«Мы встречаемся на сцене, а там не соврёшь»

Друзья и коллеги – о Лие Ахеджаковой

 
9 июля юбилей отмечает актриса, которая воспела нелегкую долю маленькой женщины в большой стране, и которая не боится вскрывать болезненные раны современности.
 
Евгений Миронов, художественный руководитель Театра наций, народный артист РФ:
– Для меня Лия Меджидовна прежде всего – очень разностороннее, необычное существо, которое находится в довольно маленьком теле, но при этом излучает огромное количество энергии, которой не только для актерской работы хватает сполна, но и остается еще очень много. Она очень избирательна в выборе ролей, несмотря на то, что находится в зрелом возрасте. Для актрис ее возраста написано не так много пьес, и она очень часто отказывается именно потому, что требовательно относится к своим ресурсам. Крайне избирательна и в темах для высказывания, и в пристрастиях к режиссерам. У нее очень хороший вкус: она четко отличает правду от фальши не только в искусстве, но и в жизни. Лия Меджидовна – совершенно неравнодушный человек. Я не знаю других, которые могут, как она, от какой-то новости завибрировать, позвонить в любое время суток. Тут же попадаешь в круг проблем, которые Лия Меджидовна так чутко – как антенна – ощущает. И сразу предлагает план действий.
Она очень скромная партнерша, несмотря на звездный статус. При всей популярности, безоговорочной любви публики, может на сцене уступить свое место партнеру, выставляет тебя вперед, освещает тебя для публики, оставаясь как бы в тени. И такое ее отношение вызывает огромную симпатию и благодарность. Я ощутил это, играя Фигаро. Как я ни старался вытянуть ее в свет, например, в наших дуэтах в спектакле, где она играла Марселину, она всячески подчеркивала, что она здесь не главная.

Я помню ее финальный монолог в спектакле «Circo Ambulante» Театра наций, который был очень связан с ее личной гражданской позицией. Она обращалась к людям от имени Дон Кихота – призывала, что бы они не боялись и были свободными. Такой пронзительной ноты я давно не помню в театре, когда не самый сильный голос в не самом крупном теле имел бы такую жизнеутверждающую силу. Это говорит о том, что перед нами большая актриса, хотя сама она всячески это отрицает и всегда выставляет вперед своих подруг, например Инну Михайловну Чурикову. Нет, это выдающаяся актриса, которая с каждым годом становится все мощнее. Для нее нет никаких преград – она очень смелый и свободный человек, я у нее учусь.
 
Ольга Дроздова, актриса «Современника», народная артистка РФ:
– Лия Ахеджакова – настоящая, честная, прикольная. Мне повезло поработать с ней в непростом спектакле Теннесси Уильямса «Предупреждение малым кораблям», который ставил в «Современнике» бродвейский режиссер Ричард Корли. Однажды на репетиции я убедилась, что это актриса, которая умеет ценить партнеров, не присваивая себе какие-то находки.

Дело в том, что одна сцена у нас долго не получалась. Я, Лия Меджидовна и наш партнер никак не могли понять, как друг с другом взаимодействовать. Не понимал этого и режиссер. И вдруг я предложила один пикантный ход – отнестись к партнеру более интимно, так сказать. Я не знаю почему, но она меня послушалась и мгновенно сделала определенную фривольность, что сразу придало сцене искомую глубину. Режиссёр стал кричать: «Браво, браво! Это гениальное решение. Лия Меджидовна, вы, как всегда, хулиганка, молодец!» И что вы думаете ответила Лия Меджидовна? Она сказала: «Это не я придумала. Это придумала Олька Дроздова!»

Не каждая актриса способна так легко отказаться от авторства удачной актерской находки. Я и прежде её любила, а после той репетиции еще и поняла, насколько она честна и открыта. Лия Меджидовна – гениальный импровизатор, от которого можно и получить. А учитывая, что рука у нее тяжелая, перспектива доимпровизироваться так, что она шарахнет по-настоящему и будешь ходить потом вся в синяках, вполне реальна. С Лией Меджидовной надо знать меру и быть осторожным.

В спектакле «Крутой маршрут» у нас совместная сцена: героиня Ахеджаковой вцепляется мне в волосы и тащит по сцене. Я каждый раз прижимаю её руки к своей голове, а она старается сделать это так, чтобы не причинить мне, как актрисе, боль. Сколько раз играли, но всякий раз на репетициях удивляется: «Я не понимаю, у тебя парик на голове или свои волосы?» – «Даже если это парик, хватайте, не щадите. Не бойтесь быть настоящей», – убеждаю я ее.  

В Лие Меджидовне нет ничего такого, что меня бы раздражало. В нашем театре все обладают чувством повышенной справедливости, у нас своя политика, свой правитель, свой монарх, на этих принципах мы здесь живём, а кто и что делает на стороне, меня, честно говоря, не очень интересует. Мы встречаемся на сцене, а там не соврёшь. И зрителя обмануть трудно, потому что наш зритель достаточно подкован.

Рядом с Лией Меджидовной очень трудно врать, она – лакмусовая бумажка. Наверное, именно это чувствуют в ней люди, когда она выходит за пределы театра. Трудно совместить и сопоставить актрису Лию Ахеджакову, трогательную смешную маленькую девочку, с тем, что она серьёзный, взрослый и безгранично честный человек.

О ее возрасте я обычно нагло и по-хамски забываю, отношусь как к ровеснице. Да и она ведет себя так же. Например, когда видит меня без мужа, то относится ко мне замечательно, а когда я рядом с ним, то… немножко ревнует. Мы не раз шутили на эту тему.

Когда-то мне довелось побывать у нее в гостях на даче, где нас с Леной Майоровой принимал Меджид Салехович, замечательный актер, безгранично талантливый человек.

Мы с Леной всю ночь спорили по поводу «Трёх сестёр», а Лия Ахеджакова периодически выскакивала со словами: «Ну, что вы орёте?» А мы сидели на так называемой палубе – террасе, выходящей в лес, и болтали. Я тогда уже играла в «Трех сестрах», а Лена только репетировала с Ефремовым, и я ей «продавала» свои мульки. Спустя короткое время, мы ударились в рассуждения об искусстве, о жизни, о Станиславском, о Волчек, о Ефремове и в этом полёте общения провели ночь на «палубе». На утро нам было, естественно, трудновато, и тут Меджид Салехович принес арбуз, от каждого куска которого после продолжительной ночи нам становилось все лучше и лучше.
«Какой удивительный арбуз, он просто вернул нас к жизни», – сказала я. На что Лия Меджидовна ответила: «Конечно, папа шприцем туда вам водочки навводил!» И с этими словами отправилась его ругать. Вот такая у нас была трогательная история.

Кстати, мы с ней почти родственницы, она – адыгейка, а моя прабабушка черкешенка. Наши предки, вероятно, жили по-соседству. Наверное, именно поэтому нам так легко и приятно работать вместе.

Я знаю, что в Лию Ахеджакову до сих пор влюбляются красивые молодые мужчины, а это значит, что возраст над ней не властен. В день юбилея хочу пожелать только одного – побольше ролей и хороших партнеров.
 
Генри Резник, заслуженный юрист РФ:
– Радостно поздравлять Лию Ахеджакову не только как любимую миллионами актрису, но и как поборницу свободы и достоинства личности. Как важно, что голос в защиту прав человека подаёт получивший всенародную любовь творец, которому верят, которым восхищаются, который способен увлечь на путь правды и справедливости. Преклоняюсь!
 
«Театрал» присоединяется к поздравлениям и желает новых ролей, побольше поводов для радости и долгих лет жизни!

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «Куда ни глянь, везде одна глупость»

    Для переезда в историческое здание на Чистых прудах «Современник» готовит премьеру спектакля «Дюма» по пьесе Ивана Охлобыстина. Этот материал предложил для постановки Михаил Ефремов, который сам при этом выступит режиссером. ...
  • «Не всё что делается, мне понятно…»

    2019 год станет в России Годом театра. Практика этих посвящений нравится не всем, скептики есть всегда. Мне приходится довольно много летать, и в самолетах я слышу, помимо привычных слов о погоде и температуре за бортом: «Этот год указом президента Российской Федерации объявлен Годом кино», например. ...
  • «Роли находят меня быстрее, чем я их»

    Вечером в субботу, 27 октября, в Театре Пушкина состоится премьера Анатолия Шульева «Гедда Габлер». Классический сюжет Генрика Ибсена рассказывает о дочери генерала, жизнь которой резко изменилась со смертью отца. ...
  • Мария Ревякина: «Мы продали 4500 билетов за короткий срок»

    От чего зависит успех театра? От громких премьер? От оригинальности художественной программы? От наличия в труппе звездных имен? От удобного местоположения? Можно перечислить и множество других слагаемых, но есть еще один немаловажный аспект: любой спектакль, как творческий продукт, должен найти своего потребителя. ...
Читайте также