Татьянин день

Художественный руководитель МХАТа им. Горького отмечает юбилей

 
Владислав Стржельчик считал Татьяну Доронину совершенством, Георгий Товстоногов восхищался ее широким творческим диапазоном, Константин Симонов подарил томик своих стихов с надписью «Прекрасной актрисе», Николай Гриценко написал: «Вы та Настасья Филипповна, с которой я хотел бы сыграть», а Лоренс Оливье преподнёс перстень с голубым камнем в знак признания и восхищения.
 
12 сентября одна из самых интересных актрис, человек удивительной судьбы, народная артистка СССР Татьяна Доронина отмечает юбилей. А 15 сентября ее смогут поздравить и зрители: в этот день во МХАТе состоится бенефисный спектакль «Васса Железнова». В преддверии юбилея «Театрал» предложил друзьям коллегам Татьяны Васильевны поздравить ее со страниц нашего издания.
 
Юрий Горобец, актёр МХАТа, народный артист России:

– Я счастлив, что судьба связала меня с такой удивительной женщиной, талантливой во всём. Она великолепная актриса, хороший режиссёр и руководитель. Она мой спутник давний и надёжный. В Театре им. Маяковского мы играли в трёх спектаклях: «Чайке», «Аристократах» и в знаменитой постановке «Да здравствует королева, Виват!», где у Татьяны Васильевны было сразу две роли. Она играла Елизавету и Марию. Спектакль был так построен, что она появлялась сначала в образе одной королевы, потом в образе другой. Я играл Сессиля и глаз от неё оторвать не мог, так виртуозно она существовала на сцене.

В 1987 году она возглавила МХАТ. Я пришёл через два года. Я видел, как ей было непросто, с какими трудностями она сталкивалась, как ей приходилось их преодолевать, как она нещадно тратила себя. В самом начале мало того, что ей приходилось отвечать за всё, ей нужно было ещё во всём этом разобраться, во всё вникнуть. Она ни под кого не подстраивалась, всегда дорожила собственным мнением, отстаивала его, даже если оно сильно отличалось от мнения других. Ей никто не помогал. Не было репертуара, не было режиссёров, пресса игнорировала театр.

Но Татьяна Васильевна не ждала никаких оценок – она сама ставила спектакли, собирала репертуар, сформулировала художественную программу МХАТа на новом витке его истории.

Я не знают других примеров, когда женщина-актриса возглавляла бы такой театр на протяжении стольких лет. Вы только вдумайтесь – тридцать лет. За это время выросло целое поколение зрителей, которые ходят к нам. И то, с каким достоинством она держится, вызывает уважение. Я считаю её победительницей. У меня к Татьяне Дорониной очень нежное отношение. Хочу пожелать ей только здоровья и терпения.
 
Александр Голобородько, актёр Театр им. Моссовета, народный артист России:

– Татьяна Васильевна, Танечка Доронина. Мы играли с ней в театре «Сфера» спектакль на двоих «Живи и помни». Познакомились у режиссёра Екатерины Еланской. Первые репетиции проходили у Кати дома. Это известный мхатовский дом в Глинищевском переулке.

Конечно, я слышал кое-что про настоящих звёзд, но к большому зданию ветер наметает много всякого мусора. Про характер Татьяны Васильевны тоже слышал. Но поскольку я с уважением относился к тому, что она делала в кино и в театре, и с большим пиететом отношусь к актрисам, потому что у них, как правило, не очень лёгкая судьба – я не, то чтобы волновался, но принимал к сведению.

Конечно, сначала нам было сложно. Мы люди городские, а дело происходит в глухой тайге. Мой герой, дезертир, пробирается домой к жене, весь обросший, но мы с Катей договорились, что никакой растительности на моём лице не будет. В театре «Сфера» сцена расположена в центре зала, зрители сидят на расстоянии вытянутой руки, а я буду заклеенный в бороде?!  Несмотря на договоренность, Татьяна как-то сказала: «Бороду тебе надо!» На что я ответил: «И не мечтай».
Душевный настрой мы нашли достаточно быстро. Никаких предполагаемых конфликтов интересов, чванства, что она звезда не было, потому что кроме таланта Татьяна обладает выдающимся умом. Мы стали друзьями.

Был удивительный случай. Есть в спектакле сцена, где я вою волком. Настёна, героиня Татьяны, сидит ко мне спиной. Вдруг у меня пропадает голос. Несмыкание связок. Я ринулся из зала, оставив ее одну. За кулисами выпил целый стакан, прокашлялся и вернулся. Прошло минуты три. Она  сидела так же и даже не обернулась. Закончили мы спектакль. Наши гримёрки рядом. От нее ни слова возмущения или упрека. Она всё поняла, а что было у нее внутри! По себе знаю, когда кто-то опаздывает на сцену, у партнера начинается паника: что делать? Стресс. Потом мы объяснились.

Как раз в это время менялась судьба Художественного театра. Она мне всё рассказывала. Таня умеет держать удар, она всё выдержала. Безусловно, она герой нашего времени, но для меня она олицетворение поэтического образа женщины в искусстве.

Она приглашала меня в свой театр, но я как раз только пришел в Театр им. Моссовета играть Митю Карамазова в замечательном спектакле Павла Хомского. Я понимал, что если сейчас не сыграю, то не сыграю никогда в жизни.
А со спектаклем «Живи и помни» мы много гастролировали. Сейчас общение редкое, но очень тёплое. Танечка Доронина талантливая, прекрасная и неповторимая.
 
Валерий Плотников, фотограф:

– Мы оба из Ленинграда. Мои самые первые юношеские впечатления от актрисы Татьяны Дорониной были после спектакля «Идиот» в БДТ, где она играла Настасью Филипповну, а ее партнером был Иннокентий Михайлович Смоктуновский. Потом я видел ее и в других спектаклях БДТ, в театре она была примой. В созданных ею образах была особенная стать, глубина. Кого бы ни играла Татьяна Васильевна, будь то городская или деревенская женщина, она всегда красива. А мне и вовсе она казалась необыкновенной. Потом Татьяна Доронина уехала в Москву.

Для своих работ я всегда выбираю людей замечательных. Я считаю, что духовная наполненность непременно отражается на лице. Мне сразу видно глубокий человек или поверхностный. Одарённые по натуре люди вызывают интерес.

В таланте Татьяны Дорониной сомневаться не приходится, этот дар ей дан свыше, да и легковесным человеком её не назовёшь. Она гармонична во всём. Я был уверен, что снимок получится. Познакомил нас Эдвард Радзинский (в ту пору они были женаты).

К моменту, когда возникла идея сделать её фотопортрет, о характере Татьяны Дорониной ходило множество слухов, но у меня была в этом деле закалка, так что, меня не напугать.

Встреча состоялась в театре. Татьяна Васильевна была невероятна хороша. Меня поразил тихий, проникновенный, завораживающий голос, не суетность, сдержанность. Все слухи о её характере в момент улетучились. Она не производила впечатления жестокой женщины, скорее наоборот – ранимой и доброй.

Перед началом работы я всегда представляю себе, как должен выглядеть герой на фотографии. Мне рисовался образ женщины властной с высоко поднятой головой, слегка откинутой назад, с лучистыми глазами, в уголках которых притаилась доброта. В снимке, который потом обошел, многие издания присутствуют три разные по рисунку и фактуре материала красных оттенков, которые дополняя друг друга, создают образ.

Съёмка дело небыстрое, но всё это время Татьяна Васильевна терпеливо выполняла мои пожелания. Она никуда не спешила, хотя ее ждали срочные дела. Мы сделали несколько вариантов. Есть снимок в пуховой шапке, в чёрном платье с белой кружевной накидкой.

Ко мне регулярно обращаются за фотографиями, но для меня особенно ценно, когда мой персонаж говорит: «Обратитесь к Плотникову, у него есть кадры, которые я приветствую». По любым торжественным датам у меня до сих пор берут её снимки.

От работы с Татьяной Васильевной остались прекрасные воспоминания. Сердечно поздравляю с юбилеем!
 
«Театрал» присоединяется к поздравлениям и желает выдающейся актрисе побольше поводов для радости, гармонии, здоровья, счастья и, конечно, новых ролей!



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.


  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «Куда ни глянь, везде одна глупость»

    Для переезда в историческое здание на Чистых прудах «Современник» готовит премьеру спектакля «Дюма» по пьесе Ивана Охлобыстина. Этот материал предложил для постановки Михаил Ефремов, который сам при этом выступит режиссером. ...
  • «Не всё что делается, мне понятно…»

    2019 год станет в России Годом театра. Практика этих посвящений нравится не всем, скептики есть всегда. Мне приходится довольно много летать, и в самолетах я слышу, помимо привычных слов о погоде и температуре за бортом: «Этот год указом президента Российской Федерации объявлен Годом кино», например. ...
  • Мария Ревякина: «Мы продали 4500 билетов за короткий срок»

    От чего зависит успех театра? От громких премьер? От оригинальности художественной программы? От наличия в труппе звездных имен? От удобного местоположения? Можно перечислить и множество других слагаемых, но есть еще один немаловажный аспект: любой спектакль, как творческий продукт, должен найти своего потребителя. ...
  • «Русский театр – лучший пример импортозамещения»

    В Москве объявили лауреатов премии Станиславского 2017-2018 театрального сезона. Престижная международная награда ежегодно присуждается Фондом Станиславского, президентом которого совсем недавно был назначен Игорь Золотовицкий. ...
Читайте также