«Никогда не забуду спектакль в Афганистане после бомбежки»

 
Художественный руководитель Bond Street Theatre (США) Джоанна Шерман долгие годы занимается театром в горячих точках. И утверждает, что в момент социальных катастроф театр может лечить и придавать силы. Некоторыми деталями своей работы режиссер поделилась с участниками международного фестиваля «Минифест», который проходит в эти дни в Ростове-на-Дону.
 
– Главное для нас – поддерживать образование в области прав человека по всему миру. Очень часто мы слышим вопрос: разве театр может иметь нечто общее с решением конфликта? И не перестаем повторять: разумеется, может! Достаточно вспомнить, что театр сам по себе основан на конфликте…

Мы работали более чем в 50-ти странах по всему миру, где происходил тот или иной военно-политический конфликт. Колумбия, Венесуэла, Бразилия, Косово, Индия, Ливия, Пакистан… Перечислять можно долго.

Например, в Афганистане мы работаем с 2002 года. И у нас накопилось огромное количество историй о том, как театр может строить мосты.

Вы знаете, что в Афганистане колоссальная разница между положением в обществе мужчин и женщин. Не так давно мы сделали спецпроект, решив языком театра рассказать о том, что женщина по закону тоже имеет право голосовать. Поначалу наша идея встретила сопротивление у местных властей. Нам ответили: мол, это невозможно, потому что женщинам в Афганистане нельзя заниматься театром. И у них действительно множество женщин, которые никогда в жизни не были в театре и не имеют о нем вообще никакого представления. Но мы настояли на своем, объяснив, что женщины имеют право выступать перед другими женщинами.

В итоге, мы создали четыре небольшие театральные группы в разных провинциях Афганистана и поручили им создать своего рода мини-спектакли, в котором звучала бы важная мысль: женщина имеет право голоса и должна голосовать! Беда в том, что в Афганистане об этом мало кто знает, потому что у многих жительниц зачастую нет электричества. Или иногда это табуировано – нельзя пользоваться. Почему нельзя? Потому что по телевидению часто транслируют турецкие сериалы или голливудские фильмы, а их женщинам смотреть не рекомендуется.

В общем, нам удалось достичь невероятного. Они сами написали пьесы, в которых рассказывали о праве голоса. И таким образом информация распространилась среди женщин. То же самое сделали и мужские группы, напомнив мужчинам, что у женщин есть право голоса. Звучит непривычно, но для Афганистана это был своего рода прорыв и после нашей кампании на избирательные участки пришло невероятное количество женщин.
Природа театра во всех странах, на всех континентах произрастает от извечного стремления людей рассказывать друг другу истории. Очень тяжело это происходит в отдаленных населенных пунктах или, например, никогда не забуду спектакль в Афганистане после американской бомбежки.

В Кабуле не осталось камня на камне. Всё было в руинах. И вдруг они заявили: «Мы хотим провести театральный фестиваль». Я удивилась: «Как вы себе это представляете? У вас театр в последние двадцать лет был запрещен, какие театральные компании вы туда пригласите!»

Но оказалось, что в городах Афганистана каким-то чудом сохранились полуофициальные, частные театрики. И мы получили 50 заявок на фестиваль. Это было невероятно. Мы очень многим дали возможность выступить и каждый спектакль был о войне. Просто потому, что ни о чем другом они не могли бы говорить. И сам факт того, что они это делают и подвергают анализу, это и есть исцеление.

Читайте также:
«Мы не хотим Трампа, но хотим хороший театр»

 

Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 


  • Нравится


Самое читаемое

  • Умер Владимир Этуш

    Скончался Владимир Абрамович Этуш. В пятницу, 8 марта, актеру стало плохо. Скорая госпитализировала его в реанимационное отделение  одной из столичных клиник. Он был без сознания. Смерть наступила несколько часов спустя. ...
  • Евгений Князев: «Он должен был жить всегда»

    Утром в субботу, 9 марта, на 97-м году жизни не стало президента Щукинского театрального училища, народного артиста СССР Владимира Этуша. Накануне вечером он был госпитализирован в реанимационное отделение одной из московских клиник, однако спасти его жизнь не удалось. ...
  • Алексей Бартошевич: «Я был мхатовским ребенком»

    Для многих театроведов Алексей Бартошевич – ключевая фигура. Профессор ГИТИСа, один из крупнейших специалистов по творчеству Шекспира, автор научных трудов, Алексей Вадимович к тому же   представитель легендарной мхатовской семьи. ...
  • «Он для всех нас учитель с большой буквы»

    В субботу, 9 марта, не стало легендарного актера и педагога Владимира Этуша. Его ученики и коллеги скорбят о нем. Валерий Ушаков, актер театра им. Вахтангова: – Владимир Абрамович Этуш –  для всех нас учитель с большой буквы! Он хранил традиции актерской школы. ...
Читайте также


Читайте также

  • Актёр народа

    Владимир Этуш не ушел в печальную вечность. Вопреки некрологам, официальному прощанию и торжественным проводам под последние овации он все равно остался с нами. В сердце. В памяти. В душе... У каждого – свой. И каждый с ним по-своему не прощается. ...
  • Сергей Юрский: «Всё начнется потом»

    Читателям полюбилась рубрика «Поэт в России – больше, чем поэт», которую основал в нашем журнале Евгений Евтушенко. В прошлом номере редакция «Театрала» решила возобновить эту рубрику, чувствуя, как не хватает сегодня поэтических страниц: они делали наш журнал особенным. ...
  • Лука де Фуско: «Я влюблен в русский театр»

    Объявленный в России Год театра начался с череды премьер. И среди них – спектакль Театра им. Вахтангова «Суббота, воскресенье, понедельник» по пьесе итальянского классика Эдуардо де Филиппо в постановке Луки де Фуско. ...
  • Марк Розовский: «Правда нашей истории – в этих песнях»

    Театр «У Никитских ворот» отметил юбилей спектакля «Песни нашей коммуналки» - нестареющего хита Марка Розовского.   – Марк Григорьевич, почему, на ваш взгляд, на протяжении стольких лет спектакль собирает аншлаги? – Прежде всего, это пласт нашей неофициальной культуры. ...
Читайте также