Семён Александровский: «Делать мультфильмы выгоднее, чем автоматы»

 
«В последнее время мы живем в каком-то «обществе войны», и мне кажется, пьеса Михаила Дурненкова – некий ответ на это», – рассказал «Театралу» режиссер Семён Александровский. Вместе с артистами Мастерской Дмитрия Брусникина он выпустил в театре «Практика» постановку «Война еще не началась». Премьерные показы прошли в конце июня – начале июля. 
 
«Текст пьесы следует британской традиции punch in the face и спровоцирован тем извращенным «театром» – политическим, военным, медийным – который мы ежедневно наблюдаем в новостях, – отметил режиссер. – Я бы назвал это театром жестокости. В свое время на него отреагировали британские драматурги, и вот теперь – новый виток внимания. Очевидно, эти проблемы были проговорены недостаточно, особенно в нашем обществе. Я считаю, нам нужно обсуждать их в «терапевтических» целях – чтобы освободиться и даже посмеяться над ними, ведь невозможно жить с таким грузом внутри».

Артисты разыгрывают несколько этюдов, в которых звучат как социальные темы (засилье госпропаганды на телевидении, митинги, информационная война), так и психологические – одиночество, равнодушие, деспотия, нелюбовь.

«На самом деле пьесы я ставлю нечасто, но эта, что называется, обожгла. Это «горячий» текст, работа с ним требует гиперусилий, но молчать невозможно, – считает Александровский. – В психологии есть такой термин «подавление». Это такой феномен, когда человек не работает с проблемой, а закапывает ее в себе. Проблема от этого никуда не исчезает, рано или поздно она вырывается наружу в какой-то изощренной форме. Поэтому лучше не дожидаться болезненного взрыва глубоко запрятанной проблемы, а говорить о ней сразу».

В жанре буффонады неутешительная действительность проявляется только четче и контрастней. Впрочем, клоунские костюмы, наводняющие сцену воздушные шары и цветные флажки намекают, что происходящее здесь не только страшно, но и дико смешно.

Спектакль начинается со свежих новостей – реальных и в то же время абсурдных, подчас анекдотических: «Глава Федерации мясников Франции попросил у полиции защиты от веганов», «Мужчина с татуировкой пистолета арестован за незаконное ношение оружия», «В буфете автовокзала в Рязанской области появилось объявление с требованием не массажировать пироги». По словам режиссера, новостная подборка меняется от спектакля к спектаклю – артисты читают то, что в последние часы появилось на лентах информационных агентств.

«Я предпочитаю работать с новым материалом и нередко пишу текст вместе с драматургом, – говорит Александровский. – Если и занимаюсь текстами прошлого, рассматриваю их так, чтобы рассказать о настоящем, потому что жить мне в этом мире и в этом времени. Театр – это мой исследовательский метод изучения нынешней жизни. Возможно поэтому мои планы не расписаны на три года вперед: мир меняется очень быстро, и мне интереснее реагировать на эти перемены здесь и сейчас».

Спектакль «Война еще не началась» стал первой премьерой «Практики» с того момента, как театр возглавил Дмитрий Брусникин, хотя идея постановки возникла еще в прошлом году:

«В рамках первой лаборатории мы провели читку и показ, – рассказал Александровский. – Метод, который я предлагал, был для ребят новым, необходимо было осваивать инструментарий. Поэтому после небольшого периода работы над материалом я пригласил остаться тех, кто хочет заниматься этим дальше. Вот таким демократичным способом сформировалась добровольная команда людей, готовых потратить на это свое время и усилия». В спектакле заняты Юрий Межевич, Пётр Скворцов, Алексей Любимов, Мария Крылова, Василий Буткевич, Анастасия Великородная, Дарья Ворохобко, Алексей Мартынов и Даниил Газизуллин.

По словам Семёна Александровского, открытых площадок, на которых независимые творческие группы могли бы представить свои эксперименты, сегодня катастрофически не хватает:

«Я почувствовал это еще три года назад, когда создавал свой Pop-up театр. На мой взгляд, вертикальная модель взаимоотношений государства и театра настолько нездорова, что нам необходимо создавать альтернативные горизонтальные модели, подключать общество. На самом деле на это я трачу больше всего сил, потому что говорить свободно в заведомо несвободной жесткой системе не всегда комфортно.

Как-то я прочитал, что за 2015 год анимационная студия Pixar заработала на продаже мультфильмов больше, чем Российская Федерация на продаже оружия. Этот пример говорит о том, что делать мультфильмы тупо выгоднее, чем автоматы. Когда это станет очевидно, люди будут делать больше мультфильмов и меньше автоматов.


Поэтому мне кажется, нужно расширять пространство горизонтальных связей, то есть, по сути, развивать гражданское общество. Не нужно ждать, когда оно возникнет само, нужно делать для этого все, что в твоих силах. В этом отношении у нас большой потенциал». 

В следующий раз постановку «Война еще не началась» сыграют осенью, однако сам театр будет открыт в течение всего лета. В июле здесь ожидается еще одна премьера – моноспектакль Алисы Гребенщиковой «Всё вокруг» в режиссуре Виктора Алфёрова по текстам современных авторов: Веры Полозковой, Михаила Чевега, Али Кудряшовой, Анны Русс, Анны Логвиновой, Даны Сидерос и Фёдора Сваровского.




  • Нравится


Самое читаемое

  • Юрий Бутусов станет главным режиссером Театра Вахтангова

    Юрий Бутусов станет главным режиссером Театра им. Вахтангова. Об этом в субботу, 15 сентября, сообщил на сборе труппы художественный руководитель театра Римас Туминас.    – Я предложил Юрий Бутусову прийти в наш театр на должность главного режиссера. ...
  • Новый сезон откроет «Васса Железнова»

    В среду, 5 сентября, в преддверии нового театрального сезона состоялся сбор труппы во МХАТе им. Горького, на котором художественный руководитель-директор театра, Народная артистка СССР Татьяна Доронина подвела итоги прошедшего сезона и рассказала о планах на будущее. ...
  • «Начинаю себя ощущать неместным»

    «Начнем с грустного, – сказал Александр Ширвиндт, открывая юбилейный сезон в Театре сатиры. – В связи с тем, что Леночка Ташаева после декрета перешла на сцену, с рождаемостью у нас остановка. Что же у нас ни одного ребенка, хотя кругом сплошные браки!»   Одну из недавних свадеб сыграли буквально в преддверии сезона: замуж вышла актриса Любовь Козий, для которой директор театра Мамед Агаев принес роскошный букет. ...
  • Александр Калягин: «Ситуация более чем странная»

    На днях президент РФ подписал указ, согласно которому звания заслуженных артистов получили 18 человек, блестяще зарекомендовавших себя как действительно очень талантливых и трудолюбивых артистов. Однако в кругах руководителей театров эта новость породила новый виток обсуждений старой и наболевшей проблемы. ...
Читайте также


Читайте также

  • «От Дюма здесь осталась только фабула»

    Театр Луны готовится к первой премьере сезона – спектаклю «Королева» по мотивам малоизвестной пьесы Александра Дюма «Нельская башня». Новую постановку представят на суд зрителей 12 октября. Незадолго до премьеры «Театрал» пообщался с режиссером спектакля Дарьей ПОПОВОЙ. ...
  • Сергей Голомазов готовит премьеру «Тиль»

    В субботу, 22 сентября, Театр на Малой Бронной представит первую премьеру сезона – спектакль Сергея Голомазова «Тиль» по пьесе Григория Горина, стихам Юлия Кима, Юрия Энтина и Евгения Евтушенко. Пьеса «Тиль» была написана Григорием Гориным в 1970 году. ...
  • Театр «Модерн» объявил планы на сезон

    Во вторник, 18 сентября, Московский театр «Модерн» открыл 31-й сезон премьерой прошлого сезона «На дне», приуроченной к 150-летию со дня рождения Максима Горького. О творческих планах на предстоящий сезон рассказали на сборе труппы худрук театра Юрий Грымов и директор Алексей Черепнев. ...
  • Римас Туминас: «Мы часто обращаемся к исповеди...»

    Премьера спектакля Римаса Туминаса «Фальшивая нота» по новой пьесе французского режиссера, актера и драматурга Дидье Карона открыла 98-й сезон в Театре Вахтангова.   Всемирно известный дирижер Милллер (Алексей Гуськов) только что завершил концерт в Женевской филармонии и недоволен игрой своего оркестра. ...
Читайте также