В детском мире

Опыт работы театрального педагога

 
Как найти подход к юным артистам и почему каждому ребенку нужен взрослый друг, нам рассказала организатор международного фестиваля «Balagan Fest» и руководитель русскоязычного театра «Балаганчик» в Турине Ольга Калениченко.
 
– Ольга, хочу задать провокационный вопрос. Зачем вообще нужен детский театр? Ведь большинство твоих артистов вряд ли когда-нибудь станут профессиональными актерами.
– Детский театр – это особый способ существования ребенка, особый ракурс восприятия жизни. Юные артисты, может, и не станут профессиональными актерами, но дети, которые занимаются театром, приобретают навыки, которые еще не раз им пригодятся: держать себя на людях, открыто вести диалог, чувствовать другого человека, смотреть друг другу в глаза... Сейчас этого не умеют многие взрослые люди.
 
По-моему, это хорошо, когда у ребенка есть место, куда он может прийти поучаствовать в игре, которую организует взрослый человек. А театр – это и есть игра. Игра на сцене по определенным правилам, разыгрывание различных ситуаций – детям это безумно нравится. Кроме того, в театре дети могут получить впечатления, которые не испытаешь в обычной жизни. Где еще можно побыть настоящим рыцарем или появиться в роскошном платье? А на сцене возможно все.
 
Кроме того, на сцене ребенок чувствует свою причастность к чему-то важному. Ощутив в детском возрасте свою собственную значимость, человек запомнит это ощущение и сможет ориентироваться на него в будущем.
 
– А как же изучение языка? Мне всегда казалось, что одна из основных функций русского театра за рубежом – популяризация русской культуры.
– Так и есть. Помимо всего, что было сказано раньше, здесь дети учатся говорить и думать на русском. В театре ребенок не просто произносит слова, но и начинает чувствовать на этом языке. Чтобы роль удалась, он должен пропустить через себя много ощущений, и с каждым сыгранным спектакль у него увеличивается опыт эмоциональных переживаний на русском языке.
 
– Не самая простая задача – научить ребенка думать и чувствовать на иностранном языке. Наверное, такая педагогическая работа имеет свою специфику…
– Как и вообще работа с детьми. Во-первых, педагог должен не просто быть терпелив, но и уметь посмотреть на ситуацию глазами ребенка, поставить себя на его место. Почему ученик не понимает, почему так себя ведет, почему ему скучно? Во-вторых, педагог должен быть сильной личностью – за другим дети не пойдут. В-третьих, педагог – это человек, который готов на все, что потребуется, в процессе работы с детьми – ползать, бегать, играть вместе с ними. Погружение и перевоплощение в ребенка – один из основных факторов успешной работы.
 
Иногда детям сложно разделять реальность и театр – юный артист не всегда успевает выйти из роли. Сделать так, чтобы дети научились разграничивать две эти действительности, непросто. Но есть в работе с детьми и много плюсов, которые окупают все усилия. Видеть счастливые лица актеров после выступления – дорогого стоит. Кроме того, работа с детьми – это удивительно омолаживающий процесс. Даже если я прихожу в театр уставшей, по окончании репетиции чувствую себя совершенно другим человеком – энергетическая отдача от детей невероятная.
 
– В какой мере, по твоему мнению, в детском театре нужна дисциплина? Сейчас многие режиссеры приходят к тому, что создание спектакля с юными артистами или студентами – это процесс сотворчества, а при слишком жесткой дисциплине такое невозможно.
– Некоторые из «шалостей» моих артистов на репетициях я действительно включаю в постановку – это и есть, на мой взгляд, живой театр. Тем не менее, дисциплина в театре обязательна, хотя общение с детьми при этом может быть совершенно неформальным, но педагога все равно должны слушаться. Наблюдая за разными театральными коллективами на фестивалях, я заметила, что у каждого художественного руководителя свой метод работы с детьми.
 
Лично я достаточно строгий педагог. При этом нужно уметь находить время и на то, чтобы пошутить, посмеяться вместе с артистами. Чтобы дети знали, что я им друг, а не только учитель. Я думаю, каждый ребенок нуждается во взрослом друге, с которым можно посоветоваться, поделиться, но далеко не у всех складываются такие взаимоотношения с родителями. При этом между педагогом и учениками все равно должна сохраняться дистанция, иначе ничего не получится.
 
– Найти такой баланс в отношениях и придерживаться его должно быть непросто…
Самое главное – об этом помнить. Как и помнить о том, что юные артисты заслуживают не меньшего уважения, чем взрослые. Так даже если педагогу пришлось повысить голос, он должен обязательно объяснить, почему он это сделал.
 
Возвращаясь к дисциплине в театре… Мне кажется, нигде нет такой дисциплины, как в театре. Ребенок не может прийти на репетицию не вовремя или с невыученными словами, не может забыть костюм, потому что этим он подведет весь коллектив. За каждым артистом стоит огромный процесс, и дети постепенно привыкают к этой ответственности, воспитать которую без дисциплины невозможно.
 
Когда баланс в отношениях между педагогом и детьми найден, когда правила становятся нормой, можно заниматься творчеством, ни на что не отвлекаясь. В результате дети получают радость от проделанной работы, особенно когда видят плоды своих трудов. Невозможно передать словами те чувства, которые испытывают маленькие актеры, когда после спектакля им аплодирует зал, зрители говорят слова благодарности и выражают свое восхищение. В итоге дети и родители понимают, что их усилия были не напрасны, и им хочется продолжения, новых постановок и перевоплощений. Хочется снова творить и дарить волшебство.
 
Справка: Ольга Калениченко окончила Харьковский университет искусств им. Котляревского, играла в труппе Харьковского драматического театра. В 2007 году переехала в Италию, а в 2010 основала в Турине русскоязычный театр «Балаганчик». За 8 лет детская театральная студия выросла в культурную итало-русскую ассоциацию DIVO. По словам Ольги, «сейчас в театре играют ”дети” от 2 до 50 лет».
 
В 2015 году «Балаганчик» стал лауреатом «Звезды Театрала» в номинации «Лучший русский театр за рубежом». После церемонии вручения премии Ольга Калениченко обратилась в СТД и результат превзошел ее ожидания: «Балаганчик» не только смог приехать на гастроли в Москву, но и посетить мастер-классы педагогов по речи и сценическому мастерству.
 
Театр является организатором Международного детско-юношеского фестиваля «Balagan Fest», который состоялся в Турине в начале июня. С каждым годом смотр, который проводится уже в шестой раз, расширяет свою географию. В этом году в фестивале приняли участие русскоязычные коллективы из 5 стран, а в рамках внеконкурсной программы были представлены не только детские, но и взрослые театры.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Пермская опера станет директорским театром

    Пермский театр оперы и балета им. Чайковского после ухода с должности художественного руководителя Теодора Курентзиса перейдет на новую – директорскую – модель управления, согласно которой генеральный директор будет не только руководить хозяйственной деятельностью, но и заниматься определением художественной стратегии театра. ...
  • Скончалась актриса Театра армии Ольга Вяликова

    Актриса ЦАТРА Ольга Вяликова скончалась в понедельник, 15 июля на 66-м году жизни. О скоропостижной утрате сообщила пресс-служба театра. «Ольга Петровна работала в нашем театре с 1980 года. С 1993 по 1995 гг. была занята в знаменитой постановке «Орестея» выдающегося немецкого режиссера Петера Штайна», - говорится в некрологе. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Ушла из жизни Джемма Осмоловская

    Актриса театра и кино Джемма Осмоловская скончалась в понедельник, 15 июля, после продолжительной болезни на 81-м году жизни. Об этом сообщает пресс-служба РАМТа, в котором актриса работала с 1964 года (была принята в труппу сразу по окончании Школы-студии МХАТ). ...
Читайте также


Читайте также

  • Камерный театр Покровского ищет детей для участия в спектаклях

    Администрация Камерного музыкального театра им. Бориса Покровского объявила прием в детскую группу для обучения различным навыкам, необходимым при работе в спектаклях: «Сервилия», «Чиполлино», «Петя и волк», «Джанни Скикки», «Воскрешение Лазаря» и «Черевички». ...
  • Парк детского периода

    В последнее время многие театры стали создавать на своей базе зрительские семейные клубы и детские студии, где профессионалы занимаются с детьми сценической речью и движением, созданием кукол и вокалом, готовят ребят к участию в спектаклях театра и даже к дальнейшему поступлению в творческие вузы. ...
  • В детском мире

    Как найти подход к юным артистам и почему каждому ребенку нужен взрослый друг, нам рассказала организатор международного фестиваля «Balagan Fest» и руководитель русскоязычного театра «Балаганчик» в Турине Ольга Калениченко. ...
  • Театр Райхельгауза объявил набор в «Школу игрового театра»

    На сезон 2017-2018 «Школа современной пьесы» под руководством Иосифа Райхельгауза объявила набор детей от 5 до 15 лет в детскую театральную студию.   Как сообщается на сайте театра, занятия в старших группах проходят 2 раза в неделю по 3 часа, общий учебный курс составляет 24 часа в месяц, начинаются в сентябре (прослушивания) и заканчиваются в мае. ...
Читайте также