Семён Александровский: «Делать мультфильмы выгоднее, чем автоматы»

 
«В последнее время мы живем в каком-то «обществе войны», и мне кажется, пьеса Михаила Дурненкова – некий ответ на это», – рассказал «Театралу» режиссер Семён Александровский. Вместе с артистами Мастерской Дмитрия Брусникина он выпустил в театре «Практика» постановку «Война еще не началась». Премьерные показы прошли в конце июня – начале июля. 
 
«Текст пьесы следует британской традиции punch in the face и спровоцирован тем извращенным «театром» – политическим, военным, медийным – который мы ежедневно наблюдаем в новостях, – отметил режиссер. – Я бы назвал это театром жестокости. В свое время на него отреагировали британские драматурги, и вот теперь – новый виток внимания. Очевидно, эти проблемы были проговорены недостаточно, особенно в нашем обществе. Я считаю, нам нужно обсуждать их в «терапевтических» целях – чтобы освободиться и даже посмеяться над ними, ведь невозможно жить с таким грузом внутри».

Артисты разыгрывают несколько этюдов, в которых звучат как социальные темы (засилье госпропаганды на телевидении, митинги, информационная война), так и психологические – одиночество, равнодушие, деспотия, нелюбовь.

«На самом деле пьесы я ставлю нечасто, но эта, что называется, обожгла. Это «горячий» текст, работа с ним требует гиперусилий, но молчать невозможно, – считает Александровский. – В психологии есть такой термин «подавление». Это такой феномен, когда человек не работает с проблемой, а закапывает ее в себе. Проблема от этого никуда не исчезает, рано или поздно она вырывается наружу в какой-то изощренной форме. Поэтому лучше не дожидаться болезненного взрыва глубоко запрятанной проблемы, а говорить о ней сразу».

В жанре буффонады неутешительная действительность проявляется только четче и контрастней. Впрочем, клоунские костюмы, наводняющие сцену воздушные шары и цветные флажки намекают, что происходящее здесь не только страшно, но и дико смешно.

Спектакль начинается со свежих новостей – реальных и в то же время абсурдных, подчас анекдотических: «Глава Федерации мясников Франции попросил у полиции защиты от веганов», «Мужчина с татуировкой пистолета арестован за незаконное ношение оружия», «В буфете автовокзала в Рязанской области появилось объявление с требованием не массажировать пироги». По словам режиссера, новостная подборка меняется от спектакля к спектаклю – артисты читают то, что в последние часы появилось на лентах информационных агентств.

«Я предпочитаю работать с новым материалом и нередко пишу текст вместе с драматургом, – говорит Александровский. – Если и занимаюсь текстами прошлого, рассматриваю их так, чтобы рассказать о настоящем, потому что жить мне в этом мире и в этом времени. Театр – это мой исследовательский метод изучения нынешней жизни. Возможно поэтому мои планы не расписаны на три года вперед: мир меняется очень быстро, и мне интереснее реагировать на эти перемены здесь и сейчас».

Спектакль «Война еще не началась» стал первой премьерой «Практики» с того момента, как театр возглавил Дмитрий Брусникин, хотя идея постановки возникла еще в прошлом году:

«В рамках первой лаборатории мы провели читку и показ, – рассказал Александровский. – Метод, который я предлагал, был для ребят новым, необходимо было осваивать инструментарий. Поэтому после небольшого периода работы над материалом я пригласил остаться тех, кто хочет заниматься этим дальше. Вот таким демократичным способом сформировалась добровольная команда людей, готовых потратить на это свое время и усилия». В спектакле заняты Юрий Межевич, Пётр Скворцов, Алексей Любимов, Мария Крылова, Василий Буткевич, Анастасия Великородная, Дарья Ворохобко, Алексей Мартынов и Даниил Газизуллин.

По словам Семёна Александровского, открытых площадок, на которых независимые творческие группы могли бы представить свои эксперименты, сегодня катастрофически не хватает:

«Я почувствовал это еще три года назад, когда создавал свой Pop-up театр. На мой взгляд, вертикальная модель взаимоотношений государства и театра настолько нездорова, что нам необходимо создавать альтернативные горизонтальные модели, подключать общество. На самом деле на это я трачу больше всего сил, потому что говорить свободно в заведомо несвободной жесткой системе не всегда комфортно.

Как-то я прочитал, что за 2015 год анимационная студия Pixar заработала на продаже мультфильмов больше, чем Российская Федерация на продаже оружия. Этот пример говорит о том, что делать мультфильмы тупо выгоднее, чем автоматы. Когда это станет очевидно, люди будут делать больше мультфильмов и меньше автоматов.


Поэтому мне кажется, нужно расширять пространство горизонтальных связей, то есть, по сути, развивать гражданское общество. Не нужно ждать, когда оно возникнет само, нужно делать для этого все, что в твоих силах. В этом отношении у нас большой потенциал». 

В следующий раз постановку «Война еще не началась» сыграют осенью, однако сам театр будет открыт в течение всего лета. В июле здесь ожидается еще одна премьера – моноспектакль Алисы Гребенщиковой «Всё вокруг» в режиссуре Виктора Алфёрова по текстам современных авторов: Веры Полозковой, Михаила Чевега, Али Кудряшовой, Анны Русс, Анны Логвиновой, Даны Сидерос и Фёдора Сваровского.




  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Театр Елены Камбуровой готовит первую премьеру сезона

    Театр музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой продолжает «гастролировать» по Москве. Ремонт в здании театра на Большой Пироговской улице затянулся, и труппа вынуждена скитаться по разным площадках столицы. ...
  • Выходит в свет декабрьский «Театрал»

    На страницах первого зимнего номера (см. где купить и подписка) вы прочтете: - что Юлию Борисову всегда удивляло в театре; - о чем спорили Александр Ширвиндт и Иосиф Кобзон; - какие сюрпризы готовит «Звезда Театрала»-2018; - в чем загадка Галины Волчек: Павел Каплевич раскрывает секрет; - как Юрий Бутусов и Владимир Панков открыли нового драматурга; - в чем Виктор Ерофеев видит абсурд наших дней; - кто живет за ширмами Театра кукол им. ...
  • В Берлине появится филиал «Школы современной пьесы»

    «Школа современной пьесы» открывает филиал в Берлине. Начиная с 1 декабря московская труппа будет регулярно показывать спектакли на сцене Российского дома науки и культуры. Кроме того, планируются совместные постановки с участием российских и немецких артистов. ...
  • В Москве пройдет Большой детский фестиваль

    С 18 ноября по 4 декабря в Москве впервые пройдет Большой детский фестиваль. В его программе – спектакли и кинопоказы, круглые столы и лекции ведущих теоретиков и практиков театра. «Фестиваль родился из простой идеи: собрать лучшее, что делается для детей и юношества, и создать большой праздник, где можно было бы увидеть лучшие детские спектакли, кино- и анимационные фильмы, оперы и мюзиклы, ледовые и цирковые шоу. ...
Читайте также