Татьяна Тарасова: «Главное в актерском труде - любопытство»

 
На фестивале «Мир русского театра», который по инициативе «Театрала» прошел в июне в Берлине, педагог ГИТИСа Татьяна ТАРАСОВА провела актерские мастер-классы, адресованные русским артистам, которые уже не первый год работают за рубежом.
 
Татьяна, наблюдал за вашим мастер-классом: интересно, насколько по-разному проявляется уровень актерского мастерства. Одни артисты блестяще выполняют задания, другие это делают с трудом и сразу виден уровень театра…
– Я тоже об этом думаю всегда, ведь то, что происходит на тренингах, это своего рода микроспектакль. Но всё же отношусь к этому не слишком категорично. Хорошо, что на фестивале проявляются разные уровни, ведь те артисты, которые зациклены на себе, начинают, скажем так, буксовать – им нужна визуальная встряска – не когда критики разбирают их работы (это, само собой, процесс очень важный), но и когда они видят актерский уровень коллег. Возникает совсем другая энергия («я тоже так хочу!») и, как следствие, – движение.

У артиста должна быть потребность что-то менять, потребность в постоянных открытиях. А для этого важно научиться удивляться. Ведь если ты не удивляешься материалу, режиссерским решениям, своим партнерам, поворотам судьбы, – то теряешь связь с творчеством.
Если ты встаешь с утра и не начинаешь себя «сочинять» (от одежды и до распорядка дня, до каких-то поступков), то растрачиваешь творческий навык. В общем, мне кажется, что актерский тренинг для того и существует, чтобы открыть, почувствовать то, что и сам про себя плохо знаешь.

Когда я сама иду на какие-то тренинги, мне становится жутко любопытно, что произойдет, что новое о себе узнаешь. Иногда это случается, иногда не случается. И это тоже – отдельная тема для размышлений, потому что педагогика – это искусство. У нас ведь до сих пор нет ни одного учебника ни по актерскому мастерству, ни по режиссуре.

Вы, конечно, шутите…
– Я имею в виду, что об этом невозможно рассказать в учебнике. По всем специальностям, которые есть в мире, учебники написаны, а вот по нашей они бесполезны. Здесь всё зависит от практики и твоего собственного инструментария.

– Не возникает ли у вас желания, как у педагога, показать зарвавшемуся артисту, что он остановился в развитии и что другие его коллеги больше работают над собой?
– Нет. Если человека это устраивает, то и Бог с ним. Я придерживаюсь золотого правила: «научить невозможно, можно только научиться». Иными словами, ты достигнешь определенного уровня мастерства, если в тебе есть ген любопытства. А как еще? Мне вообще кажется, что в актерском деле ничего навязать невозможно…

Простой пример. В середине Байкала есть остров Ольхон и поселок Хужир. Там потрясающая природа. И пейзаж постоянно меняется. Точно так же и в театре – не бывает двух одинаковых спектаклей. Он меняется вслед за артистом, поскольку говорит о живом. Природа переменчива. Точно так же и в нашем деле: интонация, акценты зависят от картины дня.

– А есть некие табу – от чего вы всегда предостерегаете артистов?
– Главное не заняться самолюбованием и не почувствовать себя миссионером. Это, конечно, не страшно (каждый выбирает по себе), но для искусства такая позиция точно не принесет положительного результата.

При этом я всегда подчеркиваю, что артиста можно только направить, дать ему какие-то ключи, но овладеть инструментарием, развить свой талант может только он сам. Знаете, однажды мой знакомый в лютый мороз увидел, что на улице лежит человек и смотрит в небо. Он помог ему подняться, сказал: «Идите домой». А тот прошел несколько шагов и опять лег. И ты ничего не сделаешь. Судьба у него такая. Либо человек встает и идет к цели, либо ложится на дороге.

– Если говорить конкретно о нашем фестивале... Возможно, вы сделали для себя какие-то открытия? Есть примечательная черта у русских актеров, которые работают далеко от родины?
– Они меня удивляют в хорошем смысле. Если есть желание узнать, открыть нечто новое, то ты никогда не погрузишься в вакуум. К тому же, современный мир благодаря интернет-технологиям настолько открыт, что тебе и не нужно порой ехать в другой конец света, чтобы узнать нечто новое.

Конечно, можно прийти к какому-то эмоциональному выгоранию, когда нет достойного окружения, но коллективы, которые приехали на фестиваль, проявили себя достаточно высоко. Смотришь на них и в очередной раз убеждаешься: если ты человек, заряженный идеей, то вокруг тебя неизбежно сложится сильное творческое пространство.

Мне не очень нравятся театры, которые говорят: «Вот нам денег не дают». По большому счету, с такой позицией и не дадут. Надо сначала что-то сделать и тогда ваши усилия не останутся незамеченными. Это все равно что бросить бетонную плиту на траву. Она прорастет сквозь щели. Это же жизнь.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Балерина Светлана Исакова погибла в ДТП

    10 августа трагически оборвалась жизнь ведущей солистки балета Харьковского театра оперы и балета Светланы Исаковой. Артистка скончалась от полученных в автокатастрофе травм. В момент аварии Светлана ехала вместе с мужем в маршрутном такси из Борисполя в Харьков. ...
  • Кирилл Крок: «Мы написали огромную программу»

    В новейшей истории крайне мало примеров, чтобы юбилей театра нашел поддержку на самом верху. Как сообщал «Театрал», на портале правовой информации Президента РФ опубликован Указ, в соответствии с которым Правительству РФ в шестимесячный срок требуется создать оргкомитет по подготовке к столетнему юбилею Театра им. ...
  • Дмитрий Родионов: «Полуправда хуже лжи»

    На минувшей неделе СМИ сообщили о конфликте в Музее им. Бахрушина, откуда единовременно уволилось 40 человек. «Театрал» попросил прокомментировать ситуацию директора музея Дмитрия Родионова. – Дмитрий Викторович, что случилось в музее? В связи с чем сотрудники высказывают недовольство, почему увольняются? – Я-то хотел «Театралу» рассказать о нашем юбилее, ведь музею в этом году исполняется 125 лет, и мы готовим целую программу. ...
  • Forbes назвал десятку самых состоятельных театров России

    Эксперты экономического журнала Forbes опубликовали 6 августа результаты анализа, согласно которому они выявили десятку российских театров федерального подчинения, которые в 2018 году получили больше всего денег из бюджета. ...
Читайте также


Читайте также

  • Началась продажа билетов на лучшие спектакли «Мира русского театра» в Москве

    В начале сентября в Москве состоятся гастроли спектаклей – участников фестиваля «Мир Русского театра». Подробнее об этом событии «Театрал» уже рассказывал читателям. А буквально на днях началась продажа билетов. ...
  • Алексей Лебедев: «Основной наш критерий – зрители»

    Фестиваль «Мир русского театра», организованный журналом «Театрал» в Берлине, в нынешнем году проходил в рамках международного культурного проекта «Русские сезоны». О масштабном проекте, цель которого представлять русскую культуру европейскому зрителю, нам рассказал его генеральный директор Алексей ЛЕБЕДЕВ. ...
  • «Театрал» создал безвизовую зону

    В начале сентября москвичи и гости столицы получат уникальный шанс – принять участие в международном театральном путешествии. Всего за четыре дня поклонники сцены смогут побывать в русских театрах Нью-Йорка, Тель-Авива и Варшавы, не потратив при этом ни копейки на авиабилеты, и даже не воспользовавшись заграничным паспортом. ...
  • «Фестиваль стал «точкой сборки»

    В Берлине прошел уже ставший традиционным III Международный фестиваль «Мир русского театра», организованный журналом «Театрал». Восемь театральных коллективов  из разных стран  съехались в столицу Германии, где с 6 по 9 июня представили свои спектакли. ...
Читайте также