«Никогда не забуду спектакль в Афганистане после бомбежки»

 
Художественный руководитель Bond Street Theatre (США) Джоанна Шерман долгие годы занимается театром в горячих точках. И утверждает, что в момент социальных катастроф театр может лечить и придавать силы. Некоторыми деталями своей работы режиссер поделилась с участниками международного фестиваля «Минифест», который проходит в эти дни в Ростове-на-Дону.
 
– Главное для нас – поддерживать образование в области прав человека по всему миру. Очень часто мы слышим вопрос: разве театр может иметь нечто общее с решением конфликта? И не перестаем повторять: разумеется, может! Достаточно вспомнить, что театр сам по себе основан на конфликте…

Мы работали более чем в 50-ти странах по всему миру, где происходил тот или иной военно-политический конфликт. Колумбия, Венесуэла, Бразилия, Косово, Индия, Ливия, Пакистан… Перечислять можно долго.

Например, в Афганистане мы работаем с 2002 года. И у нас накопилось огромное количество историй о том, как театр может строить мосты.

Вы знаете, что в Афганистане колоссальная разница между положением в обществе мужчин и женщин. Не так давно мы сделали спецпроект, решив языком театра рассказать о том, что женщина по закону тоже имеет право голосовать. Поначалу наша идея встретила сопротивление у местных властей. Нам ответили: мол, это невозможно, потому что женщинам в Афганистане нельзя заниматься театром. И у них действительно множество женщин, которые никогда в жизни не были в театре и не имеют о нем вообще никакого представления. Но мы настояли на своем, объяснив, что женщины имеют право выступать перед другими женщинами.

В итоге, мы создали четыре небольшие театральные группы в разных провинциях Афганистана и поручили им создать своего рода мини-спектакли, в котором звучала бы важная мысль: женщина имеет право голоса и должна голосовать! Беда в том, что в Афганистане об этом мало кто знает, потому что у многих жительниц зачастую нет электричества. Или иногда это табуировано – нельзя пользоваться. Почему нельзя? Потому что по телевидению часто транслируют турецкие сериалы или голливудские фильмы, а их женщинам смотреть не рекомендуется.

В общем, нам удалось достичь невероятного. Они сами написали пьесы, в которых рассказывали о праве голоса. И таким образом информация распространилась среди женщин. То же самое сделали и мужские группы, напомнив мужчинам, что у женщин есть право голоса. Звучит непривычно, но для Афганистана это был своего рода прорыв и после нашей кампании на избирательные участки пришло невероятное количество женщин.
Природа театра во всех странах, на всех континентах произрастает от извечного стремления людей рассказывать друг другу истории. Очень тяжело это происходит в отдаленных населенных пунктах или, например, никогда не забуду спектакль в Афганистане после американской бомбежки.

В Кабуле не осталось камня на камне. Всё было в руинах. И вдруг они заявили: «Мы хотим провести театральный фестиваль». Я удивилась: «Как вы себе это представляете? У вас театр в последние двадцать лет был запрещен, какие театральные компании вы туда пригласите!»

Но оказалось, что в городах Афганистана каким-то чудом сохранились полуофициальные, частные театрики. И мы получили 50 заявок на фестиваль. Это было невероятно. Мы очень многим дали возможность выступить и каждый спектакль был о войне. Просто потому, что ни о чем другом они не могли бы говорить. И сам факт того, что они это делают и подвергают анализу, это и есть исцеление.

Читайте также:
«Мы не хотим Трампа, но хотим хороший театр»

 

Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 


  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончался актер Андрей Харитонов

    Известный актер театра и кино Андрей Харитонов скончался в воскресенье, 23 июня, на 60-м году жизни, похоронят актера в Киеве.   «Андрея сегодня не стало… Ушел из жизни всеми любимый, талантливый и необыкновенно красивый человек. ...
  • «Мы все сегодня осиротели»

    Актриса и режиссер, народная артистка России Алла Покровская скончалась во вторник, 25 июня, на 82-м году жизни после продолжительной болезни. Об этом сообщается на сайте МХТ им. Чехова. «Сегодня, 25 июня, ушла из жизни народная артистка России Алла Борисовна Покровская - выпускница Школы-студии МХАТ (легендарный «звездный» курс 1959 г. ...
  • «Это назначение грозит гибелью»

    В День России, 12 июня, коллектив Центрального театра кукол им. Образцова вышел на улицу, чтобы выразить своего рода протест против назначения заместителем директора ГЦТК Юрия Шерлинга, из-за которого, по, словам артистов, в театре сложилась «нездоровая обстановка», обусловленная «угрозами увольнения» и «обвинениями в некомпетентности». ...
  • Умер Франко Дзеффирелли

    Итальянский режиссер Франко Дзеффирелли ушел из жизни в возрасте 96 лет. Об этом сообщил мэр Флоренции Дарио Нарделла. «Я хотел, чтобы этот день никогда не наступил, – написал Нарделла в своем блоге в Twitter. – Франко Дзеффирели ушел сегодня утром». ...
Читайте также


Читайте также

  • Антон Шагин: «Чтобы не потеряться за лицедейством…»

    Весной вышла новая книга стихов актера Антона Шагина  - «Антоновки». В поэтической рубрике «Театрала» представлем стихи из этого сборника. – Я всегда пишу. Даже если я не пишу физически, то внутри всё равно идет работа. ...
  • Трагик и комедиант

    Народный артист России Сергей Степаненко 18 июня отмечает юбилей. Ведущего актера «Ленкома» поздравляют коллеги.   Александр Лазарев: – Для меня Серёга, Сергей Юрьевич Степанченко, он же Серёжка, он же Степан – невероятно близкий человек в театре и в жизни. ...
  • Франко Дзеффирелли: «Моду на страдание изобрели русские»

    Франко Дзеффирелли, скончавшийся в ночь на 15 июня в Италии на 96-м году жизни, в 2008 году дал интервью «Театралу». В память о маэстро напомним этот материал читателям. – Вы считаете себя большим художником? – Человек, который думает о себе «я большой художник» – кретин. ...
  • «Бутусов дает почувствовать себя свободным»

    С актрисой Московского драматического театра им. Пушкина Александрой Урсуляк мы встречаемся поздно вечером, после спектакля «Гедда Габлер», когда монтировщики сцены разбирают декорации. – Александра, вы только что отыграли спектакль, на который, судя по всему, приходит довольно разнообразная публика. ...
Читайте также