На краю жизни

Алексей Песегов поставил спектакль по эстонской классике

 
Минусинский театр в прошлом сезоне отпраздновал свое 135-летие. И главным подарком к юбилею стала премьера художественного руководителя театра Алексея Песегова, который поставил спектакль по повести эстонского классика Антона Таммсааре «Оттенки». На прошлой неделе новую работу одного из самых известных российских режиссеров показали в Москве в конкурсной программе фестиваля «Уроки режиссуры».
 
Когда Фаину Раневскую молодой режиссер звал в свой спектакль, она задала два вопроса: «У вас там есть слово «Любовь»?  - да, несколько раз!, - а слово «Смерть»? – да, дважды! – я согласна! Есть что играть!»

Алексей Песегов взял текст классика эстонской литературы Антона Таммсааре, где о Любви и Смерти говорится чуть ли не на каждой странице. Основанную на реальных событиях повесть о самых юных, самых чутких, - и потому самых беззащитных перед натиском болезни, лжи и недоброжелательства.

Взял текст, не просто перпендикулярный нашей жизни, но очевидно повествующий о какой-то исчезнувшей Атлантиде.

Даже само слово «оттенки» почти выпало из нашей жизни за отсутствием денотата. Какие оттенки в мире, где каждое событие – повод в очередной раз переругаться, переделиться и пометать дерьма в оппонентов? Жизни, где любое движение и любое действие немедленно вызывает взрыв злобы, а любая публичная дискуссия быстро переходит в публичную истерику.

Чувства, нежные как цветы, увы, не расцветают на помойке.
И, может, поэтому так ошеломил этот пронзительно-нежный спектакль из маленького северного Минусинска, в котором думают, говорят и живут в каких-то других вибрациях и в каких-то иных сферах.
В приморском поселке, где все друг друга знают как облупленных (вплоть до диагноза в больничной карте), - двоих накрывает любовь. Соня-Анна Понибрашина и Томандер – Владимир Кадоло. Девушка, страдающая от чахотки и юноша с неизлечимой болезнью сердца. Красивые (откуда в Минусинске такие прерафаэлитские черты лиц?), влюбленные, остро осознающие собственную обреченность.

Сторожащее небытие, сознание краткости отпущенного мига придает особую полноту и законченность каждой их фразе, каждому движению.

Так мало времени дано, так хочется все успеть –задохнуться в объятиях, отдать себя и взять любимого.

И – за краткий миг полноты бытия сполна расплатиться единственной собственностью, - жизнью.

Алексей Песегов создает на сцене настоящую симфонию из музыки и света. Голоса актеров звучат каплями, падающими в колодец (именно этот образ использовал Мейерхольд, объясняя исполнителям как играть символистскую драматургию). Каждый жест, каждая мизансцена так и просится в объектив фотоаппарата. Каждый поворот сюжета выстроен как спады и подъемы музыкальной темы.

Море плещется где-то рядом. По его волнам к горизонту уплывет и не вернется юный музыкант, так опрометчиво полюбивший расчетливую хохотушку. А потерявший Соню герой кричит сорванным голосом на морском ветру: ну, почему за любовь всегда платишь такую цену? Либо расплачиваешься собственной жизнью, либо убиваешь своей страстью того, кого любишь…

В предпремьерном интервью Алексей Песегов говорил о том, что для театра постановка «Оттенков» - рискованный шаг: «Эта постановка – некий эксперимент, потому что в такой форме я еще не работал. То, что увидит зритель, – это не совсем мой театр, это даже другая эстетика. Я решил выйти за рамки собственного театра».

Действительно, мы давно не видели театр такой концентрации романтики, чистоты стиля и символизма формы.

Символично, что этой постановкой Минусинский театр отпраздновал свое 135-летие. Один из старейших театров не только Сибири, но и России сейчас находится в прекрасной творческой форме. Уже набран опыт, еще нет равнодушия усталости, а авторитет режиссера-лидера в труппе и в городе позволяет ему идти на риск художественного эксперимента.
Недаром отцами-основателями отмечено, что самая трудная режиссура – это режиссура жизни. А ею Алексей Песегов владеет как мало кто.

Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.
 
 
 

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Андрей Могучий выступил перед «Грозой»

    В субботу, 19 января, спектаклем «Гроза» Андрея Могучего Большой драматический театр им. Товстоногова (БДТ) открыл гастроли в Москве, в рамках празднования своего 100-летия и 25-летия фестиваля «Золотая маска». Это событие стало открытием празднования Года театра в Москве. ...
  • Конкурсная программа «Золотой маски» откроется в Перми

    Первые спектакли конкурсной программы фестиваля «Золотая маска»-2019 покажут в Перми: смотр начнется 11 и 12 января с показа оперы «Жанна на костре» Пермского театра оперы и балета в постановке режиссера Ромео Кастеллуччи и дирижера Теодора Курентзиса, а 13 января будет представлен мюзикл «Карлик Нос» Пермского «Театра-Театра» в постановке Бориса Мильграма. ...
  • БДТ едет на гастроли в Москву

    Сразу несколько спектаклей текущего репертуара БДТ им. Товстоногова представит в российской столице с 19 по 29 января.   В программе – премьера Константина Богомолова «Слава» и спектакли художественного руководителя театра Андрея Могучего, вышедшие относительно недавно и завоевавшие громкий успех. ...
  • Театр им. Пушкина ждут в Лондоне

    С 5 по 9 февраля в столице Великобритании в международном культурном центре «Барбикан» пройдут гастроли Московского драматического театра им. Пушкина. Гастроли откроются спектаклем Владимира Мирзоева «Вишневый сад» (5 и 6 февраля), следом будет сыгран «Добрый человек из Сезуана» в постановке Юрия Бутусова (8 и 9 февраля). ...
Читайте также