Чем больше премий – тем лучше?

Театральные деятели о выходе Минкульта из организаторов «Золотой маски»

 
На этой неделе Минкультуры заявило о своем выходе из состава организаторов премии «Золотая маска». Столь неожиданная новость, как и последовавшие комментарии от Андрея Кончаловского о том, что премия «не уделяла достаточного внимания театру за пределами Садового кольца», буквально взорвали интернет. Театральные деятели развернули в соцсетях бурную полемику, рассуждая о том, чем все это грозит национальной премии и развитию культуры в целом. «Театрал» публикует самые яркие высказывания.

Павел Руднев, театральный критик, доцент ГИТИСа:

– Сражение за «Золотую маску» напоминает про то, что сегодня мы чаще всего имеем конфликт не консерваторов и модернистов, не патриотизма и космополитизма, а творческого патриотизма с чиновничьим дежурным, творческой энергии с формализацией процесса. Если и есть в современной театральной ситуации патриотический институт, так это фестиваль «Золотая маска».

По прошествии лет стало ясно, что ни сама премия с наградами, ни конкурс с гонкой за лидерами, ни фестивальная шумиха, ни рекламные возможности для института российского театра не столь важны, как многолетнее существование фестиваля как всемерной поддержки театральной провинции, как механизма подтягивания театральной периферии к столичной культуре, как механизма уравнивания возможностей столичной и региональной театральности, как инструмента, непосредственно влияющего на автономизацию, самостоятельность российской региональной театральной культуры. Именно мощь и сила, разнообразие и талантливость регионального театра сегодня (почти повсеместно) оказывается прямым результатом существования фестиваля-конкурса, когда эксперты объезжают каждый год всю страну, высматривая, что интересного там появилось, формируя мотивацию становиться лучше, интереснее, творчески обогащаться, а затем лучшее собирается в Москве и в других городах.

Богатство, влиятельность, нужность и социальная эффективность российского провинциального театра, его самостоятельность, центробежность – это огромное и трудное завоевание, и таким прекрасным и разнообразным провинциальный театр никогда даже в Советском Союзе не был. Это формировалось два десятилетия, а потерять это можно за пару сезонов.

С любым ослаблением фестиваля с неизбежностью ослабеет и театральная провинция, ослабнет и интерес регионального зрителя к театру, доверие к нему. Очень жалко, когда властные институты доверяют либо озлобленным, либо малоосведомленным, либо верящим в теорию заговора аналитикам и не доверяют тем, кто знает ситуацию на местах из первых рук.
Источник: Facebook

Александр Славутский, художественный руководитель Казанского БДТ:

– В выходе Минкульта из состава организаторов я не вижу никакого криминала. Министерство не лишает премию финансирования, но даже если лишит – организаторы найдут спонсоров. Это профессиональная премия, причем здесь государственные структуры? Я бы на месте Минкульта тоже так поступил. Если я учреждаю премию, но не имею рычага влияния, зачем тогда мне это нужно?

Кроме того, теперь прекратятся бесконечные выяснения отношений между Минкультом и СТД. В последние годы наблюдается постоянное напряжение. Нужно заниматься искусством, а не конфликтовать. Не надо друг друга оскорблять. Мы уже не замечаем, как звереем. И все эти скандалы действуют против нас самих.

Что касается создания новой государственной театральной премии, то я это только поддерживаю. Есть же Премия Станиславского, есть Государственная премия РФ, почему бы не создать и отдельную государственную театральную премию? Чем больше премий – тем лучше.

Евгения Шерменева, театровед, продюсер:

– Все понятно про желание перехватить деньги, все банально, и ужасно от этого противно. Потому что людям, стремящимся «отжать» бюджеты, по сути наплевать на театры, на регионы, на развитие. Это все красивые слова, прикрывающие банальную жадность до бюджета, так как иных денег давно нет.

Вопрос в том, что отодвигают единственную на сегодняшний день действующую общественную организацию с более-менее независимым поведением, публично высказываемым мнением и реальной защитой интересов профессионального сообщества. СТД представляет интересы, заметим, активно действующих, работающих людей. Не как профсоюз, а как представительская организация. Единственная, обладающая обратной связью с регионами – не через формальные отписки на министерские запросы, а как взаимодействующая с теми, кто работает на местах.

Мне кажется, сейчас на защиту СТД и профессиональных интересов должны встать молодые – те, кому СТД дал путевку в профессию. Через Летнюю школу, через стипендии и гранты, через многочисленные стажировки и мастер-классы. СТД реально этим занимается.

Фестиваль «Золотая маска» не может и не должен представлять картину театрального мира России. Фестиваль задает планку, помогает лучшим, отбирает то, что представляет интерес для всех, кто занимается театром в стране.

Угодить всем невозможно. Тот баланс, который выдерживал СТД и национальная премия «Золотая маска» – баланс между столицами и регионами, музыкальным и драматическим театром, баланс разных поколений – может быть нарушен. И мы можем потерять многое. И скорее всего, безвозвратно.

А главное – это приведет к уничтожению института публичного значения общественной организации – той базы современного общества, которую вытесняют повсеместно, заменяя любую самостоятельность и независимость государственными институциями. А это приводит к деградации и уничтожению и общества в целом.

Источник: Facebook


Елена Ковальская, арт-директор ЦИМа:

– Из комментариев Минкульта, Эдуарда Боякова и Андрона Кончаловского вытекает следующее: Минкульту не удается влиять на решения «Золотой маски», поэтому он выходит из организаторов. «ЗМ» остается премией Союза театральных деятелей. Между тем, должна появиться государственная премия. Поскольку интерес к театру в России чрезвычайный.

Казалось бы, хорошая новость. «Золотая маска» становится более независимой при сохранении государственного софинансирования. Но в хорошие новости я с 2014 года не верю. Думаю, скоро появится государственная театральная премия – под руководством Михалкова или кто-то из его клевретов. И как только появится государственная премия, финансирование от «Маски» будет перенаправлено туда. Стратегия смены элит по крайней мере в культуре войдет в свою завершающую фазу. <…>

Четверть века «Маска» связывает между собой театры регионов. Благодаря «Маске» в Москве узнали о существовании Минусинска и Кургана, Нягани и Альметьевска. Благодаря ей в регионах увидели театр друг друга (программу «Большие гастроли» Минкульт открыл только три года назад).

Источник: Facebook


Михаил Заец, главный режиссер Ростовского молодежного театра:

– Когда деятели культуры начинают делиться на лагеря, это не есть хорошо. У зрителя было понимание, что в России существует единое театральное поле в лице национальной премии. Раньше хотя бы номинальная поддержка от государства у «Золотой маски» была, а теперь, получается, что государство от нее отворачивается.

Если появится еще одна национальная премия, то постепенно будет падать престиж и у «Золотой маски», и у этой новой премии. Конечно, другие театральные премии возможны, но именно национальная премия должна быть одна. Это как «Оскар».



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Александр Калягин: «Надеюсь, что Кончаловский получит более верную информацию»

    Прежде всего хочу сказать, что я не против, а рад, что может возникнуть новая премия. Как говорят, много денег не бывает, так и много премий не бывает. Не вижу ничего плохого, что кто-то из коллег будет поощрен этой новой премией. ...
  • Минкульт запретит артистам увольняться за месяц до выступления

    Минкультуры намерено обязать артистов уведомлять о своем увольнении в письменной форме не позднее, чем за месяц до планируемого выступления. Соответствующие поправки будут внесены в Трудовой кодекс РФ. «В целях исключения срыва показов театральных постановок и цирковых номеров предусмотрена норма, согласно которой творческий работник имеет право расторгнуть трудовой договор по своей инициативе, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за один месяц, за исключением случаев, когда трудовой договор заключен на срок менее четырех месяцев», - сообщили ТАСС в пресс-службе Минкультуры. ...
  • Марк Захаров: «Есть вещи, которые меня пугают»

    В субботу, 13 октября, художественному руководителю «Ленкома» Марку Захарову исполняется 85 лет. Однако юбилей – это всего лишь формальный повод напроситься на интервью к режиссеру, который всегда ироничен и мудр в рассуждениях и оценках. ...
  • «Он не спешил расставаться с детством»

    В пятницу, 19 октября, ушел из жизни актер Дмитрий Солодовник. Опытный артист, но совсем молодой человек – 12 января 2019 года ему исполнилось бы 40 лет. В следующем году Дмитрий мог бы отметить еще одну юбилейную дату – 20 лет работы в Малом театре. ...
Читайте также


Читайте также

Читайте также