«Он не хотел становиться взрослым»

Александр Левенбук об Эдуарде Успенском

 
Уход из жизни Эдуарда Успенского (скончался вечером 14 августа) сплотил представителей всех возрастов, взглядов и убеждений, как и бывает в судьбе любого большого писателя. В России, наверное, мало таких людей, которые были бы равнодушны к его произведениям. «Театрал» позвонил художественному руководителю театра «Шалом», давнему другу писателя Александру Левенбуку и попросил сказать в память об Эдуарде Николаевиче несколько слов.

- Очень жаль, что не стало Эдика. Мы друзьями были с первых его творческих шагов и до последних дней. Мы познакомились, когда он заканчивал МАИ, и он сразу стал для нас с Лившицем писать. Театру нашему не раз помогал, его пьесы «Ну, Волк, погоди!» и «Новогодние чудеса с доставкой на дом» уже много лет идут у нас с успехом.

Он был ласковым другом, мог и ссориться, но еще лучше умел мириться. Он был всегда готов реально помочь и не только словами. Мог приехать и что-нибудь за тебя сделать или дать театру деньги. Существует высшая степень благотворительности, когда нет никакого шума, никакого пиара. Вот он так себя вел.

В нашей компании его звали Эдик, Эдюля. Он был сообразительный человек, у него мозги не только писателя-фантазера, но и авиационного инженера. Он хорошо учился, но не хотел взрослеть никогда, не хотел быть хитрым. Он сохранял в себе естественную наивность ребенка, поэтому сразу шел на контакт со своими юными читателями. И этот союз у него получался моментально.

Эдуард Успенский был и остается самым популярным детским писателем в истории России. Что касается оригинальности его таланта, то некоторые считают, что у него есть что-то общее с Даниилом Хармсом, но мне кажется, что это не так. Успенский ни на кого не похож. Хармс в значительной степени представитель литературного абсурда, очень остроумного, глубокого. А Эдик не абсурдист, он абсолютный реалист, и поэтому он так доступен самым широким массам людей любого возраста.

У него был особый талант давать имена, которые сразу прилипали к животному или человеку. Порой кажется, что лучше и подобрать нельзя. Например, крокодил Гена. Именно Гена – не Лёва, не Петя. Мы принимаем это сразу. Или совсем уж придуманная старуха Шапокляк. Вот это особый дар, особый слух, особая фантазия!


Он всегда представлял то, что пишет, в звуковом рассказе детям, которые сидят перед ним. Он много выступал для ребят и всегда проверял себя по их реакции. Он играл с детской аудиторией, и эта игра у него продолжалась везде – и в книгах, и в мультфильмах.

Он написал значительно больше, чем нам известно, потому что многое выбрасывал. Про него редакторы говорили: «Кто-то пишет километрами, а Успенский пишет вариантами». Он часто писал несколько вариантов одного произведения и потом не знал, какой из них лучше. Затем проверял на детях. Вот это самый честный способ.

Успенский не был избалован почетными званиями и высокими наградами, поэтому ласковые слова ему сейчас особо необходимы. И будет правильно сказать их сегодня, раз мы поскупились, когда он был вместе с нами.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «Куда ни глянь, везде одна глупость»

    Для переезда в историческое здание на Чистых прудах «Современник» готовит премьеру спектакля «Дюма» по пьесе Ивана Охлобыстина. Этот материал предложил для постановки Михаил Ефремов, который сам при этом выступит режиссером. ...
  • «Не всё что делается, мне понятно…»

    2019 год станет в России Годом театра. Практика этих посвящений нравится не всем, скептики есть всегда. Мне приходится довольно много летать, и в самолетах я слышу, помимо привычных слов о погоде и температуре за бортом: «Этот год указом президента Российской Федерации объявлен Годом кино», например. ...
  • Мария Ревякина: «Мы продали 4500 билетов за короткий срок»

    От чего зависит успех театра? От громких премьер? От оригинальности художественной программы? От наличия в труппе звездных имен? От удобного местоположения? Можно перечислить и множество других слагаемых, но есть еще один немаловажный аспект: любой спектакль, как творческий продукт, должен найти своего потребителя. ...
  • «Русский театр – лучший пример импортозамещения»

    В Москве объявили лауреатов премии Станиславского 2017-2018 театрального сезона. Престижная международная награда ежегодно присуждается Фондом Станиславского, президентом которого совсем недавно был назначен Игорь Золотовицкий. ...
Читайте также