — пишет художник Николай Эстис, — не растоптала ни одного канона, лишь усложняла свое художественное кредо, ощущая стиль и форму не как ломку и разрушение, а как прививку различных плодов к одному и тому же дереву. Творчество Лидии Шульгиной от начала до конца интенсивно и культурно созидательно. Это возвращение временного вечному».

Последней на этом пути оказалась скульптура. Но не статичная, холодная, «мраморная», а легкая, воздушная, бумажная… Однако впечатляющая зрителя, внутренней силой и драматизмом сродни античному Лаокоону. Лидия Шульгина открыла для этой работы свою особую технику, когда старая газетная бумага, смоченная в водоэмульсионной краске, едва тронутая цветом становилась материалом для монументальных произведений на тему, так мощно зазвучавшую в ее творчестве. Невозможно сказать об этом лучше Льва Аннинского: «В каком материале воплощать невоплотимое? Она возвращается к бумаге. К той бумаге, которая смятыми клочьями валяется под ногами, как бренный прах, не выдержавший напряжения. Этот материал надо вернуть в жизнь во всей его эфемерности. Поднять из-под ног. Вернуть хрупкость и твердость. Насытить белизной чистоты. Вот она — техника финала: старые газеты, погруженные в ведро с белилами. Из этих клочьев и клочков вылепливаются фигуры. И застывают, храня вещество несуществования. Никакого каркаса — все легкое. Чистым духом держится».

В одном из последних своих писем Лидия Шульгина писала: «Вот и живешь на разломе, на стыке — наций, культур, желаний, устремлений... И видишь, что у Времени нет начала и поступательности в движении. Слово, прозвучав, отразило всю нашу жизнь и напророчило ее же. И опять каждый, выброшенный в мир, начинает свой путь с выбора — не покориться, нарушить запреты и заповеди. И опять грозный Судья ломает и крушит нескладные фигурки. И нет конца...»

Последние годы Лидия Шульгина жила в Германии, и в декабре этого года в мастерской, где она работала и где хранятся произведения, созданные ею  в этот период, откроется мемориальное пространство. 
 
В этом году режиссером Игорем Морозовым был снят фильм, посвященный творчеству Лидии Шульгиной «И тогда неминуемо приходит один из нас». Как рассказала продюсер картины Ирина Калинина, этот фильм вошел в конкурсную программу XV Международного благотворительного фестиваля «Ангел лучезарный», который проходит в Москве с 1 по 7 ноября. Показ картины состоится 5 ноября в 11 часов в кинотеатре «Октябрь».


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Умер Владимир Этуш

    Скончался Владимир Абрамович Этуш. В пятницу, 8 марта, актеру стало плохо. Скорая госпитализировала его в реанимационное отделение  одной из столичных клиник. Он был без сознания. Смерть наступила несколько часов спустя. ...
  • Евгений Князев: «Он должен был жить всегда»

    Утром в субботу, 9 марта, на 97-м году жизни не стало президента Щукинского театрального училища, народного артиста СССР Владимира Этуша. Накануне вечером он был госпитализирован в реанимационное отделение одной из московских клиник, однако спасти его жизнь не удалось. ...
  • Алексей Бартошевич: «Я был мхатовским ребенком»

    Для многих театроведов Алексей Бартошевич – ключевая фигура. Профессор ГИТИСа, один из крупнейших специалистов по творчеству Шекспира, автор научных трудов, Алексей Вадимович к тому же   представитель легендарной мхатовской семьи. ...
  • «Он для всех нас учитель с большой буквы»

    В субботу, 9 марта, не стало легендарного актера и педагога Владимира Этуша. Его ученики и коллеги скорбят о нем. Валерий Ушаков, актер театра им. Вахтангова: – Владимир Абрамович Этуш –  для всех нас учитель с большой буквы! Он хранил традиции актерской школы. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Бахрушинском музее расскажут о неизвестном Стравинском

    В Доме-музее Ермоловой (филиал Музея Бахрушина) 22 марта откроется выставка «Неизвестный Стравинский: история одного голоса». Экспозиция расскажет о жизни и творчестве оперного певца Федора Стравинского (отца композитора Игоря Стравинского). ...
  • Столичные театры едут в Подмосковье

    Проект «Подмосковная афиша московских театров. Памяти Олега Табакова» откроется 22 марта спектаклем МХТ им. Чехова на сцене города Зарайска, всего афиша представит 12 столичных постановок.   «В этом году для нас это одна из основных акций Года театра. ...
  • В Третьяковке открывается главная выставка года

    Выставка «Илья Репин», самый масштабный проект Третьяковской галереи в 2019 году, открывается 16 марта в «Новой Третьяковке». Экспозиция, посвященная 175-летию со дня рождения художника и включающая более 300 живописных и графических работ, призвана по-новому взглянуть на наследие выдающегося мастера. ...
  • В Музее Бахрушина откроется выставка театрального плаката

    Выставка «Плакат умер. Да здравствует плакат!» Авторский театральный плакат XXI века» открывается 15 марта в Главном здании Театрального музея им. Бухрушина. Экспозиция представит работы молодых художников России и ближнего зарубежья. ...
Читайте также