Впечатления от успехов

Итоги сезона от Натальи Шаинян

 
«Театрал» по традиции попросил критиков и экспертов подвести итоги сезона, определив успехи, поражения и тенденции. Сегодня – слово Наталье Шаинян, внештатному автору «Театрала».

1. Лучшими я назову «Му-му» Дмитрия Крымова в Театре наций и его же «БеЗприданницу» в ШДИ, «Волшебную гору» Константина Богомолова в Электротеатре и «Маленькие трагедии» Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре».

Полувековой давности довлатовский «Заповедник» обнаружил печальную актуальность в постановке Сергея Женовача в СТИ, став размышлением о безысходности нынешнего дня. Театру Фоменко, к счастью, удалось решить вопрос с наследниками Юрия Казакова, и обаятельный тонкий «Проклятый север» молодого поколения театра вошел в репертуар. Удачей стала «Солнечная линия» Виктора Рыжакова в ЦИМе по пьесе Ивана Вырыпаева об отношениях в браке – благодаря виртуозно выстроенному взаимодействию актеров Юлии Пересильд и Андрея Бурковского.

Три запомнившиеся постановки на малых сценах: в Театре наций «Утопия» Марата Гацалова по пьесе Михаила Дурненкова важна и как разговор о травме девяностых, и как дальнейший поиск художественного языка тандемом Гацалова-Перетрухиной. «Два веронца» Михаила Станкевича в РАМТе – очаровательная интерпретация Шекспира от юной части труппы, и «Блажь» Юрия Иоффе в театре Маяковского – старый добрый психологический театр в увлекательной забытой вещи Островского.

Грандиозное впечатление подарил фестиваль «Черешневый лес», который привез в столицу прощальный показ великого спектакля британца Саймона Макберни «Encounter».

2. О слабых постановках говорить не хочется, но о крупных бедах нельзя умолчать. Почти одновременная гибель создателей Театра.doc Михаила Угарова и Елены Греминой, очередное лишение их театра помещения подвели итог под полутора десятилетиями, целой главой новейшей театральной истории, в которой тихий голос маленького независимого театра заглушить не удалось при всех стараниях властей. Пусть Doc продолжает свое дело – очень важна та общественная роль театра и тот тип театрального мышления, которые развивали создатели документального театра и новой драмы в России.

А вот новости в жизни Платоновского фестиваля в Воронеже, куда московские театралы за восемь лет привыкли ездить, как и зрители из других городов, после смены тамошнего губернатора возмущают. Уникальный форум искусств европейского уровня, который Михаилу Бычкову и его команде единственным в стране удалось создать за пределами двух столиц, несмотря на богатую и сложную программу этого года, вызвал нарекания нового руководства области. Попытки чиновников руководить вместо профессионалов формированием программы и, в целом, художественным и идейным направлением фестиваля приводят на память подобные сюжеты из советских времен.

3. Сезон прошел под каменной плитой «театрального дела» – судебного преследования Кирилла Серебренникова и его коллег, создавших проект «Платформа». Абсурдность обвинений, произвольно называемые суммы ущерба и демонстративная жестокость следствия сделали этот процесс еще одним видом театра, за которым наблюдает вся страна и в котором власть репрезентует себя и свой модус взаимодействия с гражданами.

Отсутствие в этом деле смысла, цели, непонимание причин, рассыпающийся ворох версий мотивов и заказчиков – все это погружает общество во мрак бессилья, глухоты и бесправия. Это не про театр, это про всю общественную жизнь; залы суда и тюремные камеры становятся местом, где разыгрываются главные трагические представления эпохи.

Читайте также:
Итоги сезона от Павла Руднева
Итоги сезона от Ольги Егошиной
Итоги сезона от Марины Шимадиной
Итоги сезона от Вениамина Смехова
Итоги сезона от Виктора Ерофеева
Итоги сезона от Юлиана Макарова

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • В СТИ ставят 9-часовой спектакль

    В субботу, 15 декабря, в Студии театрального искусства состоится премьерный показ спектакля «Один день в Макондо». Это импровизации и этюды, вдохновленные дипломным студенческим спектаклем ГИТИСа «Сто лет одиночества». ...
  • «На кухне вымыты тарелки, никто не помнит ничего»

    «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана в памяти переливается звучными строчками Татьяны Щепкиной-Куперник. Можно забыть, как звали возлюбленную бретера и поэта Сирано, его кузину, которой он посвящал стихи и дуэли. Но строки «мы все под полуденным солнцем и солнцем в крови рождены», – врезаны в памяти. ...
  • В Театре наций представят «Любовниц»

    Под занавес года репертуар Малой сцены Театра наций пополнится спектаклем по роману Нобелевского лауреата Эльфриды Елинек «Любовницы», главные роли в котором сыграют Елена Николаева и Наталья Ноздрина, закончившие в 2006 году курс Олега Кудряшова в ГИТИСе. ...
  • Судеб скрещенья

    Театр Семена Спивака «спрятался» от длинной набережной в глубине спокойного сада. Там днем неторопливо прогуливают своих чад молодые родители, по вечерам театралы, среди коих много молодежи, осаждают новую и старую сцены. ...
Читайте также