Гасим картинные страсти

Как защитить шедевры, не навредив зрителям

 
Случай, произошедший в мае в Третьяковской галерее, поднял целую волну рассуждений о преступлении и наказании в сфере искусства. В поступке жителя Воронежской области, которого, якобы, «накрыло» водкой в галерейном буфете, искали тайные смыслы и знамения.
 
Что заставило его ударить стойкой ограждения по легендарному полотну «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»? Может, идеологическое несогласие с художником? Может, желание реванша за унижение, полученного от сотрудников галереи, не пускавших в чаемый зал? На мой взгляд, разбираться во всех хитросплетениях вандальской души нет никакого смысла. Но есть неоспоримый факт психического контакта, который перешел в физический. И вот сейчас я скажу крамольную вещь: не есть ли этот воронежец самым что ни на есть впечатлительным зрителем? В том смысле, что именно такого соучастия и реакции художники ожидают как манну небесную.

Хуже всего, когда «взглянул – и мимо». Еще Микеланджело колотил своего «Моисея» по колену, считая, что такая совершенная скульптура просто обязана заговорить. Мы имеем множество примеров «культурно оправданного вандализма»: в Византии VIII века наши православные старшие братья официально замазывали лица Христа и святых на фресках и выбрасывали иконы, Савонаролла в конце XV века спровоцировал на флорентийской площади сжигание примет суетной роскоши, среди которых оказалось и множество картин Боттичелли.

И вот тут мы сталкиваемся с дилеммой, которую сегодня решают все мировые музеи. Что важнее: сохранить шедевры в целости и сохранности для следующих поколений или привлечь и увлечь современного посетителя? На первый взгляд, тут нет никакого противоречия. Отчего нельзя и хорошо показать, и сохранить? Но на практике чаще всего это не получается. Самый простой и очевидный пример – «Джоконда» в Лувре. После громкой кражи и массы покушений ее заключили в пуленепробиваемое стекло, отодвинув от зрителей на десяток метров. В итоге, если верить опросам, это самое «разочаровывающее произведение». То есть большинство разгоряченных туристов выстаивают очереди, несутся в зал с Леонардо и не испытывают буквально ничего кроме удовлетворения от галочки в дневнике путешествий.

Сейчас в галерее Уффици все самые значимые картины (Боттичелли и Да Винчи) поместили в громадные ковчеги, которые не дают приближаться к ним, как минимум, на расстояние вытянутой руки. В итоге складывается ощущение, что ты смотришь на отлично подсвеченные репродукции. Иные хранители идут дальше и предлагают срочно заменять ценные иконы или рукописи, которым вредит свет, на точные муляжи (так чаще всего показывают Хаммерский кодекс Леонардо). Непосредственный, почти интимный контакт с произведением сегодня фактически невозможен. Поэтому мы искренне удивляемся актам бурного проявления зрительских эмоций, ведь в музее сделано все, чтобы ты оставался с холодной головой. 

И здесь возникает довольно щекотливая ситуация, о которой просто невозможно не думать. Почти все музейщики отмечают, что утерян эмоциональный контакт с произведениями искусства. Что люди приходят в музей чисто «отметиться», взглянуть на растиражированное полотно, поставить галку через селфи – как говорится, был и видел. Отсюда и вторая тенденция – попытаться изменить ракурс восприятия, приблизить картины к зрителю, создать новые условия для переживания встречи с искусством.

Голландцы пускают переночевать в музейном зале победителя некоего конкурса. Британцы привозят шедевры вам домой – к завтраку (тоже был объявлен конкурс). Страшно популярные разные «эксклюзивные» показы, когда вам открывают запасники и снимают заграждения. Этот музейный маятник бесконечно качается из стороны в сторону. Очевидно, что после нападения на «Ивана Грозного» Третьяковка упакует ценные вещи во всевозможные средства защиты, усилит охрану и досмотр. Потом выяснится, что все эти упакованные холст-масло мало кому интересны, не цепляют, не работают на нынешнее поколение, которое предпочтет картинку на экране. В итоге еще поблагодарят вандала за то, что пробудил живой интерес к искусству.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
  • На «Золотой маске» назвали лучшие драматические спектакли

    В эти минуты на Исторической сцене Большого театра завершается XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Как передает корреспондент «Театрала», под занавес церемонии наградили лауреатов номинации «Лучший драматический спектакль». ...
Читайте также


Читайте также

  • «Эта система порочная»

    Сегодня все театры оказались в системе БОР (бюджет, ориентированный на результат), в которой создана прямая взаимосвязь по формуле «результат – качество – конкуренция». Не первый  год подряд мы вместе с Союзом театральных деятелей, экспертами, учеными пытаемся доказать, что природа искусства зависит от множества других критериев и выделять прямую связь между, скажем, финансированием и посещаемостью – мягко говоря, неправильно. ...
  • Между храмом и супермаркетом

    Понятно, что любые проекты и планы в наших условиях – вещь эфемерная и не гарантированная. Помните ли вы, например, о том, что к 2018 году в Москве на Крымской набережной должен был возникнуть музейный город? Это обещал в былые времена культурный куратор Сергей Капков, который неровно дышал к музею «Гараж» и хотел объединить его с новой Третьяковкой. ...
  • Гасим картинные страсти

    Случай, произошедший в мае в Третьяковской галерее, поднял целую волну рассуждений о преступлении и наказании в сфере искусства. В поступке жителя Воронежской области, которого, якобы, «накрыло» водкой в галерейном буфете, искали тайные смыслы и знамения. ...
  • Итоги сезона

    Фото: сцена из спектакля Дмитрия Крымова  «Му-Му», Театр наций  В начале июня премия зрительских симпатий «Звезда Театрала» опубликовала итоги первого этапа голосования. В течение всего лета зрители могут выбрать из лонг-листа понравившиеся спектакли, актерские и режиссерские работы. ...
Читайте также