Впечатления от успехов

Итоги сезона от Натальи Шаинян

 
«Театрал» по традиции попросил критиков и экспертов подвести итоги сезона, определив успехи, поражения и тенденции. Сегодня – слово Наталье Шаинян, внештатному автору «Театрала».

1. Лучшими я назову «Му-му» Дмитрия Крымова в Театре наций и его же «БеЗприданницу» в ШДИ, «Волшебную гору» Константина Богомолова в Электротеатре и «Маленькие трагедии» Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре».

Полувековой давности довлатовский «Заповедник» обнаружил печальную актуальность в постановке Сергея Женовача в СТИ, став размышлением о безысходности нынешнего дня. Театру Фоменко, к счастью, удалось решить вопрос с наследниками Юрия Казакова, и обаятельный тонкий «Проклятый север» молодого поколения театра вошел в репертуар. Удачей стала «Солнечная линия» Виктора Рыжакова в ЦИМе по пьесе Ивана Вырыпаева об отношениях в браке – благодаря виртуозно выстроенному взаимодействию актеров Юлии Пересильд и Андрея Бурковского.

Три запомнившиеся постановки на малых сценах: в Театре наций «Утопия» Марата Гацалова по пьесе Михаила Дурненкова важна и как разговор о травме девяностых, и как дальнейший поиск художественного языка тандемом Гацалова-Перетрухиной. «Два веронца» Михаила Станкевича в РАМТе – очаровательная интерпретация Шекспира от юной части труппы, и «Блажь» Юрия Иоффе в театре Маяковского – старый добрый психологический театр в увлекательной забытой вещи Островского.

Грандиозное впечатление подарил фестиваль «Черешневый лес», который привез в столицу прощальный показ великого спектакля британца Саймона Макберни «Encounter».

2. О слабых постановках говорить не хочется, но о крупных бедах нельзя умолчать. Почти одновременная гибель создателей Театра.doc Михаила Угарова и Елены Греминой, очередное лишение их театра помещения подвели итог под полутора десятилетиями, целой главой новейшей театральной истории, в которой тихий голос маленького независимого театра заглушить не удалось при всех стараниях властей. Пусть Doc продолжает свое дело – очень важна та общественная роль театра и тот тип театрального мышления, которые развивали создатели документального театра и новой драмы в России.

А вот новости в жизни Платоновского фестиваля в Воронеже, куда московские театралы за восемь лет привыкли ездить, как и зрители из других городов, после смены тамошнего губернатора возмущают. Уникальный форум искусств европейского уровня, который Михаилу Бычкову и его команде единственным в стране удалось создать за пределами двух столиц, несмотря на богатую и сложную программу этого года, вызвал нарекания нового руководства области. Попытки чиновников руководить вместо профессионалов формированием программы и, в целом, художественным и идейным направлением фестиваля приводят на память подобные сюжеты из советских времен.

3. Сезон прошел под каменной плитой «театрального дела» – судебного преследования Кирилла Серебренникова и его коллег, создавших проект «Платформа». Абсурдность обвинений, произвольно называемые суммы ущерба и демонстративная жестокость следствия сделали этот процесс еще одним видом театра, за которым наблюдает вся страна и в котором власть репрезентует себя и свой модус взаимодействия с гражданами.

Отсутствие в этом деле смысла, цели, непонимание причин, рассыпающийся ворох версий мотивов и заказчиков – все это погружает общество во мрак бессилья, глухоты и бесправия. Это не про театр, это про всю общественную жизнь; залы суда и тюремные камеры становятся местом, где разыгрываются главные трагические представления эпохи.

Читайте также:
Итоги сезона от Павла Руднева
Итоги сезона от Ольги Егошиной
Итоги сезона от Марины Шимадиной
Итоги сезона от Вениамина Смехова
Итоги сезона от Виктора Ерофеева
Итоги сезона от Юлиана Макарова

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Крайне прискорбно, что это заявление прозвучало в Год театра»

    Встревоженный неожиданным заявлением Дмитрия Медведева о том, что в России слишком много государственных театров, председатель СТД Александр Калягин обратился с письмом к Валентине Матвиенко. «Театрал» публикует текст этого письма полностью: «Уважаемая, дорогая Валентина Ивановна! Вчера состоялась встреча Председателя Правительства РФ Д. ...
  • Театральные деятели отреагировали на слова Медведева о сокращении театров

    Высказывание Дмитрия Медведева о том, что в России якобы «очень много государственных театров», вызвало широкий резонанс. Председателю правительства, сделавшему такое заявление во вторник, 12 февраля, на встрече с членами Совета Федерации, уже ответил глава СТД Александр Калягин (см. ...
  • Сергей Юрский: «Всё начнётся потом»

    В февральском номере «Театрала» редакция возобновила рубрику «Поэт в России – больше, чем поэт...», которую основал в нашем журнале Евгений Евтушенко. Но теперь мы решили публиковать стихи и прозу театральных деятелей – актеров и режиссеров. ...
  • Василия Ланового не пустили на рейс «Победы»

    Василия Ланового не пустили на рейс авиакомпании «Победа». Актер собирался лететь на гастроли в Ростов-на-Дону. Как рассказал Лановой телеканалу «Москва 24», при прохождении регистрации выяснилось, что его гастрольный кофр не проходит по размерам, разрешенным для провоза ручной клади в данной авиакомпании, и нужно оплатить дополнительную пошлину. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Всегда есть несогласные»

    В Театре наций выходит премьера мюзикла «Стиляги» в постановке Алексея Франдетти. Историю, посвященную молодежной субкультуре 50-х годов, многие помнят по одноименному фильму Валерия Тодоровского на сценарий Юрия Короткова «Буги на костях». ...
  • Театр им. Комиссаржевской «пересмотрел» «Доктора Живаго»

    Главный режиссер Санкт-Петербургского Театра им. Комиссаржевской Леонид Алимов выпускает в новой редакции спектакль «Доктор Живаго», премьера которого состоялась в феврале 2018 года. Новую версию постановки покажут 6 марта. ...
  • «Московская оперетта» готовит премьеру по Островскому

    Премьерные показы мюзикла «Доходное место» по пьесе Александра Островского пройдут 23 и 24 февраля на сцене Московского театра оперетты. Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра.  «Композитор Геннадий Гладков сумел создать яркую и образную палитру спектакля, добавив к современному музыкальному языку и  сегодняшним стремительным ритмам мелодические традиции XIX века. ...
  • Роман Виктюк поставил «Мелкого беса»

    В Театре Романа Виктюка 1 марта состоится премьера спектакля «Мелкий бес» по роману Федора Сологуба. Над новой постановкой работает сам Роман Виктюк.  К «Мелкому бесу» он обращался уже дважды. До этого были резонансные спектакли не рекомендованного тогда к постановке романа в Русском театре Эстонии (1983) и в театре «Современник» (1987) с Игорем Квашой, Лией Ахеджаковой, Ниной Дорошиной, Ириной Метлицкой в главных ролях. ...
Читайте также