Семён Александровский: «Делать мультфильмы выгоднее, чем автоматы»

 
«В последнее время мы живем в каком-то «обществе войны», и мне кажется, пьеса Михаила Дурненкова – некий ответ на это», – рассказал «Театралу» режиссер Семён Александровский. Вместе с артистами Мастерской Дмитрия Брусникина он выпустил в театре «Практика» постановку «Война еще не началась». Премьерные показы прошли в конце июня – начале июля. 
 
«Текст пьесы следует британской традиции punch in the face и спровоцирован тем извращенным «театром» – политическим, военным, медийным – который мы ежедневно наблюдаем в новостях, – отметил режиссер. – Я бы назвал это театром жестокости. В свое время на него отреагировали британские драматурги, и вот теперь – новый виток внимания. Очевидно, эти проблемы были проговорены недостаточно, особенно в нашем обществе. Я считаю, нам нужно обсуждать их в «терапевтических» целях – чтобы освободиться и даже посмеяться над ними, ведь невозможно жить с таким грузом внутри».

Артисты разыгрывают несколько этюдов, в которых звучат как социальные темы (засилье госпропаганды на телевидении, митинги, информационная война), так и психологические – одиночество, равнодушие, деспотия, нелюбовь.

«На самом деле пьесы я ставлю нечасто, но эта, что называется, обожгла. Это «горячий» текст, работа с ним требует гиперусилий, но молчать невозможно, – считает Александровский. – В психологии есть такой термин «подавление». Это такой феномен, когда человек не работает с проблемой, а закапывает ее в себе. Проблема от этого никуда не исчезает, рано или поздно она вырывается наружу в какой-то изощренной форме. Поэтому лучше не дожидаться болезненного взрыва глубоко запрятанной проблемы, а говорить о ней сразу».

В жанре буффонады неутешительная действительность проявляется только четче и контрастней. Впрочем, клоунские костюмы, наводняющие сцену воздушные шары и цветные флажки намекают, что происходящее здесь не только страшно, но и дико смешно.

Спектакль начинается со свежих новостей – реальных и в то же время абсурдных, подчас анекдотических: «Глава Федерации мясников Франции попросил у полиции защиты от веганов», «Мужчина с татуировкой пистолета арестован за незаконное ношение оружия», «В буфете автовокзала в Рязанской области появилось объявление с требованием не массажировать пироги». По словам режиссера, новостная подборка меняется от спектакля к спектаклю – артисты читают то, что в последние часы появилось на лентах информационных агентств.

«Я предпочитаю работать с новым материалом и нередко пишу текст вместе с драматургом, – говорит Александровский. – Если и занимаюсь текстами прошлого, рассматриваю их так, чтобы рассказать о настоящем, потому что жить мне в этом мире и в этом времени. Театр – это мой исследовательский метод изучения нынешней жизни. Возможно поэтому мои планы не расписаны на три года вперед: мир меняется очень быстро, и мне интереснее реагировать на эти перемены здесь и сейчас».

Спектакль «Война еще не началась» стал первой премьерой «Практики» с того момента, как театр возглавил Дмитрий Брусникин, хотя идея постановки возникла еще в прошлом году:

«В рамках первой лаборатории мы провели читку и показ, – рассказал Александровский. – Метод, который я предлагал, был для ребят новым, необходимо было осваивать инструментарий. Поэтому после небольшого периода работы над материалом я пригласил остаться тех, кто хочет заниматься этим дальше. Вот таким демократичным способом сформировалась добровольная команда людей, готовых потратить на это свое время и усилия». В спектакле заняты Юрий Межевич, Пётр Скворцов, Алексей Любимов, Мария Крылова, Василий Буткевич, Анастасия Великородная, Дарья Ворохобко, Алексей Мартынов и Даниил Газизуллин.

По словам Семёна Александровского, открытых площадок, на которых независимые творческие группы могли бы представить свои эксперименты, сегодня катастрофически не хватает:

«Я почувствовал это еще три года назад, когда создавал свой Pop-up театр. На мой взгляд, вертикальная модель взаимоотношений государства и театра настолько нездорова, что нам необходимо создавать альтернативные горизонтальные модели, подключать общество. На самом деле на это я трачу больше всего сил, потому что говорить свободно в заведомо несвободной жесткой системе не всегда комфортно.

Как-то я прочитал, что за 2015 год анимационная студия Pixar заработала на продаже мультфильмов больше, чем Российская Федерация на продаже оружия. Этот пример говорит о том, что делать мультфильмы тупо выгоднее, чем автоматы. Когда это станет очевидно, люди будут делать больше мультфильмов и меньше автоматов.


Поэтому мне кажется, нужно расширять пространство горизонтальных связей, то есть, по сути, развивать гражданское общество. Не нужно ждать, когда оно возникнет само, нужно делать для этого все, что в твоих силах. В этом отношении у нас большой потенциал». 

В следующий раз постановку «Война еще не началась» сыграют осенью, однако сам театр будет открыт в течение всего лета. В июле здесь ожидается еще одна премьера – моноспектакль Алисы Гребенщиковой «Всё вокруг» в режиссуре Виктора Алфёрова по текстам современных авторов: Веры Полозковой, Михаила Чевега, Али Кудряшовой, Анны Русс, Анны Логвиновой, Даны Сидерос и Фёдора Сваровского.




  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • В «Сфере» поставили философскую комедию

    Московский театр «Сфера» готовит премьеру спектакля «Академия смеха» по пьесе японского драматурга Коки Митани. Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра. Постановку осуществил режиссер Владимир Данай. ...
  • Мартовский «Театрал» уже в продаже!

    На страницах первого весеннего номера (см. подписка) вы прочтете: - о чем говорил «Театралу» Сергей Юрский за несколько дней до своего ухода; - что думает историк Леонид Млечин о современных бедах; - где Ольга Прокофьева черпает вдохновенье; - в чем режиссер Лука де Фуско видит сходство между итальянский и русским театром; - как Владимир Машков вновь удивил своих зрителей; - зачем Сергею Пускепалису понадобился Лесков; - о чем болит душа у Теоны Дольниковой; - что Марк Розовский расслышал в советских песнях; - как Театр имени Пушкина довел Лондон до слез - почему Юрий Ерёмин не любит пышных торжеств; - кем гордится Иосиф Райхельгауз: «Школа современной пьесы» вернулась в свой дом; - в чем секрет обаяния Кирилла Рубцова; - может ли появиться новый тип актера: личное мнение искусствоведа Дмитрия Трубочкина; - какие сюрпризы готовит фестиваль «Мир русского театра»; - какие проблемы тревожат директоров столичных театров; - где поужинать истинному театралу; - почему Театр им. ...
  • «Всегда есть несогласные»

    В Театре наций выходит премьера мюзикла «Стиляги» в постановке Алексея Франдетти. Историю, посвященную молодежной субкультуре 50-х годов, многие помнят по одноименному фильму Валерия Тодоровского на сценарий Юрия Короткова «Буги на костях». ...
  • Театр им. Комиссаржевской «пересмотрел» «Доктора Живаго»

    Главный режиссер Санкт-Петербургского Театра им. Комиссаржевской Леонид Алимов выпускает в новой редакции спектакль «Доктор Живаго», премьера которого состоялась в феврале 2018 года. Новую версию постановки покажут 6 марта. ...
Читайте также