Между храмом и супермаркетом

 
Понятно, что любые проекты и планы в наших условиях – вещь эфемерная и не гарантированная. Помните ли вы, например, о том, что к 2018 году в Москве на Крымской набережной должен был возникнуть музейный город? Это обещал в былые времена культурный куратор Сергей Капков, который неровно дышал к музею «Гараж» и хотел объединить его с новой Третьяковкой. Одновременно госпожа Антонова всеми силами пробивала идею музейного квартала вокруг Пушкинского музея – сегодня этот проект ГМИИ из десятка зданий вовсю реализуется директором Мариной Лошак, и при лучшем стечении обстоятельств мы получим результат с подземными галереями к 2025 году.
 
Музеи Кремля также надеялись вырваться за красные стены и построить свой квартал, охватив Зарядье и Красную площадь. Но вдруг на облюбованном музеем месте возникла статуя князя Владимира. Примеров музейных городков, кварталов, улиц в различных проектах по одной только Москве можно приводить множество. Сейчас на самое горячее музейно-квартальное место претендует ВДНХ, и это наиболее интересный и неожиданный ход нашего московского культурного правительства. О его последствиях мы скажем особо. А сейчас ответим на простой вопрос: отчего так сильно разрастаются музеи?
 
На самом деле, ответ очень простой. Наша европейская (и не только европейская) цивилизация зиждется на почитании святынь – читай великих ценностей, шедевров, творений духа и т. д. и т.п. В Средневековье вокруг кельи или могилы великого подвижника возникали огромные монастыри; какая-нибудь чтимая реликвия рождала целые города (Бари, Сантьяго-де- Кампостела). В ХХ веке музеи выполняли роль светских храмов. Понятно, что они должны были расти и расцветать от новых прихожан – один только Лувр с его паломниками к «Джоконде» должен каждый день пропустить сотни тысяч человек. Здесь, как говорится, все понятно.
 
Однако к началу XXI века сложилась удивительная ситуация – начали расти музеи, у которых просто нет никаких особых шедевров. Более того, музей может появиться буквально из ниоткуда и распространиться на огромную территорию. На Западе таких примеров огромное количество – музейные кварталы в Нью-Йорке, Вене, Берлине... Наконец, наша ВДНХ. Все они работают по совершенно другой схеме. Музей – это уже не храм, где поклоняются шедеврам, а место культурного потребления. Здесь может происходить все что угодно – от выставок и кинопоказов до ярмарок и винных дегустаций. И для такого потребления никаких границ не существует – у вас вообще может не быть постоянной экспозиции (как в новой «Тейт» в Лондоне), но вы изо всей силы генерируете культуру. Хотите назовите это фабрикой, хотите супермаркетом, но смысл в том, чтобы привлечь посетителя в некое заряженное творческой энергией пространство. Ничего не напоминает? Вот именно! Все то же самое происходило, когда в церкви начинали появляться секты, протестантские общины и прочие ответвления от генеральной линии. Сегодня мы тоже переживаем кризис идеологии – прежние исторические схемы порушены. Нам уже не интересно изучать искусство от неандертальцев до передвижников. Вот тут и возникает ВДНХ с ее разнообразными арт-развлечениями для всей семьи. И пусть старые музейщики сетуют, что на ВДНХ нет коллекции или «намоленных» шедевров. Главное, назвать себя музеем – остальное приложится.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • «Точки возврата не будет»

    В пятницу, 5 апреля, в Ярославль с рабочим визитом приехал художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин в сопровождении представителей Министерства культуры. Они приняли участие в общественных обсуждениях вопроса об объединении театров в Первый национальный и встретились с коллективом Волковского театра. ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Эта система порочная»

    Сегодня все театры оказались в системе БОР (бюджет, ориентированный на результат), в которой создана прямая взаимосвязь по формуле «результат – качество – конкуренция». Не первый  год подряд мы вместе с Союзом театральных деятелей, экспертами, учеными пытаемся доказать, что природа искусства зависит от множества других критериев и выделять прямую связь между, скажем, финансированием и посещаемостью – мягко говоря, неправильно. ...
  • Между храмом и супермаркетом

    Понятно, что любые проекты и планы в наших условиях – вещь эфемерная и не гарантированная. Помните ли вы, например, о том, что к 2018 году в Москве на Крымской набережной должен был возникнуть музейный город? Это обещал в былые времена культурный куратор Сергей Капков, который неровно дышал к музею «Гараж» и хотел объединить его с новой Третьяковкой. ...
  • Гасим картинные страсти

    Случай, произошедший в мае в Третьяковской галерее, поднял целую волну рассуждений о преступлении и наказании в сфере искусства. В поступке жителя Воронежской области, которого, якобы, «накрыло» водкой в галерейном буфете, искали тайные смыслы и знамения. ...
  • Итоги сезона

    Фото: сцена из спектакля Дмитрия Крымова  «Му-Му», Театр наций  В начале июня премия зрительских симпатий «Звезда Театрала» опубликовала итоги первого этапа голосования. В течение всего лета зрители могут выбрать из лонг-листа понравившиеся спектакли, актерские и режиссерские работы. ...
Читайте также