Марк Захаров: «Накопилась усталость от режиссерских ребусов»

Итоги конкурса на лучший вопрос режиссеру

 
В преддверии юбилея Марка Захарова (13 октября – 85 лет), «Театрал» встретился с режиссером, чтобы поговорить о наболевшем. Подробное интервью читайте в свежем номере журнала, а сейчас публикуем ответы Марка Анатольевича на вопросы читателей. Напомним, редакция объявила в соцсетях конкурс на лучший вопрос режиссеру. Марк Захаров выбрал три наиболее интересных. Победители получают билеты на спектакли «Ленкома».
 


Что волнует, трогает вас в жизни больше всего, как человека? О чем болит душа? И собираетесь ли вы выразить эти переживания в очередной вашей постановке?

Александра Полякова
 
– То, что происходит за стенами театра, все равно каким-то образом проецируется на спектакли. Товстоногов говорил, что спектакли должны быть современными, хотя историческая основа не исключается. Это может быть и Островский, и Чехов, и Горький, и Володин – не важно. Главное, что режиссер должен любую пьесу открывать через размышления про нашу жизнь. Поэтому здесь важно избегать двух крайностей: при постановке классики нельзя слишком отгораживаться от нынешнего дня и в то же время не надо уподобляться такому театру, который работает по принципу газеты: что произошло в стране и мире, о том и ставят. Это особый жанр (по-моему, «Театр.doc» этим занимается), я его уважаю, приветствую, но такой жанр не может стать массовым. Точнее сказать, он не для крупного репертуарного театра.
 


Есть ли у вас в памяти спектакли, после просмотра которых вам было трудно описать то, что вы увидели?

Елизавета Боровикова
 
– Есть один спектакль, который я не видел, но он оказал на меня влияние. Это «Дни Турбиных» во МХАТе. Убежден, что это был прорыв в какое-то другое энергетическое пространство, которое захватило даже Сталина: он посетил его чуть ли не 15 раз, потому что подпитывался энергией, которая была там заложена. А из того, что я видел – назову «Синюю птицу». Меня в 7-летнем возрасте бабушка отвезла во МХАТ, мы были вместе с ней, и постановка меня очаровала, позвала в какие-то дали неизвестные и произвела колоссальное впечатление. Я ее даже словами передать не могу, но ощущение запомнил на всю жизнь.
 


Как вы думаете, почему русский драматический психологический театр остается актуальным в наше время, и сможет ли театр в будущем, несмотря на все сложности сегодняшнего дня, «держать марку»?

Егор Семахин
 
– Думаю, сможет. Хотя я и считался формалистом, а также воплощением всяких вредных режиссерских увлечений, но эксперимент в чистом виде я никогда не любил. И если Татьяна пишет Онегину письмо на пишущей машинке, я при всем желании принять это не могу. Сразу ведь чувствуется какая-то фальшь. Так же, как Игорь Кваша, покойный, рассказывал мне: «Представляешь, предложили играть пьесу, где я полюбил козу. То есть как бы по-настоящему, серьезно влюбился. А я никак не могу воспитать в себе любовь к козе». В результате он отказался, его заклеймили: ретроград. Есть замечательный анекдот: мужик привел козу на корабль дальнего следования. Все сдают деньги за проезд, но мужик сказал: «Нет, я не могу за нее платить, у меня с ней серьезно». Это я вспомнил сразу.

А если говорить про силу психологического театра, то, уверен, что и через сто или двести лет он по-прежнему не сдаст свои позиции, потому что театр открывает человека человеку. Кроме того, накопилась некоторая усталость от режиссерских ребусов вроде пишущей машинки у Татьяны. Когда происходит что-то по правде на каком-то высоком градусе проникновения в психологию героев, то это просто бесценный продукт. Выше этого куда подниматься!

В этом плане из современных режиссеров мне очень нравится Юрий Бутусов. Его спектакль «Добрый человек из Сезуана» в Театре им. Пушкина я воспринял с восторгом и поспешил сказать ему об этом. Он, правда, в ответ начал мне говорить: «Я когда-то смотрел вашего «Тиля» и у меня всё перевернулось – я понял, как заниматься режиссурой». Но от предложения поставить на нашей сцене спектакль он как-то уклонился. Наверное, у него сейчас немало интересных предложений. Во всяком случае, я всегда буду ему рад.




  • Нравится


Самое читаемое

  • Балерина Светлана Исакова погибла в ДТП

    10 августа трагически оборвалась жизнь ведущей солистки балета Харьковского театра оперы и балета Светланы Исаковой. Артистка скончалась от полученных в автокатастрофе травм. В момент аварии Светлана ехала вместе с мужем в маршрутном такси из Борисполя в Харьков. ...
  • Forbes назвал десятку самых состоятельных театров России

    Эксперты экономического журнала Forbes опубликовали 6 августа результаты анализа, согласно которому они выявили десятку российских театров федерального подчинения, которые в 2018 году получили больше всего денег из бюджета. ...
  • Михаил Ефремов обратился к министру МВД

    Актер Михаил Ефремов записал видеообращение министру МВД Колокольцеву в стихах (автор текста Андрей Орлов (Орлуша). Напомним, 31 июля в Москве арестовали актера театра «Современник» за пародию на пьяного полицейского. ...
  • «Доверия ей мы оказать не можем»

    На пресс-конференции, которая состоялась в понедельник, 5 августа, в ТАСС, худрук театра «У Никитских ворот» Марк Розовский ответил на вопрос о дальнейшей работе в его театре бухгалтера Нины Масляевой, обвиняемой по делу «Седьмой студии». ...
Читайте также


Читайте также

  • Олег Табаков: «Очень важно, что будет после нас»

    17 августа народному артисту СССР Олегу Табакову исполнилось бы 84 года. В этот день в его кабинете в МХТ всегда собирались друзья, коллеги, ученики. Поздравляли, говорили слова благодарности и, конечно, слушали бесконечно занятные истории из уст легендарного актера. ...
  • Илья Лыков: «Я хотел бы сыграть с Неёловой роман»

    Илья Лыков – ведущий актер молодой труппы «Современника». За одиннадцать лет работы в театре он выпустил двадцать спектаклей, сыграв в половине из них, если не главные, то значительные роли. Семь  лет назад Илья удивил всех, явившись на сбор труппы в полтора раза худее себя прежнего, потеряв тридцать килограммов, тем самым резко скакнув из острохарактерных персонажей в герои. ...
  • Олегу Стриженову исполнилось 90 лет

    В субботу, 10 августа, известному артисту театра и кино Олегу Стриженову исполняется 90 лет. Отмечать юбилей актер планирует в кругу семьи. По словам юбиляра, он не придает большого значения круглым датам. От публичного празднования своего дня рождения Стриженов отказался уже много лет назад и по сей день следует этому решению. ...
  • Константин Богомолов: «Мне хочется, чтобы Бронная стала успешным театром»

    В четверг, 1 августа, в Театре на Малой Бронной состоялся сбор труппы, на котором Константин БОГОМОЛОВ объявил о предстоящих планах (подробнее см. репортаж «Театрала»). По окончании встречи режиссер ответил на вопросы журналистов. ...
Читайте также