Впечатления от успехов

Итоги сезона от Натальи Шаинян

 
«Театрал» по традиции попросил критиков и экспертов подвести итоги сезона, определив успехи, поражения и тенденции. Сегодня – слово Наталье Шаинян, внештатному автору «Театрала».

1. Лучшими я назову «Му-му» Дмитрия Крымова в Театре наций и его же «БеЗприданницу» в ШДИ, «Волшебную гору» Константина Богомолова в Электротеатре и «Маленькие трагедии» Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре».

Полувековой давности довлатовский «Заповедник» обнаружил печальную актуальность в постановке Сергея Женовача в СТИ, став размышлением о безысходности нынешнего дня. Театру Фоменко, к счастью, удалось решить вопрос с наследниками Юрия Казакова, и обаятельный тонкий «Проклятый север» молодого поколения театра вошел в репертуар. Удачей стала «Солнечная линия» Виктора Рыжакова в ЦИМе по пьесе Ивана Вырыпаева об отношениях в браке – благодаря виртуозно выстроенному взаимодействию актеров Юлии Пересильд и Андрея Бурковского.

Три запомнившиеся постановки на малых сценах: в Театре наций «Утопия» Марата Гацалова по пьесе Михаила Дурненкова важна и как разговор о травме девяностых, и как дальнейший поиск художественного языка тандемом Гацалова-Перетрухиной. «Два веронца» Михаила Станкевича в РАМТе – очаровательная интерпретация Шекспира от юной части труппы, и «Блажь» Юрия Иоффе в театре Маяковского – старый добрый психологический театр в увлекательной забытой вещи Островского.

Грандиозное впечатление подарил фестиваль «Черешневый лес», который привез в столицу прощальный показ великого спектакля британца Саймона Макберни «Encounter».

2. О слабых постановках говорить не хочется, но о крупных бедах нельзя умолчать. Почти одновременная гибель создателей Театра.doc Михаила Угарова и Елены Греминой, очередное лишение их театра помещения подвели итог под полутора десятилетиями, целой главой новейшей театральной истории, в которой тихий голос маленького независимого театра заглушить не удалось при всех стараниях властей. Пусть Doc продолжает свое дело – очень важна та общественная роль театра и тот тип театрального мышления, которые развивали создатели документального театра и новой драмы в России.

А вот новости в жизни Платоновского фестиваля в Воронеже, куда московские театралы за восемь лет привыкли ездить, как и зрители из других городов, после смены тамошнего губернатора возмущают. Уникальный форум искусств европейского уровня, который Михаилу Бычкову и его команде единственным в стране удалось создать за пределами двух столиц, несмотря на богатую и сложную программу этого года, вызвал нарекания нового руководства области. Попытки чиновников руководить вместо профессионалов формированием программы и, в целом, художественным и идейным направлением фестиваля приводят на память подобные сюжеты из советских времен.

3. Сезон прошел под каменной плитой «театрального дела» – судебного преследования Кирилла Серебренникова и его коллег, создавших проект «Платформа». Абсурдность обвинений, произвольно называемые суммы ущерба и демонстративная жестокость следствия сделали этот процесс еще одним видом театра, за которым наблюдает вся страна и в котором власть репрезентует себя и свой модус взаимодействия с гражданами.

Отсутствие в этом деле смысла, цели, непонимание причин, рассыпающийся ворох версий мотивов и заказчиков – все это погружает общество во мрак бессилья, глухоты и бесправия. Это не про театр, это про всю общественную жизнь; залы суда и тюремные камеры становятся местом, где разыгрываются главные трагические представления эпохи.

Читайте также:
Итоги сезона от Павла Руднева
Итоги сезона от Ольги Егошиной
Итоги сезона от Марины Шимадиной
Итоги сезона от Вениамина Смехова
Итоги сезона от Виктора Ерофеева
Итоги сезона от Юлиана Макарова

  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончалась актриса Театра армии Ольга Вяликова

    Актриса ЦАТРА Ольга Вяликова скончалась в понедельник, 15 июля на 66-м году жизни. О скоропостижной утрате сообщила пресс-служба театра. «Ольга Петровна работала в нашем театре с 1980 года. С 1993 по 1995 гг. была занята в знаменитой постановке «Орестея» выдающегося немецкого режиссера Петера Штайна», - говорится в некрологе. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Инну Чурикову экстренно госпитализировали

    Народную артистку СССР Инну Чурикову госпитализировали вечером в четверг, 18 июля, в Институт им. Склифосовского. Актриса получила травму на сцене театра «Русская песня», где в этот вечер она играла антрепризный спектакль «Старая дева». ...
  • Ушла из жизни Джемма Осмоловская

    Актриса театра и кино Джемма Осмоловская скончалась в понедельник, 15 июля, после продолжительной болезни на 81-м году жизни. Об этом сообщает пресс-служба РАМТа, в котором актриса работала с 1964 года (была принята в труппу сразу по окончании Школы-студии МХАТ). ...
Читайте также


Читайте также

  • Робер Лепаж ставит «Мастера и Маргариту» в Театре наций

    Канадский режиссер Робер Лепаж, представляющий в эти дни в Москве мировую премьеру своей постановки «Семь притоков реки Ота», работает над спектаклем «Мастер и Маргарита» по роману Булгакова. Как передает ТАСС, спектакль выйдет в Театре наций через сезон, в 2020 году. ...
  • В новом сезоне «Геликон-опера» представит шесть премьер

    Московский музыкальный театр «Геликон-опера» в юбилейном 30-м сезоне готовится представить шесть премьер, первой из них станет постановка «Мистер Георг Отс» в режиссуре художественного руководителя театра Дмитрия Бертмана. ...
  • Лев Додин исследует Флобера

    Под занавес 74-го сезона Малый драматический театр – Театр Европы представит премьеру «Кровь книги. Флобер». Постановка, посвященная Гюставу Флоберу и его роману «Мадам Бовари», выйдет на Камерной сцене 20 июля. ...
  • Ноктюрн, ковер, медведь и дети

    «Манюня» – это книга, ставшая визитной карточкой писательницы Наринэ Абгарян. Историю дружбы двух школьниц в маленьком армянском городке советских времен инсценировала и поставила на сцене РАМТа Рузанна Мовсесян, премьера состоялась в дни фестиваля «Черешневый лес». ...
Читайте также