«Правильнее было бы закрыть сезон еще раньше»

Мертвый сезон – необходимость или отжившая традиция?

 
В эти дни в Европе кипит театральная жизнь, порожденная летней фестивальной традицией, а большинство российских театров тем временем попрощались со своими зрителями до осени. Но есть ли здравый смысл в столь массовом отпуске? Так называемый «мертвый сезон» приходится на время наибольшего туристического оживления. Неужели нет никаких рисков закрывать театр на лето? Эти вопросы «Театрал» задал экспертам.
 
Алексей Черепнёв, директор театра «Модерн»:
– Мертвый сезон – правильно ли это? Нет, неправильно. Традиции в нашей стране, в нашей Москве нужно менять. И уже есть тенденция сокращения мертвого сезона. По-моему, театр «Практика» первый из небольших драматических театров начал этот процесс и замечательно показал, что они могут работать, что публика летом есть. Сейчас и другие театры не закрывают сезоны или минимизируют перерыв между ними, выходя в августе или в конце июля.
Мы тоже будем стараться сокращать этот перерыв. Однако пока в связи с техническими необходимостями, наращиванием репертуара и репетициями премьерного спектакля «Война и мир» нам приходится сделать такой обычный для московского театра межсезонный перерыв.
Сейчас был Чемпионат мира, но театр и футбол – это две совершенно разные сферы, две разные публики. Был замечательный поток туристов, он пошел во благо туристической отрасли, бизнесу, и стало понятно, что это и наша жила, что мы можем, как и все европейские страны, жить на туризме в том числе.
 


Кирилл Крок, директор Театра им. Вахтангова:
– Я думаю, что в каждой стране есть свои традиции, в том числе и в культуре, и в театре. Это первый момент. Второй: мы все-таки живем в северной стране с долгой, продолжительной зимой, поэтому все люди максимально стараются посвятить и так скоротечное лето отдыху, проводить время на природе.

Иностранные туристы в этом году приехали на футбол, а не на театральную олимпиаду. Из тысячи болельщиков один, может быть, интересуется театром.

Мы, к примеру, именно в связи с Чемпионатом в этом году закрыли сезон раньше – 22 июня. И жизнь показала, что это было абсолютно правильное решение. А уж совсем правильно было бы закрыть сезон еще раньше, потому что все внимание в стране и в столице было приковано к Чемпионату, а не к театру.

Никакого прироста публики я не заметил, а наоборот, увидел в июне спад аудитории. Да и в принципе в июне всегда идет спад зрительского интереса к театру – к любому, не считая Большой театр – это особое место.
 
У артистов в нашем театре по коллективному договору 56 дней отпуска, практически 2 месяца, поэтому я обязан артистов отпустить, иначе я нарушу Трудовое законодательство и коллективный договор. При этом мы не предаемся полностью отдыху: до открытия нового сезона у нас запланированы гастроли.
 
Также не нужно забывать, что любое здание театра – это сложное инженерное сооружение, которое нужно подготовить к новому театральному сезону. Летом есть единственная возможность что-то отремонтировать, отреставрировать, обновить оборудование.



Олег Леушин, художественный руководитель Театра на Юго-Западе:
– Сезон, во-первых, отнюдь не мертвый: мы все равно задерживаемся и уходим в отпуск только 30 июля – после выпуска премьеры. Во-вторых, многие театры ездят на фестивали, в Европу. Мы тоже посетили однажды Авиньонский фестиваль. И в-третьих, у нас совершенно разные организационные аспекты, разный принцип существования театров в Европе и в России. У нас все-таки репертуарный театр, и тут возникает человеческий и законодательный фактор: артисты должны отдохнуть, чтобы набраться сил для нового сезона, так как невозможно работать 12 месяцев в году. Как руководитель, я не хочу мучить людей. Должен быть баланс работы и отдыха.

Чисто экономически где-то с мая по июнь, когда открываются дачные сезоны, очень проблематично для многих театров собирать залы. Сейчас, конечно, чуть проще стало, но раньше мы эту проблему ощущали и даже немножко сужали репертуар, не играли по выходным...


Многие иностранные гости в период Чемпионата заходили к нам, с удовольствием смотрели, узнавали про театр. Но билеты у нас все были проданы. Гости говорили, что, может быть, они еще раз приедут и вернутся, но у них были все же свои интересы: им надо было поболеть, другие эмоции получить. К тому же, когда человек едет из-за рубежа, он мало информирован, поэтому театр нуждается в сотрудничестве с гостиницами, чтобы в каждой гостинице была реклама для туристов.
 


Марина Ершова, представитель туристической компании Moscow free tour:
– По полной статистике могу сказать, что во время Чемпионата мира туристы не очень интересовались театром, но были отдельные случаи с англо- и испаноговорящими гостями. Наиболее популярными оказались, конечно же, запросы на экскурсию в Большой театр, но именно в музей Большого театра: туристам хотелось увидеть его внутреннее убранство. Запросов же на постановки Большого театра особо не поступила. Разве что был единичный запрос в театр «Новая опера» – мы покупали билеты для гостей на балет «Спящая красавица». Балет в принципе интересовал гостей в первую очередь. Были и рекомендации в «Мастерскую Петра Фоменко», поскольку там спектакли идут с субтитрами.
 
Иностранные зрители остались довольны театральным опытом.  Но аудитория в этом году, конечно, была другая, нежели обычно: туристы не жаждали узнать подробности исторического и культурного наследия России, им было любопытно просто походить по городу с гидом. Поэтому отсутствие интереса к театру, во-первых, связано с аудиторией в период Чемпионата мира. А во-вторых, это люди, которые приехали сюда в первый раз, и им было важно сперва увидеть наши знаковые места. Так что пока интерес заканчивался на основных точках, но, может, если они второй раз приедут, они будут запрашивать уже что-то более глубокое.



Официальный представитель компании Bigbilet.ru (по запросу редакции):
– Напрямую с нами иностранные туристы не связывались, запросы поступали из отелей. Большинство покупали билеты не столько в театр, сколько в Цирк Никулина и в Московскую филармонию.


Театральные каникулы
Сколько длится отпуск московских и петербургских театров
 
Театр «Модерн». 27 июня – 17 сентября (82 дня)
МХАТ им. Горького. 30 июня – 14 сентября (76 дней)
Александринский театр. 29 июня – 13 сентября (76 дней)
Театр им. Пушкина - 29 июня - 11 сентября (74 дня)
Театр сатиры. 1 июля – 5 сентября (66 дней)
Театр наций. 1 июля – 3 сентября (64 дня)
Малый театр. 1 июля – 1 сентября (62 дня)
БДТ. 9 июля – 8 сентября (61 день)
Театр им. Вахтангова. 2 июля - 28 августа (58 дней)
Театр им Ленсовета. 8 июля – 3 сентября (57 дней)
Театр им. Маяковского. 29 июня – 22 августа (54 дня)
МХТ им. Чехова. 11 июля – 1 сентября (53 дня)
Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. 23 июля – 13 сентября (52 дня)
 «Ленком». 20 июля – 4 сентября (46 дней)
МДТ - Театр Европы. 30 июля – 12 сентября (44 дня)
Театр на Малой Бронной. 19 июня – 1 августа (43 дня)
«Школа драматического искусства». 24 июня – 7 августа (43 дня)
Театр на Юго-Западе. 31 июля – 11 сентября (42 дня)
Большой театр - 30 июля - 8 сентября (40 дней)
«Сфера». 30 июля – 7 сентября (39 дней)
Мариинский театр. 6 августа – 13 сентября (38 дней)
Театр им. Моссовета. 24 мая – 1 июля (38 дней)
«Сатирикон». 1 августа – 6 сентября (36 дней)
Подготовила Мария Салошина
  • Нравится


Самое читаемое

  • Скоропостижно скончался Дмитрий Брусникин

    Вечером в четверг, 9 августа, пресс-служба МХТ им. Чехова сообщила, что в возрасте 60-ти лет ушел из жизни актер, режиссер, педагог Школы-студии МХАТ Дмитрий Брусникин. Обстоятельства скоропостижной смерти неизвестны. Как сообщил «Театралу» источник в администрации МХТ, «причину пока никто не знает. ...
  • Дмитрий Брусникин: «Мы многого не успеваем»

    Замечательный режиссер, педагог, актер Дмитрий Брусникин, скоропостижно скончавшийся 9 августа на 61-м году жизни, не раз становился героем журнала «Театрал». И всегда в своих интервью он много говорил о молодом поколении, о смене традиций, о поиске интонации времени. ...
  • Директор театра «Практика» Борис Мездрич: «Я нахожусь в сложном положении»

    В связи со скоропостижным уходом из жизни художественного руководителя театра «Практика» Дмитрия Брусникина, «Театрал» дозвонился директору театра Борису Мездричу и попросил его сказать несколько слов… - Я нахожусь в сложном положении. ...
  • «Почему так рано?! Куда вы спешите?!»

    В понедельник, 13 августа, Москва простилась с замечательным педагогом, актером и режиссером Дмитрием Брусникиным, который скоропостижно скончался 9 августа на 61-м году жизни. Как отметил на панихиде художественный руководитель ЦИМа Виктор Рыжаков, «этот невероятно красивый человек всегда всё делал красиво – работал красиво, преподавал красиво, читал стихи красиво – он насыщал наш мир красотой и смыслом. ...
Читайте также


Читайте также

  • Театр «Грань» Дениса Бокурадзе получит новое здание

    Для Самарской области театр Дениса Бокурадзе «Грань», расположенный в Новокуйбышевске, давно превратился в местную достопримечательность. Двукратный лауреат «Золотой маски», многократный участник международных фестивалей, один из интереснейших театральных коллективов на карте малых городов России, на протяжении уже многих лет работает в тесном помещении со зрительным залом на сто мест. ...
  • «Никто из оппонентов не видел этих спектаклей»

    Срыв запланированных в Астрахани гастролей спектаклей Романа Виктюка уже называют «театром абсурда». Местные чиновники и представители духовенства обвинили столичный театр в пропаганде гомосексуализма, даже не посмотрев анонсируемые спектакли. ...
  • «Он имеет основания не доверять следствию»

    Во вторник, 14 августа, Басманный суд Москвы рассматрел вопрос об ограничении экс-генпродюсеру «Гоголь-центра» Алексею Малобродскому и его защите времени на ознакомление с материалами дела. Адвокат Ксения КАРПИНСКАЯ рассказала «Театралу» о подробностях прошедшего заседания. ...
  • Жан-Люк Годар выступил в защиту Сенцова

    Французские деятели искусства опубликовали в газете Le Monde открытое письмо с призывом освободить кинорежиссера Олега Сенцова. «Мы должны действовать быстро, чтобы не позволить Олегу Сенцову умереть», - цитирует «Эхо Москвы» открытое послание, подписанное министром культуры Франсуазой Ниссен, Жан-Люком Годаром и Кеном Лоучем. ...
Читайте также