На краю жизни

Алексей Песегов поставил спектакль по эстонской классике

 
Минусинский театр в прошлом сезоне отпраздновал свое 135-летие. И главным подарком к юбилею стала премьера художественного руководителя театра Алексея Песегова, который поставил спектакль по повести эстонского классика Антона Таммсааре «Оттенки». На прошлой неделе новую работу одного из самых известных российских режиссеров показали в Москве в конкурсной программе фестиваля «Уроки режиссуры».
 
Когда Фаину Раневскую молодой режиссер звал в свой спектакль, она задала два вопроса: «У вас там есть слово «Любовь»?  - да, несколько раз!, - а слово «Смерть»? – да, дважды! – я согласна! Есть что играть!»

Алексей Песегов взял текст классика эстонской литературы Антона Таммсааре, где о Любви и Смерти говорится чуть ли не на каждой странице. Основанную на реальных событиях повесть о самых юных, самых чутких, - и потому самых беззащитных перед натиском болезни, лжи и недоброжелательства.

Взял текст, не просто перпендикулярный нашей жизни, но очевидно повествующий о какой-то исчезнувшей Атлантиде.

Даже само слово «оттенки» почти выпало из нашей жизни за отсутствием денотата. Какие оттенки в мире, где каждое событие – повод в очередной раз переругаться, переделиться и пометать дерьма в оппонентов? Жизни, где любое движение и любое действие немедленно вызывает взрыв злобы, а любая публичная дискуссия быстро переходит в публичную истерику.

Чувства, нежные как цветы, увы, не расцветают на помойке.
И, может, поэтому так ошеломил этот пронзительно-нежный спектакль из маленького северного Минусинска, в котором думают, говорят и живут в каких-то других вибрациях и в каких-то иных сферах.
В приморском поселке, где все друг друга знают как облупленных (вплоть до диагноза в больничной карте), - двоих накрывает любовь. Соня-Анна Понибрашина и Томандер – Владимир Кадоло. Девушка, страдающая от чахотки и юноша с неизлечимой болезнью сердца. Красивые (откуда в Минусинске такие прерафаэлитские черты лиц?), влюбленные, остро осознающие собственную обреченность.

Сторожащее небытие, сознание краткости отпущенного мига придает особую полноту и законченность каждой их фразе, каждому движению.

Так мало времени дано, так хочется все успеть –задохнуться в объятиях, отдать себя и взять любимого.

И – за краткий миг полноты бытия сполна расплатиться единственной собственностью, - жизнью.

Алексей Песегов создает на сцене настоящую симфонию из музыки и света. Голоса актеров звучат каплями, падающими в колодец (именно этот образ использовал Мейерхольд, объясняя исполнителям как играть символистскую драматургию). Каждый жест, каждая мизансцена так и просится в объектив фотоаппарата. Каждый поворот сюжета выстроен как спады и подъемы музыкальной темы.

Море плещется где-то рядом. По его волнам к горизонту уплывет и не вернется юный музыкант, так опрометчиво полюбивший расчетливую хохотушку. А потерявший Соню герой кричит сорванным голосом на морском ветру: ну, почему за любовь всегда платишь такую цену? Либо расплачиваешься собственной жизнью, либо убиваешь своей страстью того, кого любишь…

В предпремьерном интервью Алексей Песегов говорил о том, что для театра постановка «Оттенков» - рискованный шаг: «Эта постановка – некий эксперимент, потому что в такой форме я еще не работал. То, что увидит зритель, – это не совсем мой театр, это даже другая эстетика. Я решил выйти за рамки собственного театра».

Действительно, мы давно не видели театр такой концентрации романтики, чистоты стиля и символизма формы.

Символично, что этой постановкой Минусинский театр отпраздновал свое 135-летие. Один из старейших театров не только Сибири, но и России сейчас находится в прекрасной творческой форме. Уже набран опыт, еще нет равнодушия усталости, а авторитет режиссера-лидера в труппе и в городе позволяет ему идти на риск художественного эксперимента.
Недаром отцами-основателями отмечено, что самая трудная режиссура – это режиссура жизни. А ею Алексей Песегов владеет как мало кто.

Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.
 
 
 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончалась актриса Театра армии Ольга Вяликова

    Актриса ЦАТРА Ольга Вяликова скончалась в понедельник, 15 июля на 66-м году жизни. О скоропостижной утрате сообщила пресс-служба театра. «Ольга Петровна работала в нашем театре с 1980 года. С 1993 по 1995 гг. была занята в знаменитой постановке «Орестея» выдающегося немецкого режиссера Петера Штайна», - говорится в некрологе. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Пермская опера станет директорским театром

    Пермский театр оперы и балета им. Чайковского после ухода с должности художественного руководителя Теодора Курентзиса перейдет на новую – директорскую – модель управления, согласно которой генеральный директор будет не только руководить хозяйственной деятельностью, но и заниматься определением художественной стратегии театра. ...
  • Ушла из жизни Джемма Осмоловская

    Актриса театра и кино Джемма Осмоловская скончалась в понедельник, 15 июля, после продолжительной болезни на 81-м году жизни. Об этом сообщает пресс-служба РАМТа, в котором актриса работала с 1964 года (была принята в труппу сразу по окончании Школы-студии МХАТ). ...
Читайте также


Читайте также

  • Ученики Семена Спивака объединятся на фестивале

    Фестиваль «Мастерская Спивака» пройдет в Санкт-Петербурге с 24 сентября по 1 октября. Этим событием Молодежный театр на Фонтанке и другие коллективы отметят 25-летний юбилей существования в РГИСИ актерско-режиссерской мастерской режиссера и педагога Семена Спивака. ...
  • Мариинский театр летит на Тайвань

    Балетная труппа и Симфонический оркестр Мариинского театра проведут серию спектаклей на сцене Национального театра Тайбэя, главной театральной площадки Тайваня. С 18 по 20 июля коллектив четырежды покажет здесь балет Чайковского «Лебединое озеро» в хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова (1895) в редакции Константина Сергеева (1950). ...
  • «Мастерская Григория Козлова» уезжает в Китай

    «Мастерская Григория Козлова» собирается на гастроли в Китай: 23 и 25 августа постановку художественного руководителя театра «Тихий Дон» труппа представит в Пекине, а 30 августа и 1 сентября – в Шанхае. В конце ноября – начале декабря коллектив также привезет в Китай спектакль «Зори здесь тихие» по мотивам повести Бориса Васильева в постановке Полины Неведомской. ...
  • «Лучший способ победить дракона – иметь своего собственного»

    В июле в Малом театре прошли ставшие уже традиционными гастроли Санкт-Петербургского Театра комедии им. Акимова. Столичные зрители увидели четыре спектакля в постановке художественного руководителя театра Татьяны Казаковой: «Хитрая вдова» Гольдони, «Дракон» Шварца, «Визит дамы» Дюрренматта и «Бешеные деньги» Островского. ...
Читайте также