«Он не хотел становиться взрослым»

Александр Левенбук об Эдуарде Успенском

 
Уход из жизни Эдуарда Успенского (скончался вечером 14 августа) сплотил представителей всех возрастов, взглядов и убеждений, как и бывает в судьбе любого большого писателя. В России, наверное, мало таких людей, которые были бы равнодушны к его произведениям. «Театрал» позвонил художественному руководителю театра «Шалом», давнему другу писателя Александру Левенбуку и попросил сказать в память об Эдуарде Николаевиче несколько слов.

- Очень жаль, что не стало Эдика. Мы друзьями были с первых его творческих шагов и до последних дней. Мы познакомились, когда он заканчивал МАИ, и он сразу стал для нас с Лившицем писать. Театру нашему не раз помогал, его пьесы «Ну, Волк, погоди!» и «Новогодние чудеса с доставкой на дом» уже много лет идут у нас с успехом.

Он был ласковым другом, мог и ссориться, но еще лучше умел мириться. Он был всегда готов реально помочь и не только словами. Мог приехать и что-нибудь за тебя сделать или дать театру деньги. Существует высшая степень благотворительности, когда нет никакого шума, никакого пиара. Вот он так себя вел.

В нашей компании его звали Эдик, Эдюля. Он был сообразительный человек, у него мозги не только писателя-фантазера, но и авиационного инженера. Он хорошо учился, но не хотел взрослеть никогда, не хотел быть хитрым. Он сохранял в себе естественную наивность ребенка, поэтому сразу шел на контакт со своими юными читателями. И этот союз у него получался моментально.

Эдуард Успенский был и остается самым популярным детским писателем в истории России. Что касается оригинальности его таланта, то некоторые считают, что у него есть что-то общее с Даниилом Хармсом, но мне кажется, что это не так. Успенский ни на кого не похож. Хармс в значительной степени представитель литературного абсурда, очень остроумного, глубокого. А Эдик не абсурдист, он абсолютный реалист, и поэтому он так доступен самым широким массам людей любого возраста.

У него был особый талант давать имена, которые сразу прилипали к животному или человеку. Порой кажется, что лучше и подобрать нельзя. Например, крокодил Гена. Именно Гена – не Лёва, не Петя. Мы принимаем это сразу. Или совсем уж придуманная старуха Шапокляк. Вот это особый дар, особый слух, особая фантазия!


Он всегда представлял то, что пишет, в звуковом рассказе детям, которые сидят перед ним. Он много выступал для ребят и всегда проверял себя по их реакции. Он играл с детской аудиторией, и эта игра у него продолжалась везде – и в книгах, и в мультфильмах.

Он написал значительно больше, чем нам известно, потому что многое выбрасывал. Про него редакторы говорили: «Кто-то пишет километрами, а Успенский пишет вариантами». Он часто писал несколько вариантов одного произведения и потом не знал, какой из них лучше. Затем проверял на детях. Вот это самый честный способ.

Успенский не был избалован почетными званиями и высокими наградами, поэтому ласковые слова ему сейчас особо необходимы. И будет правильно сказать их сегодня, раз мы поскупились, когда он был вместе с нами.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Юрий Бутусов станет главным режиссером Театра Вахтангова

    Юрий Бутусов станет главным режиссером Театра им. Вахтангова. Об этом в субботу, 15 сентября, сообщил на сборе труппы художественный руководитель театра Римас Туминас.    – Я предложил Юрий Бутусову прийти в наш театр на должность главного режиссера. ...
  • Новый сезон откроет «Васса Железнова»

    В среду, 5 сентября, в преддверии нового театрального сезона состоялся сбор труппы во МХАТе им. Горького, на котором художественный руководитель-директор театра, Народная артистка СССР Татьяна Доронина подвела итоги прошедшего сезона и рассказала о планах на будущее. ...
  • «Начинаю себя ощущать неместным»

    «Начнем с грустного, – сказал Александр Ширвиндт, открывая юбилейный сезон в Театре сатиры. – В связи с тем, что Леночка Ташаева после декрета перешла на сцену, с рождаемостью у нас остановка. Что же у нас ни одного ребенка, хотя кругом сплошные браки!»   Одну из недавних свадеб сыграли буквально в преддверии сезона: замуж вышла актриса Любовь Козий, для которой директор театра Мамед Агаев принес роскошный букет. ...
  • Александр Калягин: «Ситуация более чем странная»

    На днях президент РФ подписал указ, согласно которому звания заслуженных артистов получили 18 человек, блестяще зарекомендовавших себя как действительно очень талантливых и трудолюбивых артистов. Однако в кругах руководителей театров эта новость породила новый виток обсуждений старой и наболевшей проблемы. ...
Читайте также


Читайте также

  • Марк Захаров: «Накопилась усталость от режиссерских ребусов»

    В преддверии юбилея Марка Захарова (13 октября – 85 лет), «Театрал» встретился с режиссером, чтобы поговорить о наболевшем. Подробное интервью читайте в свежем номере журнала, а сейчас публикуем ответы Марка Анатольевича на вопросы читателей. ...
  • Константин Крюков: «Никогда не мечтал работать в кино»

    Его дедушка Сергей Бондарчук, бабушка – Ирина Скобцева, мама – Алена Бондарчук, а дядя – Федор Бондарчук… Будучи представителем столь яркой династии, казалось бы, путь с самого детства тебе уготован только на сцену. ...
  • Татьянин день

    Владислав Стржельчик считал Татьяну Доронину совершенством, Георгий Товстоногов восхищался ее широким творческим диапазоном, Константин Симонов подарил томик своих стихов с надписью «Прекрасной актрисе», Николай Гриценко написал: «Вы та Настасья Филипповна, с которой я хотел бы сыграть», а Лоренс Оливье преподнёс перстень с голубым камнем в знак признания и восхищения. ...
  • «Богомолов у нас будет ставить пьесу Петрушевской»

    В преддверие открытия сезона в «Школе современной пьесы» «Театрал» поговорил с художественным руководителем театра Иосифом РАЙХЕЛЬГАУЗОМ.   – На новый сезон у нас очень интересные планы: Константин Богомолов будет ставить пьесу Людмилы Петрушевской «Газбу» с Татьяной Васильевой в главной роли, два выпускника ГИТИСа, победившие в конкурсе «Класс молодой режиссуры» поставят две новых пьесы, победившие в конкурсе «Действующие лица», а замечательный режиссер Олег Долин – бывший артист нашего театра, который окончил режиссерский факультет у Женовача, поставит пьесу Ярославы Пулинович «Тот самый день». ...
Читайте также