«Спектакли – лучшая память об Олеге Павловиче»

«Табакерка» завершает сезон серией премьер

 
Московский театр Олега Табакова завершает сезон чередой премьер: 25 июня в последний раз в этом сезоне состоится спектакль Евгения Писарева «Кинастон», 30 июня – «Разговоры после…» Данила Чащина, а 1 июля – «Ловушка для наследника» Николая Дручека. Остальные премьеры зрители смогут увидеть теперь уже осенью. Это постановка Алены Лаптевой и Янины Колесниченко «Ночи Кабирии», а также новая работа Александра Марина «Малгил» по произведениям Даниила Хармса.

«Малгил» стал первой премьерой «Табакерки», вышедшей уже без ее создателя и бессменного художественного руководителя Олега Табакова. О том, как рождался спектакль, «Театрал» поговорил с режиссером.

– Александр, вы ставили Хармса не раз. Почему хочется снова и снова к нему возвращаться?
– Так случилось, что предыдущие постановки выходили на английском языке (я делал их не в России), но как бы ни был хорош перевод, передать в нем всю музыкальность, поэтику, а иногда и смысл текстов Хармса невозможно. Всего этого можно достичь сценическими средствами, но это уже другая история. Поэтому я давно мечтал поставить Хармса на русском.

– Чем вам интересен этот автор?
– Любовь, смерть, страстное желание жизни – эти мотивы постоянно существуют в каждом из нас. Все они присутствуют у Хармса точно так же, как, скажем, и у Чехова. По сути, хармсовский «человек, проходящий сквозь стены» символизирует ровно то же, что и чеховский дядя Ваня – талант и невозможность его применить, неспособность найти свою нишу в жизни. Однако Чехов раскрывает своего героя на протяжении четырех актов, а Хармс излагает всего на одной странице. Такая до предела сжатая форма требует расшифровки. Нужно искать внутреннюю историю персонажа, чтобы понять события, которые с ним происходят. И это самое интересное в профессии – актерской и режиссерской. Очевидно, что ставить Хармсу в вину логические нестыковки – это путь в никуда. Работа над таким текстом – огромный вызов, особенно для молодых артистов.

– Какую роль сыграло то, что вы делали спектакль с молодой командой?
– Ну, все-таки в нем занято и несколько взрослых, опытных актеров, которые, кстати, очень многое привнесли. Хотя основную часть действительно составляет молодежь. Мне кажется, для данного спектакля это как раз нужный баланс, потому что молодежь более открыта к альтернативному взгляду на мир. Некоторые вещи можно объяснить только на каком-то физическом, чувственном уровне, а они это лучше схватывают. Я думаю это потому, что их мышление ближе к детскому, а чем непосредственнее наше восприятие, тем глубже мы понимаем то, что принято называть литературой абсурда. По крайней мере, когда моему сыну было лет семь, для него не существовало ничего более захватывающего, чем рассказы Хармса. Он и смеялся, и плакал, так они его увлекали. Ребята многое предлагали, и тот факт, что их можно было повести за собой в совершенно нетрадиционные направления, конечно, подкупал и помогал.

Работа вышла уже без Олега Павловича…
– Да, к сожалению, на этот раз он не мог помочь мне так, как помогал обычно, и я действительно крайне нуждался в его критических замечаниях. Прекрасно, когда рядом человек, который говорит вещи, которых ты не знаешь или не понимаешь до конца. Тем не менее, он эту идею успел одобрить. Я сказал ему о ней на сборе труппы в начале сезона. Он прочел текст и дал на него хорошую рецензию. Мы, правда, не договорились, на какой сцене будем ставить. То, что это будет на Чаплыгина, стало ясно уже потом, когда мы поняли, что нам больше подходит камерное пространство.

Абсолютное большинство людей в труппе – ученики Табакова, те, кто непосредственно воспитывался на его идеях, поэтому соизмерить утрату невозможно ни с чем. Но театр должен жить, и не только потому, что живы мы сами, но и в память об этом человеке. Невозможно, чтобы умерли принципы, которые он закладывал в свой театр с самого начала. Мне кажется, наши спектакли, наша работа – это, в общем-то, лучшее, что мы можем сделать в память о нем.

Справка

Александр Марин – актер и режиссер, выпускник ГИТИСа (курс Олега Табакова). Сразу после окончания университета начал работать в тогда еще официально не открывшейся студии на Чаплыгина, стоял у истоков «Табакерки», участвуя в спектаклях не только как актер, но и как ассистент Табакова. Сыграл в театре несколько десятков ролей, в том числе главные роли в знаковых спектаклях «Затоваренная бочкотара» и «Ревизор». Режиссурой занимается с 1992 года («Идиот», «Провинциальные анекдоты», «Песочный человек», «Эмма», «Три сестры», «Мадонна с цветком», «Буря. Вариации», «Безымянная звезда» и др.). Много лет ставит спектакли в разных странах мира, в том числе в Канаде, где является педагогом Национальной театральной школы и руководителем театра «Deuxieme Realite». В 2015 году после двадцатилетнего перерыва вернулся на сцену «Табакерки» в качестве актера (спектакль «Буря. Вариации»).

Даниил Хармс (настоящее имя: Даниил Ювачёв) – писатель-абсурдист, один из основателей литературного объединения ОБЭРИУ («Объединение реального искусства»), пропагандировавшего гротеск и алогизм и выступавшего за отказ от традиционных форм искусства. Среди наиболее известных произведений: цикл рассказов «Случаи», повесть «Старуха», пьеса «Елизавета Бам». Сотрудничал с детскими журналами. «Взрослые» произведения Хармса почти не публиковались при жизни автора. Впервые арестован в 1931, второй арест – в 1941-м году. Чтобы избежать расстрела, симулировал сумасшествие. Погиб в блокаду, 2 февраля 1942 года, в психиатрическом отделении больницы при тюрьме «Кресты». Реабилитирован в 1960-м. Архив писателя удалось спасти благодаря усилиям философа и литературоведа Якова Друскина и второй жены Хармса Марины Малич.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Римас Туминас: «Все хотят счастья, а его нет»

    В эти дни в Китае продолжаются гастроли Театра им. Вахтангова со спектаклем Римаса Туминаса «Евгений Онегин». Позади семь спектаклей в Гуанчжоу и Шанхае. Недавно труппа переехала в Пекин, где с 16 по 19 мая «Евгений Онегин» пройдет еще четыре раза. ...
  • Прощай, Расстрига!

    Не стало Сергея Доренко. Ужасная и шокирующая весть пришла 9 мая, в самый разгар гуляний, когда, казалось, ничего плохого просто не могло случиться. Но случилось. Погиб Доренко. Поверить в это было невозможно. Верить не хотелось. ...
  • «Смоленск может лишиться единственного театра»

    На базе Смоленского драматического театра им. Грибоедова планируют создать филиал Мариинского театра. Об этом заявил губернатор Алексей Островский на встрече с Валерием Гергиевым.  «Театрал» дозвонился директору театра Людмиле Судовской, но она отказалась что-либо комментировать по поводу данной инициативы. ...
  • Принят закон, отменяющий театральные билеты

    С 1 июля театры начнут продавать билеты по новым правилам: вместо билета зрителю будет выдаваться кассовый чек. Об этом в понедельник, 29 апреля, сообщил на встрече «Директорской ложи» московских театров заместитель главы столичного Департамента культуры Леонид Ошарин. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Смоленск может лишиться единственного театра»

    На базе Смоленского драматического театра им. Грибоедова планируют создать филиал Мариинского театра. Об этом заявил губернатор Алексей Островский на встрече с Валерием Гергиевым.  «Театрал» дозвонился директору театра Людмиле Судовской, но она отказалась что-либо комментировать по поводу данной инициативы. ...
  • Антон Яковлев прокомментировал конфликт с Самбурской

    Режиссер Антон Яковлев, автор премьерного спектакля «Макбет» в Театре на Малой Бронной, назвал заявление Настасьи Самбурской об уходе из театра «нелепой интригой». Напомним, вечером 7 мая актриса написала в своем Instagram о том, что больше не вернется в Театр на Малой Бронной, сославшись на непонимание со стороны дирекции и режиссера Антона Яковлева. ...
  • «Могли бы посоветоваться с театром»

    В театральном сообществе продолжается спор, вызванный внезапным назначением на должность директора Театра кукол им. Образцова Владимира Бакулева, профессионального спортсмена, теннисиста, экс-президента МФК «Норильский никель», возглавлявшего, правда, в 2012-2013 гг. ...
  • «Никто не советовался ни со мной, ни с труппой»

    В театральном сообществе продолжается спор, вызванный внезапным назначением на должность директора Центрального театра кукол им. Образцова Владимира Бакулева, профессионального  спортсмена, теннисиста, экс-президента МФК «Норильский никель», возглавлявшего, правда, в 2012-2013 гг. ...
Читайте также