В ЦДЛ отметят 100-летие Александра Галича

 
В пятницу, 19 октября, в Центральном доме литератора (ЦДЛ) прозвучат песни и стихи Александра Галича на вечере, посвященном столетию со дня рождения поэта и драматурга. Вечер вместе с дочерью Галича Аленой будет вести бард Юлий Ким. В ЦДЛ соберутся близкие, друзья и коллеги писателя. В частности, Елена Камбурова, Максим Кривошеев, Михаил Левитин.
 
Песни Галича – уникальное явление в российской культуре.  Он, фактически, был первым российским бардом. Героями его сатирических и лирических стихов и баллад становились люди совершенно разной судьбы. Это и «герои соцтруда», и фронтовики, и жертвы сталинских репрессий. Можно сказать, что он стал трагическим голосом советской эпохи. Каждая его песня – это яркий фрагмент или драматичная история жизни героя. Все эти образы так точно и пронзительно были созданы, благодаря актерскому и драматургическому дару поэта.
 
«Я познакомился с ним приблизительно в 1966-м году, и он произвел на меня неизгладимое впечатление, - цитирует ТАСС слова Юлия Кима. - Человек замечательного обаяния. Каждый раз, когда он брался за гитару, устанавливалась неповторимая атмосфера, чувствовалась его огромная театральная культура, каждое слово у него было значительным и глубоким».
 
Александр Гинзбург родился 19 октября 1918 года в Екатеринославе (сейчас Днепр). В 1920 году семья Галича переехала в Севастополь, а в 1923 году — в Москву.  После девятого класса Галич почти одновременно поступил в Литературный институт и в Оперно-драматическую студию Станиславского, ставшую последним курсом Станиславского, который он не успел выпустить. Литературный институт вскоре бросил, а через три года оставил и Оперно-драматическую студию. Он перешел в Театр-студию Алексея Арбузова и Валентина Плучека. В феврале 1940 года студия дебютировала спектаклем «Город на заре», одним из авторов пьесы стал Галич. Это был его дебют в драматургии. Для этой пьесы и спектакля он написал также песни.
 
После войны окончательно перешел на литературную работу, став автором таких известных пьес, как «Вас вызывает Таймыр», «Матросская тишина», сценариев к фильмам «Верные друзья», «На семи ветрах», «Государственный преступник».
 
В конце 1950-х годов Галич начал сочинять песни, исполняя их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре. Первые песни — «Леночка» (1959), «Про маляров, истопника и теорию относительности» и «Закон природы» (обе 1962) — будучи относительно безобидными в политическом отношении, там не менее не совпадали с официальной советской эстетикой. Так начался перелом в творчестве благополучного советского литератора. Этому способствовала и история с несостоявшейся премьерой пьесы Галича «Матросская тишина», написанной для создававшегося театра «Современник». Уже отрепетированную пьесу запретили к показу. Этот эпизод Галич потом описал в автобиографической повести «Генеральная репетиция».
 
В дальнейшем его песни становились все более глубокими и политически острыми, что привело к конфликту с властью. Галичу было запрещено давать публичные концерты. Его не печатали и не позволяли выпустить пластинку. По сути дела, это был запрет на любую профессиональную деятельность и работу.
 
Он выступал со своими песнями по квартирам, на так называемых «домашних концертах», его песни распространяли и передавали друг другу в магнитофонных записях, благодаря которым он становился все более популярен, и которые изымались работниками КГБ при обысках.
 
Как-то Валентин Николаевич Плучек решил пригласить Галича, как своего бывшего ученика по студии, выступить с песнями для актеров Театра Сатиры, который он тогда возглавлял, по случаю какого-то праздника на капустнике. Галич согласился. Самодельное объявление было вывешено во внутреннем помещении театра, куда посторонние, не допускались. Но даже этот сугубо внутренний концерт был категорически запрещен властями. Плучеку позвонили из Министерства культуры и потребовали отменить выступление Галича.
 
8 марта 1968 года в Академгородке Новосибирска прошел фестиваль авторской песни, проведенный клубом «Под интегралом». На этом фестивале состоялся единственный публичный концерт Александра Галича в СССР, где он в том числе исполнил свою песню «Памяти Б. Л. Пастернака». 18 апреля в газете «Вечерний Новосибирск» появилась статья, где Галича обвиняли в антисоветизме.
 
В 1969 году в зарубежном издательстве «Посев» вышла его первая книга — «Песни». Это послужило причиной его последующего исключения из Союза писателей СССР, Союза кинематографистов СССР и Литфонда. Была запрещена пьеса «Матросская тишина» (1957), открыта травля в печати, прекращены публикации в официальной прессе.
 
14 января 1972 года Галич был исключен из Союза писателей СССР, членом которого он был с 1955 года (этому событию посвящена песня «От беды моей пустяковой…»). В том же году исключен из Союза кинематографистов, в котором он состоял с 1958 года.
 
25 июня 1974 года Галич был вынужден эмигрировать из СССР. 22 октября 1974 года постановлением Главлита по согласованию с ЦК КПСС все его ранее изданные произведения были запрещены в СССР.
 
Первым его пристанищем за рубежом стала Норвегия, затем он переехал в Мюнхен, где некоторое время работал на американской радиостанции «Свобода», потом Галич поселился и жил в Париже.
 
15 декабря 1977 года в результате несчастного случая, на 60-м году жизни Галич трагически погиб от удара электрическим током.
 

На следующий день после кончины Галича два московских театра — на Таганке и «Современник» — в антрактах провели митинги его памяти. В Театре Сатиры после окончания спектакля был устроен вечер памяти поэта, его стихи читал Александр Ширвиндт.

 
Александр Аркадьевич Галич был похоронен 22 декабря 1977 года, недалеко от Парижа, на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
 
В 1988 году по ходатайству дочери поэта, Алены Архангельской, Галича восстановили в Союзе кинематографистов СССР и в Союзе писателей СССР. Летом 1993 года Александру Галичу было возвращено российское гражданство.
 
17 октября 1998 года, накануне 80-летия, на доме № 4 по улице Черняховского в Москве была установлена мемориальная доска с надписью: «В этом доме с 1956 года жил до своего изгнания в 1974 году русский поэт и драматург Александр Галич. Блажени изгнани правды ради».


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Умер Владимир Этуш

    Скончался Владимир Абрамович Этуш. В пятницу, 8 марта, актеру стало плохо. Скорая госпитализировала его в реанимационное отделение  одной из столичных клиник. Он был без сознания. Смерть наступила несколько часов спустя. ...
  • Евгений Князев: «Он должен был жить всегда»

    Утром в субботу, 9 марта, на 97-м году жизни не стало президента Щукинского театрального училища, народного артиста СССР Владимира Этуша. Накануне вечером он был госпитализирован в реанимационное отделение одной из московских клиник, однако спасти его жизнь не удалось. ...
  • Алексей Бартошевич: «Я был мхатовским ребенком»

    Для многих театроведов Алексей Бартошевич – ключевая фигура. Профессор ГИТИСа, один из крупнейших специалистов по творчеству Шекспира, автор научных трудов, Алексей Вадимович к тому же   представитель легендарной мхатовской семьи. ...
  • «Он для всех нас учитель с большой буквы»

    В субботу, 9 марта, не стало легендарного актера и педагога Владимира Этуша. Его ученики и коллеги скорбят о нем. Валерий Ушаков, актер театра им. Вахтангова: – Владимир Абрамович Этуш –  для всех нас учитель с большой буквы! Он хранил традиции актерской школы. ...
Читайте также


Читайте также

  • Актёр народа

    Владимир Этуш не ушел в печальную вечность. Вопреки некрологам, официальному прощанию и торжественным проводам под последние овации он все равно остался с нами. В сердце. В памяти. В душе... У каждого – свой. И каждый с ним по-своему не прощается. ...
  • Сергей Юрский: «Всё начнется потом»

    Читателям полюбилась рубрика «Поэт в России – больше, чем поэт», которую основал в нашем журнале Евгений Евтушенко. В прошлом номере редакция «Театрала» решила возобновить эту рубрику, чувствуя, как не хватает сегодня поэтических страниц: они делали наш журнал особенным. ...
  • Лука де Фуско: «Я влюблен в русский театр»

    Объявленный в России Год театра начался с череды премьер. И среди них – спектакль Театра им. Вахтангова «Суббота, воскресенье, понедельник» по пьесе итальянского классика Эдуардо де Филиппо в постановке Луки де Фуско. ...
  • Марк Розовский: «Правда нашей истории – в этих песнях»

    Театр «У Никитских ворот» отметил юбилей спектакля «Песни нашей коммуналки» - нестареющего хита Марка Розовского.   – Марк Григорьевич, почему, на ваш взгляд, на протяжении стольких лет спектакль собирает аншлаги? – Прежде всего, это пласт нашей неофициальной культуры. ...
Читайте также