Римас Туминас: «Мы часто обращаемся к исповеди...»

В Театре Вахтангова вышла премьера «Фальшивая нота»

 
Премьера спектакля Римаса Туминаса «Фальшивая нота» по новой пьесе французского режиссера, актера и драматурга Дидье Карона открыла 98-й сезон в Театре Вахтангова.
 
Всемирно известный дирижер Милллер (Алексей Гуськов) только что завершил концерт в Женевской филармонии и недоволен игрой своего оркестра. Внезапно в его гримерной появляется поклонник, желающий взять автограф. Однако, как выясняется, настоящая цель господина Динкеля (Геннадий Хазанов) состоит не в этом.

– Это детективный сюжет, что типично для современных западных пьес, однако в нем есть глубинные смыслы, – пояснил перед премьерой Римас Туминас. – Мы стремились раскрыть историю жизни человеческих душ. В пьесе два героя. Один из них – знаменитый европейский дирижер, баловень судьбы. Другой – несостоявшийся музыкант: отец учил его играть на скрипке, но жизнь распорядилась так, что выдающимся скрипачом он не стал.
 
У господина Миллера все благополучно. В каком-то смысле он прожигает жизнь, проявляя и самолюбование, и гордыню. Но с появлением Динкеля на поверхность выходит правда о его прошлом.
 
Важнейший принцип Динкеля – чистота. В жизни он часто сталкивался с ложью, и нетерпимость ко лжи заставляет его бороться. Он не мог не влюбиться в Миллера, как в выдающегося дирижера, и, наверное, его привела любовь к гению, желание, чтобы тот искренне покаялся и признал свою вину. Наверно, если это случится, он будет дирижировать гениально.
 
Идея постановки принадлежит актеру, художественному руководителю Театра эстрады Геннадию Хазанову.
 
– Когда я прочитал пьесу, у меня не было других вариантов, кроме как прийти с ней к Римасу Туминасу, – рассказал Хазанов. – Можно было попробовать сыграть ее на сцене Театра эстрады, но, уверен, спектакль проиграл бы еще до открытия занавеса. Здесь нужно было выстраивать другое смысловое и чувственное пространство. Нужна была совершенно другая стилистика. Думаю, если бы Туминас отказался, для меня, как для актера, эта пьеса свет бы не увидела. Я низко кланяюсь художнику спектакля Адомасу Яцовскису, композитору Фаустасу Латенасу и режиссеру Алексею Кузнецову, который соединил, на первый взгляд, несоединимые вещи.
 
Хазанов не раз выходил на Вахтанговскую сцену, однако в спектакле этого театра участвует впервые:
 
– Я бесконечно благодарен моему партнеру Алексею Гуськову за удивительное дружелюбие, сердечность, желание протянуть руку. Отношение моего партнера было для меня очень ценным и важным. Я с интересом наблюдаю, какими ходами он идет на репетициях, и пропускаю это через себя, потому что актер, который перестал учиться, – умер.
 
Алексей Гуськов не в первый раз играет роль маэстро: природу дирижирования он постигал десять лет назад для роли в фильме «Концерт».
 
– Тогда я наблюдал и слушал многих великих дирижеров – Бернстайна, Караяна, Светланова… Хотел найти нужный характер, –поделился актер. – Музыку я любил всегда, но тут окончательно утвердился в предположениях, что симфонический оркестр – самое совершенное творение человеческой души. Поэтому эта роль для меня особая. 
 
«Когда б вы знали, из какого сора / Растут стихи, не ведая стыда», – писала Ахматова. Та же самая мысль есть и в этом спектакле: большое, искреннее произведение может родиться в художнике, только когда он один на один с собой честно признается в своих самых страшных грехах.
 
По мнению Фаустаса Латенаса, в музыке к спектаклю не должно быть ничего случайного.
 
– Может показаться странным, что тему Холокоста мы открываем Вагнером, который неофициально запрещен в Израиле, – сказал Латенас. – Но на самом деле здесь есть конфликт – кроме Вагнера в прологе мы слышим еврейского композитора Павла Хааса (симфоническую сюиту, написанную им в концлагере). Этот конфликт, который существует в музыке, продолжается затем на протяжении всего спектакля.
 
В пьесе звучит вечная тема покаяния, отметил в заключении Римас Туминас:
 
– Мы часто обращаемся к исповеди, но, как правило, бывает поздно. Вспоминаются слова Родена: «Ах, если бы общество представило на собственный суд собственные ошибки и безобразия и признало бы себя виновным, сколь стремительным было бы превращение нашей земли в рай». За полтора часа действия Динкель буквально воскрешает Миллера, творит его заново, веря, что оркестр, которым он будет управлять, больше не допустит ни одной фальшивой ноты, как и он сам больше не допустит фальши в своей жизни.
 
Следующие показы спектакля состоятся 23 сентября и 3, 19 и 26 октября.



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Санкт-Петербургский Театр музкомедии ищет артистов

    На официальном сайте Театра музыкальной комедии появилось объявлении о редкой вакансии. Для постановки мюзикла Джона Кандера «Кабаре» объявляется кастинг. Режиссер и хореограф Джорджо Мадиа (Италия) ищет артистов на центральные роли спектакля. ...
  • «Ничего лучше уже не придумать»

    В праздничные дни, по традиции, повторяем материалы, вышедшие в «Театрале» в минувшем году. Сегодня в нашей подборке – закулисье театра «Мастерская Петра Фоменко».  «Когда мы ставили «Бесприданницу» (это была первая премьера в здании Новой сцены), Петр Наумович шутил: Паратов будет приплывать на своей «Ласточке» прямо по Москве-реке и выходить на сцену через окно», – рассказывает «Театралу» главный администратор «Мастерской Петра Фоменко» Вера ЗАВГОРОДНЯЯ. ...
  • Ушел из жизни автор первой советской рок-оперы

    Либреттист, инсценировщик, переводчик Юрий Димитрин скончался в Санкт-Петербурге на 85-м году жизни. Об этом на своей странице в Facebook сообщил соавтор Юрия Георгиевича композитор Александр Журбин. В 1975 году Димитрин и Журбин написали первую для СССР рок-оперу «Орфей и Эвридика». ...
  • Виктор Рыжаков: «Будем вместе думать, каким будет наше завтра»

    В четверг, 9 января, глава московского Департамента культуры Александр Кибовский представил коллективу «Современника» нового художественного руководителя – Виктора Рыжакова. Встреча проходила в  закрытом формате. ...
Читайте также


Читайте также

  • Во временной петле

    Над текстом и постановкой под условным названием «Параллельная реальность» Марк Захаров работал два года, до последних дней: финал переписал уже в больнице. Но завершать работу пришлось Александре Захаровой – собираться с силами и доводить до конца спектакль по отцовским рисункам и расписанным мизансценам. ...
  • Прекрасная сказка о страшном

    Последние тридцать лет русской жизни, вся постсоветская эпоха, до сих пор не отрефлексированы в театре. Современным деятелям интереснее переосмысливать классику, работать с советской пьесой или пробовать на зуб новую драму. ...
  • Театр им. Пушкина даст «Ложные признания»

    Режиссер Евгений Писарев приступил к репетициям спектакля по пьесе Мариво «Ложные признания» – одного из драматургических шлягеров XVIII века. Центральные роли сыграют Вера Алентова, Виктория Исакова, Борис Дьяченко, Андрей Заводюк и др. ...
  • БДТ готовится к столетию «печального комика»

    Вечер памяти народного артиста СССР Николая Трофимова состоится 30 января в зрительском буфете Основной сцены. Главными участниками вечера станут многолетние партнеры артиста – Олег Басилашвили и Георгий Штиль, которые играли с ним в целом ряде спектаклей. ...
Читайте также