Татьяна Тарасова: «Главное в актерском труде - любопытство»

 
На фестивале «Мир русского театра», который по инициативе «Театрала» прошел в июне в Берлине, педагог ГИТИСа Татьяна ТАРАСОВА провела актерские мастер-классы, адресованные русским артистам, которые уже не первый год работают за рубежом.
 
Татьяна, наблюдал за вашим мастер-классом: интересно, насколько по-разному проявляется уровень актерского мастерства. Одни артисты блестяще выполняют задания, другие это делают с трудом и сразу виден уровень театра…
– Я тоже об этом думаю всегда, ведь то, что происходит на тренингах, это своего рода микроспектакль. Но всё же отношусь к этому не слишком категорично. Хорошо, что на фестивале проявляются разные уровни, ведь те артисты, которые зациклены на себе, начинают, скажем так, буксовать – им нужна визуальная встряска – не когда критики разбирают их работы (это, само собой, процесс очень важный), но и когда они видят актерский уровень коллег. Возникает совсем другая энергия («я тоже так хочу!») и, как следствие, – движение.

У артиста должна быть потребность что-то менять, потребность в постоянных открытиях. А для этого важно научиться удивляться. Ведь если ты не удивляешься материалу, режиссерским решениям, своим партнерам, поворотам судьбы, – то теряешь связь с творчеством.
Если ты встаешь с утра и не начинаешь себя «сочинять» (от одежды и до распорядка дня, до каких-то поступков), то растрачиваешь творческий навык. В общем, мне кажется, что актерский тренинг для того и существует, чтобы открыть, почувствовать то, что и сам про себя плохо знаешь.

Когда я сама иду на какие-то тренинги, мне становится жутко любопытно, что произойдет, что новое о себе узнаешь. Иногда это случается, иногда не случается. И это тоже – отдельная тема для размышлений, потому что педагогика – это искусство. У нас ведь до сих пор нет ни одного учебника ни по актерскому мастерству, ни по режиссуре.

Вы, конечно, шутите…
– Я имею в виду, что об этом невозможно рассказать в учебнике. По всем специальностям, которые есть в мире, учебники написаны, а вот по нашей они бесполезны. Здесь всё зависит от практики и твоего собственного инструментария.

– Не возникает ли у вас желания, как у педагога, показать зарвавшемуся артисту, что он остановился в развитии и что другие его коллеги больше работают над собой?
– Нет. Если человека это устраивает, то и Бог с ним. Я придерживаюсь золотого правила: «научить невозможно, можно только научиться». Иными словами, ты достигнешь определенного уровня мастерства, если в тебе есть ген любопытства. А как еще? Мне вообще кажется, что в актерском деле ничего навязать невозможно…

Простой пример. В середине Байкала есть остров Ольхон и поселок Хужир. Там потрясающая природа. И пейзаж постоянно меняется. Точно так же и в театре – не бывает двух одинаковых спектаклей. Он меняется вслед за артистом, поскольку говорит о живом. Природа переменчива. Точно так же и в нашем деле: интонация, акценты зависят от картины дня.

– А есть некие табу – от чего вы всегда предостерегаете артистов?
– Главное не заняться самолюбованием и не почувствовать себя миссионером. Это, конечно, не страшно (каждый выбирает по себе), но для искусства такая позиция точно не принесет положительного результата.

При этом я всегда подчеркиваю, что артиста можно только направить, дать ему какие-то ключи, но овладеть инструментарием, развить свой талант может только он сам. Знаете, однажды мой знакомый в лютый мороз увидел, что на улице лежит человек и смотрит в небо. Он помог ему подняться, сказал: «Идите домой». А тот прошел несколько шагов и опять лег. И ты ничего не сделаешь. Судьба у него такая. Либо человек встает и идет к цели, либо ложится на дороге.

– Если говорить конкретно о нашем фестивале... Возможно, вы сделали для себя какие-то открытия? Есть примечательная черта у русских актеров, которые работают далеко от родины?
– Они меня удивляют в хорошем смысле. Если есть желание узнать, открыть нечто новое, то ты никогда не погрузишься в вакуум. К тому же, современный мир благодаря интернет-технологиям настолько открыт, что тебе и не нужно порой ехать в другой конец света, чтобы узнать нечто новое.

Конечно, можно прийти к какому-то эмоциональному выгоранию, когда нет достойного окружения, но коллективы, которые приехали на фестиваль, проявили себя достаточно высоко. Смотришь на них и в очередной раз убеждаешься: если ты человек, заряженный идеей, то вокруг тебя неизбежно сложится сильное творческое пространство.

Мне не очень нравятся театры, которые говорят: «Вот нам денег не дают». По большому счету, с такой позицией и не дадут. Надо сначала что-то сделать и тогда ваши усилия не останутся незамеченными. Это все равно что бросить бетонную плиту на траву. Она прорастет сквозь щели. Это же жизнь.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Ушла из жизни актриса МТЮЗа Наталья Корчагина

    Московский ТЮЗ сообщил трагическое известие: 5 ноября скончалась ведущая актриса театра, заслуженная артистка России Наталья Корчагина. О времени и месте прощания пока не сообщается. Актрисе было 70 лет. Творческий путь она начала в 1971 году в Казанском БДТ им. ...
  • В Мещанском суде Москвы рассматривают уголовное дело «Седьмой студии»

    В среду, 7 ноября, в Мещанском суде Москвы рассматривается уголовное дело «Седьмой студии». Корреспонденты «Театрала» передают с места событий.  Заседание было назначено на 9.30, фигуранты дела уже прибыли, но заседание еще не началось. ...
  • «Куда ни глянь, везде одна глупость»

    Для переезда в историческое здание на Чистых прудах «Современник» готовит премьеру спектакля «Дюма» по пьесе Ивана Охлобыстина. Этот материал предложил для постановки Михаил Ефремов, который сам при этом выступит режиссером. ...
  • Диана Вишнева провела открытый мастер-класс

    В воскресенье, 11 ноября, прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнева впервые в своей творческой карьере провела большой мастер-класс «Наследие классического балета» в студии Context Pro в Санкт-Петербурге.   «Диана Вишнева впервые проведет мастер-класс «Наследие классического танца» в формате открытой репетиции на примере одной из самых известных вариаций классического репертуара — Маши из балета «Щелкунчик» (третий акт) в постановке Василия Ивановича Вайнонена», — цитирует РИА сообщение пресс-службы студии. ...
Читайте также


Читайте также

  • Татьяна Тарасова: «Главное в актерском труде - любопытство»

    На фестивале «Мир русского театра», который по инициативе «Театрала» прошел в июне в Берлине, педагог ГИТИСа Татьяна ТАРАСОВА провела актерские мастер-классы, адресованные русским артистам, которые уже не первый год работают за рубежом. ...
  • Параллельная Россия

    Идея формирования русскоязычного культурно-интеллектуального пространства носится в воздухе – нам вновь не хватает разнообразия и диапазона информации на родном языке. Изоляционизм – понятие метафизическое. Для того, чтобы отгородиться от мира, не обязательно строить стену или закрывать границы. ...
  • «Фестиваль нас объединяет»

    В заключительный день фестиваля «Мир русского театра», который проходил в Берлине с 8 по 12 июня, наша редакция устроила «круглый стол», предложив худрукам поделиться собственным опытом: как выживать театру в столь непростых условиях дальнего зарубежья. ...
  • Чем запомнился фестиваль «Мир русского театра»

    Камертоном «Мира русского театра» для меня стала беседа сидящих рядом в ожидании приглашения на посадку в самолет бабушки и внучки. Бабушка разговаривала с внучкой на смеси английского и русского: сколько days in а year? How many minutes в часе? Потом попросила внучку сбегать посмотреть на расписание. ...
Читайте также