Чайковский без патетики

 
В Москву приехал известнейший немецкий дирижер Курт Мазур. Руководитель Национального оркестра Франции дал два концерта совместно с Большим симфоническим оркестром имени П.И.Чайковского. Мазур дирижировал наизусть, без партитуры, и это придало максимальную свободу и цельность исполняемой музыке.
Мазур хорошо известен российским меломанам по многочисленным записям с Лейпцигским оркестром «Гевандхауз», который он возглавлял в 1970–80 годы. Будучи действительно незаурядной творческой личностью, он сумел перешагнуть границы Восточной Европы и получить заслуженное признание, возглавляя такие престижные коллективы, как Нью-Йоркский филармонический оркестр (1991–2002), и ныне Национальный оркестр Франции.

В этот раз представилась возможность услышать Мазура и как ансамблиста, и как исполнителя крупных полотен отечественных композиторов. В первый вечер он аккомпанировал Елизавете Леонской – нашей соотечественнице, ныне живущей в Вене, которая исполнила Второй фортепианный концерт Брамса. Это сочинение требует от исполнителей большого дыхания, темперамента, широкого эмоционального диапазона. И, несомненно, брамсовская сумрачная лирика и мужественная патетика оказались близки этим музыкантам. Даже непредвиденные расхождения оркестра и солистки (к примеру, в конце второй части концерта) не смогли нарушить целостного впечатления от красоты и гармонии этого исполнения.

В следующий вечер Наталия Гутман солировала в знаменитом Виолончельном концерте Дворжака, произведении, которое является визитной карточкой многих выдающихся виолончелистов. Не стало исключением исполнение Н.Гутман. Она играла в присущей ей энергичной, мужественной манере, которая была поддержана музыкантами БСО. Порадовала и духовая группа, уверенно преодолевшая все «подводные камни» этой партитуры.

Если попытаться передать впечатление от дирижерской манеры Мазура, то, думается, ее главное качество – умение раскрепостить оркестр, раскрыть его звуковой потенциал. Замечательные солисты оркестра получили возможность продемонстрировать свои виртуозные и музыкантские качества. Особенно много поводов для этого было в Первой симфонии Шостаковича, чья ткань соткана из сольных высказываний духовых, первой скрипки.

Еще одна подробность: Мазур дирижировал наизусть, без партитуры, что позволяет обрести максимальную свободу и придать цельность исполняемой музыке. Именно так получилось в Шестой симфонии П.Чайковского. Прямо скажем, что зарубежные дирижеры редко осмеливаются играть это бессмертное произведение на родине композитора. Слишком уж много штампов сложилось вокруг «Патетической», преодолеть которые не всегда под силу даже прославленным маэстро.

К.Мазур представил убедительную и прекрасно воплощенную интерпретацию последней симфонии Чайковского. Он подчеркнул не траурный, а инфернально-сказочный подтекст музыки, приблизив ее к «Щелкунчику» и «Спящей красавице». Особенно это было слышно в средних частях – вальсе и скерцо, прозвучавших элегантно и непринужденно, почти по-балетному. Конечно, совершенно невозможно избежать трагических моментов первой и последней частей. Но и здесь Мазур постарался быть предельно сдержанным: никаких душераздирающих интонаций, единый темп движения, без преувеличений, которыми отличались трактовки прежних лет некоторых отечественных дирижеров.

Зато тем впечатляюще вышла знаменитая кода Финала: Мазур вывел на первый план звучание низких струнных, и было ощущение постепенного нисхождения в бездну, из которой нет возврата.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончался актер Андрей Харитонов

    Известный актер театра и кино Андрей Харитонов скончался в воскресенье, 23 июня, на 60-м году жизни, похоронят актера в Киеве.   «Андрея сегодня не стало… Ушел из жизни всеми любимый, талантливый и необыкновенно красивый человек. ...
  • Театр кукол им. Образцова просит о помощи

    В редакцию «Театрала» поступило письмо от коллектива Театра кукол им. Образцова: - Дорогие друзья, 12 июня в 14.30, в День России, куклы Театра Образцова вместе с коллективом выходят на улицу. Под символом нашего театра, под знаменитыми часами мы собираемся записать театрализованное обращение на горячую линию президента. ...
  • «Это назначение грозит гибелью»

    В День России, 12 июня, коллектив Центрального театра кукол им. Образцова вышел на улицу, чтобы выразить своего рода протест против назначения заместителем директора ГЦТК Юрия Шерлинга, из-за которого, по, словам артистов, в театре сложилась «нездоровая обстановка», обусловленная «угрозами увольнения» и «обвинениями в некомпетентности». ...
  • Умер Франко Дзеффирелли

    Итальянский режиссер Франко Дзеффирелли ушел из жизни в возрасте 96 лет. Об этом сообщил мэр Флоренции Дарио Нарделла. «Я хотел, чтобы этот день никогда не наступил, – написал Нарделла в своем блоге в Twitter. – Франко Дзеффирели ушел сегодня утром». ...
Читайте также


Читайте также

  • Теодор Курентзис произвел в Лондоне фурор

    В субботу, 28 июля оркестр MusicAeterna под управлением Теодора Курентзиса выступил на фестивале BBC Proms в лондонском Альберт-холле, где исполнил Вторую и Пятую симфонии Бетховена. Концерт транслировался в прямом эфире на сайте радиостанции BBC. ...
  • Нетребко с Эйвазовым не приехали на выступление с Мариинским

    Мариинский театр под руководством своего худрука Валерия Гергиева принимает участие в традиционном Летнем фестивале в Баден-Бадене, который проходит с 7 по 23 июля.   Выступления Мариинского театра завершают музыкальный фестиваль на сцене одного из крупнейших концертных залов Европы. ...
  • В Берлине ставят оперу на текст Сорокина

    Берлинская государственная опера в предстоящем театральном сезоне 2018/2019 представит мировую премьеру оперы швейцарско-австрийского композитора Беата Фуррера Violetter Schnee («Фиолетовый снег») на основе текста Владимира Сорокина. ...
  • Пласидо Доминго выступит в Мариинском театре

    Выступления испанского оперного певца Пласидо Доминго состоятся на Новой сцене и в Концертном зале Мариинского театра 6 и 7 июля. Артист выйдет на сцену не только в качестве исполнителя, но и дирижера, сообщает пресс-служба. ...
Читайте также