Римас Туминас: «Мы часто обращаемся к исповеди...»

В Театре Вахтангова вышла премьера «Фальшивая нота»

 
Премьера спектакля Римаса Туминаса «Фальшивая нота» по новой пьесе французского режиссера, актера и драматурга Дидье Карона открыла 98-й сезон в Театре Вахтангова.
 
Всемирно известный дирижер Милллер (Алексей Гуськов) только что завершил концерт в Женевской филармонии и недоволен игрой своего оркестра. Внезапно в его гримерной появляется поклонник, желающий взять автограф. Однако, как выясняется, настоящая цель господина Динкеля (Геннадий Хазанов) состоит не в этом.

– Это детективный сюжет, что типично для современных западных пьес, однако в нем есть глубинные смыслы, – пояснил перед премьерой Римас Туминас. – Мы стремились раскрыть историю жизни человеческих душ. В пьесе два героя. Один из них – знаменитый европейский дирижер, баловень судьбы. Другой – несостоявшийся музыкант: отец учил его играть на скрипке, но жизнь распорядилась так, что выдающимся скрипачом он не стал.
 
У господина Миллера все благополучно. В каком-то смысле он прожигает жизнь, проявляя и самолюбование, и гордыню. Но с появлением Динкеля на поверхность выходит правда о его прошлом.
 
Важнейший принцип Динкеля – чистота. В жизни он часто сталкивался с ложью, и нетерпимость ко лжи заставляет его бороться. Он не мог не влюбиться в Миллера, как в выдающегося дирижера, и, наверное, его привела любовь к гению, желание, чтобы тот искренне покаялся и признал свою вину. Наверно, если это случится, он будет дирижировать гениально.
 
Идея постановки принадлежит актеру, художественному руководителю Театра эстрады Геннадию Хазанову.
 
– Когда я прочитал пьесу, у меня не было других вариантов, кроме как прийти с ней к Римасу Туминасу, – рассказал Хазанов. – Можно было попробовать сыграть ее на сцене Театра эстрады, но, уверен, спектакль проиграл бы еще до открытия занавеса. Здесь нужно было выстраивать другое смысловое и чувственное пространство. Нужна была совершенно другая стилистика. Думаю, если бы Туминас отказался, для меня, как для актера, эта пьеса свет бы не увидела. Я низко кланяюсь художнику спектакля Адомасу Яцовскису, композитору Фаустасу Латенасу и режиссеру Алексею Кузнецову, который соединил, на первый взгляд, несоединимые вещи.
 
Хазанов не раз выходил на Вахтанговскую сцену, однако в спектакле этого театра участвует впервые:
 
– Я бесконечно благодарен моему партнеру Алексею Гуськову за удивительное дружелюбие, сердечность, желание протянуть руку. Отношение моего партнера было для меня очень ценным и важным. Я с интересом наблюдаю, какими ходами он идет на репетициях, и пропускаю это через себя, потому что актер, который перестал учиться, – умер.
 
Алексей Гуськов не в первый раз играет роль маэстро: природу дирижирования он постигал десять лет назад для роли в фильме «Концерт».
 
– Тогда я наблюдал и слушал многих великих дирижеров – Бернстайна, Караяна, Светланова… Хотел найти нужный характер, –поделился актер. – Музыку я любил всегда, но тут окончательно утвердился в предположениях, что симфонический оркестр – самое совершенное творение человеческой души. Поэтому эта роль для меня особая. 
 
«Когда б вы знали, из какого сора / Растут стихи, не ведая стыда», – писала Ахматова. Та же самая мысль есть и в этом спектакле: большое, искреннее произведение может родиться в художнике, только когда он один на один с собой честно признается в своих самых страшных грехах.
 
По мнению Фаустаса Латенаса, в музыке к спектаклю не должно быть ничего случайного.
 
– Может показаться странным, что тему Холокоста мы открываем Вагнером, который неофициально запрещен в Израиле, – сказал Латенас. – Но на самом деле здесь есть конфликт – кроме Вагнера в прологе мы слышим еврейского композитора Павла Хааса (симфоническую сюиту, написанную им в концлагере). Этот конфликт, который существует в музыке, продолжается затем на протяжении всего спектакля.
 
В пьесе звучит вечная тема покаяния, отметил в заключении Римас Туминас:
 
– Мы часто обращаемся к исповеди, но, как правило, бывает поздно. Вспоминаются слова Родена: «Ах, если бы общество представило на собственный суд собственные ошибки и безобразия и признало бы себя виновным, сколь стремительным было бы превращение нашей земли в рай». За полтора часа действия Динкель буквально воскрешает Миллера, творит его заново, веря, что оркестр, которым он будет управлять, больше не допустит ни одной фальшивой ноты, как и он сам больше не допустит фальши в своей жизни.
 
Следующие показы спектакля состоятся 23 сентября и 3, 19 и 26 октября.



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Юрий Бутусов: «Сгустился туман запретов и преследований»

    В понедельник, 3 декабря, в Театре им. Вахтангова вручается ежегодная премия зрительских симпатий «Звезда Театрала». Лауреатом в одной из главных номинаций – «Лучший спектакль большой формы» стала работа Юрия Бутусова «Гамлет» в Театре им. ...
  • Римас Туминас: «Никогда не считай себя первым»

    Вечером в пятницу труппа Театра Вахтангова вернулась из Милана, где в рамках проекта «Русские сезоны» представила спектакль «Евгений Онегин». Постановку сыграли дважды (28 и 29 ноября) на сцене театра «Пикколо ди Милано» Джорджо Стрелера. ...
  • Эдуард Бояков назначен худруком МХАТа им. Горького

    Продюсер и театральный режиссер Эдуард Бояков назначен новым художественным руководителем МХАТа имени Горького. Заместителем руководителя театра по творческой работе стал Сергей Пускепалис, а заместителем худрука по литературной части - писатель и публицист Захар Прилепин. ...
  • «Эта система порочная»

    Сегодня все театры оказались в системе БОР (бюджет, ориентированный на результат), в которой создана прямая взаимосвязь по формуле «результат – качество – конкуренция». Не первый  год подряд мы вместе с Союзом театральных деятелей, экспертами, учеными пытаемся доказать, что природа искусства зависит от множества других критериев и выделять прямую связь между, скажем, финансированием и посещаемостью – мягко говоря, неправильно. ...
Читайте также


Читайте также

  • В «Сфере» поставили «Дядюшкин сон»

    В преддверии новогодних праздников, 23 и 28 декабря на сцене театра «Сфера» пройдут премьерные показы спектакля «Дядюшкин сон». Одноименную повесть Достоевского поставил главный режиссер театра Александр Коршунов. ...
  • В СТИ ставят 9-часовой спектакль

    В субботу, 15 декабря, в Студии театрального искусства состоится премьерный показ спектакля «Один день в Макондо». Это импровизации и этюды, вдохновленные дипломным студенческим спектаклем ГИТИСа «Сто лет одиночества». ...
  • «На кухне вымыты тарелки, никто не помнит ничего»

    «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана в памяти переливается звучными строчками Татьяны Щепкиной-Куперник. Можно забыть, как звали возлюбленную бретера и поэта Сирано, его кузину, которой он посвящал стихи и дуэли. Но строки «мы все под полуденным солнцем и солнцем в крови рождены», – врезаны в памяти. ...
  • В Театре наций представят «Любовниц»

    Под занавес года репертуар Малой сцены Театра наций пополнится спектаклем по роману Нобелевского лауреата Эльфриды Елинек «Любовницы», главные роли в котором сыграют Елена Николаева и Наталья Ноздрина, закончившие в 2006 году курс Олега Кудряшова в ГИТИСе. ...
Читайте также