Семён Александровский: «Делать мультфильмы выгоднее, чем автоматы»

 
«В последнее время мы живем в каком-то «обществе войны», и мне кажется, пьеса Михаила Дурненкова – некий ответ на это», – рассказал «Театралу» режиссер Семён Александровский. Вместе с артистами Мастерской Дмитрия Брусникина он выпустил в театре «Практика» постановку «Война еще не началась». Премьерные показы прошли в конце июня – начале июля. 
 
«Текст пьесы следует британской традиции punch in the face и спровоцирован тем извращенным «театром» – политическим, военным, медийным – который мы ежедневно наблюдаем в новостях, – отметил режиссер. – Я бы назвал это театром жестокости. В свое время на него отреагировали британские драматурги, и вот теперь – новый виток внимания. Очевидно, эти проблемы были проговорены недостаточно, особенно в нашем обществе. Я считаю, нам нужно обсуждать их в «терапевтических» целях – чтобы освободиться и даже посмеяться над ними, ведь невозможно жить с таким грузом внутри».

Артисты разыгрывают несколько этюдов, в которых звучат как социальные темы (засилье госпропаганды на телевидении, митинги, информационная война), так и психологические – одиночество, равнодушие, деспотия, нелюбовь.

«На самом деле пьесы я ставлю нечасто, но эта, что называется, обожгла. Это «горячий» текст, работа с ним требует гиперусилий, но молчать невозможно, – считает Александровский. – В психологии есть такой термин «подавление». Это такой феномен, когда человек не работает с проблемой, а закапывает ее в себе. Проблема от этого никуда не исчезает, рано или поздно она вырывается наружу в какой-то изощренной форме. Поэтому лучше не дожидаться болезненного взрыва глубоко запрятанной проблемы, а говорить о ней сразу».

В жанре буффонады неутешительная действительность проявляется только четче и контрастней. Впрочем, клоунские костюмы, наводняющие сцену воздушные шары и цветные флажки намекают, что происходящее здесь не только страшно, но и дико смешно.

Спектакль начинается со свежих новостей – реальных и в то же время абсурдных, подчас анекдотических: «Глава Федерации мясников Франции попросил у полиции защиты от веганов», «Мужчина с татуировкой пистолета арестован за незаконное ношение оружия», «В буфете автовокзала в Рязанской области появилось объявление с требованием не массажировать пироги». По словам режиссера, новостная подборка меняется от спектакля к спектаклю – артисты читают то, что в последние часы появилось на лентах информационных агентств.

«Я предпочитаю работать с новым материалом и нередко пишу текст вместе с драматургом, – говорит Александровский. – Если и занимаюсь текстами прошлого, рассматриваю их так, чтобы рассказать о настоящем, потому что жить мне в этом мире и в этом времени. Театр – это мой исследовательский метод изучения нынешней жизни. Возможно поэтому мои планы не расписаны на три года вперед: мир меняется очень быстро, и мне интереснее реагировать на эти перемены здесь и сейчас».

Спектакль «Война еще не началась» стал первой премьерой «Практики» с того момента, как театр возглавил Дмитрий Брусникин, хотя идея постановки возникла еще в прошлом году:

«В рамках первой лаборатории мы провели читку и показ, – рассказал Александровский. – Метод, который я предлагал, был для ребят новым, необходимо было осваивать инструментарий. Поэтому после небольшого периода работы над материалом я пригласил остаться тех, кто хочет заниматься этим дальше. Вот таким демократичным способом сформировалась добровольная команда людей, готовых потратить на это свое время и усилия». В спектакле заняты Юрий Межевич, Пётр Скворцов, Алексей Любимов, Мария Крылова, Василий Буткевич, Анастасия Великородная, Дарья Ворохобко, Алексей Мартынов и Даниил Газизуллин.

По словам Семёна Александровского, открытых площадок, на которых независимые творческие группы могли бы представить свои эксперименты, сегодня катастрофически не хватает:

«Я почувствовал это еще три года назад, когда создавал свой Pop-up театр. На мой взгляд, вертикальная модель взаимоотношений государства и театра настолько нездорова, что нам необходимо создавать альтернативные горизонтальные модели, подключать общество. На самом деле на это я трачу больше всего сил, потому что говорить свободно в заведомо несвободной жесткой системе не всегда комфортно.

Как-то я прочитал, что за 2015 год анимационная студия Pixar заработала на продаже мультфильмов больше, чем Российская Федерация на продаже оружия. Этот пример говорит о том, что делать мультфильмы тупо выгоднее, чем автоматы. Когда это станет очевидно, люди будут делать больше мультфильмов и меньше автоматов.


Поэтому мне кажется, нужно расширять пространство горизонтальных связей, то есть, по сути, развивать гражданское общество. Не нужно ждать, когда оно возникнет само, нужно делать для этого все, что в твоих силах. В этом отношении у нас большой потенциал». 

В следующий раз постановку «Война еще не началась» сыграют осенью, однако сам театр будет открыт в течение всего лета. В июле здесь ожидается еще одна премьера – моноспектакль Алисы Гребенщиковой «Всё вокруг» в режиссуре Виктора Алфёрова по текстам современных авторов: Веры Полозковой, Михаила Чевега, Али Кудряшовой, Анны Русс, Анны Логвиновой, Даны Сидерос и Фёдора Сваровского.



  • Нравится

Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «Монте-Кристо» возвращается в Москву

    Мюзикл «Монте-Кристо» возвращается на московскую сцену. Такой подарок его создатели решили сделать к 10-летию со дня премьеры спектакля, завоевавшего статус рекордсмена по продолжительности проката в России. Мюзикл будет идти каждый месяц в театре «Московская оперетта», начиная с 5 октября. ...
  • МАМТ объявил о новой программе одноактных балетов

    Три одноактных балета («Кончерто барокко», «Восковые крылья» и «Кайдановский») войдут в репертуар Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко в октябре. «Кончерто барокко» стало символом неоклассического стиля Баланчина. ...
  • Удачи и поражения

    «Театрал» по традиции попросил критиков и экспертов подвести итоги сезона, определив успехи, поражения и тенденции. Сегодня – слово Марине Шимадиной, обозревателю «Театрала». 1. В первую очередь хотелось бы отметить беспрецедентный случай с «Гоголь-центром», который весь сезон работает без своего художественного руководителя и, тем не менее, не падает духом и выпускает один спектакль за другим. ...
  • Егор Перегудов выпускает «Дон Жуана»

    Премьера бессмертной комедии Мольера в исполнении артистов «Сатирикона» состоится 24 июля на сцене «Планеты КВН». Дон Жуана играет Тимофей Трибунцев, в остальных ролях Константин Райкин, Агриппина Стеклова, Григорий Сиятвинда, Дарья Урсуляк и др. ...
Читайте также