Между храмом и супермаркетом

 
Понятно, что любые проекты и планы в наших условиях – вещь эфемерная и не гарантированная. Помните ли вы, например, о том, что к 2018 году в Москве на Крымской набережной должен был возникнуть музейный город? Это обещал в былые времена культурный куратор Сергей Капков, который неровно дышал к музею «Гараж» и хотел объединить его с новой Третьяковкой. Одновременно госпожа Антонова всеми силами пробивала идею музейного квартала вокруг Пушкинского музея – сегодня этот проект ГМИИ из десятка зданий вовсю реализуется директором Мариной Лошак, и при лучшем стечении обстоятельств мы получим результат с подземными галереями к 2025 году.
 
Музеи Кремля также надеялись вырваться за красные стены и построить свой квартал, охватив Зарядье и Красную площадь. Но вдруг на облюбованном музеем месте возникла статуя князя Владимира. Примеров музейных городков, кварталов, улиц в различных проектах по одной только Москве можно приводить множество. Сейчас на самое горячее музейно-квартальное место претендует ВДНХ, и это наиболее интересный и неожиданный ход нашего московского культурного правительства. О его последствиях мы скажем особо. А сейчас ответим на простой вопрос: отчего так сильно разрастаются музеи?
 
На самом деле, ответ очень простой. Наша европейская (и не только европейская) цивилизация зиждется на почитании святынь – читай великих ценностей, шедевров, творений духа и т. д. и т.п. В Средневековье вокруг кельи или могилы великого подвижника возникали огромные монастыри; какая-нибудь чтимая реликвия рождала целые города (Бари, Сантьяго-де- Кампостела). В ХХ веке музеи выполняли роль светских храмов. Понятно, что они должны были расти и расцветать от новых прихожан – один только Лувр с его паломниками к «Джоконде» должен каждый день пропустить сотни тысяч человек. Здесь, как говорится, все понятно.
 
Однако к началу XXI века сложилась удивительная ситуация – начали расти музеи, у которых просто нет никаких особых шедевров. Более того, музей может появиться буквально из ниоткуда и распространиться на огромную территорию. На Западе таких примеров огромное количество – музейные кварталы в Нью-Йорке, Вене, Берлине... Наконец, наша ВДНХ. Все они работают по совершенно другой схеме. Музей – это уже не храм, где поклоняются шедеврам, а место культурного потребления. Здесь может происходить все что угодно – от выставок и кинопоказов до ярмарок и винных дегустаций. И для такого потребления никаких границ не существует – у вас вообще может не быть постоянной экспозиции (как в новой «Тейт» в Лондоне), но вы изо всей силы генерируете культуру. Хотите назовите это фабрикой, хотите супермаркетом, но смысл в том, чтобы привлечь посетителя в некое заряженное творческой энергией пространство. Ничего не напоминает? Вот именно! Все то же самое происходило, когда в церкви начинали появляться секты, протестантские общины и прочие ответвления от генеральной линии. Сегодня мы тоже переживаем кризис идеологии – прежние исторические схемы порушены. Нам уже не интересно изучать искусство от неандертальцев до передвижников. Вот тут и возникает ВДНХ с ее разнообразными арт-развлечениями для всей семьи. И пусть старые музейщики сетуют, что на ВДНХ нет коллекции или «намоленных» шедевров. Главное, назвать себя музеем – остальное приложится.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Умер режиссер Георгий Шенгелая

    Народный артист Грузии, кинорежиссер Георгий Шенгелая умер в возрасте 82 лет. Об этом сообщили в «Национальном центре кинематографии Грузии».   «Да, я подтверждаю, что он [Шенгелая] умер. О других деталях случившегося не смогу сказать. ...
  • Ширвиндт опроверг слухи о своем уходе

    Александр Ширвиндт назвал «трепотней» информацию о своем решении уйти с поста художественного руководителя Театра сатиры, которая накануне распространилась в СМИ. «Мы, конечно, думаем, что дальше делать. Но говорить о моем уходе преждевременно. ...
  • Министр культуры встретилась с директорами театров

    17 февраля состоялось первое в этом году заседание в Директорской ложе театров Москвы. Впервые ее гостем стала новый министр культуры РФ Ольга Любимова.  Мероприятие по традиции началось в неформальной обстановке. За полчаса до открытия официальной части начали собираться постоянные участники заседаний и почётные гости – генеральный консул Италии Франческо Форте и чрезвычайный полномочный посол Индонезии в России Вахида Суприяди. ...
  • Кирилл Крок: «Это станет сенсацией в театральном мире»

    19 февраля в зале правления Центробанка России состоялось первое заседание Оргкомитета по празднованию 100-летия Театра Вахтангова (Оргкомитет образован распоряжением Правительства РФ от 5 февраля 2020 года как исполнение Указа Президента от 2 августа 2019 года), – говорит Кирилл Крок. ...
Читайте также


Читайте также

  • Екатерина Шульман: «Террор - это всегда театр»

    «Театрал» продолжает беседовать с известными общественными деятелями об актуальных проблемах нашей действительности. Гостем февральского номера журнала стала политолог Екатерина ШУЛЬМАН. - Из последних громких событий, произошедших в стране, можно выделить теракт возле здания ФСБ на Лубянке. ...
  • Даниил Крамер: «Нация с пустой душой - это катастрофа»

    Одним из самых ярких номеров на церемонии вручения премии «Звезда Театрала» стало выступление пианиста, народного артиста России Даниила КРАМЕРА. Воспользовавшись случаем, корреспондент «Театрала» пообщался с музыкантом и узнал, какие проблемы современного общества его особо волнуют. ...
  • «Театр для себя»

    «Театрал» продолжает беседовать с известными культурными и общественными деятелями об актуальных проблемах нашей действительности. На этот раз гостем журнала стал писатель Денис ДРАГУНСКИЙ. – С давних пор девочки писали сами себе любовные записки и громко возмущались на весь класс: «Кто этот нахал?». ...
  • «Эта система порочная»

    Сегодня все театры оказались в системе БОР (бюджет, ориентированный на результат), в которой создана прямая взаимосвязь по формуле «результат – качество – конкуренция». Не первый  год подряд мы вместе с Союзом театральных деятелей, экспертами, учеными пытаемся доказать, что природа искусства зависит от множества других критериев и выделять прямую связь между, скажем, финансированием и посещаемостью – мягко говоря, неправильно. ...
Читайте также