Страсть по имени «Зия»

 
14 мая в Государственном концертном зале «Россия» состоится необычный вечер. Здесь выступит уникальный коллектив – детский танцевальный ансамбль, представляющий Чечню. Национальный танец – особое искусство, эксклюзивный, элитарный продукт. А дети, сохраняющие традиции, – сегодня вообще явление почти невероятное. Тем не менее вопреки тенденциям чеченский хореографический ансамбль имени Зии Бажаева уже отмечает свой 5-летний юбилей.
Поначалу у руководителя ансамбля Топы Элимбаева была идея создать маленький коллектив человек в десять–двенадцать. Но грянула первая чеченская, а во время войны заниматься искусством было очень сложно. Элимбаеву даже звонили с угрозами, требуя, чтобы он перестал преподавать танец. Но мужество не изменило артисту, и в результате набрались около трехсот детей, которых не только учили национальному танцу, но и читали лекции по истории искусства и музыки.

«Я мечтал создать ансамбль, чтобы на весь мир показать – у нас есть свои, национальные, танцы, наши песни, наши национальные костюмы, – рассказывает Элимбаев, – а в танцах, как ни в каком другом виде искусства, видна душа народа. Берем всех! У нас интернациональный коллектив – не только чеченцы, но и азербайджанцы, и армяне, и молдаване, а один из солистов – болгарин. Русские приходят из других коллективов, и мы сейчас разучиваем русский танец».

Сегодня в чеченском хореографическом ансамбле имени Зии Бажаева более двухсот пятидесяти детей – от совсем крошек, двухлетних малышей, до вполне взрослых состоявшихся шестнадцатилетних танцоров. Они разделены на три группы: основную, подготовительную и группу для начинающих. Работают серьезно, по-настоящему: разминают мышцы, тянут у станка носки и спины, добиваясь совершенного выверенного движения. Репетируют отдельно: девочки – в своем классе с преподавательницей-женщиной, мальчики – с педагогом-мужчиной. В танцах, которых больше всего в репертуаре ансамбля – чеченских, грузинских, аджарских, – очень много сложных движений, когда верхняя часть тела от плеч до бедер совершенно неподвижна, а все внимание отдано ногам этих юных танцоров, больше похожих на стройные кипарисы, чем на современных тинейджеров. Вот бесшумные шаги девичьей шеренги вдруг по законам жанра танца и законам музыкальной гармонии сменяются резким дробным звуком танцующих каблуков, когда не уследить за сменой опорной ноги, и батман классического балета покажется детской забавой. А вот черные вихри черкесок, энергия ритма барабанного боя и хлопающих ладоней – когда в этот круг вбрасываются танцующие юноши и вдруг со вскриком падают на колени, скользя, замирают с раскинутыми руками, горделиво откинув голову.

Костюмы у ансамбля роскошные. Это бархат, золотое шитье, шелк, благородные цвета бирюзы и божоле. Причем платья и черкески шьют по эскизам, которые для ансамбля создают только после изучения документов, книг и рисунков ушедшей эпохи. Длинные платья с широкими рукавами; азиатские сапоги, черкески, богатые кавказские пояса с кинжалами. Каждый такой костюм – это тоже произведение искусства, стоящее немалых денег. И одеть весь ансамбль без помощи со стороны было бы практически невозможно. Но за спиной труппы надежные друзья из благотворительного фонда имени Зии Бажаева, которые и продолжают дело, начатое Зией.

[%2852%]Пять лет назад, когда Топа Элимбаев в очередной раз пытался реализовать свою мечту – создать детский танцевальный коллектив, именно Зия Бажаев активно поддержал эту идею. Поддержал своей энергией, связями, деньгами. В ту пору Бажаев был хорошо известным и весьма преуспевающим бизнесменом, президентом «Группы Альянс», уважаемым в деловой и политической элите. Именно он стал инициатором акции «Дети войны», в рамках которой ему вместе с журналистами газеты «Новые Известия» и при поддержке МЧС России удалось вывезти из зоны боевых действий в Чечне на отдых и лечение в черноморские санатории сотни детей. Зия был уверен, что возвращение к миру на его родине, охваченной войной, невозможно без спасения детских душ. Мальчишка, увлеченный искусством, спортом, окруженный заботой и положительной энергетикой, уже никогда не возьмет в руки оружие, чтобы пополнить конвейер войны, считал Бажаев. Поэтому он не просто поддержал Элимбаева, но и стал планировать будущие зарубежные гастроли. Загадочная авиационная катастрофа самолета Як-40 в марте 2000-го оборвала жизнь Зии Бажаева. Его имя было присвоено школе в Чечне, улице, благотворительному фонду. И детскому ансамблю, который он опекал. На первые зарубежные гастроли в Европу ансамбль выехал уже с именем Зии.

За пять минувших лет у этого яркого и самобытного коллектива было множество выступлений, поездок и гастролей. Были шквалы аплодисментов в разных странах Европы, в лучших залах России. Не было лишь поездок по родной Чечне, где по-прежнему еще не безопасно.

«На нашем юбилейном концерте в ГКЦЗ «Россия» мы покажем большой коллектив, много наших старых классических и несколько новых номеров. Концерт должен получиться ярким, нас хотят поддержать своими номерами и известные звезды эстрады…

А потом опять репетиции, работа, работа… Надеемся, что когда-нибудь у нас будет и свое помещение неподалеку от метро. Мы же с детьми занимаемся, боимся за них, – говорит Элимбаев. – Зия тоже считал, что будущее Чечни – в наших детях. В детях, умеющих выражать свою любовь к родине в музыке, в танце, в песне и в работе. В незаметной тяжелой работе, без которой не бывает легкости ритма, грации движения, и полета души».

Элимбаев шутит, мол, чеченец рождается, уже двигая руками и ногами так, что нужно только создать ритм, пусть даже щелчками пальцев, чтобы он начал танцевать. И он громко щелкает пальцами. И мальчишки танцуют.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
Читайте также


Читайте также

  • Теодор Курентзис произвел в Лондоне фурор

    В субботу, 28 июля оркестр MusicAeterna под управлением Теодора Курентзиса выступил на фестивале BBC Proms в лондонском Альберт-холле, где исполнил Вторую и Пятую симфонии Бетховена. Концерт транслировался в прямом эфире на сайте радиостанции BBC. ...
  • Нетребко с Эйвазовым не приехали на выступление с Мариинским

    Мариинский театр под руководством своего худрука Валерия Гергиева принимает участие в традиционном Летнем фестивале в Баден-Бадене, который проходит с 7 по 23 июля.   Выступления Мариинского театра завершают музыкальный фестиваль на сцене одного из крупнейших концертных залов Европы. ...
  • В Берлине ставят оперу на текст Сорокина

    Берлинская государственная опера в предстоящем театральном сезоне 2018/2019 представит мировую премьеру оперы швейцарско-австрийского композитора Беата Фуррера Violetter Schnee («Фиолетовый снег») на основе текста Владимира Сорокина. ...
  • Пласидо Доминго выступит в Мариинском театре

    Выступления испанского оперного певца Пласидо Доминго состоятся на Новой сцене и в Концертном зале Мариинского театра 6 и 7 июля. Артист выйдет на сцену не только в качестве исполнителя, но и дирижера, сообщает пресс-служба. ...
Читайте также