Марк Захаров: «Накопилась усталость от режиссерских ребусов»

Итоги конкурса на лучший вопрос режиссеру

 
В преддверии юбилея Марка Захарова (13 октября – 85 лет), «Театрал» встретился с режиссером, чтобы поговорить о наболевшем. Подробное интервью читайте в свежем номере журнала, а сейчас публикуем ответы Марка Анатольевича на вопросы читателей. Напомним, редакция объявила в соцсетях конкурс на лучший вопрос режиссеру. Марк Захаров выбрал три наиболее интересных. Победители получают билеты на спектакли «Ленкома».
 


Что волнует, трогает вас в жизни больше всего, как человека? О чем болит душа? И собираетесь ли вы выразить эти переживания в очередной вашей постановке?

Александра Полякова
 
– То, что происходит за стенами театра, все равно каким-то образом проецируется на спектакли. Товстоногов говорил, что спектакли должны быть современными, хотя историческая основа не исключается. Это может быть и Островский, и Чехов, и Горький, и Володин – не важно. Главное, что режиссер должен любую пьесу открывать через размышления про нашу жизнь. Поэтому здесь важно избегать двух крайностей: при постановке классики нельзя слишком отгораживаться от нынешнего дня и в то же время не надо уподобляться такому театру, который работает по принципу газеты: что произошло в стране и мире, о том и ставят. Это особый жанр (по-моему, «Театр.doc» этим занимается), я его уважаю, приветствую, но такой жанр не может стать массовым. Точнее сказать, он не для крупного репертуарного театра.
 


Есть ли у вас в памяти спектакли, после просмотра которых вам было трудно описать то, что вы увидели?

Елизавета Боровикова
 
– Есть один спектакль, который я не видел, но он оказал на меня влияние. Это «Дни Турбиных» во МХАТе. Убежден, что это был прорыв в какое-то другое энергетическое пространство, которое захватило даже Сталина: он посетил его чуть ли не 15 раз, потому что подпитывался энергией, которая была там заложена. А из того, что я видел – назову «Синюю птицу». Меня в 7-летнем возрасте бабушка отвезла во МХАТ, мы были вместе с ней, и постановка меня очаровала, позвала в какие-то дали неизвестные и произвела колоссальное впечатление. Я ее даже словами передать не могу, но ощущение запомнил на всю жизнь.
 


Как вы думаете, почему русский драматический психологический театр остается актуальным в наше время, и сможет ли театр в будущем, несмотря на все сложности сегодняшнего дня, «держать марку»?

Егор Семахин
 
– Думаю, сможет. Хотя я и считался формалистом, а также воплощением всяких вредных режиссерских увлечений, но эксперимент в чистом виде я никогда не любил. И если Татьяна пишет Онегину письмо на пишущей машинке, я при всем желании принять это не могу. Сразу ведь чувствуется какая-то фальшь. Так же, как Игорь Кваша, покойный, рассказывал мне: «Представляешь, предложили играть пьесу, где я полюбил козу. То есть как бы по-настоящему, серьезно влюбился. А я никак не могу воспитать в себе любовь к козе». В результате он отказался, его заклеймили: ретроград. Есть замечательный анекдот: мужик привел козу на корабль дальнего следования. Все сдают деньги за проезд, но мужик сказал: «Нет, я не могу за нее платить, у меня с ней серьезно». Это я вспомнил сразу.

А если говорить про силу психологического театра, то, уверен, что и через сто или двести лет он по-прежнему не сдаст свои позиции, потому что театр открывает человека человеку. Кроме того, накопилась некоторая усталость от режиссерских ребусов вроде пишущей машинки у Татьяны. Когда происходит что-то по правде на каком-то высоком градусе проникновения в психологию героев, то это просто бесценный продукт. Выше этого куда подниматься!

В этом плане из современных режиссеров мне очень нравится Юрий Бутусов. Его спектакль «Добрый человек из Сезуана» в Театре им. Пушкина я воспринял с восторгом и поспешил сказать ему об этом. Он, правда, в ответ начал мне говорить: «Я когда-то смотрел вашего «Тиля» и у меня всё перевернулось – я понял, как заниматься режиссурой». Но от предложения поставить на нашей сцене спектакль он как-то уклонился. Наверное, у него сейчас немало интересных предложений. Во всяком случае, я всегда буду ему рад.




  • Нравится


Самое читаемое

  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
  • На «Золотой маске» назвали лучшие драматические спектакли

    В эти минуты на Исторической сцене Большого театра завершается XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Как передает корреспондент «Театрала», под занавес церемонии наградили лауреатов номинации «Лучший драматический спектакль». ...
  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Иногда две строчки открывают мир»

    Крылатая фраза «Поэт в России – больше, чем поэт…» Евтушенко более десяти лет назад стала названием литературно-поэтической рубрики, которую неизменно вел в нашей редакции сам Евгений Александрович. После ухода Евтушенко мы решили закрыть его авторскую рубрику. ...
  • «На выбор профессии повлияла атмосфера в семье»

    В рубрике «Дети закулисья» мы представляем актера, главного режиссер театра «Сфера», Александра Коршунова, продолжателя известной актерской династии – сына актрисы Екатерины Еланской, создавшей театр «Сфера», и звезды Малого театра Виктора Коршунова, внука легендарных мхатовцев Клавдии Еланской и Ильи Судакова. ...
  • «Я живу сегодняшним днем»

    В понедельник, 15 апреля, отмечает юбилей член общественного совета Премии зрительских симпатий «Звезда Театрала», народная артистка СССР Алла Пугачева. Пугачева – звезда яркая и недостижимая, но однажды корреспонденту «Театрала» удалось взять у нее интервью, оно было сделано в студии «Радио Алла» в связи с прошлым юбилеем певицы. ...
  • «Генератор энергии»

    15 апреля одной из самых харизматичных и неподражаемых актрис театра и кино Ольге Волковой исполняется 80 лет.   Вадим Дубровицкий, продюсер, режиссёр:  – Она человек парадоксальный, с ней всегда надо держать ухо востро. ...
Читайте также